Адаптированная программа по русскому языку 4 класс ( 8 вид)

  • docx
  • 26.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптированная пр-мма по русскому языку 8 вида 4 класс.docx

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная  школа

 

«Рассмотрено»

Заседание МО

МБОУ Междуреченской СОШ

Протокол №1 от 28.08.2016г.

Руководитель МО

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУМеждуреченской СОШ  

Протокол АМС № 1от

28.08. 2016г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Междуреченской СОШ

/Росляков С.П./

 Приказ № 322  от 31.08.2016г.

 

 

 

Адаптированная образовательная программа

начального общего образования

для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,

с умственной отсталостью для 4 класса

по русскому языку

 

 

 

 

 

 

Разработанаучителем

начальных классов

                      Шаповал Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-2017 учебный год

 

 

 

                                              Общее положение.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением интеллекта (имеющих умственную отсталость легкой, умеренной и тяжелой степени), разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

ü  анализ и подбор содержания,

ü  изменение структуры ОП НОО,

ü  использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности

Нормативной основой АОП НОО являются документы:

Ø  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Ø  приказ МОиН РФ № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 с изменениями (приказыМОиН РФ №1241 от 26.10.2010 и  №2357от 22 09.2011 г.),

Ø  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва /Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.Регистрационный N 19993/"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"";

Ø  Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №6» (в частности, раздел 2.5.Программа коррекционной работы).

 

Содержание адаптированной образовательной программы отражает требования ФГОС, учитывает особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта, содержание примерных программ для детей с ОВЗ – Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., под ред. Бгажноковой И.М., Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

 

Данная адаптированная образовательная программа определяет содержание образования по трем компонентам - образовательный, коррекционный и воспитательный.

 

По каждому из компонентов сформулированы цели и круг конкретизирующих эти цели задач, определяются способы и приемы, посредством которых дети с ОВЗ (умственная отсталость) будут усваивать содержание образования.

 

Основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения, конкретизируется в адаптированных программах по предметам учебного плана, составляемых учителями.Каждая из программ определяет содержание общеобразовательных  предметов или коррекционных курсов.

 

 

Программы по предметам для обучаемых с легкой умственной отсталостью составляются на ступень (1-4 класс), деление содержательного материала в них по классам ориентировано на обучаемых 1 уровня, для остальных является условным и ежегодно корректируется при составлении индивидуальной программы и (или) календарно-тематического планирования на год.

Программы по предметам для обучаемых с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составляются на учебный год.

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)

Программа рассчитана на 105 часов, в том числе на контрольные работы – 9 часов.  

  Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Обучение русскому языку в 4 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,  ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке исвязаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.

В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:учебник (А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2009г.- 271с.)

          Цель программы обучения:

·         расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;

·         подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Задачи программы обучения:

·         обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.

·         целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;

·         формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;

·         совершенствование произносительной стороны речи;

·         формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;

·         уточнение, расширение и активизация словарного запаса;

Предмет русского языка для детей с ОВЗ с легкой умственной отсталостью носит элементарно-практическую и коррекционную направленность. Большое внимание на уроках русского языка уделяется не столько запоминанию грамматической теории и орфографических правил, сколько умению применять изученные грамматико – орфографические материалы в речевой практике в ее устной и письменной форме. 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством  межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуре и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств  для успешного решения коммуникативной задачи.

Формирование универсальных учебных действий

у детей с легкой умственной отсталостью

 (личностные и метапредметные результаты, планируемые в рамках предметных курсов)

 

 

Личностныерезультаты обучения:

Метапредметные результаты обучения:

Русский язык

-использование языка как основного средства человеческого общения;

-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
 - умение задавать вопросы.

 

 

Планирование предметных результатов

 

Русский язык

 

К окончанию 4 класса ребенок с ОВЗ, с легкой умственной отсталостью, научится:

ü  составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;

ü  расставлять знаки препинания в конце предложения;

ü  анализировать слова по звуковому составу;

ü  списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

ü  писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);

ü  составлять небольшие рассказы на предложенную учителем тему;

ü  использовать в своей речи усвоенные слова и обороты речи

 

Оценка достижения планируемых результатов

 

Общие положения

 

Особенности оценки образовательных результатов детей, имеющих умеренную и тяжелую  степень умственной отсталости, заключаются в том, что уровень этих результатов определяется, прежде всего, индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Доминирующим направлением является развитие жизненной компетенции и продвижение ребенка в этом направлении является основным искомым результатом образования.

Оценка образовательных достижений детей с тяжелой степенью умственной отсталости носит только качественный характер, обучение безотметочноеОсновным инструментом оценки результатов является индивидуальная папка сопровождения, которая, согласно Положению, используется для мониторинга развития учащегося с ОВЗ.

 

Особенности оценки образовательных результатов детей, имеющих легкую степень умственной отсталости, описывает Положениеоб оценке образовательных результатов учащихся с ОВЗ (имеющих легкую умственную отсталость).

Образовательные условия позволяют этим детям осваивать  доступные им знания по общеобразовательным предметам, при этом внимание уделяется не только уровню овладения знаниями, умениями и навыками,  а в большОй мере - социальной адаптации.  

 

По результатам работы школьного ПМПк  учащиеся класса распределяются по уровням обучения:

ü  I уровень – дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить адаптированную программу в полном объеме;

ü  II  уровень  -  дети,  способные по своим психофизическим возможностям  усвоить адаптированную программу коррекционного класса не в полном объеме.

