Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Мариинская средняя общеобразовательная школа №3
Адаптированная программа курса внеурочной деятельности
«Летопись родного края»
Составила учитель начальных классов
МАОУ Мариинской СОШ №3
Тахтабаева Лилия Рашитовна
Программа курса внеурочной деятельности
«Летопись родного края»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Летопись родного края» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и на основе программы Харчевниковой Е.Л. «Наш край».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Летопись родного края» для 1-4 классов МАОУ Мариинской СОШ № 3 г. Томска составлена на основе следующих документов:
- Требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
- Закона РФ «Об образовании (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144-фз, от 13.02.2002 №20-фз и т.д.), статья 12 п.1, статья 26 п. 1,2;
- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Распоряжения правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года№ 1507-р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».
Программа разработана с учетом:
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189);
- годового учебного календарного графика Учреждения;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно- историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Вместе с тем начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, развитой речи, культурного поведения. Школа не должна потерять своего места в складывающейся системе освоения культурного наследия. Поэтому одним из направлений формирования культурно-образовательного пространства начальной школы должна стать систематическая работа по приобщению учащихся к художественно-эстетическим ценностям родного края, его истории, традициям, культуре. Главное – вызвать у ребенка теплое чувство сопричастности к родной земле, ее храмам и жилищам, природе, слову.
2. Общая характеристика курса
Изучение данного курса детьми с ОВЗ направлено на достижение следующих коррекционных целей:
· расширение кругозора школьников
· обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
· систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
· уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
· улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
· активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
· воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края.
Коррекционные задачи:
· формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире, региональной истории и культуры во времени, пространстве;
· развитие связной речи;
· формирование интереса к родному языку; усвоение приёмов умственной деятельности;
· развитие общего объёма относительно простых знаний;
· расширение активного и пассивного словаря;
· развитие зрительного анализа;
· развитие памяти, внимания и работоспособности;
· пробуждение интереса к малой Родине;
· формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях родного края.
3. Описание места курса в учебном плане
Данный курс рассчитан на преподавание в 1-4 классах начальной школы, предназначен для занятий с детьми 7-10 лет, направлен на учащихся с ОВЗ, проявляющих интерес к истории родного края. Программа рассчитана на 4 года обучения - 135 часов. В 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа в год. Занятия проходят 1 раз в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Основным критерием результативности освоения программы «Летопись родного края» выступает критерий сформированности у младших школьников с ОВЗ эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которой можно считать:
- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
- активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
- широкая информированность (общая осведомленность);
- овладение опытом творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т.п.)
В процессе занятий используются различные формы занятий:
-традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии и др.
5. Результаты
освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения содержания программы у учащихся с ОВЗ предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
· познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
· эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
· различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
· оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
· осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
· выражать речь в устной и письменной форме;
· проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
· точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
6. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми с ОВЗ 6 – 11 лет в течение четырёх лет обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает организацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 40 минут.
1 класс (33часа) Наша школа. Место и роль школы в обществе. Традиции школы. История города – часть истории страны. Деревня и город. Памятники истории и культуры на территории города. Томск в сказках, легендах. Улицы города. Биография моей улицы. Храмы Томска. Памятники деревянного зодчества. Музей деревянного зодчества. Предприятия города. Учебные заведения города. Транспорт в городе. Театры города. Музеи города. Земляки – защитники Отечества. Парки города. Природа родного края. Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь.
2 класс (34 часа) Наша школа. Традиции школы. История города – часть истории страны. Источники знаний о родном городе. Памятники истории и культуры на территории города. Томск в легендах. Томск литературный. Поэтические страницы. Старые улицы города. Биография моей улицы. Храмы Томска. Памятники деревянного зодчества. Предприятия города. Учебные заведения города. Транспорт в городе. Автовокзал. Кукольный театр «Скоморох». Музей истории Томска. Музей деревянного зодчества. Зоологический музей. Дети Томска в военное время. Парки города. Буфф-сад. Природа родного края. Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь.
