Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Бокситогорская основная общеобразовательная школа №1»
Принята на педагогическом совете Протокол № 10 от 29.08.2019г. |
|
Утверждена Приказом № 108 от 30.08.2019г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ОВЗ
ТЕХНОЛОГИЯ
2 класс
Базовый, начальное общее
(уровень, ступень образования)
1 год
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы
«Технология» (Роговцева Н. И., Анащенкова С. В.)) для 1- 4 классов
Количество часов: 2 класс – 34 часа в год.
г. Бокситогорск
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ».
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с ОВЗ МБОУ «БООШ № 1» на 2019-2020 г.г.
4. Приказ № 108 от 30.08.2019 по МБОУ «БООШ № 1» «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
Рабочая адаптированная образовательная программа адресована обучающимся с ОВЗ, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащихся с ОВЗ и специфика усвоения ими учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Дети с ОВЗ значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Цели и задачи изучения предмета:
Основные задачи и цели обучения технологии данной категории детей соответствуют задачам и целям обучения технологии в общеобразовательной школе:
Цели изучения технологии в начальной школе:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
- освоение продуктивной проектной деятельности;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
Коррекционные задачи:
- коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности детей с ОВЗ;
- повышение познавательной активности
- формирование личностных качеств (наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность)
Общая характеристика курса:
ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Коррекционная работа на уроках технологии:
- знание учителем особенностей детей с ОВЗ
- воспитание умения готовить к уроку рабочее место
- экономичное расходование материалов для работы
- воспитание у учащихся привычки предварительно обдумывать задание, не приступать сразу к исполнительским операциям
- подробный анализ образца изделия с проговаривание действий
- постепенное усложнение учебного материала
- основы по технике безопасности при изготовлении различных изделий
-использование на уроках тренировочных упражнений для развития мелкой моторики рук
- выбор учителем вопросов, которые ставятся перед учениками при анализе и исполнительском этапе работы над изделием
- внешний вид образца изделия должен вызывать желание изготовить собственными руками такое же изделие
- похвала и постоянная поддержка со стороны учителя на уроке во время выполнения работы
- осуществление межпредметных связей с другими предметами школьной программы (математикой, окружающим миром, изобразительным искусством
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кинофильмов;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Место курса в учебном плане:
В федеральном базисном плане на изучение технологии во втором классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя цель деятельности на уроке,
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты:
1) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
2) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
3) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)
4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
5) использование приобретенных знаний и умений для решения практических заданий
Календарно – тематическое планирование по технологии 2 класс
№
|
Дата |
Тема уроков |
Решаемые проблемы |
Планируемые результаты |
|||||
Очная |
Заочная |
Планируемые результаты (предметные) |
Понятия |
УУД |
Личностные УУД |
||||
Давайте познакомимся – 1ч |
|||||||||
1. |
|
|
Как работать с учебником. Изделие: папка достижений
С.3-6 |
Как работать с учебником? |
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия |
ремесла, оттенок, гамма цветов |
П: Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. К: Умение формулировать собственное мнение и позицию. Р: Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений |
|
Человек и земля – 23ч |
|||||||||
2. |
|
|
Земледелие. Изделие: выращивание лука
С.8-9 |
Что такое земледелие? Как вырастить лук? |
Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека. Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода. Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях. Проводить наблюдения, оформлять результаты |
садовод, овощевод витамины |
П: Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. К: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р: Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке |
Формирование адекватной и позитивной самооценки |
|
3. |
|
|
Работа с пластичными материалами «Корзина с цветами»
С10-15 |
Как сделать из ниток корзину с цветами? Как работать с пластилином? |
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции. Составлять рассказ о грибах, правила поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений) |
керамика, гончар, шаблон, челнок, нитки, виды ниток, композиция |
П: Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. К: Формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах. Р: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного |
|
4. |
|
|
Работа с пластичными материалами (тестопластика) «Семейка грибов на поляне»
С.16-17 |
Что такое тестопластика? Как слепить из теста грибы?
|
Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений. Осмысливать значение этих профессий. Составлять рассказ о национальных блюдах из теста и приёмы работы с ним. Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом. Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок. Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и пластилином |
Пластичные материалы, стек
|
П: Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. К: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р: Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника |
Формирование ценности «любовь» к природе |
|
5. |
|
|
Работа с пластичными материалами пластилин Изделие: магнит из теста
С.18-21 |
Что и как, можно лепить из глины?
