АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающегося с ОВЗ (ТНР),окружающий мир, 2 класс

  • pdf
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа по окружающему миру ОВЗ.pdf

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для Ф.И.О. составлена в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598, на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для учащихся МБОУ СОШ №20 с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1), примерной основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для 1-4 классов, заключения территориальной психолого-медикопедагогической комиссии от ___________       № _________________.

Программа по окружающему миру предназначена и адаптирована для Ф.И.О., учащейся 2-а класса, для детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир 2 класс» в 2-х частях (авторы А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, издательство:  М.: Просвещение, 2018), рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающегося с ТНР направлена на формирование у него общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие его личности, овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Цель программы: формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи программы:

Коррекционно-образовательные:

­ формировать уважительное отношение к семье, населѐнному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, еѐ природе и культуре, истории и современной жизни;

­ формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

­ формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

­ осознание ребѐнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нѐм.

Коррекционно-развивающие:

­ развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, мышление;

­ развивать активность, любознательность и разумную предприимчивость во взаимодействии с миром живой и неживой природы; 

­ развивать активность, любознательность, социальные эмоции. Коррекционно-воспитательные:

­ воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету «Окружающий мир»;

­ развивать коммуникативные способности ребѐнка, необходимые для общения со взрослыми и сверстниками, социализации в современном обществе;

­ воспитывать уважение к одноклассникам, к мнению и позиции других людей.  

 

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающейся с ОВЗ

Общая характеристика учебного предмета

На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; еѐ реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационнообразовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:    

      распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 

      моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 

      эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нѐм, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за еѐ стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Работа с детьми, начатая на уроках, продолжается в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Организационным разделом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР определен учебный план (примерный учебный план НОО вариант 2), обязательной частью которого предусмотрено изучение окружающего мира во 2 классе в объѐме 68 часов (2 ч. в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всѐм многообразии еѐ форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Человечество как многообразие народов, культур, религий и сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.  Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные  результаты:

       положительное отношение к школе и учебной деятельности;

       представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

       умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

       ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

       представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов)

       представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;

       первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;

       представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;

       этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

       этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;

       представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;

       потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

       правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные  результаты: 

       овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

       освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

       формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

       формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

       освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

       использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

       активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

       использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

       овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

       готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

       определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

       овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;  Предметные результаты:

— правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); 

— различать флаг и герб России; — узнавать некоторые достопримечательности столицы; — называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; 

— проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; 

— проводить опыты с водой, снегом и льдом; 

— различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); 

— различать овощи и фрукты; 

— определять с помощью атласа-определителя растения и животных; 

— описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); — сравнивать растения, животных, относить их к определѐнным группам; 

— сравнивать реку и море; 

— использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; 

— находить на глобусе холодные и жаркие районы; 

— различать животных холодных и жарких районов; 

— изготавливать модели Солнца, звѐзд, созвездий, Луны; 

— различать прошлое, настоящее и будущее; 

— называть дни недели и времена года в правильной последовательности; 

— соотносить времена года и месяцы; 

— находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; 

— объяснять причины возникновения дождя и ветра; 

— перечислять цвета радуги в правильной последовательности; 

— ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; 

— мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; 

— раздельно собирать мусор в быту; 

— соблюдать правила поведения в природе; 

— правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; 

— подбирать одежду для разных случаев; 

— правильно обращаться с электричеством и электроприборами; 

— правильно переходить улицу; 

— соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; 

— различать виды транспорта; 

— соблюдать правила безопасности в транспорте.

Содержание учебного предмета

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

 Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т.д. (по усмотрению учителя).Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.  Здоровье и безопасность (11ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек .Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. 

Календарно-тематическое планирование

 

Часов

Название темы/урока

План

Дата

4

Где мы живем?

03.09

 

Родная страна.

05.09

 

Город и село.

10.09

 

Природа и рукотворный мир

12.09

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».

21

Природа

17.09

 

Неживая и живая природа

19.09

 

Явления природы

24.09

 

Что такое погода?

26.09

 

В гости к осени (экскурсия)

01.10

 

В гости к осени.

03.10

 

Звездное небо

08.10

 

Заглянем в кладовые Земли.

10.10

 

Заглянем в кладовые Земли.

15.10

 

Про воздух и про воду.

17.10

 

Про воздух и про воду.

 

22.10

 

Какие бывают растения.

24.10

 

Какие бывают животные.

05.11

 

Невидимые нити.

07.11

 

Дикорастущие и культурные растения.

12.11

 

Дикие и домашние животные

14.11

 

Комнатные растения.

19.11

 

Животные живого уголка.

21.11

 

Про кошек и собак.

26.11

 

Красная книга. Красная книга родного края.

