ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 3 классов ориентирована на овладение учащимися осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности, на развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение, на обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы и формирование у учащихся нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности. На изучение курса отводится по 140 учебных часов. За основу рабочей программы взята программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. Авторский коллектив Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г.Шевченко, М. «Парадигма», 2010. Реализуется средствами УМК «Школа России»: Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» 3 класс.
Программа направлена на достижение следующих целей:
развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно – речевых умений при работе с текстами литературных произведений;
формирование навыка чтения про себя;
приобретение умения работать с разными видами информации;
обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно – эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
введение учащихся в мир детской литературы;
формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи курса:
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное произведение;
учить чувствовать и понимать образный язык;
развивать образное мышление, творческое мышление, поэтический слух;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения;
обогащать чувственный опыт ребёнка;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Учебно-методический комплект для реализации программы
Книгопечатная продукция
Климанова Л.Ф.
Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники
Рабочие тетради
1. Т.Ю. Коти. Литературное чтение. 3 класс. Творческая тетрадь. М., Просвещение,2013
Методические пособия
1. М.В. Бойкина. Уроки чтения. 3 класс.
2. «Литературное чтение. Технологические карты» для 3 класса – сайт издательства «Просвещение»
Литература в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими коррекционными задачами уроков чтения являются:
• формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
• формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
• формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостататков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
• развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личности развития ребенка;
• преодоление недостатков в развитии речи учащимся формирование речевых умений и навыков, зная о родном языке;
• развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности, привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе.
Программа по литературному чтению содержит следующие разделы:
Содержание курса литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
· Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
· Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
· Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-познавательная деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование
-Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
-Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Чтение про себя
- Способ чтения: беглое чтение целыми словами.
- Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.
- Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
- Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.
-Умение находить информацию в тексте.
-Понимание особенностей разных видов чтения.
Работа с разными видами текста
- Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.
- Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.
- Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
- Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
- Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.
- Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.
Библиографическая культура
-Книга как особый вид искусства.
-Книга как источник знаний.
-Виды информации в книге.
-Типы книг.
-Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки. Алфавитный каталог.
Работа с художественным произведением
-Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текстов.
- Слушание текстов в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.
- Восприятие чтения одного и того же текста разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.
- Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.
- Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).
- Побуждение детей к самостоятельному прочтению произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.
- Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.
- Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.
- Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
- Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.
- Развитие умения обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.
- Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).
- Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.
- Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.
- Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
-Понимание заглавия произведения.
-Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов.
-Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста.
-Определение главной мысли текста, деление текста на части, определение микротем.
-Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Умение говорить (культура речевого общения)
- Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.
- Формирование выразительности речи: выбор интонации (тона, темпа речи, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения (что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.); умение передать один и тот же текст с различным подтекстом ( восхищением, удивлением и т. д.) с помощью учителя.
- Формирование умения давать оценку прочитанного.
- Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
-Осознание монолога как формы речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи)
-Соблюдение норм письменной речи.
-Использование в письменной речи выразительных средств языка.
-Написание сочинений-миниатюр, отзывов о книге, небольших рассказов с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
-Произведения устного народного творчества разных народов.
-Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.
-Жанровое разнообразие произведений.
-Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Литературоведческая пропедевтика
- Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
-Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.
- Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.
- Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.
- Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
- Развитие умения выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).
Творческая деятельность
- Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.
- Развитие умения составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).
-Интерпретация текста литературного произведения.
- Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем произведении.
-Выражение своего отношения и формулирование его в слове.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.
2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
6.Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.
7.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
8.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
10.Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5.Использование знаково-символических средств представления информации о книгах.
6.Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
7.Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8.Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
9.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
10.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
11.Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
12.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2.Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.
3.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
4.Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
5.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.
6.Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
7.Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.
8.Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Класс |
Личностные УУД |
МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
||
3 класс |
· Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках. · Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине. · Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных. · Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. · Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.) · Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей. · Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций. · Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников. · Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения. · Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.). · Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке. · Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами. · Пользоваться разнообразными формами само оценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке. · Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов. · Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. · Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования · Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению. · Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается. · Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов. · Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений. · Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении). · Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.). · Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения. · Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения. · Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы. · Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа. · Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач. · Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения. · Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя. · Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей. · Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности. |
· Формулировать учебную задачу урока в мини группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). · Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.). · Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»). · Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
|
· Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений. · Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. · Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. · Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). · Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. · Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. · Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. · Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. · Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений. · Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры. · Осознавать смысл меж предметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные. · Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценированнии, при выполнении проектных заданий. · Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей. · Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
|
· Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. · Осознавать цель своего высказывания. · Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. · Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. · Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. · Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания. · Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. · Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности. · Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. · Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. · Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий. · Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения. · Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений. · Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ. · Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. · Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). · Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
|
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ В 3 КЛАССЕ:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
· Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
· Пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
· Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
Творческая деятельность
Учащиеся могут научиться:
Учащиеся получат возможность научиться:
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
№ |
Название раздела |
Кол-во уроков |
Проверочные работы |
Итоговые Провер. работы |
1. |
Книги –мои друзья |
5 |
- |
|
2. |
Жизнь дана на добрые дела |
17 |
1 |
|
3. |
Волшебная сказка |
14 |
1 |
|
4. |
Люби всё живое |
20 |
1 |
|
5. |
Картины русской природы |
12 |
1 |
|
6. |
Великие русские писатели |
30 |
1 |
|
7. |
Литературная сказка |
19 |
1 |
|
8. |
Картины родной природы |
19 |
- |
|
9. |
Резерв |
4 |
|
1 |
10. |
Итого |
140 |
6 |
1 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Вводный урок. Книги – мои друзья (5 ч.). Знакомство с учебником. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги.
