Рабочая программа по чтению (литературному чтению) для 5-6 классов составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрено решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). Предлагаемая программа ориентирована на учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / авторы-составители И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина.– М.: Просвещение.
Место учебного курса в учебном плане.
На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного развития и воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей (коррекционного) образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Цели обучения:
• основная цель обучения чтению состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие обучающихся;
• помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи;
• пользоваться родным языком в жизни как основным средством общения ; формировать навыки грамотной связной речи.
Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования Основными задачами обучения чтению являются:
• научить школьников читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя»;
• осмысленно воспринимать прочитанное;
• сформировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения; совершенствовать этот навык на материале чтения более сложных художественных произведений;
• в процессе обучения последовательно формировать умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного; развивая связную устную речь, способствовать обогащению и уточнению словарного запаса, обучению правильному построению предложений;
• учить правильному , полному и последовательному пересказу. Основные направления коррекционной работы:
§ Коррегировать артикуляционный аппарат.
§ Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
§ Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
§ Развивать речь, владение техникой речи;
§ Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
§ Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
§ Развивать познавательные процессы.
§ Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
§ Коррекция и развитие логического мышления на основе определения темы, главной мысли, связей в тексте, сравнений и характеристик главных героев.
§ Развитие умения пересказывать, выразительно читать, читать наизусть
§ Развитие умения отвечать на вопросы, находить ответы в тексте
§ Посредством заданий развивать стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных. Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений.
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний также проводится с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
В отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса используется в исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки — за грамотность и изложение содержания в основном на обобщающих уроках. Каждая оценка мотивируется.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выявлении продвижения ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи. Межпредметные связи
На уроках чтения и развития речи осуществляется связь с предметами: русский язык, ознакомление с окружающим миром, рисование, музыка.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для данного учебного предмета являются умения:
- правильное чтение текста.
- работа с текстом (подбор заголовка, разбивка на смысловые части, составление плана, ответы на вопросы и т. д.); - грамотное и логически правильное изложение собственных мыслей при рассказывании и пересказывании.
Распределение часов по классам:
5 класс- 4 часа - 136 часов в год
6 класс - 4 часа - 136 часов в год
7 класс – 4 часа – 136 часов в год
8 класс – 5 часов - 170 часов в год 9 класс - 4 часа - 136 часов в год
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение и развитие речи».
К концу школьного обучения (9 класс) выпускник должен достичь: Минимальный уровень: правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста; пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя); выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление последовательности событий в произведении; определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя; нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя; заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий. Достаточный уровень: правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии; ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение); определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста; формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием; определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя); пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы; знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Класс |
Достаточный уровень |
Минимальный уровень |
5 класс |
Читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно: выражать свое отношение к поступкам героев и событиям; Выучить -6 – 10 стихотворений наизусть; Читать внеклассную литературу под наблюдением учителя. |
Правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам. Находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями. Отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя). Заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учетом учебных возможностей учащегося). Принимать участие в уроках внеклассного чтения. |
6 класс |
Читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом; читать про себя, выполняя различные задания к |
читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания; читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя |
|
проанализированному тексту; делить текст на части под руководством учителя; пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова; определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним; выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя) выучить наизусть 8—10 стихотворений; читать внеклассную литературу под контролем учителя. |
