Адаптированная программа "Трудовое обучение" 2 класс слабослышащее отделение

  • doc
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ МОИСЕЕВА.doc

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казённое образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат №15 I, II вида»

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната 

Приказ №__

от «__»____2014 г.

Директор

________А.В. Маланина

 

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2014 г.

Заместитель директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2014 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по учебному предмету

 

«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

для детей с задержкой психического развития

 

2 «А» класс II вид II отделение (вариант III)

 

 

 

 

 

 

 

       Составитель программы:

Р.И. Моисеева,

учитель начальных классов

 

 

ТОМСК

2014 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.

Учебный предмет «Трудовое обучение» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку с особенностями в развитии представление о технологическом процессе при изготовлении какой-либо  продукции, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

 

Кому адресована программа.

Программа адресована обучающимся  2 «А» класса школы-интерната №15.

 

Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту.

     Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 

Цели и задачи программы.

Цели трудового обучения в начальной школе:

·     овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

·     освоение продуктивной проектной деятельности.

·     формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

- развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

-  развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

-  обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера.

 

Принципы, лежащие в основе построения программы.

ü Принцип приоритетного воспитания в образовательном процессе;

ü Принцип личностно-ориентированного и деятельностного характера обучения;

ü Принцип сочетания инновационных подходов с традициями отечественного образования.

 

Специфика программы.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса через осмысление младшим школьником  деятельности человека,   осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и  творец рукотворного мира.  Освоение содержания предмета осуществляется на основе   продуктивной проектной деятельности.  

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу 2 класса у  обучающихся следующие знания и умения:

·     знать культурные и трудовые традиции своей семьи;

·     основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;

·     организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;

·     знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка) и технику безопасности при работе с ними;

·     осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;

·     моделировать несложные изделия;

·     уметь применять знания, полученные в 1 классе;

·     осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;

·     уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами;

·     правильно и экономно расходовать материалы;

·     знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами,  и др.);

·     знать и выполнять правила техники безопасности;

·     понимать, что вся работа имеет цену;

·     самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

·     различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;

·     получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);

·     овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке;

·     знать свойства, способы использования, виды пластилина;

·     использовать в аппликации различные виды круп – просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъёмную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;

 

Требования к результатам универсальных учебных действий.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

·     объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;

·     уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда товарища;

·     положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·     определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;

·     учиться выявлять учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

·     учиться планировать практическую деятельность на уроке под контролем учителя;

· определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

·     сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

·     с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

·     самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

· уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

· вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

· учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Виды и формы организации учебного процесса.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдаётся  творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат.

Итоговый контроль. Изготовление изделия

В базисном учебном плане  на трудовое обучение во 2-ом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 35 учебных недель, которые включают 70 уроков за год, в том числе на проведение экскурсий.

Количество часов в год – 70

Количество часов в неделю –2

Количество часов в I четверти –16

 Количество часов во II четверти – 16

Количество часов в III четверти – 20

Количество часов в IV четверти – 15

 

 

 

Тематическое планирование по трудовому обучению

I четверть (2 часа в неделю, 16 часов)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Речевой материал

1.

Организация рабочего места. Инструктаж

1

03.09.14

Безопасность моего труда.

Поспешишь, людей насмешишь!

2.

Работа с бумагой. Сгибание по инструкции.

«Закладка»

1

03.09.14

Сгибаем по инструкции. Верхний угол к нижнему. Сгибаем по диагонали.

3.

Аппликация «Цветочная полянка»

1

10.09.14

Делаем заготовку – овал. Сгибаем пополам. Соедините верхний правый угол и нижний левый.

4.

Экскурсия в парк. «Жёлтый лист»

1

10.09.14

Готовь сани летом, а телегу – зимой.  Природный материал(сборка и сортировка природного материала)

5.

«Осенние листья». Коллективная работа, панно.

1

17.09.14

Выбери лист. С какого дерева твой листок? Выбери место, куда ты его приклеишь.

6.

«Осеннее дерево».  Свободное вырезание

1

17.09.14

Какого цвета выберем фон?

Какого цвета облака?

Выберите цвет  бумаги для солнца.

7.

«Гриб - боровик». Работа с трафаретами.

1

24.09.14

Какого цвета выберем фон?

Какого цвета шляпка?

Выберите цвет  бумаги для ножки.

8.

Работа с бумагой. Сгибание по инструкции. Квадрат без ножниц.  «Корзинка»

1

24.09.14

Делаем заготовку – квадрат. Сгибаем пополам. Соедините верхний правый угол и нижний левый.

