Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по математике (далее - Рабочая программа) - это образовательная программа, адаптированная для категории обучающихся 4 класса государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы и на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой ( Москва «Просвещение» 2011 года).
Учебник: Т.В. Алышева, И.М. Яковлева, «Математика» 4 класс. - М.: Просвещение, 2018. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях.
Программа составлена на ______ учебный год и рассчитана на 136 часов, в том числе на контрольные и проверочные работы.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Адаптированной основной образовательной программе школы, и включает все темы, предусмотренные АООП по математике. Данный предмет «математика» входит в образовательную область «Математика» и соответствует учебному плану ГКОУ «МОЦО №2».
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Данная Рабочая программа позволяет:
учитывать их возрастные, типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности;
адаптировать содержание учебного материала, выделить необходимый и достаточный для освоения умственно отсталым ребенком 4 класса математический материал для освоения;
определить содержание, объем, порядок изучения математики с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся 4 класса.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В 4классе необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Овладение учащимися этим предметом по единой программе, учитывающей дифференцированный подход к различным группам детей, представляет собой одну из главных задач обучения математики.
Данная Рабочая программа разработана с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом в рамках учебного курса : «математика». Так же программа ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Программа носит практическую направленность, тесно связана с другими учебными предметами, основами безопасности жизнедеятельности, здоровым образом жизни, жизнью, готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Основная цель обучения математике – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе ( готовить к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками).
Целью программы обучения является- расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи программы обучения:
· формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
· повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
· воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
· формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
· формирование и развитие речи учащихся;
· коррекция нарушений психофизического развития детей.
· воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Данная программа ориентирована на состав 4-го класса. В классе обучаются____ человека, из них __ учащихся усваивают учебный материал во II среднем уровне, ___обучающихся- во II низком уровне. Распределение учебного материала представлено с учетом познавательных возможностей учащихся и с опорой на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика класса.
При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в обучении математике.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· коррекция познавательной деятельности;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
· обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях.
В коррекционной работе большое значение придается развитию познавательной деятельности, а для этого необходимо развивать психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным, организовывать и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность ребенка.
Методы, используемые для коррекции познавательной сферы обучающихся:
· Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого.
· Коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения).
· Совершенствовать правильность формулировок математических понятий.
· Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.
· Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.
Содержание образовательной программы
Нумерация. Разряды единиц, десятков, сотен. Разрядная таюлица. Сравнение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы. Знакомство с микрокалькулятором. Умение отложить любое число в пределах 100 на микрокалькуляторе.
Единицы измерения и их соотношения. Единица измерения длины: миллиметр. Обозначение: 1мм. Соотношение: 1см=10мм.
Единица измерения массы: центнер. Обозначение: 1ц. Соотношение 1ц=100 кг.
Единица измерения времени: секунда. Обозначение: 1сек. Соотношение: 1 мин.=60 сек. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5ч 18мин, без 13 мин 6 ч).
Числа полученные при измерении двумя мерами. Преобразования чисел, полученных при измерении двумя мерами ( 1см 5мм=15мм=1см 5мм). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: 60см+40см=100см=1м, 1м-60см=40см.
Арифметические действия. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Проверка действий сложения и вычитания обратным действием. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого).
Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью микрокалькулятора.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Деление по содержанию. Деление с остатком. Называние компонентов умножения и деления ( в речи учителя).
Умножение 0, 1, 10. Умножение на 0, 1, 10. Правило умножения 0, 1, 10.
Доли. Понятие доли как части предмета и целого числа: половина, четверть, пятая доли и т.д. Нахождение второй, третьей доли и т.д., части предмета и числа.
Арифметические задачи. Простые арифметические задачи: на деление содержания; на зависимость между стоимостью, ценой, количеством ( все случаи); на нахождение неизвестного слагаемого; на нахождение одной доли числа. Задачи в два арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал. Сложение и вычитание отрезков.
Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита.
Кривые, ломаные линии: замкнутые, незамкнутые. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной линии и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур ( пересечение, точки пересечения).
Диаметр. Построение окружности заданного диаметра. Деление окружности на 2,4 равные части.
Названия сторон прямоугольника: основания ( верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), смежные стороны. Длина и ширина прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон с помощью чертежного угольника.
Рекомендуемые практические упражнения. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Иллюстрация с помощью раздаточного материала («бруски», «кубики», магнитные полосы « десятки», «единицы», квадрат «Сотня», таблица «Сотня»).
Экскурсия в магазины ( в том числе в супермаркеты). Оплата покупки. Кассовый чек. Проверка правильности оплаты покупки с помощью калькулятора.
Определение стоимости и массы нескольких одинаковых товаров.