28.11

 

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

03.12

 

Проверим себя и свои достижения по разделу «Природа»

9

Жизнь города и села

05.12

 

Что такое экономика.

10.12

 

Из чего что сделано.

12.12

 

Как построить дом. Жилище народов Севера.

17.12

 

Какой бывает транспорт.

19.12

 

Культура и образование. Югорская семья.

24.12

 

Все профессии важны. Проект «Профессии».

26.12

 

В гости к зиме (экскурсия)

09.01

 

В гости к зиме.

14.01

 

Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

9

Здоровье и безопасность

16.01

 

Строение тела человека.

21.01

 

Если хочешь быть здоров.

23.01

 

Берегись автомобиля!

28.01

 

Школа пешехода.

30.01

 

Домашние опасности.

04.02

 

Пожар!

06.02

 

На воде и в лесу.

11.02

 

Опасные незнакомцы.

13.02

 

Проверим себя и свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

7

Общение

18.02

 

Наша дружная семья. Игры и игрушки детей Югры.

20.02

 

Проект «Родословная».

25.02

 

В школе.

27.02

 

Правила  вежливости.

03.03

 

Ты и твои друзья. Загадки, пословицы, поговорки народов Югры.

05.03

 

Мы  зрители и пассажиры.

10.03

 

Проверим себя и свои достижения по разделу «Обобщение»

18

Путешествия

12.03

 

Посмотри вокруг. Природные сообщества края.

17.03

 

Ориентирование на местности.

19.03

 

Ориентирование на местности.

31.03

 

Формы земной поверхности.

02.04

 

Водные богатства. Водоемы родного края.

07.04

 

В гости к весне (экскурсия)

09.04

 

В гости к весне.

14.04

 

Россия на карте

16.04

 

Проект «Города России».

21.04

 

Путешествие по Москве.

23.04

 

Московский Кремль.

28.04

 

Город на Неве

30.04

 

Путешествие по планете.

07.05

 

Путешествие по материкам.

12.05

 

Страны мира.

14.05

 

Проект «Страны мира»

19.05

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

21.05

 

Впереди лето (экскурсия)

Описание  учебно - методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности

 

1.   Примерная программа по окружающему миру.

2.   Окружающий мир: рабочие программы 1-4 классы: / Плешаков А.А. -  М.: Просвещение,

2012. – 128 с., 

3. Окружающий мир. 2 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. – 128 с.: ил.

4.Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А.–  М.: Просвещение,

2018. - 96 с.: ил.

5.      Окружающий мир: Атлас-определитель для начальной школы 2 класс: / Плешаков А.А.–  М.: Просвещение, 2016. - 224 с.: ил.

6.      Окружающий мир: Тесты 2 класс: / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. .–  М.: Просвещение, 2018. - 64 с.: ил.

7.      Окружающий мир: Методические рекомендация: 2 класс: / Плешаков А.А.,–  М.: Просвещение, 2018. - 160 с.: ил.

8.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 9.http://www.openclass.ru/dig_resources - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества

10.http://fcior.edu.ru — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

11.  Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (СД)

12.  Компьютер. Принтер.          

13.  Интерактивная доска. Классная доска.

14.  Мультимедийный проектор. DVD-проигрыватель.

Планируемые результаты изучения предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

       более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

       представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе); 

       представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев; 

       овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей; 

       понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

       познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;


представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

       эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран; 

       этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

       способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

       установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

       бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

      МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

       понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

       сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ на определѐнном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

       выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

       планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

       планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

       фиксировать в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

       оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

       соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

       контролировать и корректировать своѐ поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

       понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; 

       находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

       использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемырисунки;

       понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

       анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

       классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

       осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

       устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

       строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

       проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

       моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

       включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

       формулировать ответы на вопросы;

       слушать партнѐра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;

       договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

       высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

       поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

       признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

       употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

       понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

       строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учѐтом возрастных особенностей, норм); 

       готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;           составлять небольшие рассказы на заданную тему.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

       находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

       называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

       различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

       приводить примеры народов России;

       сравнивать город и село, городской и сельский дома;

       различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

       оценивать отношение людей к окружающему миру;

       различать объекты и явления неживой и живой природы;

       находить связи в природе, между природой и человеком;

       проводить наблюдения и ставить опыты;

       измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

       определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

       сравнивать объекты природы, делить их на группы;

       ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

       находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

       соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

       различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

       прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

       различать виды транспорта;

       приводить примеры учреждений культуры и образования;

       определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

       различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

       правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

       соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

       различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;        соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

       правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

       оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

       приводить примеры семейных традиций;

       соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

       различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

       ориентироваться на местности разными способами;

       различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

       различать водные объекты, узнавать их по описанию;

       читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

       находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

       различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.