Краевой конкурс на лучший педагогический проект
«Формирование функциональной грамотности младших школьников
в условиях реализации обновлённого ФГОС НОО»
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Крячко Светлана Николаевна
учитель начальных классов
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1»
с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края
2023 год
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………..
2. Основная часть……………………………………………………………
2.1. Этапы проекта ……………………………………………………...
2.2. Модель естественнонаучной грамотности ………………………
2.3. Технологии, методы и приёмы для формирования естественнонаучной функциональной грамотности ………………
2.4. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира ………………………………………………….
2.5. Интегрирование при формировании естественнонаучной грамотности ………………………………………………………….
3. Заключение …………………………………………………………………
4. Список литературы ………………………………………………………...
Приложение 1
1. Введение
Формирование функциональной грамотности является одной из самых важных задач образования на современном этапе. Это отражено в следующих документах:
ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказы Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009; №1897 от 17.12.2010; №413 от 17.05.2012; №286 от 31.05.2021).
Примерные основные образовательные программы начального, основного и среднего образования ( протокол №1/15 от 08.04.2015; протокол №2/16-з от 28.06.2016; протокол 3/21 от 27.09.2021)
Естественнонаучная грамотность является составляющей частью функциональной грамотности. Под естественнонаучной функциональной грамотностью подразумевается способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносят в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Естественнонаучно грамотный человек занимает активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
По результатам исследований PISA у российских школьников наблюдается дефицит сформированности ряда важных умений естественнонаучной грамотности:
- осуществлять поиск информации по ключевым словам,
- анализировать процессы проведения исследований,
- составлять прогнозы на основе имеющихся данных,
- интерпретировать научные данные и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов,
- интерпретировать графическую информацию,
- проводить оценочные расчёты и прикидки.
Данные исследования проводятся с 15-летнего возраста. Но формирование естественнонаучной грамотности должно начинаться практически с рождения ребёнка, ведь малыш достаточно рано сталкивается с такими вопросами: «Почему у цветка такие яркие лепестки?», «Почему на дереве распускаются почки?», «Почему на одном дереве выросли груши, а на другом вишни?» и ещё много-много других «почему?». Конечно, эти первые открытия ребёнку помогают сделать сначала родители, затем воспитатели в детском саду, но начальная школа – начало всех начал. Это первая ступенька в становлении познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Основой для формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе являются уроки окружающего мира. Но этого явно недостаточно, поэтому к решению этой задачи нужно подходить комплексно, используя остальные предметы, преподаваемые в начальной школе. Актуальность данного проекта обусловлена тем, что регулярное и систематическое проведение работы по формированию естественнонаучной грамотности, используя интеграцию, внеурочную деятельность способствует развитию естественнонаучных компетенций учащихся начальной школы, формулирует первоначальное предствление о научной картине мира.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важностью и необходимостью формирования естественнонаучной функциональной грамотности у детей, используя комплексный подход, а с другой стороны отсутствие целенаправленной систематической деятельности в этом направлении, привели к выбору темы проекта.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Объект проекта: процесс формирования естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся младшего школьного возраста, используя комплексный подход.
Предмет проекта: модель образовательной деятельности для формирования естественнонаучной функциональной грамотности учащихся начальной школы, используя комплексный подход.
Педагогическая цель: добиться высогоко уровня сформированности естественнонаучной функциональной грамотности, сформировать у детей активную личностную позицию в вопросах природосбережения, воспитывать любовь к своей Родине, родной природе.
Цель проекта: создание модели образовательной деятельности для формирования естественнонаучной функциональной грамотности, используя комплексный подход.
Изучение методической литературы по проблеме формирования естественнонаучной грамотности, показало, что естественнонаучная грамотность будет сформирована на достаточно высоком уровне, если использовать комплексный подход: уроки окружающего мира, интеграция в изучаемые предметы, внеурочная деятельность.
В сооттветствии с целью проекта были определены следующие задачи:
ü изучить и проанализировать методическую литературу по формированию естественнонаучной функциональной грамотности;
ü осуществить выбор технологий, методов и приёмов для формирования естественнонаучной функциональной грамотности;
ü разработать методическое сопровождение по формированию естественнонаучной функциональной грамотности при использовании комплексного подхода;
ü создать методическую копилку по формированию естественнонаучной функциональной грамотности;
ü оценить эффективность созданной системы работы по формированию естественнонаучной функциональной грамотности.