Пришкольный участок. Измерение длины и ширины игровой и спортивных площадок, клумб, расстояния между посадками ( деревья, кустарники).
Часы – электронные и механические. Определение времени по часам. Установка будильника.
Сотовый телефон. Работа с органайзером – календарь, время; с приложениями – таймер, секундомер, будильник. Установка даты, времени и др.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
· учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
· развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Выпускник получит возможность для формирования:
· чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· осознания роли своей страны в мировом развитии, уважительного отношения к семейным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;
· целостного восприятия окружающего мира;
· развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий;
· рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
· навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
· установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
Выпускник получат возможность научиться:
· формулировать и удерживать учебную задачу;
· ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
· применять установленные правила в планировании способа решения;
· выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· составлять план и последовательность действий;
· выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· различать способ и результат действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
· адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
· устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
· концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение по заданным критериям;
· устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получат возможность научиться:
· с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель;
· использовать общие приёмы решения задач;
· с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
· с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
· с помощью учителя ставить и формулировать проблемы;
· с помощью учителя создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
· с помощью учителя создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· поиску и выделению необходимой информации из различных источников;
· связей, построению суждений, обобщению.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Выпускник получит возможность научиться:
ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· строить монологичное высказывание;
· слушать собеседника;
· определять общую цель и пути ее достижения;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
· разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
· знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
· знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
· понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);
· знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
· понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
· знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
· знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
· выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
· знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
· различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
· пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
· определение времени по часам (одним способом);
· решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
· решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
· различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
· узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
· знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
· различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
· знание числового ряда 1-100 в прямом и обратном порядке;
· счет, присчитыванием, отсчитываем по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
· откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
· знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
· понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий;
· знание способов чтения и записи каждого вида деления;
· знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;
· правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
· понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
· знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
· знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
· выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
· знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
· различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
· знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
· определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
· решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач ;
· краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
· различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
· узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
· знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
· вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.
Учебно-тематический план:
раздел |
Краткое содержание раздела |
кол- во часов |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
Сотня. Сложение и вычитание без перехода через разряд.. |
1.Нумерация.
|
6 |
Знать устную и письм. нумерацию чисел в пределах 100. Уметь заменять десятки на единицы, единицы на десятки; сотни на дес. и единицы. Знать образование и обозначение чисел, состоящих из сотен, десятков, единиц. Уметь заменять в виде суммы разрядных слагаемых. Знать приёмы сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд. Знать смысл арифметических действий умножения и деления; таблицы умножения и деления числа 2,переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления; единицы измерения времени, стоимости, длины, массы. |
2.Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.
|
9 |
||
3. Умножение и деление. |
8 |
||
|
|||
Сотня. Сложение и вычитание с переходом через разряд. |
1. Сложение с переходом через разряд ( устные вычисления). |
12 |
Знать нумерации в пределах 100. Знать вычислительный приём сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. Знать различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100. Знать вычислительный приём вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Уметь выполнять устные и письменные вычисления сложения и вычитания чисел в пределах 100. Знать табличное умножение и деление. Уметь пользоваться таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного. Различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления. Порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия. Различие чисел, полученных при счёте и измерении. Запись чисел, полученных при измерении двумя мерами. Знать зависимость между ценой, количеством, стоим-ю. Знать способы решения составных задач. Знать порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками. Уметь находить неизвестные слагаемые.Знать замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дугу. Знать виды многоугольников. Знать названия сторон треугольника: боковые стороны, основание. Знать виды линий. Знать свойства сторон прямоугольника. |
2. Вычитание с переходом через разряд ( устные вычисления). |
16 |
||
3.Умножение и деление. |
57 |
||
4. Сложение и вычитание чисел ( письменные вычисления). |
18 |
Практическая часть
№ |
Контрольные работы |
Дата |
I четверть |
||
1 |
Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд» |
|
2 |
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление» |
|
3 |
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100» |
|
II четверть |
||
4 |
Контрольная работа по теме: « Умножение и деление». |
|
III четверть |
||
5 |
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление» |
|
6 |
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление» |
|
IV четверть |
||
7 |
Самостоятельная работа : «Сложение и вычитание с переходом через разряд» |
|
8 |
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100» |
Нормы оценок.
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
I. Оценка устных ответов.
«5» - ученик дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, знает и умеет применять правила; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, решить задачу; умеет производить и объяснить устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
«4» - ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет при незначительной помощи учителя.
