Адаптированная рабочая программа начального общего образования по русскому языку для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 1 класс
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа начального общего образования по русскому языку для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 1 класс

Оценка 4.8
docx
12.10.2021
Адаптированная рабочая программа  начального общего образования  по русскому языку  для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1    1  класс
русский язык.docx

            Программа учебного предмета «РУССКИЙ  ЯЗЫК» разработана  в соответствии со следующими  нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);

·         Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г.).

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Целями изучения русского языка в начальной школе являются:

·         развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом;

·         формирование основ речевых умений и системных знаний, обеспечивающих овладение письменной речью как одной из форм речевой коммуникации;

·         формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

 

Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Язык и речевая практика» средствами предмета «Русский язык». Она определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета.

            В период обучения грамоте (1 класс):

·         углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия;

·         исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;

·         уточнение и развитие словарного запаса;

·         формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний;

·         формирование умений строить простые предложения, вести беседу;

·         выработка элементарных навыков грамотного письма;

 

Во 2—4-м классах решаются такие задачи:

·         развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений;

·         дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи;

·         уточнение, расширение и активизация словаря;

·         развитие умения правильно выражать в устной форме свои мысли;

·         практическое усвоение ряда грамматических сведений и орфографических правил;

·         выработка достаточно прочных навыков грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

·         использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

2. Планируемые результаты освоения учебного курса

 

            Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

            В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

            Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

            Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств,проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;   

13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.

 

Предметные результатывключают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

            ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

            Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

            В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы.

            Предметные результатысвязаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательнойобласти и характеризуютдостижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Минимальный  и  достаточный  уровни  усвоения  предметных  результатов 

на  конец  обучения  в  младших классах:

 

Минимальный уровень:

-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

-деление слов на слоги для переноса;

-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

-обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

-выделение из текста предложений на заданную тему;

-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

-различение звуков и букв;

-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

-составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

-деление текста на предложения;

-выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

-самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

 

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ  ЯЗЫК»

 

Раздел «ОБУЧЕНИЕ  ГРАМОТЕ»

 

            Формирование элементарных навыков письма.

            Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

            Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. 

            Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

            Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши).

 

Раздел «ПРАКТИЧЕСКИЕ  ГРАММАТИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ  И 

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ»

 

            Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости –мягкости, звонкости –глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

            Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

            Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт,явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. «Слова-друзья». «Слова-враги».

            Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами. 

            Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

            Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.

            Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

            Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.  Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

            Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

 

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА 

«РУССКИЙ  ЯЗЫК»

 

Раздел «ОБУЧЕНИЕ  ГРАМОТЕ»

1 класс(66 часов, 2 часа в неделю)

 

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

1) добукварный период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) букварный период

 

1-й этап.

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

 

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

 

 

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

 

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

 

Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям.

Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями.

Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал, петелька.

 

   Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и в конце слова.

Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их расположения);

сравнение с другими, ранее изученными буквами.

    Соотнесение звука с соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в конце).

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

    Усвоение рукописного начертания изучаемой буквы (строчной  и прописной).

Соединение букв в слоги, слова.

   Составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трёхзвуковых слогов с последующей записью.

    Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трёх-четырёх букв с последующей записью.

Различение при чтении и письме гласных и согласных;

согласных звонких и глухих (в сильной позиции);

твёрдых и мягких.

    Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

   Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трёх-четырёх слов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительногозвуко-буквенногоанализа.

Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

    Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трёх слов с предварительным анализом.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

    Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

     Знакомство с большой буквой в начале предложения, точкой в конце предложения.

Знакомство с прописной буквой в именах людей (практическое ознакомление).

 


 

П рограмма учебного предмета «РУССКИЙ

П рограмма учебного предмета «РУССКИЙ

Планируемые результаты освоения учебного курса

Планируемые результаты освоения учебного курса

В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с…

В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с…

Формирование элементарных навыков письма

Формирование элементарных навыков письма

Развитие речи. Составление подписей к картинкам

Развитие речи. Составление подписей к картинкам

Знакомство с прописной буквой в именах людей (практическое ознакомление)

Знакомство с прописной буквой в именах людей (практическое ознакомление)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021