АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения по литературе ученика 5 класса
Оценка 5

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения по литературе ученика 5 класса

Оценка 5
docx
24.02.2023
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения по литературе ученика  5 класса
Программа по литературе Л.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

муниципального образования города Братска

 

 

РАССМОТРЕНО

Протокол № 2

от  29.08.2022г.

руководитель ШМО

             Н.В.Смирнова

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1

от  30.08.2022г.

председатель  МС

               Т.В.Толмачева

УТВЕРЖДАЮ

Приказ   от  30.08.2022г.

№ 149

директор МБОУ «СОШ № 5»

                             Т.А.Лукина

                               

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуального обучения

по литературе

ученика  5 класса

                     Александра Л.

 

 

Предметная область: «Русский язык и литература»

 

 

 

 

 

 

                                            Разработала: Белорыбцева Алёна Владимировна,

                                                             учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Братск

2022

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения  по литературе  для ученика 5 класса   составлена на основе:

 

·         Адаптированной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 5»;

·         примерной программы основного общего образования по литературе,  авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной (М.:   Просвещение, 2014) и учебников для учащихся общеобразовательных учреждений. / В 2-х частях. Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М:  Просвещение, 2013.

 

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

 

Цель изучения предмета «Литература» - поэтапное, последовательное формирование умений читать, понимать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; опираясь на связь искусства с жизнью.

Задачи обучения:

·         формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

·         развивать и совершенствовать  устную  и письменную  речь учащихся;

  • овладевать универсальными учебными действиями;
  • учить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • корригировать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений;
  • совершенствовать все виды речевой деятельности, память, внимание, наблюдательность, творческую инициативу.

 

Учебный план на изучение предмета отводит в 5 классе - 2 часа в неделю, Продолжительность изучения учебного предмета -68 час в год.

 

Перед детьми с РАС стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы. Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с РАС. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления, гиперактивность отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:

• овладение детьми практическими умениями и навыками;

• уменьшение объема теоретических сведений;

•включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.

 

1.      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана обеспечить достижение личностных результатов.

 

Личностные результаты освоения программы: 

 

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам; 

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;

-развитие эстетического самосознания через освоение художественного· наследия народов России.

 

Программа обеспечивает достижение следующих метапредметных и предметных результатов:

 

Метапредметные:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;

-умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; 

-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;  смысловое чтение;

-умение работать с разными источниками информации, находить ее,  анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 

Предметные результаты:

·         в познавательной сфере:

 

-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 

·         в ценностно-ориентационной сфере:

 

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

-собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 

·         в коммуникативной сфере:

 

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

-отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

-создавать устные монологические высказывания разного типа;

-уметь вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 

·         в эстетической сфере:

 

-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

-эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

Ученик  научится:

 

·         осознанно воспринимать и понимать текст;

·         выразительно читать произведение, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;

·         пересказывать; характеризовать  героев произведений;

·         отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, вести диалог;

·         писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой изученных произведений;

·         уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;

·         характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

·         формулировать собственное  отношения к произведениям литературы.

 

Ученик  получит возможность научиться:

 

         вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (реферат, проект);

         понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

         понимать  связь  литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

          понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Структура содержания общеобразовательного предмета  «Литература» определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

 

1.Устное народное творчество.

2.Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII века.

4.Русская литература ХIХ века.

 5.Русская литература XХ века.

 6.Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8.Обзоры.

9.Сведения по теории и истории литературы.

Раздел. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. Русские народные сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение. Предания. Поэтическая автобиография народа. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне.

Раздел. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Летопись (начальное представление). Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Раздел. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

 Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление). Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Раздел. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Баллада (начальное представление). Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления). Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление). Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Эпитет (развитие представлений). Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление). Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление). Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

 

Раздел. ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление). Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное). Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Автобиографичность литературного произведения (начальное представление). Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Юмор (развитие понятия).

Раздел. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Художественная деталь (начальные представления). Миф. Отличие мифа от сказки. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Притча (начальные представления).

Тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Базовый уровень

Универсальные учебные действия

Виды деятельности

Виды контроля

1.

Введение

1

Понимать цели и задачи предмета, роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок

Уметь работать с текстом, выделять в нём главное, находить в учебнике необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план, отвечать на вопросы.

Беседа о роли книги в современной жизни и её месте среди других источников информации.

Выразительное чтение статьи учебника

«К читателям»,

 беседа «Писатели о роли книги», эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение

тестовых заданий.

 

2.

Устное народное творчество.

Малые

жанры фольклора. Русские

народные сказки: «Ца-

ревна-лягушка», «Иван —

крестьянский сын и чудо-

юдо», «Журавль и цапля»,

«Солдатская шинель»

5

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора;

понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), много-значность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы.

Определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга пословицы и поговорки, определять характерные для сказок обороты  речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

Чтение и обсуждение фольклорных произведений. Выявление роли фольклора в

жизни наших предков. Чтение и обсуждение статьи

«От мифов к преданиям, быличкам и бывальщинам»

из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Письменное выполнение

задания из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором»; самостоятельное чтение сказки и составление её плана; художественный пересказ одного из эпизодов сказки. Работа

с иллюстративным материалом к сказке по вопросам

и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Различные виды пересказа фрагментов сказки, чтение

эпизодов сказки по ролям, устное рецензирование

чтения

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение

тестовых заданий.

 

3.

Из древнерусской литературы.

«Повесть

временных лет»: «Подвиг

отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Понятие о летописи.

2

Понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям).

Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Комментирование

незнакомых слов и понятий с помощью словарей и

справочной литературы.

