Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор школы: /Ю.С. Тарутина/
Протокол №2 Приказ №
от « » августа 2021 г. от «31» августа 2021 г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению (литературному чтению)
5а класс
Подготовила: Масленникова М.В.,
учитель, высшая квалификационная категория
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Данная адаптированная программа является рабочей (далее Программа) и составлена на основе:
· Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.-
М.: Просвещение, 2013г.
Предлагаемая Программа ориентирована на учебник авторов З.Ф. Малышевой «Чтение 5 класс» – М.: Просвещение, 2020 г.
ЦЕЛЬ: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать формировать у обучающихся навык осмысленного чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
2. Развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
3. Совершенствовать умение не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
4. Воспитывать нравственно-эстетические и гражданско-патриотические качества личности школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе);
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
В 5а классе обучаются ребята с хорошим уровнем техники чтения: справляются с нормой чтения – 2 человека, читают выше нормы – 2 человека, но все 4 человека при чтении допускают ошибки в виде замен, пропусков и искажений.
Основным видом чтения в 5 классе остается чтение вслух, так как умственно отсталые обучающиеся значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем, чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у обучающихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется самостоятельный подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений обучающихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет обучающимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 5 классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта обучающихся.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящая программа рассчитана на обучающихся 5а класса. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе- 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Распределение учебных часов по четвертям: 1ч. - 32ч., 2ч. – 32ч., 3ч. –40ч., 4ч. – 32ч. Всего за год: 136 ч.
Внеклассное чтение:
Чтение произведений детской художественной литературы, детских газет и журналов из расчёта 1 урок в месяц, 9 уроков за год. (Обсуждение прочитанных произведений, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения).
Формы контроля:
Текущий контроль: работа на уроке, устный ответ, пересказ, чтение по ролям, выразительное чтение.
Промежуточный контроль: проверочный тест, чтение наизусть.
Итоговый контроль: проверка результатов техники чтения по окончанию учебной четверти и года.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, 5 класс:
Минимальный уровень
-читать правильно, целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать не сложные по содержанию, тексты с помощью учителя.
- знать наизусть 2-3 стихотворения
Достаточный уровень
- знать наизусть 6-8 стихотворений
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя», выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты.
Содержание учебного предмета чтение 5а класс:
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Устное народное творчество |
4 |
2 |
Сказки |
16 |
3 |
Картины родной природы. Лето. Осень. |
19 |
4 |
О друзьях-товарищах |
13 |
5 |
Басни И. Крылова |
4 |
6 |
Спешите делать добро |
13 |
7 |
Картины родной природы. Зима. Весна. |
26 |
8 |
О животных |
14 |
9 |
Из прошлого нашего народа |
11 |
10 |
Из произведений зарубежных писателей |
16 |
|
Итого: |
136ч. |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
I |
Устное народное творчество |
4 ч |
1 |
Считалки. Заклички-приговорки. |
1ч |
2 |
Потешки. Пословицы и поговорки. |
