Адаптированная программа по чтению 5 класс
Оценка 4.8

Адаптированная программа по чтению 5 класс

Оценка 4.8
docx
21.11.2022
Адаптированная программа по чтению 5 класс
адаптированная программа по чтению 5 класс, 2021-2022г.г..docx

 

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение     «Брюховская специальная (коррекционная)

 общеобразовательная школа-интернат  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

                        Согласовано                                                                                                                       «Утверждаю»

                         на педагогическом совете                                                                                                Директор школы:                 /Ю.С. Тарутина/

                         Протокол №2                                                                                                                      Приказ №

                        от «     » августа 2021 г.                                                                                                        от «31» августа 2021 г.

      

                                       

                                                                                                                                                                 

    

 

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по чтению (литературному чтению)

5а класс

 

                                                                                                                                 Подготовила:  Масленникова М.В.,

                                                                                                                                                     учитель, высшая квалификационная категория

                                                                                                                                                                       

 

 

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год


Пояснительная записка

Данная адаптированная программа является рабочей (далее Программа)  и составлена на основе:

·                     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида  5  –  9 классы.  /Под ред. И.М. Бгажноковой.-

М.: Просвещение,  2013г.

Предлагаемая Программа ориентирована  на учебник авторов  З.Ф. Малышевой «Чтение 5 класс» – М.: Просвещение, 2020 г.

 

ЦЕЛЬ: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения  и понимание, осмысление  и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

1.                   Продолжать формировать у обучающихся навык осмысленного чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

2.                   Развивать полноценное  восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

3.                   Совершенствовать умение не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

4.                   Воспитывать нравственно-эстетические и гражданско-патриотические качества личности школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе);

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

       В 5а классе обучаются ребята с хорошим уровнем техники чтения: справляются с нормой чтения – 2 человека, читают выше нормы – 2 человека, но все 4 человека при чтении допускают ошибки в виде замен, пропусков и искажений.

Основным видом чтения в 5 классе остается чтение вслух, так как умственно отсталые обучающиеся значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем, чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у обучающихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется самостоятельный подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений обучающихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.  

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет обучающимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

      В 5  классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта обучающихся.

 Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

 

Настоящая программа рассчитана на обучающихся 5а класса. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе- 136 часов  в год, 4 часа в неделю.

Распределение учебных часов по четвертям: 1ч. -  32ч., 2ч. – 32ч., 3ч. –40ч., 4ч. – 32ч. Всего за год: 136 ч.

 

Внеклассное чтение:

       Чтение произведений  детской художественной литературы, детских газет и журналов из расчёта 1 урок в месяц, 9 уроков за год. (Обсуждение прочитанных произведений, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения).                    

 

Формы контроля:

Текущий контроль: работа на уроке, устный ответ, пересказ, чтение по ролям, выразительное чтение.

Промежуточный контроль: проверочный тест, чтение наизусть.

Итоговый контроль: проверка результатов техники чтения по окончанию учебной четверти и года. 

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета, 5 класс:

Минимальный уровень

-читать правильно, целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать не сложные по содержанию, тексты с помощью учителя.

- знать наизусть 2-3 стихотворения

 Достаточный уровень

- знать наизусть 6-8 стихотворений

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя», выполняя задания учителя;

-отвечать на вопросы учителя;

-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты.

 

             

 

 

Содержание  учебного  предмета чтение   класс:

 

Тема раздела

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

4

2

Сказки

16

3

Картины родной природы. Лето. Осень.

19

4

О друзьях-товарищах

13

5

Басни И. Крылова

4

6

Спешите делать добро

13

7

Картины родной природы. Зима. Весна.

26

8

О животных

14

9

Из прошлого нашего народа

11

10

Из произведений зарубежных писателей

16

 

Итого:

136ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема  урока

Кол-во часов

I

Устное народное творчество

4 ч

1

Считалки. Заклички-приговорки.

2

Потешки. Пословицы и поговорки.

3

Загадки.

4

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

II

Сказки

16ч

1

«Никита Кожемяка», русская сказка.

2

«Как наказали медведя», тофаларская сказка.

3

«Золотые руки», башкирская сказка.

4

«Морозко», русская сказка. Знакомство.

5

«Морозко», русская сказка. Работа с содержанием.

6

«Два мороза», русская сказка. Знакомство.

7

«Три дочери», татарская сказка.

8

Внеклассное чтение. «Сказка про Комара Комаровича, длинный нос», Д.Мамин-Сибиряк.

9

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1 часть.

10

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 2 часть.

11

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 3 часть.

12

«Серая шейка», Д.Мамин-Сибиряк, 1, 2 ч.

13

«Серая шейка», Д.Мамин-Сибиряк, 3 ч.

14

«Серая шейка», Д.Мамин-Сибиряк, 4 ч.

15

«Серая шейка», Д.Мамин-Сибиряк, 5 ч.

16

Обобщающий урок по теме «Сказки»

III

Картины родной природы. Лето. Осень.

19ч

1

Г.Скребицкий «Июнь».

2

И.Суриков  «Ярко солнце светит».

3

А. Платонов «Июльская гроза», 1, 2 ч.

4

А. Платонов «Июльская гроза», 3 ч.

5

А. Платонов «Июльская гроза», 4 ч.

6

А. Прокофьев «Березка».

7

Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».

8

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето»

9

Внеклассное чтение. «Огурцы», Н. Носов.

10

По Г. Скребицкому «Сентябрь»

1 ч

11

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень», знакомство.

12

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень», работа с планом.

13

К. Бальмонт «Осень»

14

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать», знакомство.

1 ч

15

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать», работа с планом.