Изучение статьи учебника «Из древнерусской  лите-

ратуры». Составление плана статьи с указанием основных этапов развития древнерусской литературы.

Выразительное чтение и пересказ фрагментов летописи.

Сопоставление летописного

сюжета с иллюстрацией.

Практическая работа. Определение главной мысли

фрагмента летописи.

Характеристика героев летописного сюжета.

Самостоятельная работа. Сочинение по картине

А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение

тестовых заданий.

 

4.

Из литературы XVIII века.

М. В. Ломоносов —учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру…».

1

Понятие о юмо-

ре.

Понятие о родах ли-

тературы (эпосе, лирике,

драме)

и начальные пред-ставления о её жанрах.

Выразительное чтение стихотворения (в том числе

наизусть).

Поиск незнакомых слов и определение их

значений с помощью словарей и справочной литера-

туры.

Участие в коллективном диалоге. Поиск в стихотворении

юмористических элементов. Чтение и обсуждение

статьи учебника

Составление таблицы.

Выразительное чтение статей учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и «Сподвижник просвещения».

Устные рассказы о Ломоносове (по группам). Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов. Устные ответы на вопросы.

Практическая работа. Составление плана рассказа о М. В. Ломоносове.

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение

тестовых заданий.

 

5.

Из литературы XIX века:

24

 

 

И.А. Крылов

2

Иметь представление об истоках

басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы

XVIII века: А. П. Сумароков,  И. И. Дмитриев.

 Знать жанр басни

в мировой литературе.

Понимать смысл басен «Волк и

Ягнёнок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Волк

на псарне» и другие басни (по выбору учителя).

Иметь понятие об аллегории и

морали, эзоповом  языке.

Поиск сведений о баснописцах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством  учителя). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Выразительное чтение басен разных баснописцев.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Чтение и обсуждение статьи учебника

«Русские басни». Устные ответы на вопросы.

Пересказ фрагментов

басен с иллюстрациями.

Практическая работа. Подготовка плана сообщения

об одном из баснописцев.

Самостоятельная работа. Подготовка сообщения о

баснописце и устный рассказ о нём.

Поиск сведений

об  И. А. Крылове.

Составление вопросов к басням. Составление характеристик героев басен. Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).

Выполнение

тестовых заданий.

 

 

В.А. Жуковский. «Спящая царевна». «Кубок». Понятие о балладе.

1

Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; Выделять

этапы развития сюжета. Составлять характеристику

героев и давать им нравственную оценка.

Поиск незнакомых слов и определение

их значения. Составление плана (цитатного плана)

баллады. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Выразительное чтение статьи учебника «Василий

Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из

практикума «Читаем, думаем, спорим…». Выразительное чтение сказки (в

том числе наизусть).

Пересказ народной сказки о спящей красавице.

Устные ответы на вопросы и составление плана сказки (в том числе цитатного).

А.С. Пушкин. «Няне»,

«У лукоморья дуб зелё-

ный…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

и другие сказки.

Понятие о лирическом

послании.

Стихотворная и прозаиче-

ская речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.

 

3

Понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное, Знать сюжет и героев литературной сказки. Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихов о няне.

Комментирование незнакомых

слов и историко-культурных реалий. Составление

плана статьи. Участие в диалоге.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр

Сергеевич Пушкин».

Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России,

связанных с именем Пушкина. Пушкина.

Устное словесное рисование портрета няни.

Самостоятельная работа. Подготовка устного рас-

сказа о поэте и выразительного чтения наизусть стихотворения «Няне». Создание иллюстраций к стихо-

творению.

Выразительное чтение пролога.

Чтение «Сказки

о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. В чём превосходство царевны над царицей?

2. Что помогло королевичу Елисею в поисках не-

весты?

3. В чём общность и различия «Спящей царевны»

В. А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о

семи богатырях» А. С. Пушкина?

А.  Погорельский.

«Чёрная курица, или

Подземные жители» как ли-

тературная сказка.

2

Знать сведения о жизни писателя, что такое псевдоним; уметь разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки.

Коммен-

тирование незнакомых слов и историко-культурных

реалий. Поиск незнакомых

слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в

диалоге  по обсуждению эпизодов сказ-

ки. Лексиче-

ская работа по заданиям из раздела «Обогащаем свою речь»

Чтение и обсуждение статей учебника «Русская лите-ратурная сказка» и «Антоний Погорельский».

Выразительное чтение сказки (в том числе по

ролям) и пересказ её фрагментов.

Выделение этапов развития сюжета сказки. Выявление в произведении Антония Погорельского харак-

терных признаков литературной сказки.

 Пересказ эпизодов сказки от лица героев.

Устное словесное рисование эпизодов «Последняя встреча Алёши и Чернушки» .

Краткий

рассказ о писателе и прототипе

главного героя сказки. Выполнение

тестовых заданий.

 

 

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на

25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Краткий

рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельно-

сти.

1

Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

Поиск незна-

комых слов и определение их значения с помощью

словарей и справочной литературы. Устные ответы на

вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Комментирование историко-культур-

ных реалий статьи. Знакомство с информацией о селе

Тарханы (см. раздел учебника «Литературные места

России» и материалы практикума «Читаем, думаем,

спорим…»). Восприятие стихотворения.

Характеристика и нравственная

оценка героев стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение

тестовых заданий.

 

Н.В. Гоголь. «Вечера на

хуторе близ Диканьки»:

«Заколдованное место»,

«Ночь перед Рождеством».

Развитие представлений о фантастике и юморе

2

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сю-жет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения.

Поиск незнакомых слов и определение их значений.