2. Жизнь дана на добрые дела (17 ч.). Знакомство с основными понятиями раздела. Пословицы разных народов. В.И.Даль. Н. Носов. Огурцы. «Что такое добро?» М. Ю. Зощенко. Л. Каминский. Мы идем в библиотеку. В. Драгунский. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа.
3. Волшебная сказка (14 ч.). Знакомство с основными понятиями раздела. Русские сказки: Иван – царевич и Серый Волк, Летучий корабль. Рассказ по картине В. Васнецова. Мы идем в библиотеку. Русская сказка: Морозко, Белая уточка. Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа.
4. Люби все живое(20 ч.). Знакомство с основными понятиями раздела. Сравнение художественной и научно – познавательной литературы. К. Паустовский. В. Берестов. Б. Заходер. В. Бианки. Создание текста по аналогии. О. Полонский. Тим Собакин. Мы идем в библиотеку. Периодическая печать. Д. Мамин – Сибиряк. Н. Носов. Наш театр. М. Горький. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа.
5. Картины русской природы (12 ч.). Знакомство с основными понятиями раздела.И. Шишкин. Н. Некрасов. М. Пришвин. Ф Тютчев. А. Фет. И. Бунин. Мы идем в библиотеку. К. Бальмонт.К. Паустовский. Картины природы в произведениях живописи. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
6. Великие русские писатели (30 ч.). Знакомство с основными понятиями раздела.Великие русские писатели. А.С. Пушкин. В. Берестов. И. Грабарь. Ю. Клевер. В. Суриков. И. Я. Билибин. И.А. Крылов. Л. Н. Толстой. Мы идем в библиотеку. Л. Толстой. Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа.
7. Литературная сказка (19 ч.).Знакомство с основными понятиями раздела.В. Даль. В. Одоевский. Д мамин – Сибиряк. Переводная литература для детей. Б. Заходер. Р. Киплинг. Дж. Родари. Мы идем в библиотеку. Тим Собакин. Ю. Коваль. Наш театр. С. Михалков. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа.
8. Картины родной природы (19ч.). Знакомство с основными понятиями раздела.Б. Заходер. И. Соколов – Микитов. Устное сочинение «Мелодии весеннего леса». А. Майков. Е. Волков. Е. Пурвит. С. Есенин. В. Борисов – Мусатов. Ф. Тютчев. А. Васнецов. И. Шишкин. О. Высотская. З. Александрова. М. Пришвин. А. Толстой. Саша Черный. А. Рылов. А. Саврасов. Мы идем в библиотеку. Г. Юдин. Я. Аким. Обобщающий урок.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;
- 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
- наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
- имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;
- делить несложный текст на части;
- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
- рисовать словесные картины к художественным произведениям;
- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;
- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
- ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;
- различать художественные и научно-познавательные произведения;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
- найти книгу из рекомендованного списка литературы.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· самостоятельно выбирать и читать книги;
· высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
· определять содержание книги по заглавию, аннотации;
находить в словаре значение неизвестного слова.
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по литературному чтению
Чтение наизусть
Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение текста
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
· Оценка "2" - не может передать содержание прочитанно
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 3 КЛАСС
В результате изучения литературного чтения в 3 классе обучающиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- читать осознанно, правильно, бегло (не менее 70-80 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объему произведения; полноценно воспринимать художественную литературу;
- понимать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными произведениями;
- самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, нахождение в учебной книге произведений, близких по тематике;
- ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение учебного задания.
В результате изучения литературного чтения в 3 классе обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов России и других стран;
- бережно относиться к окружающей природе;
- развивать чувство эмпатии на основе сопереживания литературным героям;
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные слова;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- делать устную презентацию книги, произведения;
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детский периодикой;
- расширять читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа |
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. |
Учебник |
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. 3 класс. Часть 1, 2.
|
Дидактические средства для учащихся |
Климанова Л.Ф. Чтение. Творческая тетрадь. 3 класс.
|
Материалы для проведения проверочных работ |
Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение 1 -4класс / Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2013. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
|
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.
|
Технические средства обучения |
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Персональный
компьютер. |
Экранно-звуковые пособия |
Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение 1-4 классы. Электронное приложение.CD диски к учебникам. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставка для книг, держатели для схем и таблиц. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.