 

Оценка качества индивидуальных образовательных достижений включает в себя:

ü  текущую оценку достижений;

ü  промежуточные мониторинговые диагностики;

ü  итоговую аттестацию выпускников.

 

Текущая оценка достижений проводится  учителем в рамках календарно-тематического планирования в форме устного опроса (фронтального или индивидуального), письменных и практических работ. Ее цель –  проверка уровня усвоения изучаемого материала,  обнаружение пробелов в знаниях отдельных учащихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение  неуспеваемости учащихся.

 

Контрольные работы в конце года проводятся в рамках промежуточных мониторинговых диагностик по русскому и математике.  Цель проведения контрольных работ: выявление уровня учебной подготовки на начало года (1-ая контрольная работа), проверка овладения основными знаниями за учебный год (2-я контрольная работа).  Промежуточную контрольную  работу проводит учитель  в присутствии наблюдателя из числа администрации или педагогического коллектива. Написанная на отдельном листе промежуточная контрольная работа ученика за год хранится в его индивидуальной папке сопровождения.

Текущие измерители подбираются учителем с учетом ситуации в ходе учебного процесса.

 

Входная контрольная работа за 4 класс.

 

Дары леса.

    Лес кормит людей, зверей, птиц. Люди любят собирать грибы, ягоды, орехи. Белка  сушит грибы. Ёжик запас дикие груши. Клестам нравятся  шишки.  Лес – кладовая природы. (26 слов)

 

     Задания. 1)В 3-ем предложении подчеркнуть одной чертой слово, обозначающее предмет, двумя чертами слово, обозначающее дейст –

вие предмета.  

                      2)Выписать дары леса, перечисленные в тексте.

 

 

Итоговая контрольная работа за 4 класс (на выбор учителя)

 

Май.

 Наступил май. Стоят тёплые деньки. Светит ласковое солнышко. Алёша и Даша идут в рощу. За ними бежит собака Вьюн. Вот промчалась стайка грачей. На цветок села пчела. Она пьёт сладкий сок. (32 слова)

 1) Во 2-ом предложении подчеркнуть одной чертой слово, обозначающее предмет, двумя чертами слово, обозначающее действие предмета, волнистой линией слово, обозначающее признак предмета.

 

 2) Из ряда слов морозный, заморозить, холодный, мороз, морозец выбрать родственные слова и выделить в них корень.

 

Рыбалка.

 Алёша и Яша живут в деревне Ивановка. Дедушка подарил им удочки. Мальчики часто ходят на рыбалку. С ними идѐт пушистый кот Мурзик. Вот и река. Ребята закинули удочки. А вот и щука.  (33 слова)

1) В 4-ом предложении подчеркнуть одной чертой слово, обозначающее предмет, двумя чертами слово, обозначающее действие предмета, волнистой линией слово, обозначающее признак предмета.

 

 2) Из ряда слов дождь, дождливый, мокрый, дождик выбрать родственные слова и выделить в них корень.

 

На даче.

 Летом мы живём на даче. Стоят тёплые летние деньки. Мы часто ходим в рощу. У дома большой сад. В саду много цветов. Вот душистые розы. У крыльца спит пушистый кот Барсик. (33 слова)

 1) Во 2-ом предложении подчеркнуть одной чертой слово, обозначающее предмет, двумя чертами слово, обозначающее действие предмета, волнистой линией слово, обозначающее признак предмета.

 

 2) Из ряда слов садик, рассада, садовник, цветы выбрать родственные слова и выделить в них корень.

 

Весна.

 Наступила весна. Солнце весело светит. Поют птицы. Журчат ручьи. Прилетели грачи. Из земли показалась зелёная травка. Зацвели ландыши. На деревьях раскрылись почки. Весна – лучшее время года! (27 слов)

 

 1) В 6-ом предложении подчеркнуть одной чертой слово, обозначающее предмет, двумя чертами слово, обозначающее действие предмета, волнистой линией слово, обозначающее признак предмета.

 

 2) Из ряда слов следы, следовать, идти, наследить выбрать родственные слова и выделить в них корень.

 

Направления работы, направленной на оказание комплексной помощи детям с ОВЗ

 

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи;

коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в  психическом развитии детей с ОВЗ в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

Характеристика содержания направлений

 

Диагностическая работа включает:

ü  своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

ü  раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

ü  комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

ü  определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

ü  изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

ü  изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

ü  изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

ü  системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

ü  анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

 

Коррекционно-развивающая работа включает:

ü  выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

ü  организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

ü  системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

ü  коррекцию и развитие высших психических функций;

ü  развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

ü  социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

 

Консультативная работа включает:

ü  выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;

ü  консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ;

ü  консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

 

Информационно - просветительская работа предусматривает:

ü  различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;

ü  проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

 

Коррекционный компонент

 

Коррекционная работа в рамках реализации адаптированной образовательной программывключает в себя:

1)      коррекционную работу учителя в рамках предметных занятий и внеурочных мероприятий;

2)      логопедические занятия;

3)      занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов;

4)      занятия с дефектологом;

5)      лечебная физическая культура.

Приоритетными направляющими коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью в 1-4 классах являются:

ü  охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

ü  формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

ü  формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

ü  расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

ü  формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

ü  развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.    

Содержание коррекционной работы  вписывается в воспитательный и коррекционный блоки рабочих адаптивных программ школьных специалистов (логопеда, дефектолога, психолога), а также в адаптированные программы по предметам и программы воспитания и социализации  учащихся классов. Достижение образовательных результатов осуществляется при поддержке коррекционной работы дефектолога, психолога и логопеда.