Устные ответы на вопросы (с

использованием цитирования).

Участие в коллектив-

ном диалоге.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь» и сведений о Гоголе из практикума

«Читаем, думаем, спорим…». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести (в том числе

по ролям), пересказ и анализ её фрагментов.

Практическая работа. Характеристика героев повести

с использованием цитатных примеров (по группам).

Самостоятельная работа.  

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение

тестовых заданий.

 

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских

селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Краткий рассказ о поэте.

Развитие представлений об эпитете.

2

Знать биографические сведения о поэте, содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

Поиск незнакомых

слов и определение их значения. Устные ответы на

вопросы (с использованием цитирования). Участие в диалоге.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алек-

сеевич Некрасов» и материалов практикума «Читаем,

думаем, спорим…». Ответы на вопросы о биографии

поэта. Выразительное чтение и обсуждение отрывка

из поэмы «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в

русских селеньях…»).

 Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».

Практическая работа. Составление таблицы «Внешность и черты характера русской крестьянки».

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение

тестовых заданий.

 

И.С. Тургенев.«Му-

му» как повесть о крепост-

ном праве. Краткий рассказ

о писателе (детство и начало

ли тератур ной деятельности).

Облик барыни и её челяди.

3

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, уметь сопоставлять главного героя с его окружением составлять план характеристики героя.

Поиск незнакомых слов и определение

их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диа-логе.

Чтение статей учебника о Спасском-Лутовинове

Ответы на вопросы о биографии поэта. Устный рассказ о детстве Тургенева.

Чтение по ролям

фрагментов повести.

Различные виды пересказов.

Создание собственных иллюстраций.

Контрольная

работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Что воспевает

И. С. Тургенев в образе Герасима? 2.Каковы друзья и враги Герасима?

3.В чём вина и в чём беда барыни?

А.А. Фет. Лирика.

Краткий рассказ о поэте. «Ве-

сенний дождь».

 

1

Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения;

понимать ав-торское отношение к природе, анализи-ровать лирическое произведение, выразительно чи-тать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющих-ся картин и состояний природы.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в диалоге.

Выразительное чтение (в том числе наизусть) сти-

хотворений поэта, изученных в начальной школе и прочитанных самостоятельно. Чтение статьи учеб-

ника «Афанасий Афанасьевич Фет» и составление её

плана.

Рассказ о стихотворении по вопросам учебника.

Практическая работа. Чтение и анализ стихотворений Фета о природе (по группам).

Письменный анализ одного из стихотворений

Л.Н. Толстой. «Кав-

казский пленник»: русский

офицер в плену у горцев.

Краткий рассказ о писателе

Историческая

основа и сюжет рассказа.

2

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»;   

Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском

исполнении.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Чтение статьи учебника о Толстом. Сообщения об участии Толстого в Кавказской

войне. Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ и инсценирование его фрагментов.

Практическая работа.

Самостоятельная работа. Устный рассказ о писателе. Устные рассказы о Жилине и Костылине (по

группам).

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение

тестовых заданий.

 

А. П. Чехов. «Хирур-

гия»  как юмористи ческий рассказ. Краткий рассказ о писате-

ле.

Осмеяние

глупости и невежества героев рассказа.

2

Знать автора, биографические факты жизни писателя, историю создания рассказа «Хирургия»; понимать  юмор  в рассказе.

Поиск незнакомых

слов и определение их значений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные

ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов» и статьи о Таганроге.

Выразительное чтение

рассказа (в том числе по ролям).

Чтение и обсуждение

статьи учебника «О смешном в литературном произведении. Юмор». Работа со словарём

литературоведческих терминов.

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение

тестовых заданий.

 

 

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев

А.Н. Плещеев 

И.С. Никитин

А.Н. Майков

И.З. Суриков

3

Знать биографические сведения о поэтах, содержание стихотворений; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, понимать авторское отношение к природе, анализи-ровать лирическое произведение, выразительно чи-тать, передавать при помощи интонации впечатлния от быстро меняющих-ся картин и состояний природы.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Рецензирование актёрского чтения.

Выразительное чтение наизусть стихотворений Тютчева и других поэтов.

Устные сообщения о

стихотворениях Тютчева. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений русских поэтов о родине и

родной природе в форме конкурса-эстафеты (по группам).

Практические работы. Подбор цитатных подписей из стихотворений к репродукциям картин, помещённым в учебнике.

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение

тестовых заданий.

 

 

6.

Из литературы XX века

18

 

И.А. Бунин. «В деревне» «Под-

снежник» (урок внеклассного чтения).

1

 Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества героев, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, уметь сопоставлять главного героя с его окружением, составлять план характеристики героя.

Поиск незнакомых слов и историко-культурных реалий и определе-

ние их значения с помощью словарей и справочной ли-

тературы. Устные ответы на вопросы (с использованием

цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Выразительное чтение рассказа.

Обсуждение материалов о Бунине, включённых в практикум «Читаем, думаем, спорим…»,

и рассказа «В деревне» по заданиям практикума.

Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор», с ис-пользованием словаря литературоведческих терминов.

Самостоятельная работа.

Чтение рассказа.

Составление письмен-

ного ответа на проблемный вопрос.

В.Г. Короленко

«В дурном обще-

стве»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение

серого сонного города и его оби тателей. Равнодушие окру-

жающих людей к беднякам.

Смысл образа старого Януша.

Взаимопонимание – основа

отношений в семье.