«3» - ученик помощи учителя или учащихся класса дает ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий, понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя, узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью учителя, правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
«2» - ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
II.Оценка письменных работ.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы — 25 - 40 минут.
Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1 — 3 простые задачи или 2 составные, примеры в одно и несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
Грубые ошибки:
· неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил;
· неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение нужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных);
· неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубые ошибки:
· ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий;
· нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи;
· правильности расположения записей, чертежей;
· небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка
не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко
используются на уроках
математики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.)
Оценка письменной работы, содержащей только примеры.
· «5» - вся работа выполнена безошибочно ;
· «4» - допущены 1 — 2 вычислительные ошибки;
· «3» - допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
· «2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.
Оценка письменной работы, содержащей только задачи.
· «5» - все задачи решены;
· «4» - нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
· «3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
· «2» - допущена ошибка в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Оценка комбинированных работ
(1 задача, примеры и задание другого вида).
· «5» - вся работа выполнена безошибочно;
· «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
· «3» -допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
· «2» -допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Оценка комбинированных работ (2 задачи и примеры).
· «5» - вся работа выполнена безошибочно;
· «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
· «3» - допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3- 4 вычислительные ошибки;
· «2» - допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок.
Оценка математических диктантов.
· «5» - вся работа выполнена безошибочно;
· «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;
· «3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа;
· «2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Календарно-тематическое планирование
Общее количество часов - 136 ч.
В неделю - 4 часа.
1 ЧЕТВЕРТЬ
№ |
Тема |
Кол. часов |
Дата |
Связь с СБО, ОБЖ, ЗОЖ |
Профориентация |
1-3 |
Повторение. Нумерация чисел в пределах 100. |
3 |
|
Школьные принадлежности. Деньги. Животные. |
|
4-5 |
Числа , полученные при измерении величин. |
2 |
|
Монеты. Деньги. Животные. Фрукты. Овощи. |
|
6 |
Меры длины: мм |
1 |
|
Материал и инструменты швеи. Высота двери, длина стола и тд. |
Швея. |
7-12 |
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. |
6 |
|
Магазин. Мебель. Хранение овощей. Масса и величина животных. Сад. |
|
13 |
Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд» |
1 |
|
Продуктовый магазин. |
Продавец. |
14-15 |
Меры времени. |
2 |
|
Определение времени по часам. Режим дня. |
|
16 |
Окружность , дуга. |
1 |
|
|
|
17 |
Умножение чисел. |
1 |
|
Школьная мебель. |
|
18-20 |
Умножение числа 2. |
2 |
|
Фрукты. Деньги. Дежурство в школе. |
|
21-22 |
Деление чисел. |
2 |
|
Школьные принадлежности, игрушки. |
|
23-25 |
Деление на 2. |
3 |
|
Животные. Корм для животных. |
|
26 |
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление» |
1 |
|
Фрукты. |
|
27-29 |
Сложение с переходом через разряд ( устные вычисления). Сложение двузначного числа с однозначным. |
3 |
|
Деньги. Магазин. Школа. Швейная мастерская. Столярная мастерская.
|
Продавец. Швея. Столяр. |
30-33 |
Сложение двузначных чисел. |
4 |
|
Названия продуктов. Полезные продукты. Правильное питание. Продуктовый магазин. |
Продавец. Фасовщик. |
34 |
Ломаная линия. |
1 |
|
Вязание. Пошив одежды. |
Швея. |
35 |
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100» |
1 |
|
|
|
36 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
36 |
|
|
|
2 ЧЕТВЕРТЬ.
1-3 |
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание однозначного числа из двузначного. |
3 |
|
Город. Транспорт. Школа. Школьные принадлежности. Возраст людей. Стоимость продуктов. |
Продавец. |
4-7 |
Вычитание двузначных чисел. |
4 |
|
Продукты. Магазин. Фрукты. Школа. |
Повар. Продавец. |
8 |
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии. |
1 |
|
|
|
9-10 |
Таблица умножения числа 3. |
2 |
|
Овощи. Грибы. Ягоды. Деньги. |
|
11-13 |
Деление на 3. |
3 |
|
Школьные принадлежности. Школьная столовая. Фрукты. Животные. Рыбы. Материал швеи. |
Повар. Учитель. |
14-16 |
Таблица умножения числа 4. |
3 |
|
Животные. Уход за домашними животными. Стоимость школьных принадлежностей. |
|
17-20 |
Деление на 4. |
4 |
|
Школьные книги и принадлежности. Посуда. Дежурство в столовой. Стройка. |
Рабочий. Строитель. |
21 |
Длина ломаной линии. |
1 |
|
|
|
22-24 |
Таблица умножения числа 5. |
3 |
|
Монеты. Швейная мастерская. Магазин. Цена школьных принадлежностей. Зоомагазин. |
Швея.Рабочий. Продавец.