несложные задания учителя; отвечать на вопросы учителя; пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста; оценивать поступки героев (с помощью учителя); заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся); участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам |
7 класс |
Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения с помощью учителя; формулировать вопросы к тексту ( с помощью учителя); делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя: характеризовать главных действующих лиц ( с помощью учителя), давать оценку их поступкам; пересказывать содержание прочитанного; выделять незнакомые слова в тексте. Правильно их объяснять ( с помощью учителя); соотносить читаемые произведения с определённым жанром л ( с помощью учителя); выучить наизусть 10 стихотворений. читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя. |
читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания; отвечать на вопросы учителя; читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания; оценивать поступки героев с помощью учителя; отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану. Заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учетом учебных возможностей учащегося) - наизусть 6-8 стихотворений. |
8 класс |
Читать целыми словами без искажения звукового состава слова (по слоговое чтение трудных слов); чтение про себя ранее проанализированные тексты; чтение незнакомого текста (коротких рассказов, сказок, статей) и пересказ прочитанного по вопросам; краткий пересказ прочитанных фрагментов по плану с учётом индивидуальных особенностей детей; пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям; |
Читать вслух правильно, выразительно, целыми словами. Читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно. Пересказывать отдельные части произведения, доступны по изображаемым событиям; Выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи; Выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя); Находить в тексте незнакомые слова, учится их объяснять, |
выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи; опираясь на текст (с помощью учителя; выборочное чтение простых по содержанию текстов по Учить стихотворения наизусть (объём текста с учетом усмотрению учителя, с учётом возможностей учащихся; учебных возможностей учащегося)
деление текста на части (с помощью учителя), групповое Участвовать в уроках внеклассного чтения. Выполняя придумывание заголовков к выделенным частям; доступные задания по прочитанному тексту. учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников); разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя; выделение непонятных слов, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию
Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно, читать вслух и тексты;
Правильно отвечать на вопросы;
«про себя»; выделять главную мысль произведения; давать
характеристику главным героям; Участвовать в анализе произведения;
9 высказывать своё отношение к героям и их поступкам; Выбрать из данных заглавия к выделенным частям; класс пересказывать содержание произведения, рассказывать по Пересказать доступный текст и отдельные его части по плану; предложенной теме в связи с прочитанным. Выказывать своё отношение к поступкам действующих лиц и
Учащиеся должны знать: событиям;
наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка Учить стихотворения наизусть;
Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.
Содержание учебного предмета «Чтение и развитие речи» Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения. Ориентировка в литературоведческих понятиях:
• литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
• присказка, зачин, диалог, произведение.
• герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
• стихотворение, рифма, строка, строфа.
• средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
• элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Устное народное творчество Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». Картины родной природы Русские писатели о природе:
Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы».
А. Платонов «Июльская гроза».
И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна».
В. Астафьев «Осенние грусти».
А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести).
В. Медведев «Фосфорический мальчик».
Л. Воронкова «Дорогой подарок».
Я. Аким «Твой друг».
Спешите делать добрые дела Н. Хмелик «Будущий олимпиец».
О. Бондарчук «Слепой домик».
В. Осеева «Бабка».
А. Платонов «Сухой Хлеб».
В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд».
Р. Рождественский «Огромное небо».
О животных Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»).
А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).
К. Паустовский «Кот Ворюга».
Б. Житков «Про обезьянку».
Э. Асадов «Дачники».
Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны».
С. Михалков «Будь человеком».
Из прошлого нашего народа О. Тихомиров «На поле Куликовом».
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».
Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…».
Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».
Из произведений зарубежных писателей В. Гюго «Гаврош» (отрывки).
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок).
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки). Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).
Вводный урок (1 час). Статья В. Пескова «Отечество». Определение главной мысли текста. Рассуждение на тему, почему
человеку нужно знать свои корни.
Устное народное творчество (1 час). Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Выразительное, осмысленное чтение, чтение по ролям. Определение основных черт характера героев, характеристика его поступков. Объяснение отдельных слов и выражений из текста былины.