 

Составляющими единицами коррекционного блока АОПначального общего образования являются программы:

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов;

Программа коррекционных логопедических занятий;

Программа лечебной физической культуры;

 

Накопление чувственного опыта - является важным условием для формирования жизненного ресурса ребенка, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия, развития личностных качеств и, в целом, его социализации.

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессовреализует два направления в развитии детей: формирование у них знаний о сенсорных эталонах (определенных систем и шкал, которые являются общепринятыми мерками, выработанных человечеством) и обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

В связи с тем, что развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной с системы, в программу включены  задачи совершенствования  координации движений,  преодоления моторной неловкости, скованности движений, развитие мелкой моторики.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной проходит задача постепенного усложнения требований к речевомуопосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

 

Цель программы по развитию сенсорики: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств и признаков дать правильное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной его социализации в обществе.

Задачи:

1) обогащение чувственного  познавательного опыта на основе формирования умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

2) формирование,  на основе активизации работы всех органов чувств,  адекватного восприятия объектов и явлений окружающей действительности в совокупности их свойств;

3) коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы,  величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

4) формирование пространственно-временных ориентировок;

5) развитие слухо-голосовых координаций;

6) совершенствование сенсорно-перцептивной  деятельности;

7) обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

8) исправление недостатков общей и мелкой моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

9) формирование  точности и целенаправленности движений и действий

10) формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии его объектов: цветов, вкусов, запахов,  звуков и ритмов.

 

Цель логопедической коррекционной помощи: поддержание и помощь в овладении знаниями, ликвидация неуспешности, обусловленной системным нарушением речи.

Задачи логопедической коррекционной   работы. Каждый этап коррекционной работы решает ряд специфических задач:

- устранение дефектов звукопроизношения;

- формирование фонематических процессов;

- уточнение и расширение лексического запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи.

     Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

-  включение в речевую деятельность учащихся;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование просодической стороны речи;

- активизация внимания, памяти, мышления;

- развитие мелкой моторики;

- индивидуализация обучения.

В рамках реализации программ происходит формирование метапредметных и личностных результатов образовательного блока АОП. Все метапредметные результаты опосредованно являются и предметными, поскольку способствуют достижению предметных курсов.

Обучение в целом носит коррекционный, воспитывающий характер. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования личности, которая  займет достойное место в обществе. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию детей в общество.

 

Учебный план начального общего образования для классов для детей с ОВЗ, с умственной отсталостью

 

Пояснительная записка

 

Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:

-        273-ФЗ «Об образовании в РФ» ;

-     федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями 2010 года (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241), с изменениями 2011 года (утверждены приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 г. № 2357);

-     санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);

-     нормативные правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность ОУ, в частности, календарный учебный график, школьное Положение о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

 

Учебные планы дляклассов для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость, составлены на тех же нормативных основаниях, что и другие классы параллели. При составлении использовались Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае (письмо Министерства образованияи науки Красноярского края №5429 от 17.06.2013) - пункты 7 «Примерные учебные планы для детей с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью», и пункт 8 «Примерные учебные планы для детей с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью».

 

При разработке учебного плана учитывались цели и задачи деятельности образовательного учреждения, сформулированные в адаптированной  образовательной программе начального общего образования.

На уроках по предмету «Технология» учащиеся  4-х классов для детей с ОВЗ (умст. отст.) делятся на две группы, комплектование которых осуществляется с учетом их психофизических особенностей.

 

Учебный план для 1-4 классов для детей с ОВЗ (имеющих умственную отсталость) включает помимо обязательной части (предметы) и обязательных дополнительных часов технологии, блок для коррекционной работы - индивидуальные и групповые коррекционные занятия.На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы, продолжительность которых составляет 15 - 25 мин.Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

 

Содержание образования в классах для детей с ОВЗ (имеющих умственную отсталость) определено составленными адаптированными программами, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся,

 

Особенности развития учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости предполагают интегративное изучение отдельных дисциплин, позволяющий учитывать специфику нарушений и особые образовательные потребности, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения им минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов.

Учебно-воспитательный процесс имеет целью:

-     формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;

-        формирование максимально возможного навыка самостоятельности;

-        совершенствование качества жизни учащихся.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося.На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту,их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.предполагаемое содержание работы с данной категорией детей относится к пропедевтическому уровню образованности, что отражается в названиях учебных предметов.

Сетка часов для классов

для детей с легкой умственной отсталостью

 

Предметные области

Учебные предметы

Число учебных часов в неделю

1 кл

2кл

3кл

4 кл

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

5

5

5

4

Математика и информатика

Математика

4

5

5

5

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

(человек, природа, общество)

1

1

2

2

Искусство

Музыка

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

Основы религиозных культур и светской этики

Основы светской этики

 

 

 

1

ИТОГО

21

22

23

23

Обязательные занятия по выбору

 

Технология

 

1

1

3

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

23

24

26

Коррекционная работа

 

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

 

2

2

2

Логопедические занятия

4

4

4

3

ЛФК

1

1

1

1

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

Общая учебная нагрузка по классу для тарификации

28

32

33

34

 

Содержание программы учебного курса

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена согласно  «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)

Программа рассчитана на 105 часов, в том числе на контрольные работы – 9 часов. В программу по русскому языку включены   следующие разделы:

 

Разделы

Кол-во часов

Краткое содержание раздела

Повторение

(предложение)

4

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

Выражение в предложении законченной мысли.