5

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания произведения, сю-жет,  представлять обстановку и место действия, обычаи жителей города; анализировать своеобразие языка произведения. Понимать духовные и нравственные качества героев, давать характеристику героям по поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, уметь сопоставлять главного героя с его окружением

Устные ответы на вопросы

(с использованием цитирования). Участие в диалоге.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям).

Краткий и выборочный пересказ и обсуждение ключевых фрагментов.

Характеристика сюжета повести, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержа-

ния.

Обсуждение сообщения о старом Януше.

 Работа со словарём литературоведческих терминов.

Подготовка планов пись-

менных ответов на проблемные вопросы (по группам):

1. Почему Вася подружил ся с Валеком и Марусей?

2.Как складывались отношения между сыновьями и

отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?

3. Что помогло Васе и его отцу прийти к пониманию?

4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?

С.А. Есенин.

Я по-

кинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1

Знать факты жизни поэта, представлять обстановку и место действия, анализировать своеобразие языка произведения, уметь выразительно читать лирическое произведение.

Устные ответы на

вопросы  (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Чтение и комментирование фрагментов стихов Есенина, посвящённых его близким людям.

Устный рассказ о детстве и юности Есенина. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений.

Презентация и защита иллю-

страций к стихотворениям Есенина.

 

П.П. Бажов. «Мед-

ной горы Хозяйка»: образы

Степана и Хозяйки Медной горы

1

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания произведения, сю-жет,  представлять обстановку и место действия, анализировать своеобразие языка произведения. Понимать духовные и нравственные качества героев, давать характеристику героям по поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, уметь сопоставлять главного героя с его окружением.

Поиск незнакомых слов и определение их

значения с помощью словарей и справочной литера-

туры. Различные виды пересказов. Устные ответы на

вопросы (с использованием цитирования).

Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Выразительное чтение статьи учебника о Бажове. Устный рассказ о Бажове.

Выразительное чтение фрагментов сказа (в том числе

по ролям).

Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики Степана и Хозяйки Медной

горы и заполнение цитатной таблицы.

.

Подготовка к презентации и защите

собственных иллюстраций. Чтение сказа «Каменный

цветок» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».

К. Г. Паустовский.

«Тёплый хлеб»: язык

сказки. Реальное и фантасти-

ческое в сказке. Фольклорные

образы. Развитие понятия о пейзаже.

2

Знать факты жизни писателя, сюжет,  представлять обстановку и место действия, анализировать своеобразие языка произведения. Понимать духовные и нравственные качества героев, давать характеристику героям по поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, уметь сопоставлять главного героя с его окружением.

Поиск незнакомых слов и определение их

значения с помощью словарей и справочной литера-

туры. Различные виды пересказов. Устные ответы на

вопросы (с использованием цитирования).

Восприятие художественной

условности как специфической характеристики искусства.

Устный рассказ о писателе.

Выявление в сказке реальных и фанта-стических элементов и черт фольклора.

Комментирование понятий «пейзаж», «эпитет».

Практическая работа. Исследование языка сказки: анализ эпитетов, сравнений и олицетворений, гла-гольной лексики (по группам).

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

(по выбору):

1. О чём я задумался, читая сказку «Тёплый хлеб»?

2. Какие события и герои сказки «Тёплый хлеб» по-

могли Фильке измениться?

3. Что вас удивило в описаниях природы в сказке

«Тёплый хлеб»?

С.Я. Маршак.

«Двена-

дцать месяцев». Драма как род литературы.

1

Знать  сюжет,  представлять обстановку и место действия, анализировать своеобразие языка произведения. Понимать духовные и нравственные качества героев, давать характеристику героям по поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, уметь сопоставлять главного героя с его окружением.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в диалоге.

Чтение и обсуждение статьи учебника о Маршаке. Устный рассказ о детстве и юности поэта.

Выразительное чтение сказок Маршака (в том числе по ролям и наизусть) и их обсуждение.

Рассказы о героях сказок. Нравственная оценка героев стихотворных сказок.

Чтение пьесы-сказки

«Двенадцать месяцев» и подготовка к выразительному

чтению её фрагментов по ролям.

Ответы на вопросы

по содержанию сказки.

Домашняя контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Чем похожи и чем различаются Падчерица и Ко-

ролева?

2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро

побеждает зло?

А.П. Платонов.

«Никита»: человек и природа.

 

Краткий рассказ о писателе

 

 

1

Знать  сюжет,  анализировать. Понимать духовные и нравственные качества героев, давать характеристику героям по поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, уметь сопоставлять главного героя с его окружением.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в диалоге.

Чтение и обсуждение статьи учебника о Платонове.

Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ его фрагментов.

Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа

(с использованием цитирования).

Составление плана харак-

теристики героя.

Рассказ о герое (с использованием цитирования) и его письменная характеристика.

В.П. Астафьев.

«Васюткино озеро»:

становление характера главного героя.

1

Знать  сюжет,  анализировать. Понимать духовные и нравственные качества героев, давать характеристику героям по поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, уметь сопоставлять главного героя с его окружением.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Устный рассказ о писателе. Чтение (в том числе по

ролям) и пересказ фрагментов рассказа.

Устные ответы на вопросы (с использованием  цитиро-

вания). Участие в коллективном диалоге. Составление

плана характеристики Васютки. Рассказ о поведении

и поступках героя (с использованием цитирования).

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение тестовых заданий.

 

Поэты о Великой Отечественной войне.

К. М. Симонов.

«Майор привёз мальчишку на

лафете…»

1

Знать факты жизни поэта, представлять обстановку и место действия, анализировать своеобразие языка произведения, уметь выразительно читать лирическое произведение.

Устные ответы на вопросы (с ис-

пользованием цитирования). Участие в диалоге.

Устное иллюстрирование.