1ч |
3 |
Загадки. |
1ч |
4 |
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» |
1ч |
II |
Сказки |
16ч |
1 |
«Никита Кожемяка», русская сказка. |
1ч |
2 |
«Как наказали медведя», тофаларская сказка. |
1ч |
3 |
«Золотые руки», башкирская сказка. |
1ч |
4 |
«Морозко», русская сказка. Знакомство. |
1ч |
5 |
«Морозко», русская сказка. Работа с содержанием. |
1ч |
6 |
«Два мороза», русская сказка. Знакомство. |
1ч |
7 |
«Три дочери», татарская сказка. |
1ч |
8 |
Внеклассное чтение. «Сказка про Комара Комаровича, длинный нос», Д.Мамин-Сибиряк. |
1ч |
9 |
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1 часть. |
1ч |
10 |
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 2 часть. |
1ч |
11 |
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 3 часть. |
1ч |
12 |
«Серая шейка», Д.Мамин-Сибиряк, 1, 2 ч. |
1ч |
13 |
«Серая шейка», Д.Мамин-Сибиряк, 3 ч. |
1ч |
14 |
«Серая шейка», Д.Мамин-Сибиряк, 4 ч. |
1ч |
15 |
«Серая шейка», Д.Мамин-Сибиряк, 5 ч. |
1ч |
16 |
Обобщающий урок по теме «Сказки» |
1ч |
III |
Картины родной природы. Лето. Осень. |
19ч |
1 |
Г.Скребицкий «Июнь». |
1ч |
2 |
И.Суриков «Ярко солнце светит». |
1ч |
3 |
А. Платонов «Июльская гроза», 1, 2 ч. |
1ч |
4 |
А. Платонов «Июльская гроза», 3 ч. |
1ч |
5 |
А. Платонов «Июльская гроза», 4 ч. |
1ч |
6 |
А. Прокофьев «Березка». |
1ч |
7 |
Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату». |
1ч |
8 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» |
1ч |
9 |
Внеклассное чтение. «Огурцы», Н. Носов. |
1ч |
10 |
По Г. Скребицкому «Сентябрь» |
1 ч |
11 |
По И. Соколову-Микитову «Золотая осень», знакомство. |
1ч |
12 |
По И. Соколову-Микитову «Золотая осень», работа с планом. |
1ч |
13 |
К. Бальмонт «Осень» |
1ч |
14 |
По Г. Скребицкому «Добро пожаловать», знакомство. |
1 ч |
15 |
По Г. Скребицкому «Добро пожаловать», работа с планом. |
1 ч |
16 |
По В. Астафьеву «Осенние грусти» |
1ч |
17 |
И.Бунин «Первый снег» |
1ч |
18 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень» |
1ч |
19 |
Внеклассное чтение. Г. Скребицкий «Воришка» |
1 ч |
IV |
О друзьях-товарищах |
13 ч |
1 |
Ю. Яковлев «Колючка», 1ч. |
1ч |
2 |
Ю. Яковлев «Колючка», 2ч. |
1ч |
3 |
Ю. Яковлев «Колючка», работа с планом. |
1ч |
4 |
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». |
1ч |
5 |
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася», работа с планом. |
1ч |
6 |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» |
1ч |
7 |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», работа с содержанием. |
1ч |
8 |
В. Медведев «Фосфорический мальчик» |
1ч |
9 |
Л. Воронкова «Дорогой подарок» |
1ч |
10 |
Л. Воронкова «Дорогой подарок», работа с планом. |
1ч |
11 |
Я. Аким «Твой друг» |
1ч |
12 |
Внеклассное чтение. В. Осеева «В классе» |
1 ч |
13 |
Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» |
1ч |
V |
Басни И. А. Крылова |
4ч |
1 |
И. А. Крылов «Ворона и лисица» |
1ч |
2 |
И. А. Крылов «Щука и кот» |
1ч |
3 |
И. А. Крылов «Квартет» |
1ч |
4 |
Обобщающий урок по теме «Басни И. А. Крылова» |
1ч |
VI |
Спешите делать добро |
13ч |
1 |
Н. Хмелик «Будущий олимпиец» |
1ч |
2 |
Н. Хмелик «Будущий олимпиец», работа над содержанием. |
1ч |
3 |
О. Бондарчук «Слепой домик» |
1ч |
4 |
Внеклассное чтение. В. Осеева «Волшебное слово» |
1ч |
5 |
В. Осеева «Бабка», 1, 2ч. |
1ч |
6 |
В. Осеева «Бабка», 3ч. |
1ч |
7 |
В. Осеева «Бабка», 4ч. |
1ч |
8 |
А. Платонов «Сухой хлеб», 1ч |
1ч |
9 |
А. Платонов «Сухой хлеб», 2ч |
1ч |
10 |
В. Распутин «Люся» |
1ч |
11 |
В. Брюсов «Труд» |
1ч |
12 |
Р. Рождественский «Огромное небо» |
1ч |
13 |
Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» |
1ч |
VII |
Картины родной природы. Зима. Весна. |
26ч |
1 |
Ф. Тютчев «Зима» |
1ч |
2 |
Г. Скребицкий «Декабрь» |
1ч |
3 |
К. Бальмонт «К зиме» |
1ч |
4 |
Г. Скребицкий «Всяк по-своему» |
1ч |
5 |