Звуки и буквы.

45

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё,ю,я,и.   Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши,ча,ща,чу,щу.   Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.    

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово.

32

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.    Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.      Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение.

24

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

 

 

 

 

 

 

 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

 

Оценка письменных работ.

 

 Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 4 классе — списывания и диктанты.

Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:

I класс — 8-10 слов;

II класс — в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 - 18 слов;

IIIкласс — 20-25 слов;

IV класс — 30-35 слов.

Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

 При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

 

Диктанты

 

«5» —  работа выполнена без ошибок;

«4»  —  1 -3 ошибки;

«3» —  4 - 5 ошибок;

«2» —  6 - 8 ошибок;

 

Грамматические задания

 

«5» —  безошибочное выполнение всех заданий;

 «4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;

 «3» —  правильно выполнено не менее 1\2 задания;

 «2» —  не выполнено большинство грамматических заданий.

 

Контрольные списывания

 

«5» —  нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с     требованиями каллиграфии письма;

«4» — 1 ошибка и одно исправление;

«3» —  2 ошибки и одно исправление;

«2» —  3 ошибки и 1 - 2 исправления.

 

 

График контрольных работ по русскому языку

 

I четверть

Дата

1

Контрольный диктант №1 по теме:

«Разделительный мягкий знак».

 

 

2

Контрольный диктант № 2 по теме:

«Гласные после шипящих».

 

 

II четверть    

3

Контрольный диктант №1 по теме:

«Правописание безударных гласных».

 

 

 

4

Контрольный диктант №2по теме:

«Непроверяемые безударные гласные»

 

III четверть

5

Контрольный диктант №1 по теме:

«Названия предметов, действий и признаков».

 

 

6

Контрольный диктант №2 по теме:

«Предлоги».

 

 

7

Контрольный диктант №3 по теме:

«Родственные слова».

 

IV четверть

8

Контрольный диктант №1по теме:

«Знаки препинания в конце предложения».

 

 

9

Контрольный диктант №2 за год по теме:

«Главные и второстепенные члены предложения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         


 

Календарно-тематическое планирование по предмету русский язык, 4класс

 

п/п

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол

час

Кал. срок

Факт срок

Планируемые результаты

КИМ

знания

умения

общеучебные умения, навыки и способы деятельности

I.Повторение. (4ч)

Предложение (4ч).

1

Предложение. Выражение в предложении законченной мысли.

1

04.09

 

Знать понятие о предложении.

Связи слов в предложении.

Уметь заканчивать мысль и правильно записывать предложения.

Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома.

Тек.

конт

2

Связь слов в предложении.

1

05.09

 

Уметь изменять слова, данные в начальной форме, по смыслу.

Раб. с учебником: оглавлением,

вопросами и заданиями к          учебному тексту, схемами.

Тест

3

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам.

1

07.09

 

Знать правило написания предложения: большая буква -  в начале предложения,

точка – в конце.

 

У. составлять предложения  с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в нач. форме.

Правильно и осознанно читать вслух (с соблюдением интонации, логического уд).

Тек.

конт

4

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1

11.09

 

Уметь восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Оформлять тетради и пись. работы в соответствии с принятыми нормами.

Тек.

конт

II.Звуки и буквы. (45ч)

Алфавит (4ч).

5

Алфавит. Звуки и буквы.

1

12.09

 

З. алфавит, расположение слов в алфавит. порядке в словаре, отличие звука от буквы.

Уметь находить слова в словаре.

Упорядочивать информацию по алфавиту.

Сл/

дик.

6

Расположение слов в алфавитном порядке.

1

14.09

 

Знать порядок букв в русской азбуке.

Уметь располагать слова в алфавитном порядке.

Уметь слушать учителя.

Раб/

карт

7

Гласные и согласные звуки.

1

18.09

 

Знать гласные и  согласные звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы.

Уметь классифицировать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи.

Тек.

конт

8

Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.

1

19.09

 

Знать различие звонких и глухих, мягких и твёрдых согласных.

Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные на слух, в произношении, написании. Уметь чисто и скоро писать.

Тек.

конт

Мягкий знак на конце и в середине слова (3ч).

9

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

1

21.09

 

Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова

Уметь анализировать слова по звуковому составу.

Находить в учебнике указанные упражнения, задания.

Сл/

дик.

10

 

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

1

25.09

 

Уметь обозначать мягкость согласных на письме Ь знаком.

Работать с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.

Тек.

конт

11

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине слова.

1

26.09

 

Разделительный мягкий знак (6ч).

12

Разделительный мягкий знак. Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков.

1

28.09

 

Знать значение разделительного мягкого знака.

Уметь читать  слоги и слова с разделительным Ь знаком.

Находить в учебнике указанные упражнения, задания.

Тек.

конт

13

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

02.10

 

Знать правописание слов с  разделительным мягким знаком.

Уметь объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком, писать слова с разделительным Ь знаком. Контролировать правильность выполнения работы.

Раб/

карт

14

Дифференциация слов с разделительным Ь и Ь смягчающим.

1

03.10

 

Знать правописание раздел. Ь и Ь, обозначающего мягкость согласных на конце и в середине слова.

У. различать слова с разделит. Ь и Ь, обозначающим мягкость согласных на конце и в середине слова.

У. классифицировать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи.

 

Пред/ дикт

15

Перенос слов.

1

05.10

 

Знать правило переноса части слова.

