Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное казённое образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат №15 I, II вида»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2014 г. Директор ________А.В. Маланина
|
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2014 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2014 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по учебному предмету
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
для детей с задержкой психического развития
2 «А» класс II вид II отделение (вариант III)
Составитель программы:
Р.И. Моисеева,
учитель начальных классов
ТОМСК
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.
Учебный предмет «Трудовое обучение» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку с особенностями в развитии представление о технологическом процессе при изготовлении какой-либо продукции, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Кому адресована программа.
Программа адресована обучающимся 2 «А» класса школы-интерната №15.
Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цели и задачи программы.
Цели трудового обучения в начальной школе:
· овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
· освоение продуктивной проектной деятельности.
· формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера.
Принципы, лежащие в основе построения программы.
ü Принцип приоритетного воспитания в образовательном процессе;
ü Принцип личностно-ориентированного и деятельностного характера обучения;
ü Принцип сочетания инновационных подходов с традициями отечественного образования.
Специфика программы.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу 2 класса у обучающихся следующие знания и умения:
· знать культурные и трудовые традиции своей семьи;
· основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
· организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
· знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка) и технику безопасности при работе с ними;
· осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;
· моделировать несложные изделия;
· уметь применять знания, полученные в 1 классе;
· осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;
· уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами;
· правильно и экономно расходовать материалы;
· знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, и др.);
· знать и выполнять правила техники безопасности;
· понимать, что вся работа имеет цену;
· самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
· различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;
· получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);
· овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке;
· знать свойства, способы использования, виды пластилина;
· использовать в аппликации различные виды круп – просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъёмную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
Требования к результатам универсальных учебных действий.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
· объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
· уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда товарища;
· положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
· учиться выявлять учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
· учиться планировать практическую деятельность на уроке под контролем учителя;
· определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
· сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
· с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
· самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
· уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
· вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
· учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Виды и формы организации учебного процесса.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдаётся творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат.
Итоговый контроль. Изготовление изделия
В базисном учебном плане на трудовое обучение во 2-ом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 35 учебных недель, которые включают 70 уроков за год, в том числе на проведение экскурсий.
Количество часов в год – 70
Количество часов в неделю –2
Количество часов в I четверти –16
Количество часов во II четверти – 16
Количество часов в III четверти – 20
Количество часов в IV четверти – 15
Тематическое планирование по трудовому обучению |
|||
I четверть (2 часа в неделю, 16 часов) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов Дата |
Речевой материал |
1. |
Организация рабочего места. Инструктаж |
1 03.09.14 |
Безопасность моего труда. Поспешишь, людей насмешишь! |
2. |
Работа с бумагой. Сгибание по инструкции. «Закладка» |
1 03.09.14 |
Сгибаем по инструкции. Верхний угол к нижнему. Сгибаем по диагонали. |
3. |
Аппликация «Цветочная полянка» |
1 10.09.14 |
Делаем заготовку – овал. Сгибаем пополам. Соедините верхний правый угол и нижний левый. |
4. |
Экскурсия в парк. «Жёлтый лист» |
1 10.09.14 |
Готовь сани летом, а телегу – зимой. Природный материал(сборка и сортировка природного материала) |
5. |
«Осенние листья». Коллективная работа, панно. |
1 17.09.14 |
Выбери лист. С какого дерева твой листок? Выбери место, куда ты его приклеишь. |
6. |
«Осеннее дерево». Свободное вырезание |
1 17.09.14 |
Какого цвета выберем фон? Какого цвета облака? Выберите цвет бумаги для солнца. |
7. |
«Гриб - боровик». Работа с трафаретами. |
1 24.09.14 |
Какого цвета выберем фон? Какого цвета шляпка? Выберите цвет бумаги для ножки. |
8. |
Работа с бумагой. Сгибание по инструкции. Квадрат без ножниц. «Корзинка» |
1 24.09.14 |
Делаем заготовку – квадрат. Сгибаем пополам. Соедините верхний правый угол и нижний левый.
|
9. |
«Осенний лист» Работа по шаблону. Примазывание. |
1 01.10.14 |
Это лист ….Этот лист с ….