|
25-27 |
Деление на 5. |
3 |
|
Школьные принадлежности. Посуда. Украшение дома к Новому году. Заготовки на зиму. |
Учитель. |
28 |
Контрольная работа по теме: « Умножение и деление». |
1 |
|
Зоомагазин. |
Продавец. |
|
Всего: |
28 |
|
|
|
3 ЧЕТВЕРТЬ
1-2 |
Двойное обозначение времени. |
2 |
|
Время суток. Вокзал. Аэропорт. Транспорт. |
Водитель. Пилот. |
3-6 |
Таблица умножения числа 6. |
4 |
|
Столовая посуда. Магазин. Полезные овощи. Правильное питание. Ателье. |
Швея. Продавец. |
7-10 |
Деление на 6. |
4 |
|
Школьные принадлежности. Швейная мастерская. Огород. Ферма. |
Учитель. Швея. Доярка. |
11 |
Прямоугольник. |
1 |
|
|
|
12-15 |
Таблица умножения числа 7. |
4 |
|
Зимние, весенние каникулы. Цена школьных принадлежностей. Магазин. |
|
16-17 |
Увеличение числа в несколько раз. |
2 |
|
Фрукты. Магазин игрушек. Вязание. |
|
18-21 |
Деление на 7. |
4 |
|
Цветочный магазин. Хор. Почта. |
|
22-23 |
Уменьшение числа в несколько раз. |
2 |
|
Деревья. Посуда. Магазин. Деньги. |
|
24-25 |
Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. |
2 |
|
Магазин. Спорт. Ферма. |
|
26 |
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление» |
1 |
|
|
|
27 |
Квадрат. |
1 |
|
|
|
28-30 |
Таблица умножения числа 8. |
3 |
|
Магазин. Столярная мастерская. Инструменты столяра. |
Столяр. Рабочий. |
31-33 |
Деление на 8. |
3 |
|
Библиотека. Птицы. Магазин. |
Библиотекарь. Продавец. |
34 |
Меры времени. |
1 |
|
Ледовый каток. Зимние виды спорта. |
|
35-37 |
Таблица умножения числа 9. |
3 |
|
Домашние птицы. Овощи. |
|
38 |
Решение задач на умножение и деление. |
1 |
|
|
|
39 |
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление» |
1 |
|
|
|
40 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
40 |
|
|
|
4 ЧЕТВЕРТЬ
1-3 |
Деление на 9. |
3 |
|
Кинотеатр. Зрители. Зоопарк. Зоомагазин. Швейная , столярная мастерская. |
Кассир. Контролер. Продавец. Швея. Рабочий. Столяр. Доярка. |
4 |
Пересечение фигур. |
1 |
|
|
|
5 |
Умножение 1 и на 1. |
1 |
|
Деньги. Монеты. Магазин. Полезные продукты. |
Продавец. |
6 |
Деление на 1. |
1 |
|
Продукты. |
|
7-8 |
Сложение и вычитание чисел ( письменные вычисления). Сложение и вычитание без перехода через разряд. |
2 |
|
Крупы. Склад магазина. Животные. |
Кладовщик. |
9-13 |
Сложение с переходом через разряд. |
5 |
|
Посуда. Парк. Квартира. Ремонт в квартире. Материал для ремонта. Фрукты, овощи. |
Маляр. |
14-19 |
Вычитание с переходом через разряд. |
6 |
|
Клумба. Посадка цветов. Книжный киоск. Ателье. Вокзал. |
Продавец. Швея. |
20 |
Самостоятельная работа : «Сложение и вычитание с переходом через разряд» |
1 |
|
|
|
21 |
Умножение 0 и на 0. |
1 |
|
Школа. |
|
22 |
Деление 0 на число. |
1 |
|
Ателье. Столярная мастерская. |
Швея. Столяр. |
23 |
Умножение 10 и на 10. |
1 |
|
Монеты. Зоопарк. Животные. |
|
24 |
Деление на 10. |
1 |
|
Швейная мастерская. Школьная столовая. Морские животные. |
Швея. Кладовщик. |
25-28 |
Нахождение неизвестного слагаемого. |
4 |
|
Транспорт. Автобусная остановка. |
Водитель. |
29 |
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100» |
1 |
|
|
|
30 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
31 |
Повторение. Решение примеров и задач. |
1 |
|
Ателье. Столовая. Овощи. |
Швея. Повар. |
32 |
Повторение. Решение примеров и задач. |
1 |
|
Мебель. Сад. Огород. Кафе. |
Официант. |
|
Всего: |
32 |
|
|
|
Литература
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.