Сроки проекта: 4 года (1-4 класс)
Этапы проекта
I этап – подготовительный (1 класс)
II этап – практический (основной) (2 класс – 4 класс I полугодие)
III этап – аналитический (заключительный) (4 класс II полугодие)
Степень реализации: 3-й год (практический этап)
2. Основная часть
2.1. Этапы проекта
I этап – подготовительный (1 класс)
Подготовительный этап включает в себя следующий комплекс мероприятий:
ü изучение научной, педагогической и методической литературы по формированию естественнонаучной функциональной грамотности;
ü проведение анализа современных методических подходов при формировании естественнонаучной функциональной грамотности;
ü планирование систематической работы по формированию естественнонаучной функциональной грамотности;
ü первоначальное включение в учебные предметы заданий по формированию естественнонаучной функциональной грамотности.
Современные учебно-методические комплекты располагают определёнными возможностями для формирования естественнонаучной грамотности, но учитель может расширить эту работу путём включения дополнительных заданий, углубления изучаемого материала.
II этап – практический (основной) (2 класс – 4 класс I полугодие)
Практический этап является самым продолжительным и объёмным. На данном этапе проводится основная работа по формированию естественнонаучной функциональной грамотности. Отбирается материал из различных методических пособий и открытых интернет-ресурсов по выбранной теме. Разрабатываются авторские задания и внедряются в преподаваемые предметы. Собирается методическая копилка заданий по формированию естественнонаучной функциональной грамотности. Организуется работа по проведению опытов, практических работ. Выполняются коллективные и индивидуальные проекты по данной теме. В 3-4 классах включаются задания, аналогичные заданиям ВПР, в которых проверяются компетенции естественнонаучной грамотности. Во 2-4 классах проводится сравнительная диагностика по уровню сформированности основ естественнонаучной грамотности.
III этап – аналитический (заключительный) (4 класс II полугодие)
Данный этап предполагает диагностику сформированных основ естественнонаучной грамотности. Подведение итогов. Создание методических пособий, разработок по формированию естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе. Анализ итоговов ВПР по окружающему миру.
2.2. Модель естественнонаучной грамотности
Для развития естественнонаучной грамотности необходимо включать задания в учебные предметы на развитие общеучебных умений и навыков: на формирование знания учебного материала; на формирование понимания учебного материала; на формирование умений и навыков; на развития внимания; на развитие мировоззрения.
Рисунок 1. Модель естественнонаучной грамотности
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты: контексты – личные: местные, национальные и глобальные проблемы, как современные, так и исторические, которые требуют понимания вопросов науки и технологий; компетенции - способность научно объяснять явления, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов; отношение – отношение к науке, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов, там, где это необходимо, и осведомлённостью о проблемах окружающей среды, а также осознанием важности их решения; знание – понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Такое знание включает в себя: знание о природе и технологиях (знание содержания); знание о методах получения научных знаний (знание процедур); понимание обоснованности этих процедур и их использования (методологическое знание).
2.3. Технологии, методы и приёмы для формирования естественнонаучной функциональной грамотности
Важным условием для формирования естественнонаучной грамотности является деятельностный характер обучения, где учащиеся субъекты учебной деятельности, а также дифференцированный и индивидуальный подход.
К эффективным педагогическим практикам можно отнести: создание учебных ситуаций, мотивирующих и инициирующих учебную деятельность; учебное сотрудничество (работа в парах, малых группах); поисковая активность: задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
Классификация – процесс группировки объектов исследования или наблюдения, в соответствии с их общими признаками. Этот способ должен быть освоен учащимися в первую очередь, потому что сам процесс обучения в начальной школе опирается на этот способ действия.
Схема наблюдения объекта – это систематически оформленные указания на те или иные признаки объекта наблюдения в соответствие с учебной задачей.
Проблемное обучение – дети, сталкиваясь с проблемой, хотят найти выход из создавшейся ситуации, активно пытаются её решить, сами открывают новое знание.
Элементы игрофикации – включение в уроки занимательного материала: загадки, кроссворды, сказочные герои, игры-путешествия – активируют познавательный интерес, повышают внимание к изучаемому материалу. Работая с загадками, нужно обязательно спрашивать, как ребята догадались, какие существенные признаки предмета указаны в загадке.