Рассказ о поэте и его военной биографии. Сообщение

о героях Брестской крепости. Выразительное чтение стихотворения

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Устные и письменные ответы на вопросы учебника.

Выполнение тестовых заданий

 

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

Д. Кедрин. «Алё-

нушка»; А. Прокофьев. «Алё-

нушка»; Н. Рубцов. «Родная

деревня».

2

Знать факты жизни поэтов и писателей, представлять анализировать своеобразие языка произведений, уметь выразительно читать лирическое произведение.

Устные ответы на вопросы (с ис-

пользованием цитирования). Участие в диалоге.

Устное иллюстрирование.

Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворе-

ниях. Презентация и защита собственных иллюстраций.

Практическая работа. Сопоставление стихотворения

с живописным полотном (В. М. Васнецов. «Алёнушка»).

Самостоятельная работа. Подготовка к выразитель-

ному чтению стихотворения наизусть.

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. Выполнение тестовых заданий

 

Писатели улыбаются…

С. Чёрный -2ч.

Ю.Ч. Ким-1ч.

2

Знать  сюжет,  анализировать. Понимать духовные и нравственные качества героев, давать характеристику героям по поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, уметь сопоставлять главного героя с его окружением.

Поиск незнакомых слов и

определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в диалоге.

Рассказы о Саше Чёрном с показом его портретов.

Чтение и обсуждение вступительной статьи учебника о

писателе. Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов (по группам).

Презентация и защита собственных иллюстраций к

юмористическим рассказам. Чтение и обсуждение

статьи учебника о Ю. Ч. Киме.

Выразительное чтение

стихотворения.

Устные и письменные ответы на вопросы учебника.

Выполнение тестовых заданий.

7.

Из зарубежной литературы.

Д. Дефо. «Робин-

зон Крузо».

Х.-К.

 

Андерсен.

«Снежная королева»: сказка

о великой силе любви.

 

М. Твен. «Приклю-

чения Тома Сойера»: неповто-

римый мир детства.

 

Джек Лондон.

«Сказание о Кише»: что зна-

чит быть взрослым?

4

Знать  сюжет,  анализировать. Понимать духовные и нравственные качества героев, давать характеристику героям по поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, уметь сопоставлять главного героя с его окружением.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в диалоге.

Краткий пересказ эпизодов романа, помогающих понять черты характера и внутреннюю сущность героя.

Выборочный пересказ.

Устные ответы

на вопросы (с использованием цитирования). Участие

в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций,

презентация и защита собственных рисунков.

Устное иллюстрирование.

Сопоставление героев. .

Составление плана (цитатного плана)

самостоятельного письменного высказывания. Подбор

цитат по заданной теме. Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов.

 

Устные и письменные ответы на вопросы учебника. (Выполнение тестовых заданий.

8.

Итоговый урок

1

Предъявление читательских и исследовательских навыков.

Выявление уров-

ня литературного развития

Монологический

ответ; письменные рассказы о произведениях и героях; иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов; выполнение тестовых заданий.

Итоговая контроль-

ная работа по литературе или

тестирование.

 

 

Итого - 68:

в том числе  уроков развития речи -6

Уроков внеклассного чтения – 3часа

Контрольных работ – 3

(КИМы в приложении)

 

 

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы по литературе

для обучающихся 5 класса

Спецификация

вводной контрольной работы по литературе

Назначение вводной работы

Диагностическая работа по литературе проводится с целью определения уровня усвоения учащимися предметного содержания курса  литературное чтение по программе  начальной школы.

С помощью данной работы оценивается умение находить один правильный вариант из нескольких, выполнение заданий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования для детей с РАС по литературе в 5  классе.

Срок  проведения

Работа проводится во 2  неделе сентября.

Условия проведения итоговой работы

На выполнение работы отводится 1 урок (40 минут).

Это время включает:

а) объяснение учителя о том, как выполнять работу;

б) выполнение тестовой работы и осуществление проверки собственной работы. Дополнительные материалы не используются.

Структура и содержание итоговой работы

Содержание работы обеспечивает проверку овладения планируемыми результатами  по литературе для детей с особыми возможностями здоровья, зафиксированными в рубриках «обучающийся научится» из разделов курса литературы начальной школы: УНТ, Русские писатели 20-21 века, теория литературы. Работа состоит из 15 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных.

Кодификатор

1.      Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в тестовой работе

 

Код

Планируемые результаты обучения, проверяемые умения

1.1-1.3, 1.13-1.14

Устное народное творчество. Русские народные сказки, пословицы и поговорки.

1.4-1.6

Русские писатели 21 века. Стихотворение Л. Охотницкой «Книги»

1.7-1.12

Русские писатели 20 века. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1.15

Теория литературы. Определение понятия эпитет

 

2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых в тестовой работе

 

Код

Описание элементов метапредметного содержания

2.1

Контроль, коррекция 

2.2

Умение анализировать, классифицировать

 

3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

 

Код

Планируемые результаты обучения, проверяемые умения

3.1

Умение выбирать один правильный ответ из нескольких

3.2.