1 ч

16

По В. Астафьеву «Осенние грусти»

17

И.Бунин «Первый снег»

18

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»

19

Внеклассное чтение. Г. Скребицкий  «Воришка»

1 ч

IV

О друзьях-товарищах

13 ч

1

Ю. Яковлев «Колючка», 1ч.

2

Ю. Яковлев «Колючка», 2ч.

3

Ю. Яковлев «Колючка», работа с планом.

4

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».

5

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася», работа с планом.

6

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

7

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», работа с содержанием.

8

В. Медведев «Фосфорический мальчик»

9

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

10

Л. Воронкова «Дорогой подарок», работа с планом.

11

 Я. Аким «Твой друг»

12

Внеклассное чтение. В. Осеева «В классе»

1 ч

13

Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»

V

Басни И. А. Крылова

1

И. А. Крылов «Ворона и лисица»

2

И. А. Крылов «Щука и кот»

3

И. А. Крылов «Квартет»

4

Обобщающий урок по теме «Басни И. А. Крылова»

VI

Спешите делать добро

13ч

1

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

2

Н. Хмелик «Будущий олимпиец», работа над содержанием.

3

О. Бондарчук «Слепой домик»

4

Внеклассное чтение. В. Осеева  «Волшебное слово»

5

В. Осеева «Бабка», 1, 2ч.

6

В. Осеева «Бабка», 3ч.

7

В. Осеева «Бабка», 4ч.

8

А. Платонов «Сухой хлеб», 1ч

9

А. Платонов «Сухой хлеб», 2ч

10

В. Распутин «Люся»

11

В. Брюсов «Труд»

12

Р. Рождественский «Огромное небо»

13

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»

VII

Картины родной природы. Зима. Весна.

26ч

1

Ф. Тютчев «Зима»

2

Г. Скребицкий «Декабрь»

3

К. Бальмонт  «К зиме»

4

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

5

С. Есенин «Поет зима – аукает»

1 ч

6

С. Есенин «Береза»

7

А. Пушкин «Зимняя дорога»

8

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»

9

Внеклассное чтение. Г. Скребицкий «Догадливая синичка»

10

Г. Скребицкий «Март»

11

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»

12

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»

13

Г. Скребицкий «Весна-красна»

14

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

15

Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

16

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

17

А. Толстой «Весенние ручьи»

18

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами»

19

А. Блок «Ворона»

20

Е. Серова «Подснежник»

21

И. Соколов-Микитов «Весна»

22

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом»

23

 С. Есенин «Черемуха»

24

Я. Аким «Весна, весною, о весне»

25

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна»

26

Внеклассное чтение. Г. Скребицкий «Муравьи»

VIII

О животных

14ч

1

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», 1ч.

2

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», 1ч.

3

А. Толстой «Желтухин», 1ч.

4

А. Толстой «Желтухин», 2ч.

5

А. Толстой «Желтухин», 3ч.

6

К. Паустовский «Кот ворюга»

7

Б. Житков «Про обезьянку», 1ч.

8

Б. Житков «Про обезьянку», 2ч.

9

Б. Житков «Про обезьянку», 3ч.

10

Э. Асадов «Дачники»

11

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»

12

С. Михалков «Будь человеком»

13

Обобщающий урок по теме «О животных»

14

Внеклассное чтение. В. Бианки «Чьи это ноги»

 

IX

Из прошлого нашего народа

11ч

1

По О. Тихомирову «Москва собирает войско»

2

По О. Тихомирову «Куликовская битва»

3

По О. Тихомирову «Слава героям»

4

По С. Алексееву «Рассказы о войне»

5

Н. Некрасов «Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

6

А. Куприн «Белый пудель», 1, 2ч.

7

А. Куприн «Белый пудель», 3ч.

8

А. Куприн «Белый пудель», 4ч.

9

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»

10

Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата»

11

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»

X

Из произведений зарубежных писателей

16ч

1

В. Гюго «Гаврош»

2

В. Гюго «Гаврош», работа над содержанием.

3

М. Твен «Приключения Тома Сойера», 1ч

4

М. Твен «Приключения Тома Сойера», 2ч

5

М. Твен «Приключения Тома Сойера», 3ч

6

М. Твен «Приключения Тома Сойера», 4ч

7

М. Твен «Приключения Тома Сойера», 5ч

8

С. Лагерлёв «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», 1ч.

9

С. Лагерлёв «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», 2ч.

10

С. Лагерлёв «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», 3ч.

11

С. Лагерлёв «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», 4ч.

12

Г. Х. Андерсен «Русалочка», 1ч.

13

Г. Х. Андерсен «Русалочка», 2ч.

14

Г. Х. Андерсен «Русалочка», 3ч.

15

Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей»

16

Внеклассное чтение Эно Рауд «Так или так»

Лист корректировки

№ п\п

Тема

Характер изменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание материально-технического обеспечения:

1.      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида  5  –  9 классы.  /Под ред. И.М. Бгажноковой.-

М.: Просвещение,  2013г.

      2. Учебник автора  З.Ф. Малышевой «Чтение 5 класс», М.: Просвещение, 2020 г.

3.      Интернет-ресурсы.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Пояснительная записка Данная адаптированная программа является рабочей (далее

Пояснительная записка Данная адаптированная программа является рабочей (далее

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания…

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания…

Содержание учебного предмета чтение 5а класс: №

Содержание учебного предмета чтение 5а класс: №

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень», работа с планом

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень», работа с планом

В. Брюсов «Труд» 1ч 12

В. Брюсов «Труд» 1ч 12

Б. Житков «Про обезьянку», 2ч

Б. Житков «Про обезьянку», 2ч

Лист корректировки № п\п

Лист корректировки № п\п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022