Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дороховская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор МОУ «Дороховская СОШ» зам. директора по УВР
______________/П.Н. Никитин/ ______________/Л.П.Конькова/
Приказ № ______ от __________2016г. «______» от __________2016 г.
Адаптированная рабочая программа
учебного курса « Литературное чтение» 1 класс
(наименование предмета)
Учителя начальных классов
(предмет)
МОУ «Дороховская СОШ»
Некрасова Е.С.
(Ф.И.О.)
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № ______ от «____» _____________ 2016г.
2016 г.
Аннотация.
Адаптированная программа по чтению в 1 классе составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой по чтению и развитию речи для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. 7-е издание. Москва. «Просвещение», '2010 год.
Программа по чтению рассчитана на
66 часов в год (2 часа в неделю). Оставшиеся часы рассчитаны для
самостоятельной деятельности учащегося. Промежуточные итоговые оценки в баллах
в соответствии с Уставом образовательного учреждения в 1 классе не
выставляются.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и
букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти.
Основные задачи
добукварного периода:
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения
и письма: привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого
развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р. ш-ш-ш. з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме: делить предложения на слова, слова на слоги: выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а. у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
В добукварный период ребенок различает звуки окружающей действительности, узнаванает их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки детских музыкальных инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у -воет волк, ш-ш-ш - шипит гусь, р-р-р - рычит собака, с-с-с - свистит свисток и др.
предметы», « Повтори все слова , которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением.» Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными ошибок повтори: дом-дым, удочка - уотчка, бабушка-бабочка и др.предметами (« покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три - без ошибок повтори - без ошибок повтори: дом-дым, удочка-уточка, бабушка - бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. « Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует, Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка; На полу мышка; У Веры шары; У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги)
И-ра, А-ля, Ва-ся. Фиксация части слова условно - графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой».
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма-на, са-за, да-та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе – два Егорки, потом - три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов. Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок
Составление из цветных полок изображений знакомых предметов
Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А.У.М.Х.Н.П.Т.Ц.(без называние букв).
Знакомство с геометрическими фигурами. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т.д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур6 вверху - внизу, справа- слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка - три треугольника, дом- треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи, Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений.
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и др. предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений. Развитие умения держать ручку, карандаш. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру, Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка- заборчик, прямая палочка с закруглением вверху и внизу- уточка, овал-слива, полувал-месяц и др.
Печатание букв А, У, М. О, Н. С по трафарету, по образцу.
Букварный период.
В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа). затем обратные слоги (ам. ум), после этого прямые слоги (ма, му). требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первых звук вначале слова, подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя. Соотнесение звука и буквы .Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у,у-а), закрытых (ом , ум, ах, ох) и отрытых (ма, му, ха, хи) добуквенных слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и слогах: ма-на, са-ша.
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога: мох, сом, сын и т.д.Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв. Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр. Й. Жж. Бб. Дд. Гг. ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Характеризовать звук. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы. Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах СА-за, ша-жа, коза -.коса; слогов с мягкими и твердыми согласными(мы-ми, лы-ли,ны-ни ,мыл-мил и т, д.), а также с и-й (мои –мой).
Чтение предложений из 2-4 слов. Чтение небольших текстов из 2-4 предложений Ответы на вопросы. Выборочное чтение.
Чтение загадок и стихотворений. Разучивание их с голоса учителя. Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов. Письмо на слух букв и слогов. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ее, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков6 звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы.
Выборочное чтение.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов.
Контрольное списывание.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
· Различать звуки на слух и в собственном произношении.
· Читать по слогам слова, предложения и коротких тексты;
· Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
· Писать строчные и прописные буквы;
· Списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
· Писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением.
2-й уровень
· Различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
· Читать по слогам отдельные слова, соотносить и с предметными картинками;
· Слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
· Списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Цель:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
выработать элементарные навыки грамотного письма.