3 класс (34 часа) Наша школа. Судьбы воспитанников. Педагоги разных поколений. История города – часть истории страны. Национальный состав жителей города. Памятники истории и культуры на территории города. Томск литературный. Произведения авторов-сибиряков. Новые улицы города. Биография моей улицы. Храмы Томска. Памятники деревянного зодчества. Предприятия города. Учебные заведения города. Транспорт в городе. Железнодорожный вокзал. Театры города. ТЮЗ. Художественный музей. Музей пожарной охраны. Палеонтологический музей. Заводы и фабрики на страже мира. Парки города. Городской сад. Природа родного края. Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь.
4 класс (34 часа) Наша школа. История женского образования. От Мариинской гимназии до школы №3. История города – часть истории страны. Культурная жизнь города. Памятники истории и культуры на территории города. Томск литературный. Произведения авторов-сибиряков. Улицы города вчера, сегодня, завтра. Биография моей улицы. Храмы Томска. Памятники деревянного зодчества. Предприятия города. О лучших людях наших дней. Учебные заведения города. «Сибирские Афины». Транспорт в городе. Аэропорт. Театры города. Томский драматический театр. Краеведческий музей. Музей славянской мифологии. Во имя победы! Парки города.
Университетская роща. Природа родного края. Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь.
7.Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
1 класс
№ занятия |
Тема |
Дата |
Основные виды внеурочной деятельности учащихся |
1 |
Наша школа, её место и роль в обществе. |
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
2 |
Наша школа. Традиции школы. |
|
|
3 |
История города – часть истории страны. |
|
|
4 |
Деревня и город. |
|
|
5-8 |
Памятники истории и культуры на территории города. |
|
|
9 |
Экскурсия |
|
|
10 |
Томск в сказках, легендах |
|
|
11 |
Улицы города |
|
|
12 |
Биография моей улицы |
|
|
13-14 |
Храмы Томска |
|
|
15 |
Экскурсия |
|
|
16-17 |
Памятники деревянного зодчества |
|
|
18 |
Экскурсия в Музей деревянного зодчества |
|
|
19-20 |
Предприятия города |
|
|
21 |
Учебные заведения города |
|
|
22 |
Транспорт в городе |
|
|
23 |
Экскурсия |
|
|
24 |
Театры города. |
|
|
25 |
Выход в театр. |
|
|
26-28 |
Музеи города |
|
|
29 |
Земляки – защитники Отечества. |
|
|
30 |
Парки города. |
|
|
31-32 |
Природа родного края |
|
|
33 |
Посмотри, как хорош, край в котором |
|
2 класс
№ занятия |
Тема |
Дата |
Основные виды внеурочной деятельности учащихся |
1 |
Наша школа. Основные этапы истории школы. |
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
2 |
Наша школа. Традиции школы. |
|
|
3 |
История города – часть истории страны. |
|
|
4 |
Источники знаний о родном городе. |
|
|
5-7 |
Памятники истории и культуры на территории города. |
|
|
8 |
Экскурсия |
|
|
9 |
Томск в легендах |
|
|
10 |
Томск литературный. Поэтические страницы |
|
|
11 |
Старые улицы города |
|
|
12 |
Биография моей улицы |
|
|
13-14 |
Храмы Томска |
|
|
15 |
Экскурсия |
|
|
16-17 |
Памятники деревянного зодчества |
|
|
18 |
Экскурсия в Музей деревянного зодчества |
|
|
19-20 |
Предприятия города |
|
|
21 |
Учебные заведения города |
|
|
22 |
Транспорт в городе. Автовокзал. |
|
|
23 |
Экскурсия |
|
|
24 |
Кукольный театр «Скоморох» |
|
|
25 |
Выход в театр. |
|
|
26 |
Музей истории Томска |
|
|
27 |
Музей деревянного зодчества |
|
|
28 |
Зоологический музей |
|
|
29 |
Дети Томска в военное время |
