Адаптированная рабочая программа по русскому языку для Ф.И.О. составлена в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598, на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для учащихся МБОУ СОШ №20 с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1), примерной основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для 1-4 классов, заключения территориальной психолого-медикопедагогической комиссии от «13» _______________ № _______________.
Программа по русскому языку предназначена и адаптирована для Ф.И.О. учащейся 2а класса, для детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык 2 класс» в 2-х частях (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, издательство: М.: Просвещение, 2018), рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающегося с ТНР направлена на формирование у него общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие его личности, овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Цель программы: формирование коммуникативной компетенции: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Основные задачи программы:
Коррекционно-образовательные:
формировать первоначальные представления о системе и структуре русского языка;
формировать умения участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
развивать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь;
обогащать связную речь словами, словосочетаниями и фразами, на основе которых достигается овладение знаниями в русском языке. Коррекционно-развивающие:
развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, мышление; развивать активность, любознательность, социальные эмоции. Коррекционно-воспитательные:
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
развивать коммуникативные способности ребѐнка, необходимые для общения со взрослыми и сверстниками, социализации в современном обществе;
воспитывать уважение к одноклассникам, к мнению и позиции других людей.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учѐтом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символикомоделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текстописание, текст-рассуждение) и жанра с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьѐзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чѐткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать еѐ тип, соотносить орфограмму с определѐнным правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приѐмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаѐт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Организационным разделом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР определен учебный план (примерный учебный план НОО вариант 2), обязательной частью которого предусмотрено изучение русского языка во 2 классе в объѐме 170 часов (5 ч. в неделю).
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлѐнности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: еѐ истории, языку, культуре, еѐ жизни и еѐ народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета Наша речь
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста. Предложение
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным.
Разделительный мягкий знак (ь).
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и орфоэпические нормы произношения слов с этими сочетаниями. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и их правописание. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными.
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение.
Предлоги.
Часов |
Название темы/урока |
|
План |
Дата |
|
3 |
Наша речь |
|
02.09 |
|
Знакомство с учебником. Виды речи.Наша речь. |
03.09 |
|
Стартовая контрольная работа |
04.09 |
|
Диалог и монолог. |
4 |
Текст |
|
05.09 |
|
Текст. Признаки текста. |
06.09 |
|
Тема и главная мысль текста. |
09.09 |
|
Части текста. |
10.09 |
|
Части текста |
11 |
Предложение |
|
11.09 |
|
Предложение как единица речи.Связь слов в предложении. |
12.09 |
|
Логическое (смысловое) ударение в предложении. |
13.09 |
|
Главные члены предложения (основа). |
16.09 |
|
Второстепенные члены предложения. |
17.09 |
|
Р.р. Обучающее изложение текста по данным к нему вопросам «Три котѐнка». |
18.09 |
|
Работа над ошибками. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
19.09 |
|
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
20.09 |
|
Распространенные и нераспространенные предложения. |
23.09 |
|
Связь слов в предложении. |
24.09 |
|
Контрольная работа по теме «Предложение». |
25.09 |
|
Работа над ошибками. Связь слов в предложении. |
22 |
Слова, слова, слова… |
|
26.09 |
|
Слово и его лексическое значение. |
27.09 |
|
Слово как общее название многих однородных предметов. |
30.09 |
|
Однозначные и многозначные слова. |
01.10 |
|
Прямое и переносное значения слов. |
02.10 |
|
Синонимы. Словарь синонимов русского языка. |
03.10 |
|
Антонимы. Словарь антонимов русского языка. |
04.10 |
|
Р.р. Обучающее сочинение по серии картинок «Приключения зонта». |
07.10 |
|
Работа над ошибками. Синонимы и антонимы. |
08.10 |
|
Родственные слова. |
09.10 |
|
Родственные слова. Общая часть родственных слов. |
10.10 |
|
Корень слова (первое представление). |
11.10 |
|
Единообразное написание корня в однокоренных словах. |
14.10 |
|
Однокоренные слова. Корень слова (обобщение). |
15.10 |
|
Работа над ошибками. Однокоренные слова. Корень слова. |
16.10 |
|
Слог. Ударение. Словарный диктант. |
17.10 |
|
Ударение. Словесное и логическое ударение в предложении. |
18.10 |
|
Слог. Ударение. |
21.10 |
|
Смыслоразличительная роль ударения. |
22.10 |
|
Контрольная работа за 1 четверть. |
23.10 |
|
Перенос слов по слогам. |
24.10 |
|
Перенос слов по слогам. |
25.10 |
|
Перенос слов по слогам. |
49 |
Звуки и буквы |
|
04.11 |
|
Звуки и буквы. |
05.11 |
|
Русский алфавит, или Азбука.Использование алфавита при работе со словарями. Звуки и буквы. |
06.11 |
|
Какие слова пишутся с заглавной буквы. |
07.11 |
|
Гласные звуки. Признаки гласного звука. |
08.11 |
|
Буквы е, ѐ, ю, я и их функции в слове. |
11.11 |
|
Ударные и безударные гласные звуки. |
12.11 |
|
Р.р. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Щука и кот». |
13.11 |
|
Работа над ошибками. Особенности проверяемых и проверочных слов. |
14.11 |
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. |
15.11 |
|
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. |
18.11 |
|
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. |
19.11 |
|
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. |
20.11 |
|
Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. |
21.11 |
|
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. |
22.11 |
|
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. |
25.11 |
|