Использование ИКТ. Создаю презентации сама, использую готовые из интернет-ресурсов; пользуюсь цифровыми сервисами https://worksheets.ru (рабочие листы), https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html (создание кроссвордов, ребусов, тестов). Это позволяет поддерживать интерес к изучаемому, помогает лучше усваивать материал.
Также эффективны экскурсии, опыты, наблюдения, проектная деятельность. Ниже обоснование.
2.4. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира
Как уже было отмечено выше, результатом формирования основ естественнонаучной грамотности младшего школьника являются следующие компетентности:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Характеристика естественнонаучной грамотности, формируемой в начальной школе представлена в следующей таблице:
Таблица 1. Характеристика естественнонаучной грамотности
Компетенции |
Умения |
Научное объяснение явлений |
- вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания; - распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; - сделать и подтвердить соответствующие прогнозы; - предложить объяснительные гипотезы |
Применение естественнонаучных методов исследования |
- распознавать и формулировать цель данного исследования; - предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса; - выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки; - описывать или оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений |
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
- анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; - преобразовывать одну форму представления данных в другую; - распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах; - оценивать с научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников |
В учебно-методические комплекты по окружающему миру, в частности УМК «Школа России», автор курса «Окружающий мир» А.А. Плешаков, включены задания по формированию естественнонаучной грамотности. В области знаний по биологии – это будут задания следующего характера: характеристики живых организмов и жизненных процессов в организмах; изучение жизненных циклов живых организмов, размножение и наследственность; исследование и объяснение взаимодействий организмов с окружающей средой; изучение экосистем; усвоение знаний о человеке и его здоровье. В области физических наук – это умения классифицировать вещества и изучать их свойства; знать источники энергии и тепловые явления, силы и движения. Задания по географии включают: изучение строения Земли, оболочек Землм, природных ресурсов; исследование и объяснение процессов на Земле, геологической истории Земли; изучение Солнечной системы.
Работа по формированию естественнонаучной функциональной грамотности должна быть направлена на достижение следующих планируемых результатов:
ü распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
ü проводить по предложенному /самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
ü описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки;
ü сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
ü группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
ü использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
ü использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смен природных зон);
ü называть экологические проблемы и пути их решения;
ü соблюдать правила нравственного поведения на природе;
ü осознавать вредные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
ü соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы профилактики заболеваний
В изучении курса окружающего мира большое значение имеют личные наблюдения учащихся. В первом классе проводятся сезонные экскурсии, важно проводить наблюдения в одном месте, например, парке или на пришкольном участке. Учащиеся имеют возможность наблюдать, сравнивать происходящие изменения в неживой и живой природе. Во втором классе эти наблюдения усложняются, дети должны уже сравнивать высоту солнца над горизонтом, как меняется температура, уметь её измерять, знать особенности своего региона. К четвёртому классу нужно уже объяснять, почему на Земле происходит смена сезонов.
Большое значение в формировании естественнонаучной грамотности имеет проектная деятельность. Особо хочется отметить проекты, по изучению родного края. В 1 классе дети выполняют следующие проекты: «Моя семья»; «Мой класс, моя школа», «Моё родное село», «Мои домашние питомцы»; 2 класс: «Красная книга родного края», «Кто нас защищает», «Профессии моих родителей», «Моя родословная», «Города Ставропольского края»; 3 класс: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Экономика родного края», «Кто нас защищает»; 4 класс: «Природные зоны России», «Растения из Красной книги Ставропольского края», «Животные из Красной книги Ставропольского края».
Большое значение в формировании естественнонаучных компетенций имеют опыты и практические работы, используемые при изучении веществ, их свойств. Дети – это маленькие исследователи. Слово «эксперимент» для них является магическим. Даже у самых слабомотивированных учеников зажигаются глаза при проведении опытов, например, определить наличие крахмала в различных продуктах. Дети не только видят и объясняют, что происходит, но и сами являются участниками происходящих событий.
2.5. Интегрирование при формировании естественнонаучной грамотности
Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.
По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д. Это по сути является прекрасной возможностью формирования естественнонаучной фуннкциональной грамотности.