|
|
30 |
Парки города. Буфф-сад. |
|
|
31-33 |
Природа родного края |
|
|
34 |
Посмотри, как хорош, край в котором |
|
3 класс
№ занятия |
Тема |
Дата |
Основные виды внеурочной деятельности учащихся |
1 |
Наша школа. Судьбы воспитанников. |
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
2 |
Наша школа. Педагоги разных поколений. |
|
|
3 |
История города – часть истории страны. |
|
|
4 |
Национальный состав жителей города. |
|
|
5-7 |
Памятники истории и культуры на территории города. |
|
|
8 |
Экскурсия |
|
|
9 |
Томск литературный. |
|
|
10 |
Томск литературный. Произведения авторов-сибиряков |
|
|
11 |
Новые улицы города |
|
|
12 |
Биография моей улицы |
|
|
13-14 |
Храмы Томска |
|
|
15 |
Экскурсия |
|
|
16-17 |
Памятники деревянного зодчества |
|
|
18 |
Экскурсия в Музей деревянного зодчества |
|
|
19-20 |
Предприятия города |
|
|
21 |
Учебные заведения города |
|
|
22 |
Транспорт в городе. Железно-дорожный вокзал |
|
|
23 |
Экскурсия |
|
|
24 |
Театры города. ТЮЗ. |
|
|
25 |
Выход в театр. |
|
|
26 |
Художественный музей |
|
|
27 |
Музей пожарной охраны |
|
|
28 |
Палеонтологический музей |
|
|
29 |
Заводы и фабрики на страже мира. |
|
|
30 |
Парки города. Городской сад |
|
|
31-33 |
Природа родного края |
|
|
34 |
Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь |
|
4 класс
№ занятия |
Тема |
Дата |
Основные виды внеурочной деятельности учащихся |
1 |
Наша школа. История женского образования. |
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
2 |
Наша школа. От Мариинской гимназии до школы №3 |
|
|
3 |
История города – часть истории страны. |
|
|
4 |
Культурная жизнь города. |
|
|
5-6 |
Памятники истории и культуры на территории города. |
|
|
7 |
Экскурсия |
|
|
8-9 |
Томск литературный. |
|
|
10 |
Томск литературный. Произведения авторов-сибиряков |
|
|
11 |
Улицы города вчера, сегодня, завтра. |
|
|
12 |
Биография моей улицы |
|
|
13-14 |
Храмы Томска |
|
|
15 |
Экскурсия |
|
|
16-17 |
Памятники деревянного зодчества |
|
|
18 |
Экскурсия в Музей деревянного зодчества |
|
|
19 |
Предприятия города |
|
|
20 |
О лучших людях наших дней |
|
|
21 |
Учебные заведения города. «Сибирские Афины» |
|
|
22 |
Транспорт в городе. Аэропорт. |
|
|
23 |
Экскурсия |
|
|
24 |
Театры города. Томский драматический театр. |
|
|
25 |
Выход в театр. |
|
|
26 |
Краеведческий музей |
|
|
27 |
Музей славянской мифологии |
|
|
28 |
Минерологический музей |
|
|
29 |
Во имя победы! |
|
|
30 |
Парки города. Университетская роща |
|
|
31-33 |
Природа родного края |
|
|
34 |
Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь |
|
8. Материальная база
И.Е.Максимова Сибирь –твой дом. Томск, «Курсив», 1998
Р. Кошурникова. Стоит над Томью град старинный. Томское книжное издательство.1987
В.А.Исупов. История сибири. Новосибирск, «Инфолио-пресс»1999
Интернет (Википедия)
Родной край. Очерки природы, истории, хозяйства и культуры Томской области.-Томск, Изд-во ТГУ, 1974
В краю кедровом. Томская область. – Москва, Издательство «Планета», 1985
Э.К. Майданюк. Прогулки по старому Томску. Книга альбом. – Томское книжное изд-во, 1992
История названий томских улиц. Томск изд-во «Водолей», 1998
Н.С. Евсеева. География томской области. (Природные условия и ресурсы). – Томск, 2004
Легенды и мифы старого Томска (книга-альбом) – Томск, сост. С.В. Хорев, 2004
Наглядные пособия
Компьютер
Медиапроектор
Библиотечный фонд
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.