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. |
26.11 |
|
Контрольная работа по теме: «Правописание слов с безударным гласным» |
27.11 |
|
Работа над ошибками. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. |
28.11 |
|
Признаки согласного звука. |
29.11 |
|
Согласный звук [й’] и буква «и краткое». |
02.12 |
|
Слова с удвоенными согласными. |
03.12 |
|
Р.р. Обучающее сочинение по серии картинок «Как щенок нашел друзей». |
04.12 |
|
Работа над ошибками. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
05.12 |
|
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. |
06.12 |
|
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. |
09.12 |
|
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. |
10.12 |
|
Диагностическая комплексная работа. |
11.12 |
|
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. |
12.12 |
|
Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. |
13.12 |
|
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
16.12 |
|
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
17.12 |
|
Контрольная работа за I полугодие. |
18.12 |
|
Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами. |
19.12 |
|
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце и в середине слова перед согласным. |
20.12 |
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный согласный звук. |
23.12 |
|
Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах. |
24.12 |
|
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце и в середине слова. |
25.12 |
|
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце и в середине слова. |
26.12 |
|
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце и в середине слова. |
10.01 |
|
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце и в середине слова. |
13.01 |
|
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце и в середине слова. |
14.01 |
|
Р.р. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Крылатый будильник». |
15.01 |
|
Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. |
16.01 |
|
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
17.01 |
|
Обобщение знаний об изученных правилах письма. |
20.01 |
|
Разделительный мягкий знак. |
21.01 |
|
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
22.01 |
|
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
23.01 |
|
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
54 |
Части речи |
|
24.01 |
|
Части речи. |
27.01 |
|
Употребление частей речи в тексте. |
28.01 |
|
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. |
29.01 |
|
Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные. |
30.01 |
|
Собственные и нарицательные имена существительные. |
31.01 |
|
Контрольное списывание |
03.02 |
|
Правописание собственных имѐн существительных. |
04.02 |
|
Правописание собственных имѐн существительных. |
05.02 |
|
Правописание собственных имѐн существительных. |
06.02 |
|
Число имен существительных. |
07.02 |
|
Число имѐн существительных. |
10.02 |
|
Изменение имен существительных по числам. |
11.02 |
|
Контрольная работа по теме «Имя существительное». |
12.02 |
|
Работа над ошибками.Обобщение знаний об имени существительном. |
13.02 |
|
Глагол как часть речи. |
14.02 |
|
Глагол как часть речи. |
17.02 |
|
Значение глаголов в речи. |
18.02 |
|
Р.р. Обучающее сочинение по серии картинок «Зимние забавы». |
19.02 |
|
Работа над ошибками. Признаки глагола (значение и вопросы). |
20.02 |
|
Изменение глагола по числам. |
21.02 |
|
Изменение глагола по числам. |
24.02 |
|
Правописание частицы не с глаголами. |
25.02 |
|
Правописание частицы не с глаголами. |
26.02 |
|
Контрольная работа по теме "Глагол". |
27.02 |
|
Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. |
28.02 |
|
Обобщение знаний о глаголе. |
02.03 |
|
Текст-повествование и роль в нем глаголов. |
03.03 |
|
Имя прилагательное как часть речи. |
04.03 |
|
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
05.03 |
|
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
06.03 |
|
Контрольная работа за 3 четверть. |
09.03 |
|
Работа над ошибками. Связь имени прилагательного с именем существительным. |
10.03 |
|
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
11.03 |
|
Изменение прилагательных по числам. |
12.03 |
|
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
13.03 |
|
Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. |
16.03 |
|
Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). |
17.03 |
|
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
18.03 |
|
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
19.03 |
|
Р.р. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Ёжик». |
20.03 |
|
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное» |
30.03 |
|
Местоимение как часть речи. |
31.03 |
|
Местоимение как часть речи. |
01.04 |
|
Местоимение как часть речи. |
02.04 |
|
Текст-рассуждение. |
03.04 |
|
Обобщение по теме "Местоимение". |
06.04 |
|
Итоговая комплексная работа. |
07.04 |
|
Роль предлогов в речи. |
08.04 |
|
Правописание предлогов с именами существительными. |
09.04 |
|
Правописание предлогов с именами существительными. |
10.04 |
|
Правописание предлогов с именами существительными. Проверочная работа. |
13.04 |
|
Контрольная работа по теме: «Части речи». |
14.04 |
|
Работа над ошибками. Обобщение по теме "Части речи". |
15.04 |
|
Проект «В словари – за частями речи!» |
27 |
Повторение |
|
16.04 |
|
Текст. Типы текстов. |
17.04 |
|
Текст. Типы текстов. |
20.04 |
|
Текст. Типы текстов. |
21.04 |
|
Р.р. Обучающее сочинение по серии картинок «Добрый поступок». |
22.04 |
|
Предложение. Члены предложения. |
23.04 |
|
Предложение. Члены предложения. |
24.04 |
|
Контрольная работа за 2019-2020 учебный год. |
27.04 |
|
Работа над ошибками. Члены предложения. |
28.04 |
|
Слово и его лексическое значение. |
29.04 |
|
Слово и его лексическое значение. |
30.04 |
|
Слово и его лексическое значение. |
06.05 |
|
Части речи. Словарный диктант. |
07.05 |
|
Части речи. |
08.05 |
|
Части речи. |
11.05 |
|
Части речи. |
12.05 |
|
Части речи. |
13.05 |
|
Звуки и буквы. |
14.05 |
|
Звуки и буквы. |
15.05 |
|
Звуки и буквы. |
18.05 |
|
Совершенствование орфографических и грамматических умений. |
19.05 |
|
Совершенствование орфографических и грамматических умений. |
20.05 |
|
Совершенствование орфографических и грамматических умений. |
21.05 |
|
Совершенствование орфографических и грамматических умений. |
22.05 |
|
Совершенствование орфографических и грамматических умений. |
25.05 |
|
Совершенствование орфографических и грамматических умений. |
26.05 |
|
Совершенствование орфографических и грамматических умений. |
27.05 |
|
Совершенствование орфографических и грамматических умений. |
1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс. М.Просвещение, 2018 г.