Методической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимания закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения. Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету. Однако, на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других учебных предметов. Например, группа понятий: «весна», «капель», «ветерок», первоцвет», рассматривается на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
Русский язык
Словарная работа
Главной задачей словарной работы, проводимой на уроке русского языка, является грамотное письмо слов. Возьмём, например, слово осина. Традиционно мы проводим звуко-буквенный анализ, подбор родственных слов, но можно включить работу над выражением: «Дрожит, как осиновый лист». Показать, как выглядит осиновый лист и объяснить, что из-за особого строения черешка листа, он очень длинный, происходит движение листочков даже от лёгкого ветерка. Рассказать детям, почему осину называют «спичечной королевой». Основа любой спички — деревянная палочка, которые делают из осиновых бревен. Дело в том, что именно это дерево обладает самой эластичной древесиной. Бревна сначала размягчают в горячей воде, а потом, словно рулон с обоями, разматывают в ровное полотно. Это полотно острейшие ножи превращают в ровную соломку, которую пропитывают противотлеющим раствором.
Я провожу тематические орфографические диктанты. Часто готовлю презентации с кроссвордами. После работы над орфограммами предлагаю интегрированные задания. Например, кроссворд «Птицы» (рис. 2), предлагаю разделить птиц на две группы: зимующие и перелётные. Кроссворд «Животные» (рис. 3) – разделить слова на две группы. Дети могут классифицировать по разным признакам: слова из двух слогов – из трёх слогов; птицы – млекопитающие; дикие животные – домашние животные.
Рисунок 2. Кроссворд "Птицы" Рисунок 3. Кроссворд "Животные"
Письмо под диктовку. Например, предложение: «Чудная птица пела на тонкой рябине», можно использовать для формирования естественнонаучной грамотности. Рассказать коротко о рябине, спросить, что дети знают о ней. Дети отвечают, что её плоды едят зимующие птицы. Провести беседу о том, какую роль в природе играют птицы, почему их важно подкармливать зимой.
Сочинения-описания. Объектом описания можно взять животное или растение. Мы описывали одуванчик. Рассматривая одуванчик, дети увидели, что у него есть укороченный вегетативный стебель, длинный цветочный стебель. Вспомнили, что части растений выделяют млечный сок. Узнали, что одуванчик – лечебное растение.
Сочинения по картинам являются ярким примером интеграции. Работая, над сочинением по картине И. Грабаря «Февральская лазурь», используются межпредметные связи с изобразительным искусством (пейзаж, цвет, контраст и т.д.); окружающим миром (берёза, признаки зимы в неживой (живой) природе).
Учебный предмет «Русский язык» является одним из самых универсальных предметов для реализации воспитательных задач, так же содержание упражнений даёт возможность для межпредметных связей. В уроки можно включать дополнительные сведения о растениях, животных, об известных людях, явлениях природы, исторических событиях и т.д.
Литературное чтение
Готовясь к урокам литературного чтения, внимательно просматриваю содержание текстов. Есть ряд произведений, в которых много материала для формирования естественнонаучной грамотности. Например, сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (как Рукодельница фильтрует воду, как травка зимует под снегом). Особо хочется отметить работу со стихами, здесь можно давать характеристику природным явлениям, выявлять особенности растений и т.п.
Математика
Составление задач. Например, «У жука 6 ног, а у паука на 2 больше. Сколько ног у паука? Или сколько ног у трёх пауков?». Решая такую задачу, обращаем внимание на существенный признак, что паук не является насекомым. Можно включать в содержание задач сведения о высоте деревьев, продолжительности их жизни, массе животных и т.д. Приводить таблицы, учиться работать с таблицами.
Изобразительное искусство
В программу по изобразительному искусству включены темы рисования животных, птиц, сказочных сюжетов, растений. На данных уроках также можно формировать естественнонаучную грамотность. Например, мы сделали коллективный проект «Красная книга Ставропольского края. Цветы». Дети находили информацию о дикорастущих цветущих растениях нашего края, делали рисунки этих растений.
Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения:
в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Что является прекрасной основой для формирования функциональной грамотности, в частности естественнонаучной.
3. Заключение
За время работы по формированию естественнонаучной грамотности удалось достигнуть определённых результатов: качество знаний по окружающему миру имеет высокий показатель - 80%, повышение учебной мотивации, желание узнать много нового и интересного об окружающем мире, о родном крае, активное участие во внеурочной деятельности, в конкурсах, олимпиадах, в том числе и на УЧИ.РУ.