Уметь переносить слова с разделительным Ь знаком.

Применять  изученные правила.

Тек.

конт

16

Контрольный диктант № 1  «Разделительный мягкий знак».

1

09.10

 

Знать правописание Ь мягкого знака.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).Списывать  печатный текст (IIIIV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

17

Работа над ошибками. Дополнение предложений по вопросам.

1

10.10

 

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

Гласные после шипящих(2ч).

18

 

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу.

1

12.10

 

Знать правописание гласных после шипящих.

Уметь правильно писать сочетания гласных с шипящими: жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

Сл/

дик.

19

Упражнения в написании гласных после шипящих.

1

16.10

 

Тек.

конт

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова(12ч).

20

Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

17.10

 

Знать парные звонкие и глухие согласные.

 

Уметь сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.

Раб/

карт

21

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов.

1

19.10

 

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь проверять написание звонкой и глухой согласной на конце слова путем изменения формы слова.

Уметь планировать текущую работу.

Тест

22

 

Правописание звонких и глухих согласных в середине слов.

1

23.10

 

Знать правописание звонких и глухих согласных в середине слова.

У. проверять написание звонкой и глух. согласной в середине слова путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родст-х слов.  

Уметь организовать свое рабочее место.

Пред/ дикт

23

Подбор проверочных слов.

1

24.10

 

24

Контрольный диктант № 2  «Гласные после шипящих».

 

1

26.10

 

Знать правописание гласных после шипящих.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (IIIIV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

25

Работа над ошибками. Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине  слова.

1

30.10

 

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

26

 

Объяснение написания слов со звонким или глухим согласным на конце слова.

1

31.10

 

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце и  в середине слова.

Уметь объяснять правописание звонкой и глухой согласной на конце и в середине слова

Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли.

Сл/

дик.

27

 

 

Объяснение написания слов со звонким или глухим согласным в середине слова.

1

09/11

 

26

Правописание звонких и глухих согласных на конце  слова.

1

13/11

 

Уметь проверять написание звонкой и глухой согласной на конце и в середине слова путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. 

 

Правильно списывать текст с доски или учебника.

Раб/

карт

29

Правописание звонких и глухих согласных в середине  слова.

1

14/11

 

30

Упражнения  на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

1

16/11

 

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце и  в середине слова

 

Уметь подбирать проверочные слова.

Уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

Пред/ дикт

31

Проверочная работа по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

1

20/11

 

Уметь правильно писать слова со звонкой и глухой согласной на конце и в середине слова.

Нацеливать себя на выполнение поставленных задач.

Пров/раб.

Ударные и безударные гласные(3ч).

32

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

1

21/11

 

Знать о смыслоразличительной роли ударения.

Уметь правильно ставить ударение.

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

Зрит/ дик.

33

Ударные и безударные гласные.

1

23/11

 

Знать: ударение в слове может быть только одно.

Уметь выделять ударные и безударные гласные.

Четко и правильно осознавать цель своей работы.

Тек.

конт

34

Правописание ударных гласных.

1

27/11

 

Знать правописание ударных гласных.

Уметь различать гласные ударные и безударные.

Участвовать в диалоге.

Раб/

карт

                                                                Правописание безударных гласных (8ч).

 

35

Правописание безударных гласных.

1

28/11

 

Знать правописание безударных гласных.

Уметь сопоставлять гласные в ударных и безударных слогах.

Правильно списывать текст с доски или учебника.

Сл/

дик.

36

Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах.

1

30/11

 

37

Правописание безударных гласных.

1

04/12

 

Уметь объяснять правописание безударной гласной.

Использовать образцы в процессе самостоятельной работы.

Тек.

конт

38

 

Проверка написания слов с безударной гласной.

1

05/12

 

Знать правописание безударных гласных.

Уметь проверять написание безударной гласной путем изменения формы слова (водá — вóды)

Оценивать элементарно уровень овладения одноклассниками учебным материалом.

Раб/

карт

39

Обучение применению правила.

1

07/12

 

40

Упражнения в правописании безударных гласных.

1

11/12

 

Оценивать правильность выполнения заданий, упражнений.

Пред/ дикт

41

Контрольный диктант № 3 «Правописание безударных гласных».

1

12/12

 

Знать правописание безударных гласных.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (IIIIV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

42

Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы.

1

14/12

 

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

Непроверяемые безударные гласные(7ч).

43

Непроверяемые безударные гласные. Орфограф-й словарь.  

1

18/12

 

Знать правописание изученных словарных слов.

 Уметь  пользоваться орфографическим словарем.

Уметь пользоваться словарем.

Сл/

дик.

44

Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

1

19/12

 

Знать правописание безударных гласных и изученных словарных слов.

Уметь  дифференцировать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Уметь сравнивать, классифицировать.

Тестирование

45

Дифференциация изученных орфограмм.

1

21/12

 

Знать изученные орфограммы.

Уметь  дифференцировать изученные орфограммы.

Обращаться к учебнику при выполнении проверки работы.

Слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.

Тек.

конт

46

Упражнения в написании слов на изученные орфограммы

1

25/12

Пред/

дикт

47

Контрольный диктант №4 «Непроверяемые безударные гласные»

1

26/12

 

Знать правописание изученных словарных слов.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (IIIIV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

48

Работа над ошибками. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1

28/12

 

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

49

 Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным.

1

15/01

 

Знать  свой адрес и адреса родных.

Уметь составлять и  писать письма родным под руководством учителя.

Уметь задавать уточняющие вопросы.

Тек.