Умение самостоятельно проверять работу

 

Система оценивания выполнения заданий
Задания с 1 по 15 оцениваются 1 баллом. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 15 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают отметки по пятибалльной шкале. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

«5»                  15-14 баллов

«4»                  13-11 баллов

«3»                  10-8 баллов

 

Входная контрольная работа в 5 классе

1. Выбери верный ответ

В русских сказках положительные герои, попав в трудную ситуацию,

1) побеждали злодеев умом и ловкостью

2) уезжали погостить к Бабе-яге

3) кручинились и ждали, что всё образуется само собой

4) отправлялись за грибами в дремучий лес

2.Выбери пословицу, которая вероятнее всего могла бы стать названием рассказа, повествующего о торжестве справедливости

1) Вода и камень точит

2) У семи нянек дитя без глазу

3) Правда в огне не горит и в воде не тонет

4) Ешь-пей, да дело разумей

3. Выбери верный ответ

Былины говорят, что богатыри в опасной для Руси ситуации обычно

1) забирались на печь и сидели там 30 лет и 3 года    

2) садились на коня и уезжали за тридевять земель   

3) пытались пересвистеть Соловья-разбойника

4) собственным примером показывали, как надо защищать Родину

 

Прочитай стихотворение и выполни задания 4–6

(1) Книги добру научили меня,

(2) Книги дарили надежду и силу

(3) И помогали, как будто родня,

(4) В дни, когда всё мне казалось немилым.

(5) Много их было, нелёгких минут,

(6) Много их было, тревог и сомнений.

(7) Но поняла я: коль книги живут,

(8) Не прерывается связь поколений.

(9) И не умрёт в наших душах мечта,

(10) И сохранится любовь на планете.

(11) Пусть будут книги повсюду, всегда!

(12) Пусть они нам, будто солнышко, светят!

4.Какая пословица подойдёт по смыслу к этому стихотворению?

1) Повторение – мать учения

2) Терпение и труд всё перетрут

3) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

4) Книга мала, да ума придала

5.В стихотворении жизненная необходимость чтения подчёркивается выражением

1) «всё казалось немилым»

2) «много нелёгких минут»

3)«коль книги живут»

4)«книги добру научили меня»

6.Главная мысль стихотворения выражена в высказывании

1) «Книги интересно читать»

2) «Книги светят как солнышко»

3) «Книги помогают в жизни»

4) «На свете много книг»

Прочитай отрывок из сказки Е. Шварца и сделай задания 7–12

Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети и сами этого не заметили…

(отрывок из «Сказки о потерянном времени»)

7. Выбери два ответа. Из текста можно сделать выводы:

1) Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет

2) Нельзя разговаривать с незнакомыми стариками, чтобы тебя не поймали

3) Нельзя терять время, надо использовать его с пользой

4) Если будешь терять время, то злой волшебник превратит тебя в старика

5) Волшебники ловят девочек и мальчиков

 

8.Детей поймали и превратились в стариков, потому что

1) неуважительно относились к окружающим

2) они плохо учились

3) теряли время понапрасну

4) не слушались родителей

9. Определи стиль представленного текста

1) справочный

2) учебный

3) художественный

4) научный

10.Представь, что перед тобой полный текст «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Тебе надо найти в тексте точный ответ на вопрос: «Как дети победили волшебников?» Каким видом чтения ты воспользуешься?

1) выборочным

2) поисковым

3) ознакомительным

4) изучающим

11.Желая подчеркнуть причину превращения ребят в стариков, автор использует

1) повтор «теряют/теряющих время»

2) имя собственное «Петя Зубов»

3) эпитет «бедные»

4) повтор «волшебники»

12.Произведение «Сказка о потерянном времени» является сказкой, потому что

1) дети в произведении теряют время

2) главными героями являются дети

3) у произведения есть автор

4) присутствуют волшебные элементы

13. Возможно более одного правильного ответа.

Тебе предстоит сделать устное сообщение о русских народных сказках. В качестве источников информации ты выберешь:

1) Пушкинскую энциклопедию

2) «Сказки» А.С. Пушкина

3) «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева

4) «Народные варианты «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина» Е.И. Токаревой

5) «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца

14.Выбери две народные сказки из предложенных

1) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2) «Сказка о потерянном времени»

3) «Сказка о рыбаке и рыбке»

4) «Щелкунчик и Мышиный Король»

5) «Иван-царевич и Серый Волк»

 

15.Для справки при ответе на вопрос: «Что такое эпитет?» – ты можешь воспользоваться:

1) словарём литературоведческих терминов

2) словарём русского словесного ударения

3) интернет-энциклопедией кино

 

 

Ответы к заданиям

4)словарём слитного и раздельного написания слов

5) орфографическим словарём

 

 

 

 

 

 

 

№ задания

Ответ

1

1

2

3

3

4

4

4

5

4

6

3

7

1,3

8

3

9

3

10

2

11

1

12

4

13

3,4

14

1,5

15

1

 

 

 

 

 

 

 

Спецификация

полугодовой контрольной работы по литературе

Назначение работы

Диагностическая работа по литературе проводится с целью определения уровня усвоения обучающимися  предметного содержания курса литературы за 1 полугодие.

С помощью данной работы оценивается умение находить один правильный вариант из нескольких, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, знать инициалы русских писателей.

Срок  проведения

Работа проводится с 20 по 27 декабря.

Условия проведения итоговой работы

На выполнение работы отводится 1 урок (40 минут).

Это время включает:

а) объяснение учителя о том, как выполнять работу;

б) выполнение тестовой работы и осуществление проверки собственной работы.

Дополнительные материалы не используются.

Документы, определяющие содержание вводной работы

Содержание работы соответствует планируемым результатам ФГОС ООО для детей с ОВЗ (вариант 7.2) и требованиям к предметным результатам обучения.

Содержание работы ориентировано на нормативные требования к подготовке по предмету «Литература». На основании данных документов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями АООП ООО планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Литература».

Структура и содержание итоговой работы

Содержание работы обеспечивает проверку овладения планируемыми результатами стандарта общего образования для детей с особыми возможностями здоровья, зафиксированными в рубриках «обучающийся научится» из разделов курса литературы основной школы: УНТ, русские писатели 19 века, теория литературы.