Произведения русских писателей (74 часа). Отрывки из художественных произведений русских писателей XIX-XX в.в. о героическом прошлом и настоящем нашей Родины, о борьбе за мир, о труде людей, о родной природе и бережном отношении к ней, о знаменательных событиях в жизни страны. Выразительное, правильное, беглое, осознанное чтение (вслух и «про себя»). Умение ответить на вопросы по тексту, составить свои вопросы. Составление коллективно (с помощью учителя) плана текста, подробный или краткий пересказ (с ипользованием слов и выражений из текста, своими словами). Выделение главной мысли произведения, определение позиции и чувств автора. Определение основных черт характера героя произведения, использование оценочной лексики. Выделение непонятных слов, объяснение с помощью учителя значения отдельных слов и выражений. Формирование навыка устного словесного рисования (описание места событий, помещения, человека, природы). Составление кроссворда, викторины по тексту. Формирование навыка взаимоконтроля выразительного чтения (по плану с помощью учителя). Самостоятельное чтение отрывка с различным заданием по прочитанному: подготовка к выразительному чтению, выделение отдельных мест в тексте по вопросам, подбор слов для характеристики персонажа или его поступка, пересказ, выражение своего мнения о герое. Формирование навыка полного развернутого ответа, небольшого рассуждения на темы дружбы, счастья, доброты.
Произведения русских поэтов (19 часов). Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX-XX в.в. (о природе, о человеке, о Родине, о Великой Отечественной войне). Разбор содержания стихотворений с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов, подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение с помощью учителя слов в переносном значении, образных выражений, характеризующих поступки героев и картины природы. Формирование навыка устного словесного рисования (описание природы). Заучивание стихотворных текстов наизусть.
Произведения зарубежных писателей (25 часов). Знакомство с произведениями (отрывками из произведений) известных зарубежных детсуих писателей и сказочников (Д.Биссет, Х.-К.Андерсен, Р.Киплинг, Дж.Родари, А. де Сент-Экзюпери). Выразительное, правильное, беглое, осознанное чтение (вслух и «про себя»). Обсуждение прочитанных произведений, определение главной мысли текста, нравственных и общечеловеческих ценностей, утверждаемых в сказках зарубежных писателей, формирование у учащихся высоких нравственных и эстетических критериев, умений правильно оценивать прекрасное в жизни, природе и искусстве. Определение основных черт характера героя произведения, использование оценочной лексики. Выделение непонятных слов, объяснение с помощью учителя значения отдельных слов и выражений. Разгадывание кроссвордов, викторин по произведениям. Соотнесение иллюстраций с эпизодами. Создание своих собственных иллюстраций к произведениям.
Уроки внеклассного чтения (9 часов). Обращение к значимым общечеловеческим проблемам и темам. Развитие навыка самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книжках, называние главных действующих лиц. Формирование умения передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).
Обобщающие (итоговые) уроки (2 часа). Подведение итогов чтения произведений за определенный период обучения (обсуждение основных тем произведений, обмен впечатлениями о героях и описываемых событиях), занимательные задания (викторины, кроссворды – составление самостоятельно, с помощью учителя; работа с занимательными заданиями, предложенными учителем), иллюстрации к произведениям, тесты (для самопроверки и взаимопроверки).
Проверка техники чтения учащихся (1 час). Контроль сформированности навыков беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения вслух.