конт

III.Слово.(32ч)

Названия предметов, действий и признаков (13ч).

50

Названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов кто? что?  к словам, обозначающим названия предметов.

1

16/01

 

Знать названия предметов, ставить вопросы.

Уметь выделять в тексте слова, обозначающие названия предметов, ставить вопросы к словам, обозначающим названия предметов.

Использовать образцы при выполнении домашних заданий.

Сл/

дик.

51

 Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам.

1

18/01

 

Знать названия предметов.

Уметь правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложении.

Слушать объяснение учителя.

Тек.

конт

52

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам.

1

22/01

 

Знать вопросы, на которые отвечают слова, обознач-е названия предметов.

Уметь изменять слова, обозначающие названия предметов, по вопросам.

Уметь составлять план ответа, связно высказываться.

Раб/

карт

53

Названия действий предметов.

1

23/01

 

Знать названия действий.

Уметь ставить вопросы к словам, обозначающим названия  действий. Придерживаться  заданного темпа  работы.

Тек.

конт

54

Изменение формы слова, обозначающего названия действий, по вопросам.

1

25/01

 

Знать вопросы, на которые отвечают слова, обознач-е названия действий.

Уметь изменять форму слова, обозначающего названия действий, по вопросам.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

 

Тек.

конт

55

Выделение названий предметов и действий в тексте по вопросам.

1

29/01

 

Знать названия предметов и действий.

Уметь находить в тексте по вопросам слова, обозначающие названия предметов и действий, правильно согласовывать их в связи друг с другом, правильно выражать свои  мысли (мон. речь).

Тек.

конт

56

Названия признаков предметов.

1

30/01

 

Знать названия признаков.

 Уметь называть признак (качество) предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?  Уметь анализировать.

Тек.

конт

57

Изменение слов, обозначающих названия признаков, по вопросам.

1

01/02

 

Знать вопросы, на которые отвечают слова, обознач-е названия признаков.

Уметь изменять слова, обозначающие названия признаков, по вопросам. Уметь ставить вопросы к словам, обозначающим названия  признаков. Планировать текущую работу.

Раб/

карт

58-59

Связь слов – предметов.

Связь слов – признаков.

1

1

05/02

06/02

 

Знать названия признаков и  названия предметов.

Уметь согласовывать слова, обозначающие названия признаков, со словами, обозначающими названия предметов.

Зрит/ дик.

60

Определение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам.

1

08/02

 

Знать названия предметов, действий, признаков.

Уметь      различать названия предметов, действий, качеств в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом.

Правильно списывать текст с доски, учебника.

Пред/ дикт

61

Контрольный диктант №5 «Названия предметов, действий и признаков».

1

12/02

 

Знать названия предметов, действий, признаков

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (IIIIV гр).

Конт/ раб.

62

Работа над ошибками.Описание несложных знакомых предметов и картин по вопросам.    

1

13/02

 

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

                                                                                                                                  Имена собственные (3ч).

 

63

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц.

1

15/02

 

Знать имена собственные: имена,  фамилии, клички животных, названия городов, сёл, улиц.

Уметь писать имена собственные с большой буквы.

 

Уметь планировать текущую работу.

Сл/

дик.

64

Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор.

1

19/02

 

Знать имена собственные: названия рек, морей, озер, гор.

Уметь писать имена собственные с большой буквы.

У. объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

Тек.

конт

65

Упражнения в правописании имен собственных.

1

20/02

 

Знать правописание имён собственных.

У. различать имена собственные от имён нарицательных.

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Раб/

карт

Предлоги(6ч).

66

Предлог как отдельное слово. Правописание предлогов.

1

22/02

 

Знать: предлог - отдельное слово.

Уметь выделять предлог из потока речи.

Уметь анализировать.

Тек.

конт

67

Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед, до.

1

26/02

 

Знать правописание предлогов.

 

Уметь выделять предлоги и писать их раздельно с другими  словами.

Планировать текущую работу.

Тек.

конт

68

Правильное употребление предлогов в речи.

1

27/02

 

Уметь правильно употреблять предлоги в речи.

Уметь чисто и скоро писать.

Раб/

карт

69

Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов

1

01/03

 

Знать правописание предлогов

Уметь раздельно писать предлоги с другими словами.

Уметь правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

Пред/ дикт

70

Контрольный диктант №6   «Предлоги».

1

05/03

 

Знать правописание предлогов.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (IIIIV гр).

Конт/ раб.

71

Работа над ошибками.

Составление предложений, используя вопросы.

1

06/03

 

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Выб/ дик.

Разделительный твёрдый знак(1ч).

72

Разделительный твердый знак.

1

08/03

 

Знать правописание разделительного твердого знака.

Уметь писать слова с разделительным твердым знаком.

Уметь доводить начатую работу до конца.

Тек.

конт

Родственные слова(9ч).

73

Родственные слова. Выделение общей части и установление общности смысла.

1

12/03

 

Знать понятие «родственные слова».

 

Уметь выделять общую часть родственных слов и устанавливать общность смысла.

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения.

Тест

74-75

Выделение корня.

Подбор родственных слов.

1

1

13/03

15/03

 

Знать понятие «корень».

Уметь выделять общую часть родственных слов – корень. Подбирать родственные (однокоренные) слова и правильно использовать их в речи. Уметь анализировать.

Пред/ дикт

76

Контрольный диктант №6  «Родственные слова».

1

19/03

 

Знать понятие «родственные слова».

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (IIIIV гр).

