Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей 3 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник
«Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цели и задачи учебного предмета
Цель: формирование основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Задачи:
– Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектуры, дизайн и др.)
– Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты
– положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
– приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
– воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
– умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
– представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
– стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
– умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;
– проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
– стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
– стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
– стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
– знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
– знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
– знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
– пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
– знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
– организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
– следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
– владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
– рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
– применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
– ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
– адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
– узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
– знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
– знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
– знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
– знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
– знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
– знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
– знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
– нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
– следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
– оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
– использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
– применение разнообразных способов лепки;
– рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
– различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
– различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Содержание программы
3 класс
«Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости, учитывать протяженность листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; закрепление умения учитывать необходимость соответствия размера рисунка и величины листа бумаги.
Развитие пространственных представлении. Работа над понятиями "перед...", "за...", "около...", "рядом...", "с...", "далеко от...", "посередине", "справа от...", "слева от...".
формирование умения изображать предметы в рисунке при передаче глубины пространства: ближние - ниже, дальние - выше на листе бумаги; использовать прием загораживания одних предметов другими, уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя.
Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в вертикальном и горизонтальном формате), обучение способам достижения ритма в узоре повторением и чередованием формы и цвета его элементов.
Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепка, работу над аппликацией, рисование).
Примерные задания.
Рисование на темы: "Осень. Птицы улетают"; "Дети лепят снеговика"; "Скворечник на березе. Весна"; "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". Иллюстрирование сказки "Колобок": "Колобок лежит на окне", "Колобок катится по дорожке".
Выполнение аппликаций: "Закладка для книг" (узор из растительных форм). "Разная посуда" (коллективная работа: на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).
Выполнение узора с помощью картофельного штампа (элементы узора - растительные формы, снежинки и т.п. - выполняются с помощью учителя).
«Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Формирование навыков обследования предметов с целью их изображения; использование метода сравнения в этой работе, определенной последовательности в видах работ: сначала лепка, затем составление аппликации и рисование.
Формирование умения соотносить форму предмета с эталонными геометрическими фигурами {кругом, овалом, квадратом и др.).
Формирование представлений о строении тела животных и способах изображения некоторых животных в лепке и аппликации (с опорой на образы дымковских игрушек: "Лошадка", "Гусь" или др.).
Формирование умения передавать движение формы (человек идет, бежит: дерево на ветру, развивающийся на ветру флаг).
Формирование элементарных представлении о явлениях симметрии и асимметрии в природе. Знакомство с осевой симметрией на примере строения насекомых (бабочка, стрекоза, жук), конструктивных особенностей посуды (кринка, стакан, кастрюля).
Обучение приемам изображения элементов декора Городецких игрушек (листья, цветы, бутоны). Выполнение узора в квадрате с использованием элементов Городецкой росписи. Обучению приему составления узора в квадрате с учетом центральной симметрии в аппликации.
Примерные задания.
Лепка; "Зайчик", "Гусь" по мотивам дымковской игрушки; пирамида из шаров, круглых лепешек, вылепленных в сериации по величине из пластилина; "Человек стоит - идет - бежит" (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).
Аппликация: "Бабочка" (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое; дорисовывание фломастером); "Узор в квадрате из листьев";
Рисование с натуры вылепленных игрушек: "Лошадка" или "Гусь" по выбору учителя; рисование с натуры разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п.
Рисование по образцу и наблюдению: "Деревья зимой" (черная гуашь, кисть, шариковая ручка). "Деревья осенью. Дует ветер".
Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит).
Рисование элементов Городецкой росписи (листья, бутоны, цветы). Составление узора в квадрате: "Коробочка".
«Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи»
Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре.
Обучение приемам посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски. Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.
Примерные задания
Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета.
Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами (например, лист тополя, апельсин, цветок и т.п.)
Упражнение: Получение на палитре оттенков черного цвета (темно-серый, серый, светло-серчй), зеленого цвета (светло-зеленый), и окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.).
Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы, например, мяч, кубики и т.п.).
Рисование элементов Городецкой или Косовской росписи (листья, бутоны, цветы).
Работа в цвете на темы: "Осень. Птицы улетают", "Дети лепят снеговика", "Скворечник на березе. Весна", "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приемов получения светлых оттенков цвета при изображении кеба, земли, стволов деревьев).
«Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.
Беседа по плану:
1. Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.
2. Как он рассматривает
предметы, чтобы их нарисовать, придумать
другие.
3. Как художник изображает деревья в разные времена года.
4. Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.