№ п/п |
Колво часов |
Тема урока |
1 |
1 |
Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. |
2 |
1 |
Пословицы и поговорки. |
3 |
1 |
Загадки. |
4 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» |
5 |
1 |
«Никита Кожемяка» (Русская сказка) |
6 |
1 |
Внеклассное чтение «Русские народные сказки» «Иван-царевич и змей» |
7 |
1 |
«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) |
8 |
1 |
«Золотые руки» (Башкирская сказка) |
9 |
1 |
«Морозко» (Русская сказка) |
10 |
1 |
«Два Мороза» (Русская сказка) |
11 |
1 |
«Три дочери» (Татарская сказка) |
12 |
1 |
Внеклассное чтение «Сказки народов мира» |
13- 15 |
3 |
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
16-18 |
3 |
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» |
Картины родной природы. Лето ( 8 часов). Осень ( 8 часов) |
||
19 |
1 |
Лето. Г. Скребицкий «Июнь» |
20 |
1 |
И. Суриков «Ярко солнце светит…» |
21-22 |
2 |
А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) |
23 |
1 |
А. Прокофьев «Берёзка» |
24 |
1 |
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» |
25 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» |
26-27 |
1 |
Вн/ч П.П.Бажов «Серебряное копытце» |
28 |
1 |
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» |
29 |
1 |
По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» |
30 |
1 |
К. Бальмонт «Осень» |
31 |
1 |
По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» |
32 |
1 |
По В. Астафьеву «Осенние грусти…» |
33 |
1 |
И. Бунин «Первый снег» |
34 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень» |
35 |
1 |
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг» |
О друзьях-товарищах. (9 часов) |
||
36 |
1 |
Ю. Яковлев «Колючка» |
37 |
1 |
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» |
38 |
1 |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) |
39 |
1 |
В. Медведев «Фосфорический» мальчик» |
40 |
1 |
Л. Воронкова «Дорогой подарок» |
41 |
1 |
Я. Аким «Твой друг» |
42 |
1 |
Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» |
43 |
1 |
Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры», «Огурцы» |
Басни И.Крылова ( 4 часа) |
||
44 |
1 |
И. Крылов «Ворона и Лисица» |
45 |
1 |
И. Крылов «Щука и Кот» |
46 |
1 |
И. Крылов «Квартет» |
47 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова» |
Спешите делать добро ( 16 часов) |
||
48 |
1 |
Н. Хмелик «Будущий олимпиец» |
49 |
1 |
О. Бондарчук «Слепой домик» |
50-53 |
4 |
В. Осеева «Бабка» |
54-56 |
3 |
А. Платонов «Сухой хлеб» |
57 |
1 |
В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» |
58 |
1 |
В. Брюсов «Труд» |
59 |
1 |
Р. Рождественский «Огромное небо» |
60-61 |
2 |
Вн/ч В.А.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо» |
62 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» |
63 |
1 |
Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине» |
|
|
Картины родной природы. Зима. ( 10 часов) |
64 |
1 |
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» |
65 |
1 |
Г. Скребицкий «Декабрь» |
66 |
1 |
К. Бальмонт «К зиме» |
67 |
1 |
Г. Скребицкий «Всяк по-своему» |
68 |
1 |
С. Есенин «Поёт зима – аукает…» |
69 |
1 |
С. Есенин «Берёза» |
70 |
1 |
А. Пушкин «Зимняя дорога» |
71 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» |
72-73 |
2 |
Вн/ч «Снегурушка-милушка», «Храбрый Ваня» |
|
|
Картины родной природы. Весна. ( 20 часов) |
74 |
1 |
Весна. Г. Скребицкий «Март» |
75 |
1 |
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» |
76 |
1 |
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая» |
77 |
1 |
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) |
78 |
1 |
Г. Скребицкий «Весна - красна» |
79 |
1 |
Г. Скребицкий «Грачи прилетели» |
80 |
1 |
Г. Скребицкий «Заветный кораблик» |
81 |
1 |
Г. Скребицкий «В весеннем лесу» |
82 |
1 |