С. Есенин «Поет зима – аукает» |
1 ч |
6 |
С. Есенин «Береза» |
1ч |
7 |
А. Пушкин «Зимняя дорога» |
1ч |
8 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» |
1ч |
9 |
Внеклассное чтение. Г. Скребицкий «Догадливая синичка» |
1ч |
10 |
Г. Скребицкий «Март» |
1ч |
11 |
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает» |
1ч |
12 |
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» |
1ч |
13 |
Г. Скребицкий «Весна-красна» |
1ч |
14 |
Г. Скребицкий «Грачи прилетели» |
1ч |
15 |
Г. Скребицкий «Заветный кораблик» |
1ч |
16 |
Г. Скребицкий «В весеннем лесу» |
1ч |
17 |
А. Толстой «Весенние ручьи» |
1ч |
18 |
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами» |
1ч |
19 |
А. Блок «Ворона» |
1ч |
20 |
Е. Серова «Подснежник» |
1ч |
21 |
И. Соколов-Микитов «Весна» |
1ч |
22 |
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом» |
1ч |
23 |
С. Есенин «Черемуха» |
1ч |
24 |
Я. Аким «Весна, весною, о весне» |
1ч |
25 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» |
1ч |
26 |
Внеклассное чтение. Г. Скребицкий «Муравьи» |
1ч |
VIII |
О животных |
14ч |
1 |
Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», 1ч. |
1ч |
2 |
Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», 1ч. |
1ч |
3 |
А. Толстой «Желтухин», 1ч. |
1ч |
4 |
А. Толстой «Желтухин», 2ч. |
1ч |
5 |
А. Толстой «Желтухин», 3ч. |
1ч |
6 |
К. Паустовский «Кот ворюга» |
1ч |
7 |
Б. Житков «Про обезьянку», 1ч. |
1ч |
8 |
Б. Житков «Про обезьянку», 2ч. |
1ч |
9 |
Б. Житков «Про обезьянку», 3ч. |
1ч |
10 |
Э. Асадов «Дачники» |
1ч |
11 |
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» |
1ч |
12 |
С. Михалков «Будь человеком» |
1ч |
13 |
Обобщающий урок по теме «О животных» |
1ч |
14 |
Внеклассное чтение. В. Бианки «Чьи это ноги» |
|
IX |
Из прошлого нашего народа |
11ч |
1 |
По О. Тихомирову «Москва собирает войско» |
1ч |
2 |
По О. Тихомирову «Куликовская битва» |
1ч |
3 |
По О. Тихомирову «Слава героям» |
1ч |
4 |
По С. Алексееву «Рассказы о войне» |
1ч |
5 |
Н. Некрасов «Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» |
1ч |
6 |
А. Куприн «Белый пудель», 1, 2ч. |
1ч |
7 |
А. Куприн «Белый пудель», 3ч. |
1ч |
8 |
А. Куприн «Белый пудель», 4ч. |
1ч |
9 |
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» |
1ч |
10 |
Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» |
1ч |
11 |
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» |
1ч |
X |
Из произведений зарубежных писателей |
16ч |
1 |
В. Гюго «Гаврош» |
1ч |
2 |
В. Гюго «Гаврош», работа над содержанием. |
1ч |
3 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера», 1ч |
1ч |
4 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера», 2ч |
1ч |
5 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера», 3ч |
1ч |
6 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера», 4ч |
1ч |
7 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера», 5ч |
1ч |
8 |
С. Лагерлёв «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», 1ч. |
1ч |
9 |
С. Лагерлёв «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», 2ч. |
1ч |
10 |
С. Лагерлёв «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», 3ч. |
1ч |
11 |
С. Лагерлёв «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», 4ч. |
1ч |
12 |
Г. Х. Андерсен «Русалочка», 1ч. |
1ч |
13 |
Г. Х. Андерсен «Русалочка», 2ч. |
1ч |
14 |
Г. Х. Андерсен «Русалочка», 3ч. |
1ч |
15 |
Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей» |
1ч |
16 |
Внеклассное чтение Эно Рауд «Так или так» |
1ч |
Лист корректировки
№ п\п |
Тема |
Характер изменения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание материально-технического обеспечения:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.-
М.: Просвещение, 2013г.
2. Учебник автора З.Ф. Малышевой «Чтение 5 класс», М.: Просвещение, 2020 г.
3. Интернет-ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.