|
10. |
Сельскохозяйственный труд «Уборка цветника на пришкольном участке» |
1 01.10.14 |
Уменье и труд всё перетрут. Садовый инвентарь для труда |
11. |
Примазывание. «Кисть рябины» (Ягоды)
|
1 08.10.14 |
Какого цвета выберем фон? Какого цвета ягоды? Выберите цвет пластилина для листьев. |
12. |
Примазывание. «Кисть рябины» (Ветка с листьями)
|
1 08.10.14 |
Составьте из трафаретов пирамиду. Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно. |
13. |
«Ёжики». Шишки, пластилин, др. природный материал. |
1 15.10.14 |
Какого цвета выберем фон подставки? Внимательно рассмотрите шишку, потом подберите форму лепестков и цвет. |
14. |
Аппликация «Осенний цветок», цветная бумага, крылатки, засушенные листья. |
1 15.10.14 |
Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно. |
15. |
Аппликация из цветной бумаги и природного материала, засушенных листьев. Подготовка. |
1 22.10.14 |
Красиво расположили элементы на фоне. Вырезаем аккуратно. |
16. |
Итоговый урок. Аппликация из цветной бумаги и природного материала, засушенных листьев. Окончание работы. |
1 22.10.14 |
Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно. Приклеиваем аккуратно. |
Таким образом, трудовое обучение носит практический характер, предусматривающий активное, творческое участие школьников в общественно полезном труде.
При организации учебной деятельности на уроках труда учитывается специфичность состава обучающихся школы слабослышащих – ограниченность их речевого развития. Все этапы урока должны быть максимально насыщены речевым общением.
Дидактический материал:
речевые карточки, образцы аппликаций, схемы, алгоритмы выполнения поделок, схемы-опоры.
Тематическое планирование по трудовому обучению |
|||
II четверть (2 часа в неделю, 16 часов) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
«Ладушки-ладошки». Обведение ладошек, вырезание, написание выражений речевого этикета |
1 05.11.14 |
Здравствуйте, добрый день, милости прошу |
2. |
«Декоративные курочка и петушок». Работа с ладошками |
1 05.11.14 |
|
3. |
«Декоративное дерево». |
1 12.11.14 |
|
4. |
Квилинг «Ветка рябины» |
1 12.11.14 |
|
5. |
Стенная газета: «Мы все разные, но все равные», в рамках декады инвалидов |
1 19.11.14 |
Вырезаем, подписываем, наклеиваем. |
6. |
Завершение работы. Стенная газета: «Мы все разные, но все равные», в рамках декады инвалидов |
1 19.11.14 |
Вырезали, подписали, наклеили. |
7. |
Аппликация из салфеток: «Дарю своё сердце» в рамках декады инвалидов |
1 26.11.14 |
|
8. |
Завершение работы. Аппликация из салфеток: «Дарю своё сердце», в рамках декады инвалидов |
1 26.11 14 |
Скручиваем,
обводим, наносим, приклеиваем |
9. |
Коллективная работа. Аппликация из салфеток: «Весёлые снеговики» |
1 03.12.14 |
Нарезаем белые салфетки на маленькие квадратики. Скручивает маленькие квадратики. |
10. |
Завершение работы. Аппликация из салфеток: «Весёлые снеговики» |
1 03.12.14 |
Нарезали белые салфетки на маленькие квадратики. Скрутили маленькие квадратики. Наклеили. |
11. |
Гирлянда из снеговиков. |
1 10.12.14 |
Цветная бумага, белая бумага, нос-морковка, шляпа |
12. |
Поделка и бумаги: «Ёлочка-ёлка, зелёная иголка» |
1 10.12.14 |
У елки есть ствол, ветви, иголки. Ёлочка – колкая иголочка. |
13. |
Новогодняя гирлянда. Новогодние игрушки своими руками. |
1 17.12.14 |
Разноцветная гирлянда, новогодние игрушки, новогодняя ёлочка. |
14. |
Украшение классной комнаты к новогоднему празднику. |
1 17.12.14 |
Мы украсили свой класс, мы нарядили свой класс к празднику. |
15. |
Уборка классной комнаты. |
1 24.12.14 |
Терпение и труд всё перетрут. Сделал дело – гуляй смело. |
16. |
Итоговый урок. |
1 24.12.14 |
|
Материал:
Салфетки, цветная бумага, клей ПВА, картон, речевые карточки, образцы аппликаций, схемы, алгоритмы выполнения поделок, схемы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.