 

Кодификатор

1.      Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в работе

 

Код

Планируемые результаты обучения, проверяемые умения

1.13-1.16

Устное народное творчество. Русские народные сказки. Особенность сказки.

1.1-1.11, 1.19

Русские писатели 19 века.Творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя

1.3, 1.12, 1.17, 1.18, 1.20

Теория литературы.Что такое басня, роды литературы

 

2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых в работе

 

Код

Описание элементов метапредметного содержания

2.1

Умение работать индивидуально, письменно формулировать, аргументировать своё мнение

2.2

Умение анализировать, классифицировать

 

3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

 

Код

Планируемые результаты обучения, проверяемые умения

3.1

Умение выбирать один правильный ответ из нескольких

3.2.

Умение самостоятельно проверять работу

 

Система оценивания выполнения заданий


Задания с 1 по 20 оцениваются 1 баллом (за каждый правильный ответ 1 балл). В работе задания с выбором ответа - 13, с кратким ответом - 5, с развёрнутым ответом - 2. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 25 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают отметки по пятибалльной шкале. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

«5» - 20-25 б.

«4» - 15-19 б.

«3» - 10-14 б.

«2» - менее 10 б.

 

Контрольная работа по литературе за 1 полугодие

1. «У лукоморья» - отрывок из поэмы А.С. Пушкина. Каково название этой поэмы?

2. Какой волшебный предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

а) яблоко, б) хрустальный гроб, в) зеркальце

3.  Описание  природы в художественном произведении называется

а) пейзаж    б) портрет      в) сюжет

4. Соотнеси описание или поступки  литературного героя с его именем

1) «…большую часть времени проводил в оранжерее с микроскопом  и не допускал никакого беспорядка»

а) Полковник («Бородино» М.Ю. Лермонтов)

2) «рождён был хватом. Слуга царю, отец солдатам»

б) Алёша («Чёрная курица, или Подземные жители» А.Погорельский)

3) «мальчик умненький, миленький, учился хорошо и все его любили и ласкали»

в) Директор ботанического сада (В.М. Гаршин «Attaleaprinceps»)

 

5.  Дописать имя и отчество поэтов

а) Лермонтов __________________________,

б) Некрасов _____________________________,

в) Гоголь____________________________

 

6. Придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения, называется_________.

 

7. Кто из писателей посвятил свою сказку племяннику Алексею, назвал своего героя Алёшей, да и самого его  и звали Алексеем?

 

8. К чему стремилась пальма в сказке В.М. Гаршина «Attaleaprinceps»?

 

9. Кто из писателей говорил: « ...я сам не знаю, какая у меня душа-хохлацкая или русская. Я знаю  только то, что никак не дал бы преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином?»

а) Н.В. Гоголь,

б) В.М. Гаршин,

в) Н.А.Некрасов.

 

10.Кто из поэтов на смерть А.С. Пушкина написал стихотворение «Смерть поэта»?

 

11. В каком году родился  М.Ю. Лермонтов?

а) 1841

б) 1814

в) 1837

 

12. Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова  является откликом на  историческое событие. Какое?

а) Отечественная война 1812 года,

б) восстание декабристов 14 декабря 1825 года,

в) Крымская  война 1853-1856 гг.

 

13. «Жили – были старик да старуха…» - это:

а) присказка;   б) зачин;   в) эпитет;   г) концовка

 

14. Вариативность является особенностью

а) фольклорной сказки     б) литературной сказки

 

15. Особенностью сказки не является:

а) постоянные эпитеты;    б) аллегория;    в) троекратное повторение

 

16. К какому виду сказок принадлежит  сказка «Царевна – лягушка»:

а) бытовая сказка;    б) волшебная сказка;   в) сказка о животных;  г) сказка о  добре и зле

 

 

17. Произведение эпического рода литературы, краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл – это

а) повесть    б) баллада    в) басня

 

18. Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» - это отклик на события

а) Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном);  б) Великой Отечественной войны;   в) гражданской войны

 

19. Кому принадлежат слова: 

Сказка  - ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

 

20. Произведения делятся на три большие группы, или иначе роды литературы. Исключите четвертое лишнее.  

а) эпос      б) лирика             в) драма          г) поэма

 

Ответы к заданиям: 1) «Руслан и Людмила»; 2) в; 3) а; 4) 1-в; 2-а; 3-б; 5) Лермонтов М.Ю.; Некрасов Н.А.; Гоголь Н.В.; 6) псевдоним; 7) Антоний Погорельский; 8) к свободе; 9) а; 10) Лермонтов; 11) б; 12) а; 13) б; 14) а; 15) б; 16) б; 17) в;18) а; 19) Пушкин; 20) г.

 

Спецификация

годовой контрольной работы по литературе

Назначение работы

Диагностическая работа по литературе предназначена для осуществления итогового контроля знаний по литературе за курс 5 класса

С помощью данной работы оценивается умение находить один правильный вариант из нескольких, знать произведения русских писателей по отрывкам.

Срок  проведения

Работа проводится с 17 по 25 мая.

Условия проведения итоговой работы

На выполнение работы отводится 1 урок (40 минут).

Это время включает:

а) объяснение учителя о том, как выполнять работу;

б) выполнение тестовой работы и осуществление проверки собственной работы.

Дополнительные материалы не используются.

Документы, определяющие содержание вводной работы

Содержание работы соответствует планируемым результатам ФГОС ООО для детей с ОВЗ (вариант 7.2) и требованиям к предметным результатам обучения.