|
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции. Составлять рассказ о грибах, правила поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений) |
пластичные материалы, тестопластика, пекарь, кондитер |
П: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Р: Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта |
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций |
|
6. |
|
|
Проект «Праздничный стол»
С.22-23 |
Какие техники работы с пластичными материалами мы знаем? |
Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста). Сравнивать свойства пластичных материалов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике. Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности. Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность |
|
П: Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Умение формулировать собственное мнение и позицию. Р: Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов |
Формирование ценности «любовь» к природе |
|
7. |
|
|
Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше
С.24-25 |
Как сделать миску в технике папье-маше? Что такое хохломская роспись? |
Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла хохломская роспись, используя материалы учебника и собственный опыт. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломская роспись, выделять этапы работы. Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи. Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше». Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохлома (с помощью учителя). Использовать приёмы работы с бумагой и ножницами. Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций |
Хохломская роспись, орнамент, грунтовка папье-маше |
П: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности |
|
8. |
|
|
Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись»
Сс.26-27 |
Что такое городецкая роспись? Элементы городецкой росписи. |
Осмысливать на практическом уровне понятия «имитация». Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры животных, людей, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций |
городецкая роспись, розан, купавка, подмалевок, оживка |
П: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. Р: Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке |
Формирование адекватной и позитивной самооценки |
|
9. |
|
|
Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин)
С.28-29 |
Как работать с пластичными материалами?
|
Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись). Выделять элементы декора и росписи игрушки. Использовать приёмы работы с пластилином. Анализировать образец, определять материалы, инструменты, приёмы работы, виды отделки и росписи. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов |
Дымковская игрушка |
П: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: Умение использовать речь для регуляции своего действия. Р: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
|
10. |
|
|
Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование) Изделие: матрешка из картона и ткани С.30-32 |
Как выполнить матрешку с помощью картона и ткани? |
Использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея. Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов. Составлять самостоятельно план работы по использованию изделия, контролировать и корректировать работу по слайдовому плану. Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога» |
матрешка, ткань, волокно, резчик по дереву, аппликация |
П: Формирование умения устанавливать аналогии. К: Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
|
11. |
|
|
Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы Изделие: пейзаж «Деревня» С.33 |
Как выполнить рельефную работу с помощью пластилина? |
Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз. Организовывать рабочее место. Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой. Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина |
рельеф, барельеф, горельеф |
П: Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. К: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р: Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника |
Формирование адекватной и позитивной самооценки |
|
12. |
|
|
Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование Изделие: игрушка «Лошадка»
С.34-35 |
Как работать с картоном? Как сконструировать лошадку из картона? |
Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведением домашних животных (на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений). Понимать значимость этих профессий. Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделия по собственному замыслу. Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей. Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции. Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять отчёт о своей работе по рубрике «Вопросы юного технолога» |
конструирование, конструкция, верховые, скаковые лошади, конюх |
П: Поиск и выделение нужной информации. К: Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Р: Прогнозирование результата |
Формирование познавательного мотива |
|
13 |
|
|
Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Изделие: композиция «Курочка из крупы» или «Петушок»
С.37-39 |
Как выполнить мозаичную композицию из крупы?
|
Осваивать способы и приёмы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и т.д.), выполнять аппликацию в технике мозаика. Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов. Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). Экономно расходовать материалы при выполнении. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы. Находить в словаре и объяснять значение новых слов. Составлять рассказ об уходе за домашними птицами |
Инкубатор |
П: Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Волевая саморегуляция. Осознание оценки качества и уровня усвоения материала |
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира |
|
14 |
|
|
Проект «Деревенский двор»
С.40-41 |
Как выглядит деревенский двор? Какие приемы работы с бумагой можно использовать? |
Осуществлять с помощью учителя и при помощи рубрики «Советы юного технолога» все этапы проектной деятельности, соблюдать правила работы в группе, ставить цель, распределять обязанности, обсуждать план изготовления изделия, представлять и оценивать готовое изделие. Составлять рассказ об уходе за домашними животными и их значении в жизни человека на основе иллюстративного материала. Конструировать объёмные геометрические фигуры животных из развёрток Использовать приёмы работы с бумагой и клеем, правила работы с ножницами. Размечать и вырезать детали и развёртки по шаблонам. Оформлять изделия по собственному замыслу. Создавать и оформлять тематическую композицию. Проводить презентацию композиции, использовать малые фольклорные жанры и иллюстрации |
|
П: Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения. Р: Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия |
Формирование познавательного мотива |
|
15 |
|
|
Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц Изделие: проект «Новый год» (маска, елочные игрушки из яиц)
С.42-44 |
Как сделать елочные игрушки из скорлупы яйца?
|
Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски. Выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с видом карнавального костюма. Придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения, самостоятельно выполнять отделку карнавальной маски. Осваивать при изготовлении ёлочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с целой яичной скорлупой. Самостоятельно оформлять готовое изделие. Использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок. Создавать разные изделия на основе одной технологии. Составлять рассказ об истории возникновения ёлочных игрушек и традициях празднования Нового года (на основе материала учебника, собственных наблюдений и знаний традиций региона проживания) |
обычай, традиция |
П: Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Формирование познавательного мотива |
|
16 |
|
|
Строительство. Работа с бумагой. Полуобъем-ная пластика Изделие: композиция «Изба».