А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») |
83 |
1 |
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» |
84 |
1 |
А. Блок «Ворона» |
85 |
1 |
Е. Серова «Подснежник» |
86 |
1 |
И. Соколов – Микитов «Весна» |
87 |
1 |
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» |
88 |
1 |
С. Есенин «Черёмуха» |
89 |
1 |
Я. Аким «Весна, Весною, о весне» |
90 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» |
91 |
1 |
Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение» |
92-93 |
2 |
Вн/ч М.М.Пришвин «Золотой луг», |
О животных ( 17 часов) |
||
94-95 |
2 |
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») |
96-98 |
3 |
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») |
99 |
1 |
К. Паустовский «Кот Ворюга» |
100-102 |
3 |
Б. Житков «Про обезьянку» |
103 |
1 |
Э. Асадов «Дачники» |
104 |
1 |
Э. Асадов «Дачники» |
105 |
1 |
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» |
106 |
1 |
С. Михалков «Будь человеком» |
107 |
1 |
Обобщающий урок по теме «О животных» |
108 |
1 |
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик» |
109-110 |
2 |
Н. М.-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…», «Сказка о том, как жила-была последняя муха» |
Из прошлого нашего народа ( 15 часов) |
||
111 |
1 |
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» |
112 |
1 |
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» |
113 |
1 |
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» |
114 |
1 |
По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» |
115 |
1 |
Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») |
116-119 |
4 |
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) |
120 |
1 |
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» |
121 |
1 |
Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» |
122-123 |
2 |
Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок» |
124-125 |
2 |
В.Катаев «Сын полка» (отдельные главы) |
Из произведений зарубежных писателей (15 часов) |
||
126 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» |
127-128 |
2 |
В.Гюго «Гаврош» (отрывки) |
129-131 |
3 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) |
132-135 |
4 |
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
136-138 |
3 |
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) |
139 |
1 |
Обобщающий урок по теме |
140 |
1 |
Итоговый урок по курсу |
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема |
|
|
У Ч И Т Е С Ь В И Д Е Т Ь К Р А С О Т У (32 часа, из них 1 час обобщение) |
1 |
1 |
В. Песков. «Отечество». |
2 |
1 |
М.Ножкин. «Россия» |
3 |
1 |
М.Пришвин «Моя Родина» |
4 |
1 |
В.Бианки. «Сентябрь» |
5 |
1 |
И.Бунин «Лес, точно терем расписной» |
6 |
1 |
Ю. Качаев «Грабитель». |
7 8 |
2 |
Б.Житков «Белый домик» |
9 - 11 |
3 |
А.Белорусец «Звонкие ключи» |
12 |
1 |
ВН/Ч Рассказы В. Бианки «Дробинка», «Голубые лягушки» |
1 3- 14 |
2 |
К.Паустовский «Заячьи лапы» |
15 |
1 |
К.Паустовский «Заячьи лапы». |
16 |
1 |
ВН/Ч А. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш» |
17 |
1 |
Урок обобщения по изученным произведениям |
18 |
1 |
И. Тургенев «Осенний день в березовой роще». |
19- 20 |
2 |
Е.Носов«Хитрюга». |
21 |
1 |
Е.Носов «Хитрюга». |
22 |
1 |
В.Бианки. «Октябрь» |
23 |
1 |
С.Михалков «Будь человеком». |
24 |
1 |
Б.Заходер «Петя мечтает» |
25 |
1 |
По Д.Биссету «Слон и муравей». Сказка |
26 - 27 |
2 |
По Д.Биссету .Сказка «Кузнечик Денди». |
28 |
1 |
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» |
29- 30 |
2 |
Дж. Родари «Пуговкин домик». |
31 |
1 |
Вн/ч Сказки А. Пушкина (по выбору) |
32 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Учитесь видеть прекрасное» |
|
|
Н А Ш И Б О Г А Т С Т В А (27 часов, из них 1 час обобщение, 1 час конкурс рисунков) |
33 |
1 |
