Срок реализации: 1 год
Рабочая программа составлена учителем истории высшей категории Прищеп В.П.
2021г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, образовательной программы основного общего образования МБОУ «Катичская СОШ».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
«История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2006 г.
Рабочая программа рассчитана на 68часов в год (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общая цель и задачи учебного предмета.
Цель:
Изучение крупных исторических событий отечественной истории через формирование отчетливого образа наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории.
Задачи:
ü изучить исторический материал,
ü формировать знания и умения,
ü создавать условия для развития высших психических функций,
ü воздействовать на личность ученика через изучаемый материал,
ü формировать личностные качества гражданина, готовить подростка к жизни, способствовать социально-трудовой и правовой адаптации в обществе.
Принципы построения адаптированной рабочей программы:
ü принцип коррекционной направленности в обучении,
ü принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
ü принцип научности и доступности обучения,
ü принцип систематичности и последовательности в обучении,
ü принцип наглядности в обучении,
ü принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Основным принципом является принцип коррекционной направленности.
Обучающиеся с нарушением интеллекта по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни.
Должны знать:основные понятия курса; даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей); основные исторические события; уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Должны уметь: ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
Требования к подготовке обучающихся по предмету
Обучающиеся должны уметь:
1. самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте учебника;
2. соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
3. соотносить сведения в учебнике и на карте, работать с указкой, самостоятельно найти и показать рассматриваемые на карте объекты,
4. устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
5. правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
6. пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту;
7. уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Содержание учебного предмета
Раздел I. Россия в начале XX в. – 10 часов
Правление Николая П. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленной буржуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и др. Понятие буржуазия. Антиправительственные движения начала XX века: выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 1905—1907 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин». Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Экономическое положение в стране во время Первой Мировой войны. Отношение народа к войне. Проблемы царской семьи и влияние на нее Григория Распутина. Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть.
Раздел II. Россия в 1917-1920 гг. – 9 часов
Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде: мосты, почта, телеграф, банки. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Вооруженная борьба за установление Советской власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев населения к захвату власти большевиками. Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).
Гражданская война и интервенция. «Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского правительства. Кронштадтское восстание.
Раздел III. Советская Россия – СССР в 20-30 гг. – 10 часов.
Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.
Переход Советской страны к нэпу. Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти. Красные наркомы, красные директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники, новая советская буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов Советской страны. Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.
Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина. Индустриализация, коллективизация и их результаты
Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.
Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40 годов.
Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).
Раздел IV. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-45 гг. – 15 часов.
Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией (о. Хасан, р. Хал-Хин-Гол).
Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.
Великая Отечественная война Советского Союза. Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Роль Г. К. Жукова в войне.
Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Города-герои России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.
Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.
Раздел V. Советский Союз в 1945—1991 гг. – 14 часов.
Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.
Смерть И. В. Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи в Москве.
Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране.
Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, С. Ковалев). Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР.
Раздел VI. Новая Россия в 1993- начало XXI в. – 6 часов
Суверенная Россия. Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность. 2004 г. Переизбрание президента В.В. Путина на 2 срок (2014 год). Присоединение Крымского полуострова и г. Севастополя к России.