Задачи:
повысить уровень общего и речевого развития учащихся; научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; формировать нравственные качества.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторов В.В.Воронковой и И.В.Коломыткиной, допущенного Министерством образования и науки Российской Федерации. 7-е издание, переработанное, Москва. «Просвещение», 2008 год. Учебник указан в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Поурочно-тематическое планирование
№урока п/п |
Кол-во часов |
Тема урока |
Примечание |
|
|
Раздел 1. Добукварный период – 8 ч. |
|
1 |
1 |
Беседа «Порядок в классе». Речь устная и письменная. |
|
3 |
1
|
Беседа «Учитель и ученики. Имя и отчество учителя». Речь устная и письменная. Беседа «Имя и отчество родителей. Семья». Слово. Предмет и слово. |
|
4 |
1 |
Беседа «Учебные принадлежности. Игрушки». Слово. Предмет и слово. |
|
5 |
1 |
Беседа «Перемены в школе. Правила поведения». Предложение. |
|
6 |
1 |
Беседа «Режим дня». Предложение. |
|
7 8 |
1 1 |
Беседа «Труд людей осенью». Слово. Слог. Беседа «Окружающий меня мир». Гласный звук. Согласный звук. |
|
|
|
Раздел 2. Букварный период – 58 ч. |
|
9 |
1 |
Звук и буква А, а. |
|
10 |
1 |
Звук и буква У, у. Чтение слогов и слов. |
|
11 |
1 |
Звук и буква М, м. Чтение слогов и слов. |
|
12 |
1 |
Звук и буква М, м. Чтение слогов и слов. |
|
13 |
1 |
Звук и буква О, о. Чтение слогов и слов. |
|
14 |
2 |
Звук и буква С, с. Чтение слогов и слов, предложений. |
|
16 |
1 |
Звук и буква Х, х. Чтение слогов и слов, предложений. |
|
17 |
1 |
Звук и буква Ш, ш. Чтение слогов и слов, предложений. |
|
18 |
1 |
Звук и буква Л, л. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
19 |
1 |
Звук и буква ы. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
20 |
2 |
Звук и буква Н, н. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
22 |
1 |
Звук и буква Р, р. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
23 |
1 |
Сопоставление л - р. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
24 |
1 |
Звук и буква К, к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
25 |
1 |
Звук и буква П, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
26, 27 |
2 |
Повторение изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
28,29 |
2 |
Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
30, 31 |
2 |
Звук и буква И, и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. Повторение изученного. |
|
32 |
1 |
Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
33 |
1 |
Сопоставление з-с. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
34 |
1 |
Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
35 |
1 |
Звук и буква Ж, ж. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
36 |
1 |
Правописание сочетания жи. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
37 |
1 |
Сопоставление ж - ш. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
38 |
1 |
Звук и буква Б, б. Чтение слов, предложений. Чтение текстов |
|
39 |
1 |
Сопоставление б - п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
40 |
1 |
Звук и буква Г, г. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
41 |
1 |
Сопоставление г - к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
42 |
1 |
Звук и буква Д, д. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
43 |
1 |
Звук и буква Й, й. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
44 |
1 |
Буква ь. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
45 |
1
|
Буква ь - показатель мягкости согласных звуков. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. Деление слов на слоги. |
|
46 |
1 |
Буквы Е, е, обозначающие два звука. |
|
47, 48 |
2 |
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
49, 50 |
2 |
Буквы Я, я, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
51,52 |
2 |
Буквы Ю, ю, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
53 |
1 |
Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
54 |
1 |
Звук и буква Ч, ч. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
55
56 |
1
1 |
Звук и буква Щ, щ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. Правописание сочетаний ча -ща. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
57 |
1 |
Звук и буква Ф, ф. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
58 |
1 |
Звук и буква Э, э. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
59 |
1 |
Буква ъ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. |
|
60 |
1 |
Когда это бывает? Чтение текстов. |
|
61 |
1 |
Стихотворения А.Л.Барто. Чтение текстов. |
|
62 |
1 |
Л.Н.Толстой «Чиж». |
|
63 |
1 |
Стихи С. Маршака. Заучивание со слов учителя. |
|
64 |
1 |
РНС «Курочка ряба». Чтение текста. |
|
65 |
1 |
РНС «Заюшкина избушка». Чтение текста |
|
66 |
1 |
Чему мы научились за год? |
|
Учебно-методическое обеспечение
Учебник: Воронкова В.В., Коломыткина И.В. «Букварь» Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Москва «Просвещение», 2007г.
Методическое пособие для учителя:
1.Под редакцией С.Г.Шевченко «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей».
Москва АРКТИ 2004.
2.Автор-составитель Рудченко Л.И. «Обучение чтению» 1 класс. Поурочные разработки.
Волгоград. Издательство «Учитель».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.