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».Отрывок из былины |
34 |
1 |
Ф.Глинка «Москва». |
35 |
1 |
В.Бианки. «Ноябрь» |
36- 37 |
2 |
По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря». |
38 -39 |
2 |
По С.Алексееву «На берегу Невы». |
40 |
1 |
Рассказы о русском подвиге. По С.Алексееву «Медаль». |
41 |
1 |
Рассказы о русском подвиге. По С.Алексееву «Гришенька». |
42 |
1 |
Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь». |
43 |
1 |
По Е. Холмогоровой «Боевое крещение». |
44 |
1 |
По Е. Холмогоровой « День рождения Наполеона». |
45 |
1 |
По Е. Холмогоровой «В дни спокойные». |
46 |
1 |
По Н.Носову «Как Незнайка сочинял стихи». |
47 |
1 |
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазёры» |
48 - 49 |
2 |
Е.Пермяк «Тайна цены».Сказка |
50 |
1 |
«Здравствуйте!» перевод с польского Д.Гальпериной |
51 |
1 |
В.Бианки «Декабрь» |
52 |
1 |
Е.Благина «Новогодние загадки». |
53 |
1 |
И.Никитин «Встреча зимы». |
54 |
1 |
А.Дорохов «Теплый снег». |
55 |
1 |
А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя» |
56 |
1 |
Д.Хармс «А.С.Пушкин». |
57 |
1 |
ВН/Ч Е. Пермяк «Волшебные истории» |
58 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Несметные наши богатства |
59 |
1 |
Конкурс рисунков и рассказов по пройденному |
|
|
Ч Т О Б О Л Ь Ш Е Я Л Ю Б Л Ю -27 |
60 |
1 |
В.Бианки «Январь» |
61- 63 |
3 |
Г.Х.Андерсен «Ель». |
64 - 65 |
2 |
ВН/Ч Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы» |
66 - 67 |
2 |
А.Чехов «Ванька» |
68 |
1 |
Н.Никитин «Весело сияет месяц над селом…» |
69 |
1 |
И.Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружится…» |
70 |
1 |
Зощенко «Леля и Минька». |
71 |
1 |
ВН/Ч А. Н. Толстой «Приключения Буратино» |
72 |
1 |
Ю.Рыхтеу «Пурга». |
73 |
1 |
Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость». |
74 |
1 |
Ю.Бианки «Февраль». |
75 - 78 |
4 |
С.Маршак «Двенадцать месяцев». |
79 |
1 |
Обобщающий урок по сказке «Двенадцать месяцев» |
80- 84 |
5 |
Г.Х.Андерсен «Снежная королева». |
85 |
1 |
Обобщающий урок по сказке «Снежная королева» |
86-88 |
3 |
Вн/ч В. Астафьев «Васюткино озеро» |
89 |
1 |
Первые приметы. |
90 |
1 |
В.Бианки «Март» |
91 |
1 |
По В.Пескову «Весна идет». |
92 |
1 |
Обобщающий урок по разделу «Что больше я люблю» |
93 |
1 |
Конкурс рисунков по разделу |
|
|
Д Е Л А Т Ь С Ч А С Т Ь Е Д Л Я Д Р У Г И Х |
94 |
1 |
«Жаркий час» М.Пришвин. |
95 – 96 |
2 |
Сказка «Весенняя песня» Г.Скребицкий. |
97 |
1 |
В.А.Жуковский «Жаворонок». |
98 |
1 |
А.Толстой «Детство Никиты». |
99 |
1 |
А.Твардовский «Как после мартовских метелей..» |
100 |
1 |
А.Плещеев «И вот шатер свой голубой раскинула..» |
101 |
1 |
В.Бианки «Апрель». |
102 – 105 |
4 |
К Паустовский сказка «Стальное колечко» |
106 |
1 |
По В. Астафьеву «Злодейка». |
107- 108 |
2 |
По Е Барониной. Рассказы про зверей. |
109- 110 |
2 |
В.Драгунский «Кот в сапогах» |
111 |
1 |
Д. Хармс «Заяц и еж» |
112 |
1 |
И.Крылов «Зеркало и обезьяна». |
113- 118 |
6 |
По Р.Киплингу «Рикки -Тикки –Тави». |
119 |
1 |
Обобщающий урок по сказке «Рикки – Тикки – Тави» |
120- 121 |
2 |
В. Астафьев «Белогрудка» |
122 |
1 |
В.Набоков «Дождь» |
123 |
1 |
В.Бианки «Май» |
124 |
1 |
М.Дудин «Наши песни спеты на войне». |
125 - 127 |
3 |
«Звездолет «Брунька». Сказка В.Медведева |
128 |
1 |
Обобщающий урок по сказке «Звездолет «Брунька» |
129 |
1 |
По К.Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». |
130 |
1 |
А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». |
131 |
1 |
Глава из повести «Последний поклон» В.П.Астафьева «Зорькина песня». |
132 |
1 |
Н.Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка весел..». |
133 |
1 |
Обобщающий урок по разделу «Делай счастье для других» |
134 |
1 |
Урок КВН. Задание на лето |
Список литературы:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.