 

9.

«Осенний лист» Работа по шаблону. Примазывание.

1

01.10.14

Это лист ….Этот лист с ….

 

 

10.

Сельскохозяйственный труд «Уборка цветника на пришкольном участке»

1

01.10.14

Уменье и труд всё перетрут. Садовый инвентарь для труда

11.

Примазывание.  «Кисть рябины» (Ягоды)

 

1

08.10.14

Какого цвета выберем фон?

Какого цвета ягоды?

Выберите цвет  пластилина для листьев.

12.

Примазывание.  «Кисть рябины» (Ветка с листьями)

 

1

08.10.14

Составьте из трафаретов пирамиду.

Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно.

13.

«Ёжики». Шишки, пластилин, др. природный материал.

1

15.10.14

Какого цвета выберем фон подставки?

Внимательно рассмотрите шишку, потом

подберите форму лепестков и цвет.

14.

Аппликация «Осенний цветок», цветная бумага, крылатки, засушенные листья.

1

15.10.14

Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно.

15.

Аппликация из цветной бумаги и природного материала, засушенных листьев. Подготовка.

1

22.10.14

Красиво расположили элементы на фоне.

Вырезаем аккуратно.

16.

Итоговый урок. Аппликация из цветной бумаги и природного материала, засушенных листьев.  Окончание работы.

1

22.10.14

Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно. Приклеиваем  аккуратно.

Таким образом, трудовое обучение носит практический характер, предусматривающий активное, творческое участие         школьников в общественно полезном труде.

При организации учебной деятельности на уроках труда  учитывается специфичность состава обучающихся школы слабослышащих – ограниченность их речевого развития. Все этапы урока должны быть максимально насыщены речевым общением.

Дидактический материал:

речевые карточки, образцы аппликаций, схемы, алгоритмы выполнения поделок, схемы-опоры.

Тематическое планирование по трудовому обучению

II четверть (2 часа в неделю, 16 часов)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

«Ладушки-ладошки». Обведение ладошек, вырезание, написание выражений речевого этикета

1

05.11.14

Здравствуйте, добрый день, милости прошу

2.

«Декоративные курочка и петушок».  Работа с ладошками

1

05.11.14

Голова, хвост, шея, клюв, крыло, волнистые линии

3.

«Декоративное дерево».

1

12.11.14

Бумага, волнистые линии, линия сгиба

4.

Квилинг «Ветка рябины»

1

12.11.14

Нарезаем, скручиваем, наклеиваем.

5.

Стенная газета: «Мы все разные, но все равные», в рамках декады инвалидов

1

19.11.14

Вырезаем, подписываем, наклеиваем.

6.

Завершение работы. Стенная газета: «Мы все разные, но все равные», в рамках декады инвалидов

1

19.11.14

  Вырезали, подписали, наклеили.

7.

Аппликация из салфеток: «Дарю своё сердце» в рамках декады инвалидов

1

26.11.14

Скручиваем, обводим, наносим, приклеиваем.

8.

Завершение работы. Аппликация из салфеток: «Дарю своё сердце», в рамках декады инвалидов

1

26.11 14

Скручиваем, обводим, наносим, приклеиваем, вырезаем.

9.

Коллективная работа. Аппликация из салфеток:

«Весёлые снеговики»

1

03.12.14

Нарезаем белые салфетки на маленькие квадратики. Скручивает маленькие квадратики.

10.

Завершение работы. Аппликация из салфеток:

«Весёлые снеговики»

1

03.12.14

Нарезали белые салфетки на маленькие квадратики. Скрутили маленькие квадратики. Наклеили.

11.

Гирлянда из снеговиков.

1

10.12.14

Цветная бумага, белая бумага, нос-морковка, шляпа

12.

Поделка и бумаги: «Ёлочка-ёлка, зелёная иголка»

1

10.12.14

У елки есть ствол, ветви, иголки. Ёлочка – колкая иголочка.

13.

Новогодняя гирлянда.

Новогодние игрушки своими руками.

1

17.12.14

Разноцветная гирлянда, новогодние игрушки, новогодняя ёлочка.

14.

Украшение классной комнаты к новогоднему празднику.

1

17.12.14

Мы украсили свой класс, мы нарядили свой класс к празднику.

15.

Уборка классной комнаты.

1

24.12.14

 Терпение и труд всё перетрут.

Сделал дело – гуляй смело.

16.

Итоговый урок.

1

24.12.14

 

Материал:

Салфетки, цветная бумага, клей ПВА, картон, речевые карточки, образцы аппликаций, схемы, алгоритмы выполнения поделок, схемы.