Примерный материал к урокам:
Произведения живописи: И.Левитан "Золотая осень", "Весна. Большая вода", "Березовая роща", И. Шишкин "Лес зимой", "Рожь", "Дубы"; Куинджи "Березовая роща"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Бродский "Опавшие листья"; А. Пластов "Колокольчики и ромашки", "Первый снег"; К. Коровин "Зимой"; Ф. Толстой "Ветка липы".
Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.
Речевой материал.
Закрепление речевого материала I и II класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
Художник, природа, красота; белила, палитра; ритм (в узоре); фон; украшение, движение; загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать; уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать; идет, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске);
светлый (светло-синий), и т.д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко; форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ, русский и другие народности. приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй, как запомнил (по памяти); работай кончиком кисти, вот так; помой кисточку в воде; в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал; Сначала нарисую ствол, потом ветки.. Машина загораживает дом.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
1. |
Обучение композиционной деятельности |
10 |
2. |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию |
10 |
3. |
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи |
10 |
4. |
Обучение восприятию произведений искусства |
5 |
|
Итого: |
35 ч. |
Календарно – тематическое планирование по ИЗО для 3 класса
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол -во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
I - четверть. 8 ч. |
|||||
1. |
Наблюдения сезонных изменений в природе. Экскурсия. |
1 |
02.09 |
|
|
2. |
Лето. Осень. Лепка. Рисование. |
1 |
09.09 |
|
|
3. |
Осень. Птицы улетают. Рисование. |
1 |
16.09 |
|
|
4. |
Бабочка и цветы. Рисование. |
1 |
23.09 |
|
|
5. |
Рисование узора "Бабочка на ткани". |
1 |
30.09 |
|
|
6. |
Разные способы изображения бабочек. |
1 |
07.10 |
|
|
7. |
Одежда ярких и нежных цветов. Рисование. |
1 |
14.10 |
|
|
8. |
Рисование акварельной краской. Цветное пятно. |
1 |
21.10 |
|
|
9. |
Чего не хватает? Рисование, дорисовывание. |
1 |
28.10 |
|
|
II - четверть 8ч. |
|||||
10. |
Зимние игры детей. Лепка из пластилина. |
1 |
11.11 |
|
|
11. |
Рисование выполненной лепки. |
1 |
18.11 |
|
|
12. |
Дети лепят снеговиков. Рисунок. |
1 |
25.11 |
|
|
13. |
Деревья зимой в лесу. Рисование. Гуашь. |
1 |
02.12 |
|
|
14. |
Рисование угольком. Зима. |
1 |
09.12 |
|
|
15. |
Лошадка из Каргополя. Лепка и зарисовка фигурки. |
1 |
16.12 |
|
|
16. |
Лошадка везет дрова. Рисунок. |
1 |
23.12 |
|
|
17. |
Натюрморт: кружка, яблоко, груша. |
1 |
30.12 |
|
|
III -четверть 10ч. |
|||||
18. |
Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке.Рисунок по описанию. |
1 |
13.01 |
|
|
19. |
Элементы косовской росписи. Рисование. |
1 |
20.01 |
|
|
20. |
Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. |
1 |
27.01 |
|
|
21. |
Орнамент в круге. Рисование. |
1 |
03.02 |
|
|
22. |
Сказочная птица. Рисование. |
1 |
10.02 |
|
|
23. |
Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка. |
1 |
17.02 |
|
|
24. |
Встречай птиц-вешай скворечники! Лепка, рисование. |
1 |
24.02 |
|
|
25. |
Закладка для книги. Рисование. |
1 |
03.03 |
|
|
26. |
Беседа на тему "Красота вокруг нас. Посуда", |
1 |
10.03 |
|
|
27. |
Аппликация. Украшение посуды узором. |
1 |
17.03 |
|
|
IV - четверть 8 ч. |
|||||
28. |
Пасха. Украшение узором яиц. Рисование. |
1 |
07.04 |
|
|
29. |
Городецкая роспись. Беседа. Рисование. |
1 |
14.04 |
|
|
30. |
Кухонная доска. Рисование. |
1 |
21.04 |
|
|
31. |
Иллюстрация в книге. Беседа. Рисунок к сказке "Колобок". |
1 |
28.04 |
|
|
32. |
Вспоминание и рисование эпизодов к сказке. |
1 |
05.05 |
|
|
33. |
Помечтаем о лете. Рисование. |
1 |
12.05 |
|
|
34-35 |
Резервный урок |
1 |
19.05 26.05 |
|
|
Итого |
70ч. |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник: Учебники «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.