Современное состояние науки, культуры и образования в стране.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Тема урока |
Тип урока |
Кол-во часов |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата |
Раздел 1. Россия в начале XX века (11 часов). |
|||||
1. |
Вводный инструктаж по технике безопасности. Инстр. III. №56. Вводный урок |
Вводный |
1 |
Знать общее представление о курсе истории в 9 классе. |
|
2. |
Начало правления Николая II. |
Комбинированный |
1 |
Знать общую характеристику России во время правления Николая II. |
|
3. |
Русско – японская война 1904 – 1905 гг. |
Комбинированный |
1 |
Иметь общее представление о русско – японской войне 1904 – 1905 гг. |
|
4. |
Первая русская революция. |
Комбинированный |
1 |
Давать общее представление о революционных событиях 1905 – 1907 гг. |
|
5. |
Появление первых политических партий в России. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о политических партиях и движениях, возникших в начале XX века. |
|
6. |
Реформы государственного управления. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление об изменениях в политической системе Российской империи. |
|
7. |
Реформы П.А.Столыпина. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о реформах П.А.Столыпина. |
|
8. |
Серебряный век русской культуры. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о сути Серебряного века. |
|
9. |
Россия в Первой мировой войне. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о Первой мировой войне и об участии в ней России. |
|
10. |
Брянский край в начале XX в. |
Сообщение новых знаний. |
1 |
Знать общее представление о том, как отразились на истории родного края основные события начала XX века. |
|
11. |
Тестирование №1 по теме: «Россия в начале XX века». |
Систематизация и обобщение знаний |
1 |
Знать основные черты экономической, политической и культурной жизни Россия в начале XX века |
|
Раздел 2. Россия в 1917 – 1920 годах (10 часов). |
|||||
12. |
Февральская революция и отречение царя от престола. |
Сообщение новых знаний. |
1 |
Знать основные представление о Февральской революции. |
|
13. |
Захват власти большевиками в Петрограде. |
Комбинированный |
1 |
Знать, что захват власти большевиками осуществлялся в ходе Октябрьского вооруженного восстания (переворота) в Петрограде. |
|
14. |
Установление советской власти. |
Комбинированный |
1 |
Иметь общее представление об установлении Советской власти, о формировании советской государственности. |
|
15. |
Начало Гражданской войны и интервенции. Создание Белой и Красной армий. |
Комбинированный |
1 |
Иметь общее представление о гражданской войне как битве двух противоборствующих сил России. |
|
16. |
Борьба между красными и белыми. |
Комбинированный |
1 |
Иметь общее представление о борьбе между «красными» и «белыми». |
|
17. |
Крестьянская война против «белых» и «красных». |
Комбинированный |
1 |
Иметь общее представления о «третьей силе», противостоявшей «белому» и «красному» движению. |
|
18. |
Экономическая политика Советской власти. |
Комбинированный |
1 |
Иметь общее представление об экономической политике Советской власти. |
|
19. |
Брянский край в годы революции и гражданской войны. |
Сообщение новых знаний. |
1 |
Иметь общее представление о Брянском крае в годы революции и гражданской войны. |
|
20. |
Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны. |
Комбинированный. |
1 |
Иметь общее представление о жизни и быте людей в годы революций и Гражданской войны. |
|
21. |
Тестирование №2 по теме «Россия в 1917 – 1920 годах». |
Систематизация и обобщение знаний |
1 |
Знать основные события и их значения по теме «Россия в 1917 – 1920 годах». |
|
Раздел 3. СССР в 20 – 30-е годы XX века (10 часов). |
|||||
22. |
Новая экономическая политика. |
Сообщение новых знаний. |
1 |
Иметь общее представление о новой экономической политики Советского государства. |
|
23. |
Образование СССР. |
Комбинированный |
1 |
Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР. |
|
24. |
Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина. |
Комбинированный |
1 |
Иметь общее представление о личности И.В.Сталина; его роли во внутрипартийной борьбе. |
|
25. |
Индустриализация в СССР. |
Комбинированный |
1 |
Иметь общее представление о проведении индустриализации в СССР. |
|
26. |
Коллективизации крестьянских хозяйств. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о проведении коллективизации крестьянских хозяйств в России. |
|
27. |
Новая Конституция страны 1936 г. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о основных положениях Конституции 1936 г. |
|
28. |
Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е годы XX века. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о развитии науки и культуры СССР в 20 – 30-е гг. XX века. |
|
29. |
Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е гг. XX века. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о жизни и быте советских людей в 20 – 30-е гг. XX века. |
|
30. |
Брянский край в 20 – 30-е гг. XX века. |
Сообщение новых знаний. |
1 |
Знать основные исторические события края в 20 – 30-е гг. XX века. |
|
31. |
Тестирование №3 по теме: «СССР в 20 – 30-е гг. XX века». |
Систематизация и обобщение знаний |
1 |
Знать основные события и их значения по теме«СССР в 20 – 30-е гг. XX века». |
|
Раздел 4. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (15 часов). |
|||||
32. |
Повторный инструктаж по технике безопасности. Инстр. III. №56. СССР накануне Второй мировой войны. |
Сообщение новых знаний. |
1 |
Знать общее представление о положении СССР в мире, в системе международных отношений. |
|
33. |
Советский союз в начале Второй мировой войны. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о внешней политике СССР в начале Второй мировой войны. |