3. Печатная тетрадь. «Русский язык»2 класс , Канакина В.П., М.Просвещение, 2019 г. 4. Поурочные разработки по русскому языку. Авторы: О.Н.Крылова, М.: Экзамен 2018г
5. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1 – 4 классы.
6. Интерактивная доска. Классная доска.
7. Мультимедийный проектор. Компьютер.
8. Принтер. DVD-проигрыватель. Телевизор.
9. Комплекты раздаточных пособий.
10. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Русский язык 2 класс
11.Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"- http://window.edu.ru
12.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов- http://school-collection.edu.ru;
13.Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов-http://fcior.edu.ru Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
• представления о своей этнической принадлежности;
• развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
• представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
• осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
• посознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
• представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
• положительного отношения к языковой деятельности;
• заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
• понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
• развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
• этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
• развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
• представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
• Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
• высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
• планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
• учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
• проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
• понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
• Осознавать познавательную задачу, воспринимать еѐ на слух, решать еѐ (под руководством учителя или самостоятельно);
• воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
• ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
• работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
• пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведѐнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
• осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
• составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
• составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
• ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы еѐ решения;
• находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
• осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
• обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
(слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
• Слушать собеседника и понимать речь других;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения
(не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
• выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
• задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнѐра высказывания;
• признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
• формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнѐра, высказывать своѐ мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнѐру;
• строить монологическое высказывание с учѐтом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
• Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
• воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
• понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
• первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объѐме изучаемого курса);
• начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
• овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объѐме изучаемого курса);
• применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объѐме изучаемого курса);
• первоначальные умения проверять написанное;
• овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
• формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объѐме изучаемого курса).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
• строить предложения для решения определѐнной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
• (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
• пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
• понимать тему и главную мысль текста (при еѐ словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
• читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
• соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
• озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
• распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
• составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
• находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
• составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определѐнную тему;
• составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещѐнных в учебнике);
• письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:
• различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
• определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твѐрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объѐме изученного);
• характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
• понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
• анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
• определять функции букв е, ѐ, ю, я в слове;
• определять способы обозначения буквами твѐрдости-мягкости согласных и звука [й’];
• определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
• определять ударный и безударные слоги в слове;
• правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
• использовать знание алфавита при работе со словарями;
• определять функцию мягкого знака (ь) ккак разделительного;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ѐлка, маяк;
• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ѐж, лось, друг, сказка); произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определѐн орфоэпическим словарѐм учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;;
• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твѐрдые и др.);
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
• различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
• иметь представление о синонимах и антонимах;
• распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
• подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;
• наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
• наблюдать за словами, употреблѐнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
• на практическом уровне распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении (простые случаи);
• замечать в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении; пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. Состав слова (морфемика) Обучающийся научится:
• осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
• владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
• распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем; определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
• подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
• различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определѐнной частью речи; находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
• находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имѐн существительных;
• находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имѐн прилагательных, роль в предложении;
• находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
• находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте; подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
• выявлять принадлежность слова к определѐнной части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
• различать имена существительные, употреблѐнные в форме одного числа (ножницы, кефир);
• выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
• использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
• определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
• сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
• находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
• различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
• устанавливать связи слов между словами в предложении;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• восстанавливать деформированные предложения;
• составлять предложения по схеме, рисунку, на определѐнную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать предложения распространѐнные и нераспространѐнные; составлять такие предложения, распространять нераспространѐнные предложения второстепенными членами;
• находить предложения с обращениями. Орфография и пунктуация Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
• раздельное написание слов в предложении;
• написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч; перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
• разделительный мягкий знак (ь);
• знаки препинания конца предложения (. ? !);
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объѐмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объѐмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
• определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
• разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
• обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
• пользоваться орфографическим словарѐм учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.