АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА (8 ВИД)
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
7 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации", Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, 1 сборник/под редакцией И. М. Бгажноковой (раздел «Русский язык» авторы А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, С.Ю. Ильина, Э.В. Якубовская. – М: «Просвещение», 2010 г. (4-ое издание, исправленное и дополненное)
Данная программа ориентирована на ученика 7 класса МКОУ Кондинская СОШ, обучающегося по программе VIII вида.
Актуальность
Адаптированная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, который помогает ученикам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.
Содержание обучения адаптированной программы имеет практическую направленность. В адаптированной программе принцип коррекционной направленности является ведущим. В программе предусмотрены пути и средства исправления недостатков общего, речевого, нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, обращено внимание на коррекцию имеющихся специфических нарушений, так и на коррекцию личности в целом.
Обучение русскому языку обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений и соответствует особенностям познавательной деятельности обучающихся.
Цель программы:
расширение речевой базы учащихся, развитие монологической и диалогической речи; осознанное овладение грамматическим и орфографическим материалом
Задачи:
o формирование интереса к русскому языку;
o развитие умения пользоваться речью как средством общения, формирование произносительных навыков, владение необходимым словарем, точностью в построении предложения, связностью устного высказывания;
o овладение связной письменной речью;
o обучение грамотному и аккуратному письму.
Основные направления коррекционной работы
o Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.
o Активизация мыслительных процессов: обобщение, исключение.
o Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
o Развитие и способности обобщать и делать выводы.
o Коррекция и развитие устойчивости внимания и способности его переключать.
o Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» в соответствии с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида рассчитана на 34 учебные недели:
в 7 классе (4 часа в неделю), 136 часов в год, в том числе 5 контрольных работ;
Содержание программы
Повторение 11 часов
Звуки буквы. Текст. Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Состав слова 23 часа
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Части речи 75 часов
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа.1, 2, 3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам и числам. Не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на –ся (-сь)
Предложение 18 часов
Простое и сложное предложение .Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены в качестве однородных. Распространённые однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Повторение изученного 9 часов.
Слово. Состав слова. Части речи. Предложение. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение.
Формы организации процесса обучения
Образовательный процесс организован в форме классно-урочной системы.
Виды и формы контроля
Мониторинг динамики развития обучающихся осуществляется в ходе стартового, промежуточного и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, самостоятельные работы в рабочих тетрадях, практические работы, письменные проверочные работы, индивидуально-дифференцированные задания по карточкам, тестирование.
Основные требования к умениям
Обучающиеся должны уметь:
1-й уровень:
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами(45-50 слов);
находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся словах;
пользоваться школьным орфографическим словарём;
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы; участвовать в составлении плана к тексту;
восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям;
писать и правильно оформлять поздравительную открытку
2-ой уровень:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
решать орфографические задачи с помощью учителя;
подбирать однокоренные слова с помощью вопроса;
различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя; участвовать в составлении поздравительной открытки.
Календарно тематическое планирование
№ |
Название раздела и темы урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечания |
||
По плану |
По факту |
|
||||
1 четверть |
||||||
1 2 |
Повторение. (11) Звуки и буквы. Текст. Простое и сложное предложение |
2 |
02.09 03.09 |
|
|
|
3 4 5 |
Однородные члены предложения. |
3 |
04.09 05.09 9.09 |
|
|
|
6 7 |
Сложное предложение |
2 |
10.09 11.09 |
|
|
|
8
|
Упражнения на закрепление |
1 |
12.09 |
|
|
|
9 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
16.09 |
|
|
|
10 11 |
Контрольный диктант Работа над ошибками |
1 1 |
17.09 18.09 |
|
|
|
12 |
Состав слова.(23) Корень и однокоренные слова |
1 |
19.09 |
|
|
|
13 |
Приставка. |
1 |
23.09 |
|
|
|
14 |
Суффикс |
1 |
24.09 |
|
|
|
15 |
Окончание |
1 |
25.09 |
|
|
|
16 |
Упражнения на закрепление. |
1 |
26.09 |
|
|
|
17 18 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
2 |
30.09 02.10 |
|
|
|