|
34. |
Начало Великой Отечественной войны. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о ходе военных действий в начальный период войны. |
|
35. |
Битва за Москву. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее о героической борьбе за Москву. |
|
36. |
«Все для фронта! Все для победы!» |
Комбинированный |
1 |
Знать общее о мероприятиях советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад. |
|
37. |
Блокада Ленинграда. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады. |
|
38. |
Сталинградская битва. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о Сталинградской битве. |
|
39. |
Борьба советских людей на оккупированной территории. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о борьбе советских людей в тылу врага во время ВОв. |
|
40. |
Битва на Курской дуге. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о ходе Курской битвы. |
|
41. |
Героизм тружеников тыла. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о сплоченном совместном труде советских людей в тылу. |
|
42. |
Окончание Великой Отечественной войны. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о завершающих сражениях Красной Армии в Европе. |
|
43. |
Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о войне СССР с Японией. |
|
44. |
Брянцы в годы Великой Отечественной войны. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о героях-земляках, о их вкладе в изгнании фашистских захватчиков с нашей земли. |
|
45. |
Посещение музея боевой славы. |
Экскурсия. |
1 |
Знать общее представление о наших земляках – героях ВОв. |
|
46. |
Тестирование №4 по теме: «СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» |
Систематизация и обобщение знаний |
1 |
Знать основные события и их значения по теме: «СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» |
|
Раздел 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах (14 часов). |
|||||
47. |
Возрождение страны после войны. |
Сообщение новых знаний. |
1 |
Знать общее представление о победах СССР в войне; подвигах советского народа, сумевшего в кратчайшие сроки возродить экономику страны. |
|
48. |
Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. |
Комбинированный
|
1 |
Знать общее представление о внешней политике СССР и борьбе за власть после смерти Сталина. |
|
49. |
Реформы Н.С.Хрущева. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление об экономической политике Н.С.Хрущева. |
|
50. |
Достижения в науке и технике в 50 – 60-е годы. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о конкретных больших успехах отечественной науки и техники. |
|
51. |
Освоение космоса. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление об освоении космоса советскими учеными. |
|
52. |
Хрущевская «оттепель». |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о духовной жизни страны в период правления Н.С.Хрущева. |
|
53. |
Экономика и политика в эпоху «застоя». |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о экономическом и политическом развитии страны в период правления Л.И.Брежнева. |
|
54. |
Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление об основных направлениях советской внешней политики; об участии СССР в Афганской войне. |
|
55. |
Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». |
Комбинированный |
1 |
Уметь проследить динамику развития духовной сферы жизни советского общества в годы «застоя». |
|
56. |
Жизнь и быт советских людей в 70 – 80-е гг. XX века. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о жизни и быте советских людей в 70-80-е гг. XX века. |
|
57. |
Реформы М.С.Горбачева. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление об экономических, политических преобразованиях в 80-е гг. XX века. |
|
58. |
Распад СССР. |
Сообщение новых знаний. |
1 |
Знать общее представление о политическом развитии страны в 1991 году. |
|
59. |
Брянский край в 60 – 80-е гг. XX века. |
Сообщение новых знаний. |
1 |
Знать общее представление о экономическом и социальном развитие Брянского края в 60 – 80-е гг. XX века. |
|
60. |
Тестирование № 5 по теме: «Советский Союз в 1945 – 1991 годах». |
Систематизация и обобщение знаний |
1 |
Знать основные события и их значения по теме: «Советский Союз в 1945 – 1991 годах». |
|
Раздел 5. Новая Россия в 1991 – 2011 годах (8 часов). |
|||||
61. |
Экономические реформы Б.Н.Ельцина. Реформы государственного управления. |
Сообщение новых знаний. |
1 |
Знать общее представление об экономических реформах, проведенных Б.Н.Ельциным. |
|
62. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о государственном управлении после политического кризиса 1993 г. |
|
|
63. |
Развитие науки в 90-е годы XX века. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о развитии науки нашей стране в 90-е годы XX века. |
|
64. |
Развитие культуры в 90-е годы XX века. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о развитии культуры в нашей стране в 90-е годы XX века. |
|
65. |
Продолжение реформ в России. |
Комбинированный |
1 |
Знать общее представление о реформах при В.В.Путине. |
|
66. |
Русская православная церковь в России |
Комбинированный. |
1 |
Знать о роли Русской православной церкви в жизни современной России. Уметь использовать дополнительные виды источников. |
|
67 |
Россия в современном мире. |
Комбинированный |
1 |
Показать продолжение реформ при президентстве Д.А.Медведеве и В.В.Путине. |
|
68 |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Новая Россия в 1991 – 2011 годах». |
Систематизация и обобщение знаний |
1 |
Повторить и закрепить учебный материал об истории развития Новой России в 1991 – 2011 годах. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.