Конт/ раб.

77

Работа над ошибками. Составле ние рассказа по сюжетным  картинкам и опорным словам.

1

20/03

 

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

78

Подбор родственных слов.

1

22/03

 

Знать понятие «родственные слова».

У. подбирать родствен. слова и объяснять значение.

У. доводить работу до конца, оценивать свои возможности.

Раб/

карт

79

 

 

Единообразное написание безударной гласной в корне родственных слов.

1

 

02/04

 

Знать правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных на конце и  в середине слова.

Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и следить за единообразным написанием корня в группе родственных слов.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

Сл/

дик.

80

Единообразное написание звонкой и глухой согласной в корне родственных слов.

1

03/04

 

81

Определение проверочных слов  в группе родственных слов.

1

05/04

 

Знать понятие «родственные слова».

У. определять проверочные слова в группе родственных слов.

У. классиф-ть, устанавливать причинно - следственные связи.

Раб/

карт

IV.Предложение.

Предложение (8ч).

82

 

 

Предложение как единица речи и выражение законченной мысли.

1

 

09/04

 

Знать понятие о предложении.

Уметь заканчивать мысль и правильно записывать предложения, выделять предложения из потока речи и текста.

Работать с основными компонентами учебника: оглавлением,

вопросами и заданиямик учебному тексту, схемами.

Сл/

дик.

83

Членение речи на предложения.

1

10/04

 

84

 Расположение слов в предложении в определенном порядке.(192-193)

1

12/04

 

З. правило написания пред-я: большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

 Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами

Тек.

конт

85

Предложение. Связь слов в предложении.

1

16/04

 

Знать правило написания предложения: большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

 

Уметь изменять  слова в предложении по смыслу.

Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места

Тек.

конт

86

Изменение слов в предложении по вопросам.(197-198)

1

17/04

 

 Уметь изменять слова в предложении по вопросам.

Нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

Раб/

карт

87

Постановка вопросов к словам в предложении. (199- 201)

1

19/04

 

Уметь устанавливать связь между словами в предложении по вопросам. Умение объяснять, оказывать помощь.

Тек.

конт

88

Упражнения в дополнении предложений по вопросам.

1

23/04

 

Знать правило написания предложения: большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь дополнять предложения по вопросам.Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения.

Тек.

конт

89

Распространение предложений.

1

24/04

 

Уметь распространять предложения.Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

Тек.

конт

                                              Знаки препинания в конце предложения  (5ч).

 

90

 Повествовательные и вопросительные предложения.

1

26/04

 

Знать знаки препинания в конце повествовательных и вопросительных предложений

Уметь при чтении правильно передавать интонацию вопросов и ответов.

Правильное и осознанное чтение вслух предложений (с соблюдением интонации, пауз, логического ударения, для передачи точного смысла высказывания).

Сл/

дик.

91

Построение вопросительных предложений.

1

30/04

 

Знать знак препинания в конце вопросительного предложения ( ? ).

Уметь строить вопросительные предложения.

 

Тек.

конт

92

Восклицательное предложение и его интонационное оформление.

1

01/05

 

Знать знак препинания в конце восклицательного предложения ( ! ).

Уметь при чтении правильно передавать интонацию восклицательного предложения.

Правильное и осознанное чтение вслух предложений (с соблюдением интонации, пауз, логического ударения, для передачи точного смысла высказывания).

Раб/

карт

93

Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений.

1

03/05

 

Знать значение знаков препинания в конце предложений.

У. правильно ставить знаки препинания в конце  разных по интонации предложений.

Пред/ дикт

94

Контрольный диктант №7

«Знаки препинания в конце предложения».

1

07/05

 

Знать значение знаков препинания в конце предложений.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (IIIIV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

Главные и второстепенные члены предложения(11ч).

95

Работа над ошибками. Понятие о сказуемом.

1

08/05

 

Знать вопросы, на которые отвечают сказуемые.

Уметь выделять сказуемые в предложениях.

Уметь выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Сл/

дик.

96

Выделение сказуемого в предложении.

1

10/05

 

97

 Понятие о подлежащем. Выделение подлежащего в предложении.

1

14/05

 

Знать вопросы, на которые отвечают подлежащие.

Уметь выделять подлежащие в предложениях.

Планировать текущую работу.

Тек.

конт

98

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

1

15/05

 

Главные члены предложения.

Уметь выделять подлежащие и сказуемые в предложениях.

Уметь чисто и скоро писать.

Раб/

карт

99

Второстепенные члены предложения.

1

17/05

 

Второстепенные члены предложения.

Уметь определять второстепенные члены предложения.

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

Пред/ дикт

100

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 8  «Главные и второстепенные члены предложения».

1

21/05

 

Главные  и второстепенные члены предложения.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (IIIIV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

101

Работа над ошибками. Дополнение предложений  второстепенными словами.

1

 

22/05

 

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

102

Выделение главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предложения.

1

24/05

 

Главные  и второстепенные члены предложения.

У. выделять главные и второстеп. члены предложения. Выполнять гр. разбор предложения.

Уметь составлять план ответа, связно высказываться.

Тестирование

103

Повторение «Правописание безударных гласных».

1

28/05

 

Знать правописание безударных гласных.

Уметь проверять написание безударной гласной путем изменения формы слова.

Придерживаться  заданного темпа  работы.

Сл/

дик.

104

Повторение «Родственные слова».

1

 

29/05

 

Знать понятия «родственные слова», «корень».