С.45-48 |
Как сделать избу из бумаги?
|
Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связанной со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках информации. Составлять рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений. Сравнивать её с домами, которые строятся в местности проживания. Выполнять разметку деталей по шаблону. Осваивать приемы работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы. Осваивать технику кракле. Применять навыки изготовления мозаики при работе с новым материалом — яичной скорлупой. Сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов. По собственному замыслу оформлять контур изделия при помощи фломастеров |
Причелина, наличник, венец, полуобъемная аппликация, плотник |
П: Формирование умения устанавливать аналогии. К: Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
|
17 |
|
|
В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Изделие: домовой
С.49-51 |
Как работать с волокнистым материалом?
|
Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приёма гостей у разных народов России. Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия. Соблюдать правила безопасной работы циркулем. Вырезать круги при помощи ножниц. Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать). Оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учёт национальных традиций). Выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для отделки изделия |
циркуль, готоваль-ня, помпон |
П: Поиск и выделение нужной информации. К: Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). Понимание относительности оценок или подхода к выбору. Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно |
Формирование адекватной и позитивной самооценки |
|
18 |
|
|
Проект «Убранство избы». Изделие: композиция «Русская печь»
С.52-54 |
Что такое убранство избы? |
Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по специальной схеме. Анализировать иллюстрацию учебника и выделять основные элементы убранства избы, сравнивать убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища. Составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи (по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям). Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы. Составлять самостоятельно план выполнения работы. Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. Оформлять изделие по собственному замыслу. (Возможно изготовление модели печи, традиционной для данного региона) |
печник, истопник, убранство, шесток, лежанка, устье |
П: Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. К: Формирование умения контролировать действия партнёра. Р: Формирование способности к целеполаганию |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности |
|
19 |
|
|
Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Изделие: коврик С.55 |
Что такое плетение? Как выполнить коврик из полос бумаги?
|
Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы — переплетение полос бумаги. Выполнять разметку деталей (основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы. Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу |
конструирование |
П: Формирование умения устанавливать аналогии. К: Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Р: Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации |
|
20 |
|
|
Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Изделие: стол и скамья
С.56-57 |
Как сконструировать стол и скамью? |
Осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать её с традиционной мебелью жилища региона проживания. Анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необходимые для их изготовления. Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании. Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельно составлять композицию и презентовать её, использовать в презентации фольклорные произведения. Самостоятельно организовывать свою деятельность. Овладевать способами экономного и рационального расходования материалов. Соблюдать технологию изготовления изделий |
Перепле-тение, основа, уток |
П: Структурирование знаний. К: Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. Р: Осознание оценки качества и уровня усвоения материала |
Формирование адекватной и позитивной самооценки |
|
21 |
|
|
Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие: композиция «Русская красавица»
С.58-63 |
Как выглядит народный костюм? Какие виды тканей существуют? Какие различия имеют национальные костюмы?
|
Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдении я других источников). Сравнивать и находить общее и различие в национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма региона проживания и соотносить их с природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор). Исследовать виды, свойства и состав тканей. Определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон. Анализировать детали праздничного женского (девичьего) головного убора и причёски. Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учётом национальных традиций. Осваивать приемы плетения косички в три нити. Использовать приёмы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. Изготавливать с помощью учителя детали для создания модели национального женского головного убора, предварительно определив материалы для его изготовлении |
волокна, натуральные волокна, шелководство, сутаж, плетение |
П: Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Формирование познавательного мотива |
|
22 |
|
|
Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Изделие: костюмы Ани и Вани
С.64-65 |
Какие характерные особенности есть у национального костюма?
|
Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и других источников). Сравнивать и находить общее и различия в женском и мужском национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма своего края и определять его характерные особенности (цвет, форму, способы украшения и др.). Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона. Моделировать народные костюмы на основе аппликации из ткани. Осваивать элементы художественного труда: оформлять национальный костюм в соответствии с выбранным образцом, использовать различные виды материалов (тесьму, мех, бусины, пуговицы и др.). Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты. Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям |
выкройка, подол, кичка, сарафан |
П: Формирование умения устанавливать аналогии. К: Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
|
23 |
|
|
Работа с ткаными материалами. Шитье. Изделие: кошелек
С.66 |
Как выполнять косые стежки?