Сформированность естественнонаучной грамотности (2 класс)
Сопоставление результатовстартовой и итоговой диагностики
Своим методическим материалом по данной теме я делюсь с коллегами: выступаю на методических объединениях школы и района, даю открытые уроки, публикуюсь в педагогическом сообществе Урок.РФ, на сайте Инфоурок. Уникальность моего проекта заключается в том, что каждый педагог может включать в образовательную деятельность по всем предметам задания для формирования естественнонаучной функциональной грамотности. Перспектива дальнейшего развития проекта заключается в разработке разнообразных заданий, в подборе практического материала, в том числе и занимательного, для выполнения различных видов самостоятельной работы учащихся, в конструировании учебных занятий, направленных на формирование естественнонаучной функциональной грамотности младших школьников, в совершенствовании контрольно-измерительных материалов для достижения новых целей в обучении естественнонаучным компетенциям. Данный проект будет пополняться новыми методическими разработками.
Используемая литература
1. Естественнонаучная грамотность в начальной школе: создание условий для формирования и оценивания. Сборник материалов краевой научно-практической конференции «Формирование основ естественнонаучной грамотности», г. Краснодар, 2021 г.
2. Е.В. Чудинова, Д.В. Коханович «Окружающий мир. Методика проведения и оценки контрольно-диагностических работ. ООО «Бином» Лаборатория знаний, 2019
Приложение 1.
Перечень авторских презентаций, используемых для формирования естественнонаучной грамотности
1. «Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве». Данная презентация содержит информацию о создании музея, его основателях, основных отделах музея. Можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_stavropolskij_gosudarstvennyj_kraevedcheskij_muzej-109335
2. «Полезные ископаемые Ставропольского края». В презентацию включены основные полезные ископаемые нашего края, представлены в виде загадок, содержат вопрос об использовании. Можно использовать на уроках окружающего мира при изучении полезных ископаемых и во внеурочной деятельности. https://znanio.ru/media/prezentatsiya_dlya_nachalnoj_shkoly_poleznye_iskopaemye_stavropolskogo_kraya-109382
3. «Реки Ставропольского края». Презентация содержит информацию об истоке, протяжённости, местоположению, питанию реки, использованию вод. Используется на окружающем мире при изучении тем о водоёмах, на уроках русского языка при изучении темы «Заглавная буква в географических названиях».
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_reki_stavropolskogo_kraya-109562
4. «Государственный природный заказник «Маныч-Гудило»». Содержит сведения о создании заказника. В презентации представлены птицы, внесённые в Красную книгу России, Красную книгу Ставропольского края, Международный Союз Охраны Природы.
5. «Перелётные птицы нашего района». Презентация включает загадки об основных перелётных птицах нашего района. Можно использовать на уроках окружающего мира, других предметах, при подготовке к комплексным работам, во внеурочной деятельности. https://znanio.ru/media/prezentatsiya_dlya_nachalnoj_shkoly_perelyotnye_ptitsy_nashego_rajona-109375
6. «Зимующие птицы нашего района». Презентация включает загадки об основных зимующих птицах нашего района. Можно использовать на уроках окружающего мира, других предметах, при подготовке к комплексным работам, во внеурочной деятельности. https://znanio.ru/media/prezentatsiya_dlya_nachalnoj_shkoly_zimuyuschie_ptitsy_nashego_rajona-109378
7. «Живое серебро нашего района». Презентация содержит информацию о размерах, продолжительности жизни рыб, обитающих в водоёмах Апанасенковского района. Используется на уроках и во внеурочной деятельности.
8. «Растения и бабочки нашего района». В презентацию включены сведения о редких растениях и насекомых Апанасенковского района. Используется на конкретном уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» (УМК «Школа России») https://znanio.ru/media/prezentatsiya_dlya_nachalnoj_shkoly_rasteniya_i_babochki_nashego_rajona-109386
9. Кроссворд «Птицы» https://урок.рф/library/prezentatciya_krossvord_ptitci_202740.html
10. Кроссворд «Животные»
https://урок.рф/library/prezentatciya_slovarnie_slova_zhivotnie_163452.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.