Уметь выделять корень. Подбирать родственные (однокоренные) слова и правильно использовать их в речи.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

 

Тек.

конт

105

Повторение «Предлоги».

1

31/05

 

Знать правописание предлогов

Уметь раздельно писать предлоги с другими словами.

Уметь правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

Тек.

конт

 

 

 4-й класс

 

Обучающиеся должны знать:

·         алфавит;

·         расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

 

Обучающиеся должны уметь:

·         составлять и распространять предложения;

·         устанавливать связи между словами по вопросам;

·         ставить знаки препинания в конце предложения;

·         анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

·         списывать рукописный текст и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

·         писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

 

 

 

 

Примерные контрольные диктанты

Стартовые контрольные диктанты по теме:

«Разделительный мягкий знак»

 

I вариант

Кот Васька.

Спит на крыше кот Васька. Шерсть у Васьки серая. Хвост пушистый. Хорошо бы мышку поймать, да лень коту встать. Любит он спать и мурлыкать. (24 слова).

 

II вариант

В лесу.

Сентябрь. Хорошо утром пойти в лес. Тонкие стебли трав мокрые. На них капельки росы, словно бусы. Клен, береза стали краснеть. Только ель стоит зеленая. (24 слова).

 

III вариант

Маленький художник.

Взял Саша альбом, краски и кисть. Саша рисует летний день. Вот дорога. А дальше зеленый лес. Хороший рисунок получился у мальчика. Альбом взяли на школьную выставку. (26 слов).

 

 

 

Контрольные диктанты за I четверть по теме:

«Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова»

 

I вариант

Огород.

У тети Вали дача. Там огород. На грядках растет морковь. Вьются усы гороха. Налилась соком спелая репка. Клонит головку алый мак. Есть на грядках укроп и салат. Уже зацвел картофель. (30 слов)

 

II вариант

Огород.

У тёти Вали дача. Там огород. На грядках растёт морковь. Вьются усы гороха. Налилась соком спелая репка. Клонит головку алый мак. Есть на грядках укроп и салат. Уже зацвел картофель. (30 слов)

 

III вариант

Зайчик.

В школьном уголке жил зайчик. Шерсть у зайчика серенькая. Уши большие. Зубки и когти острые. Сначала зайчик был труслив. Потом привык к ребятам. Заяц грыз морковку, капусту. Дети охотно кормили зайца. (31 слово)

 

 

Контрольные диктанты за II четверть по теме:

«Проверяемые и непроверяемые безударные гласные»

 

I вариант

Первый снег.

Выпал первый снежок. Пушистым ковром он лежит на полях и реках. Всё бело кругом. Вдали темнеет лесок. Скорей туда! Деревья убраны белыми хлопьями. Снег блестит на солнце. Лес как сказка! (30 слов)

 

II вариант

Волчата.

Маленькие волчата на волков похожи. Играют около норы и прыгают за бабочками. Возятся, как щенки. А ветка хрустнет – прячутся в норе. Там они ждут мать – волчицу. Волчица несет им свою добычу. (31 слов)

 

III вариант

Новый магазин.

На углу улицы новый магазин. В нём продают посуду. Стоят рядами кувшины. Блестят на солнце стаканы. Радуют глаз тарелки, чашки, блюдца. В магазине чистота. У входа толпится народ. Продавцы в нарядных халатах встречают первых покупателей. (35 слов)

 

Контрольные диктанты за III четверть по теме:

«Имена собственные»

 

I вариант

Озеро Байкал.

Озеро Байкал – самое большое в мире. Оно огромное, как море. Вода в озере не солёная, а пресная. В Байкал впадает много рек. Вытекает только одна. Это река Ангара. На берегу Ангары построили красивый город Ангарск. (35 слов)

 

II вариант

По Волге.

Летом я и мама плавали по Волге. Берега этой реки очень красивы. Мы любовались лесами, лугами, полями, городами. В Астрахани мы ели сочные арбузы. В Волгограде мы ходили на Мамаев курган. (31 слово)

III вариант

Метро.

Быстро мчатся поезда метро. Они перевозят много пассажиров. Самое большое и красивое метро в Москве. Одна станция выходит на улицу Пушкина. Здесь я живу. Есть метро в Харькове, Екатеринбурге, Киеве. Строится метро и в других городах. (36 слов)

 

 

Итоговые контрольные диктанты по теме:

«Повторение пройденного материала»

 

I вариант

Весна.

Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце весело светит. Поют птицы. Радостно журчат ручьи. Вся местность ожила. Прилетели вестники весны – грачи. Из земли показалась травка. Зацвели ландыши. На деревьях раскрылись почки. Пришла весна. Здравствуй, весна! (34 слова)

 

II вариант

Рыбки.

Вите подарили красивых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. На дне банки лежал песок. Витя поставил банку на окно. Солнечный луч прыгнул в банку. Рыбки стали золотыми. Обрадовался Витя. Ещё красивей стали рыбки. (35 слов)

 

III вариант

Утренние лучи

Уронило солнце утренние лучи. Первый луч упал на зайчика. Заяц поднял длинные лучи. Побежал травку вкусную искать. Второй луч упал на ульи. Вылетела пчела мёд добывать. Третий луч упал на лентяя. Он повернулся на другой бок и заснул. (38 слов)

 

 

Литература

 

 

1.      Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.

 

2.      Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в

1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.

 

3.      Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.

 

4.      Волина В. «Занимательноеазбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;

 

5.      Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в  1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.

 

6.      Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.

 

7.      Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» - М., 2009.

 

8.      «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.

 

9.      Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru