Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Протокол № 9 от 29.08.2019 |
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №112от 30.08.2019 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1
Предметная область - естествознание
Предмет - Мир природы и человека
Начальный уровень обучения (НОО)
для учащихся 3 класса,
на 2019 - 2020 учебный год
|
Составила Кавылина Надежда Васильевна, учитель начальных классов
|
с. Новообинцево,
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением); Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Учебного плана МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2019/2020 учебный год; Положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ».
Место в учебном плане
На изучение программы в 3 классе отводится 68часов (2 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Результатами изучения курса «Мир природы и человека» в 3 классе является формирование следующих умений:
• правильно называть изученные объекты и явления;
· сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;
· сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;
· соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранение продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
· соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
· определять по сезонным изменениям время года;
· определять направление ветра.
Содержание учебного предмета
Содержание представлена следующими разделами: «Сезонные изменения в природе» (22ч), «Неживая природа»(8ч), «Живая природа»(38ч) («Растения», «Животные», «Человек»).
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:
направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой
природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга,
метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня,
осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав
(медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.
Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.
Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья,
кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники
(2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание,
повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к
природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание,
детеныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия:
кабан – свинья, заяц – кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие:
ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе
легких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе
сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных
продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых
отравлений.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Сезонные изменения в природе |
22 |
1 |
Инструктаж по ТБ. Времена года. Осень. |
1 |
2 |
Осенние месяцы. Календарь. |
1 |
3 |
Растения осенью |
1 |
4 |
Животные осенью |
1 |
5 |
Занятия людей осенью |
1 |
6 |
Изучаем правила дорожного движения |
1 |
7 |
Зима. Признаки зимы |
1 |
8 |
Зимние месяцы |
1 |
9 |
Растения зимой |
1 |
10 |
Животные зимой |
1 |
11 |
Занятия людей зимой |
1 |
12 |
Правила поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках) |
1 |
13 |
Весна. Признаки весны |
1 |
14 |
Весенние месяцы |
1 |
15 |
Растения весной |
1 |
16 |
Животные весной |
1 |
17 |
Насекомые |
1 |
18 |
Занятия людей весной |
1 |
19 |
Признаки лета. Летние признаки |
1 |
20 |
Растения летом |
1 |
21 |
Животные летом |
1 |
22 |
Занятия людей летом |
1 |
|
Неживая природ |
8 |
23 |
Солнце в разные времена года |
1 |
24 |
Восход и заход солнца |
1 |
25 |
Сон – лучшая профилактика усталости |
1 |
26 |
Календарь |
1 |
27 |
Воздух. Значение воздуха |
1 |
28 |
Ветер. Направление ветра |
1 |
29 |
Поведение во время урагана |
1 |
30 |
Термометр |
1 |
|
Живая природа Растения |
38 16 |
31 |
Сравнение растений |
1 |
32 |
Части растений. Корни |
1 |
33 |
Части растений. Стебли |
1 |
34
|
Части растений. Листья |
1 |
35 |
Части растений. Цветы |
1 |
36 |
Растения сада |
1 |
37 |
Растения сада |
1 |
38 |
Лес |
1 |
39 |
Лес |
1 |
40 |
Плоды и семена |
1 |
41 |
Лесные ягоды |
1 |
42 |
Грибы |
1
|
43 |
Осторожно: ядовитые грибы |
1 |
44 |
Профилактика отравлений ягодами и грибами |
1 |
45 |
Травы |
1 |
46 |
Правила поведения в лесу |
1 |
|
Животные |
13 |
47 |
Животные |
1 |
48 |
Дикие животные |
1 |
49 |
Домашние животные |
1 |
50 |
Свиньи и кабан |
1 |
51 |
Кролик и заяц |
1 |
52 |
Правила ухода за домашними животными |
1 |
53 |
Птицы. Строение птиц |
1 |
54 |
Птицы. Строение птиц |
1 |
55 |
Перелётные птицы |
1 |
56 |
Зимующие птицы |
1 |
57 |
Зимующие птицы |
1 |
58 |
Перелётные птицы |
1 |
59 |
Охрана животного мира |
1 |
|
Человек |
9 |
60 |
Человек |
1 |
61 |
Дыхание человека |
1 |
62 |
Профилактика простудных заболеваний |
1 |
63 |
Кровь |
1 |
64 |
Сердце |
1 |
65 |
Пульс |
1 |
66 |
Поведение во время болезни. Вызов врача из поликлиники |
1 |
67 |
Окружающая среда и здоровье человека |
1 |
68 |
Питание человека |
1 |
|
Итого |
68 |
Литература
Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016.
Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина и др.Мир природы и человека. 3 класс (в 2 частях): учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2018 год.
Лист внесения изменений
Дата непроведённого урока |
Тема непроведённого урока |
Способ восстановления |
Дата проведения |
Учитель, подпись |
Администратор, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.