19 20 |
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. |
2 |
03.10 04.10 |
|
|
|
21 22 |
Непроизносимые согласные в корне слова. |
2 |
08.10 09.10 |
|
|
|
23 24 |
Упражнения на закрепление. |
2 |
10.10 11.10 |
|
|
|
25
|
Гласные и согласные в приставках. |
1 |
15.10 |
|
|
|
26 |
Разделительный ъ после приставок |
1 |
16.10 |
|
|
|
27 |
Приставка и предлог. |
1 |
17.10 |
|
|
|
28 |
Упражнения на закрепление. |
1 |
18.10 |
|
|
|
29 |
Сложные слова |
1 |
22.10 |
|
|
|
30 |
Упражнения на закрепление |
1 |
23.10 |
|
|
|
31 32 |
Контрольный диктант Работа над ошибками |
2 |
25.10 29.10 |
|
|
|
33 |
Контрольные вопросы и задания. |
1 |
30.10 |
|
|
|
34
|
Части речи (76) Имя существительное (16) Имя существительное. Основные грамматические категории им. сущ. – род, число , падеж |
1 |
31.10 |
|
|
|
35
|
Имена существительные собственные и нарицательные |
1 |
02.11 |
|
|
|
Вторая четверть 28 часов |
||||||
36 |
Правописание имён существительных с шипящей на конце слова |
1 |
12.11 |
|
|
|
37 |
Склонение им. существительных. |
1 |
13.11 |
|
|
|
38- 40 |
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе. |
3 |
14.11 15.11 19.11 |
|
|
|
41- 44 |
Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе |
4 |
20.11 21.11 22.11. 26.11 |
|
|
|
45- 47 |
Упражнения на закрепление |
3 |
27.11 28.11 29.11 |
|
|
|
|
Имя прилагательное |
22 |
|
|
|
|
48 49 |
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи |
2 |
03.12 04.12 |
|
|
|
50- 52 |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже |
3 |
05.12 06.12 10.12 |
|
|
|
53- 56 |
Правописание родовых и падежных окончаний им. прил. в единственном числе (мужского и среднего рода) |
4 |
11.12 12.12 13.12 17.12 |
|
|
|
57 58
59 60 |
Правописание родовых и падежных окончаний им. прил. в единственном числе(женского рода) Контрольный диктант Работа над ошибками |
2
1 1 |
18.12 19.12
20.12 24.12 |
|
|
|
61- 63 |
Упражнения на закрепление |
3 |
25.12 26.12 27.12 |
|
|
|
Третья четверть 45 часов |
||||||
64- 66 |
Склонение им. прилагательных во мн. числе
|
3 |
14.01 15.01 16.01 |
|
|
|
67- 69
70- 72 |
Упражнения на закрепление
Местоимение (17) Местоимение.Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2, 3 – го лица |
3
3 |
17.01 21.01 22.01 23.01 24.01 28.01 |
|
|
|
73- 75 |
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа |
3 |
29.01 30.01 31.01 |
|
|
|
76 77 78 79 |
Склонение и правописание личных местоимений. Личные местоимения единственного и множественного числа. 2 лицо местоимений. |
2
2 |
04.02 05.02 06.02 07.02 |
|
|
|
80 |
Личные местоимения единственного и множественного числа. 3 лицо местоимений. |
1 |
11.02 |
|
|
|
81 82 |
Раздельное написание предлогов с местоимениями |
2 |
12.02 |
|
|
|
83 84 |
Упражнения на закрепление |
2 |
13.02 14.02 |
|
|
|
85 86 |
Контрольная работа по теме «Местоимение». Работа над ошибками |
2 |
18.02 19.02 |
|
|
|
|
Глагол |
25 |
|
|
|
|
87 |
Глагол. Понятие о глаголе. |
1 |
20.02 |
|
|
|
88- 90 |
Изменение глаголов по временам.(настоящее,прошед -шее,будущее) |
3 |
21.02 25.02 26.02 |
|
|
|
91 92 |
Изменение глаголов по числам |
2 |
27.02 28.02 |
|
|
|
93- 96
97 98 |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам Контрольный диктант Работа над ошибками |
4
1 1 |
04.03 05.03 06.03 07.03 11.03 12.03 |
|
|
|
99-100 101 |
Не с глаголами
Изменение глаголов по лицам |
2
1 |
13.03 14.03 18.03 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
102 103 |
Изменение глаголов по лицам |
2 |
19.03 20.03 |
|
|
|
104 105 |
Правописание окончаний глаголов 2 лица –шь,-шься |
2 |
21.03 25.03 |
|
|
|
106 107 108 |
Упражнения на закрепление
Предложение (22) Предложение |
2
1 |
26.03 27.03
28.03 |
|
|
|
|
Четвёртая четверть 22 часа |
|
|
|
|
|
109
110
111 112
113
114
115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 |
Предложение. Простое и сложное предложения. |
1 |
08.04 |
|
|
|
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении |
1 |
09.04 |
|
|
||
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. |
2 |
10.04 11.04 |
|
|
||
Бессоюзное перечисление однородных членов с одиночным союзом и, союзами, а, но, повторяющимся союзом и Знаки препинания при однородных членах. |
1 |
15.04 |
|
|
||
Перечисление однородных членов с повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. |
1 |
16.04 |
|
|
||
Упражнения на закрепление.
|
2 |
17.04 18.04 |
|
|
||
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов |
2 |
22.04 23.04 |
|
|
||
Обращение. Знаки препинания при обращении
|
3 |
24.04 25.04 06.05 |
|
|
||
Упражнения на закрепление. Контрольный диктант Работа над ошибками
|
2 1 1 |
07.05 08.05 13.05 14.05 |
|
|
||
126-134 |
Повторение |
9 |
15.05 16.05 21.05 22.05 23.05 |
|
|
|
135-136 |
Резерв |
2 |
|
|
||
Литература
1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык.7 класс», М Просвещение, 2019 г.
2. А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», М, Владос, 2000 г
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, 1 сборник/под редакцией И.М Бгажноковой (раздел «Русский язык» авторы А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, С.Ю. Ильина, Э.В. Якубовская. – М: «Просвещение», 2010 г. (4-ое издание, исправленное и дополненное)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.