Содержание работы ориентировано на нормативные требования к подготовке по предмету «Литература». На основании данных документов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями АООП ООО планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Литература».

Структура и содержание итоговой работы

Содержание работы обеспечивает проверку овладения планируемыми результатами стандарта общего образования для детей с особыми возможностями здоровья, зафиксированными в рубриках «обучающийся научится» из разделов курса литературы основной школы: УНТ, русские писатели 19и 20 века.

Работа состоит из 17 заданий с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных.

 

Кодификатор

1.      Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в работе

 

Код

Планируемые результаты обучения, проверяемые умения

1.1-1.2

Устное народное творчество.

1.3-1.17

Русские писатели 19 века и 20 века.

 

2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых в работе

 

Код

Описание элементов метапредметного содержания

2.1

Умение работать индивидуально, письменно формулировать, аргументировать своё мнение.

2.2

Умение анализировать, классифицировать.

 

3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

 

Код

Планируемые результаты обучения, проверяемые умения

3.1

Умение выбирать один правильный ответ из нескольких

3.2.

Умение самостоятельно проверять работу

 

Система оценивания выполнения заданий


Задания с 1 по 17 оцениваются 1 баллом (за каждый правильный ответ 1 балл). Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 17 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают отметки по пятибалльной шкале. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

 

«5» -15-17 б.

«4» -12-14 б.

«3» -9-11 б.

«2» - менее 9 б.

Итоговая контрольная работа по литературе в 5 классе

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

 

2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Басня                     б) Загадка                                 в) Прибаутка

 

3.Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:

а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;

б) они были друзьями;

в) она оценила его доброту, в знак благодарности;

 

4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

 

5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что…Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

 

6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»

а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

 

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».

а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

в) Н.А. Некрасов «На Волге»

 

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, ртуть-девка».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

 

9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

 

10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».

а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) А.П. Чехов «Хирургия»

 

11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) А.П. Чехов «Хирургия»

в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

 

12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

 

13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

 

14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

… Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) В.А. Жуковский «Кубок»

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи…  Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в)  Д. Дефо «Робинзон Крузо»

16. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов в) М.В. Ломоносов

17. Автором стихотворения «На Волге» является:                                                                                                            

 а) Пушкин А. С.;                  б) Жуковский В. А.;         в) Некрасов Н. А.

Ответы к заданиям: 1-а; 2-в; 3-а; 4-в; 5-б; 6-в; 7-б; 8-а;

9-в; 10-б; 11-б; 12-в; 13-в; 14-в; 15-б; 16-а; 17-в.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» муниципального образования города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» муниципального образования города

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по литературе для ученика 5 класса составлена на основе: ·

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по литературе для ученика 5 класса составлена на основе: ·

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Ученик научится: · осознанно воспринимать и понимать текст; · выразительно читать произведение, соблюдая соответствующий интонационный рисунок; · пересказывать; характеризовать героев произведений; · отвечать на вопросы…

Ученик научится: · осознанно воспринимать и понимать текст; · выразительно читать произведение, соблюдая соответствующий интонационный рисунок; · пересказывать; характеризовать героев произведений; · отвечать на вопросы…

XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов

XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов

Роды литературы: эпос, лирика, драма

Роды литературы: эпос, лирика, драма

Уметь работать с текстом, выделять в нём главное, находить в учебнике необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план, отвечать на…

Уметь работать с текстом, выделять в нём главное, находить в учебнике необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план, отвечать на…

Претича». Понятие о летописи

Претича». Понятие о летописи

Иметь понятие об аллегории и морали, эзоповом языке

Иметь понятие об аллегории и морали, эзоповом языке

С. Пушкина? А. Погорельский

С. Пушкина? А. Погорельский

Диканьки»: «Заколдованное место», «Ночь перед

Диканьки»: «Заколдованное место», «Ночь перед

Облик барыни и её челяди. 3 Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества

Облик барыни и её челяди. 3 Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества

Осмеяние глупости и невежества героев рассказа

Осмеяние глупости и невежества героев рассказа

Поиск незнакомых слов и историко-культурных реалий и определе- ние их значения с помощью словарей и справочной ли- тературы

Поиск незнакомых слов и историко-культурных реалий и определе- ние их значения с помощью словарей и справочной ли- тературы

Хозяйки Медной горы 1 Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания произведения, сю-жет, представлять обстановку и место действия, анализировать своеобразие языка произведения

Хозяйки Медной горы 1 Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания произведения, сю-жет, представлять обстановку и место действия, анализировать своеобразие языка произведения

Знать сюжет, представлять обстановку и место действия, анализировать своеобразие языка произведения

Знать сюжет, представлять обстановку и место действия, анализировать своеобразие языка произведения

Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…» 1

Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…» 1

Из зарубежной литературы. Д.

Из зарубежной литературы. Д.

Контрольно-измерительные материалы по литературе для обучающихся 5 класса

Контрольно-измерительные материалы по литературе для обучающихся 5 класса

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов

Нельзя терять время, надо использовать его с пользой 4)

Нельзя терять время, надо использовать его с пользой 4)

Спецификация полугодовой контрольной работы по литературе

Спецификация полугодовой контрольной работы по литературе

Умение анализировать, классифицировать 3

Умение анализировать, классифицировать 3

Кто из писателей говорил: « .

Кто из писателей говорил: « .

Спецификация годовой контрольной работы по литературе

Спецификация годовой контрольной работы по литературе

Система оценивания выполнения заданий

Система оценивания выполнения заданий

К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» б)

К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» б)

Гора кровавых тел. а) Р.Л.

Гора кровавых тел. а) Р.Л.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2023