|
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям. |
виды швов, нитки |
П: Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Формирование познавательного мотива |
|
24 |
|
|
Работа с ткаными материалами. Шитье. Изделия «Тамбурные стежки», «Салфетка» С.67-70 |
Как выполнять шитье тамбурными стежками? |
виды швов, нитки |
Формирование познавательного мотива |
|||
Человек и вода – 3ч |
|||||||||
25 |
|
|
Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Изделие: композиция «Золотая рыбка»
С.71-75 |
Что такое рыболовство? Что такое изонить? Как выполнить рыбу в технике изонить?
|
Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения. Осваивать способы проращивания семян в воде. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения. Определять и использовать инструменты и приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями |
Рыболовство, изонить. |
П: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности |
|
26 |
|
|
Проект «Аквариум». Изделие: аппликация «В море».
С.76 |
Какие техники работы можно использовать для выполнения апплика-ции?
|
Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках. Распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога». Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации. Определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре. Составлять композицию из природных материалов. Выделять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку. Контролировать и корректировать свою деятельность. Предъявлять и оценивать изделие. Проводить презентацию готового изделия |
силуэт, обрывание |
П: Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Формирование познавательного мотива |
|
27 |
|
|
Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие «Русалка»
С.77-78 |
Как выполнить изделие русалка с помощью бумаги и волокнис-тых мате-риалов?
|
Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъёмной аппликации. Заполнять с помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работы одноклассников |
|
П: Поиск и выделение нужной информации. К: Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Р: Прогнозирование результата
|
Формирование познавательного мотива. Самостоятельно проводить выставку своих работ, в ходе которой стараться оценить работы друг друга |
|
Человек и воздух – 3ч |
|||||||||
28 |
|
|
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. Изделие: оригами «Птица счастья». С.79-81 |
Что такое оригами? Что такое оберег?
|
Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать приём складывания изделий техникой оригами. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям |
оригами, санбо |
П: Формирование умения устанавливать аналогии. К: Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
|
29 |
|
|
Использова-ние ветра. Работа с бумагой. Моделирова-ние
Изделие: ветряная мельница.
С.82-83 |
Что такое моделирование? Как человек использует ветер?
|
Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве. Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Осмыслять важность использования ветра человеком. Составлять рассказ о способах использования ветра человеком на основе материалов учебника и собственных наблюдений. Анализировать готовую модель, выбирать необходимые для её изготовления материалы и инструменты, определять приёмы и способы изготовления. Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы ножницами. Составлять план работы и заполнять технологическую карту. Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня). Конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практическую работу по плану в учебнике |
мельница, мельник, модель |
П: Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Умение формулировать собственное мнение и позицию. Р: Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов |
Формирование ценности «любовь» к природе |
|
30 |
|
|
Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие: флюгер
С.84 |
Что такое флюгер? Какие свойства имеет фольга? |
Составлять рассказ о назначении и истории флюгера, его конструктивных особенностях и материалах, из которых его изготавливают, использовать материалы учебника и собственные знания. Исследовать свойства фольги, возможности её применения, сравнивать её свойства со свойствами других видов бумаги. Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления. Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план работы с технологической картой. Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия. Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя) |
флюгер, метализированная бумага |
П: Поиск и выделение нужной информации. К: Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Р: Прогнозирование результата |
Формирование познавательного мотива |
|
Человек и информация – 3ч. |
|||||||||
31 |
|
|
Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном Изделие: книжка-ширма
С.85-88 |
Какова история книгопечатания? как выполнять разметку по линейке? |
Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления. Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов. Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планам. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты. |
книгопечатание, раз- метка по линейке |
П: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
|
32 |
|
|
Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете
С.90-91 |
Что такое интернет? Как найти информацию в интернете? |
Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий |
|
П: Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Формирование познавательного мотива. |
|
33 |
|
|
Правила набора текста. Поиск информации в Интернете. С.91-94 |
Как правильно набирать текст? |
Интернет Информация Презентация |
Поиск и выделение нужной информации. К: Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Р: Прогнозирование результата |
Формирование познавательного мотива |
||
34 |
|
|
Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?» С.89 |
Что узнали и чему научились во 2 классе? |
Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям |
конференция |
П: Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. К: Формирование умения контролировать действия партнёра. Р: Формирование способности к целеполаганию. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Нормативные документы, пособия для учителя:
Учебники:
1. Н.И. Роговцева, Богданова Н.В. Технология. Учебник.2 класс.
Учебные пособия для обучающихся:.
Оборудование класса.
1.Ученические столы.
2.Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
4. Настенная школьная доска.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЙ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Дата
|
Содержание изменений |
Причина |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.