Адаптированная рабочая программа по ИЗО для 4 класса УО 1 вариант
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для 4 класса УО 1 вариант

Оценка 4.6
docx
12.10.2022
Адаптированная рабочая программа по ИЗО для 4 класса УО 1 вариант
6. Изобразительное искусствоАОП 4 класс.docx

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей 4 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.

 

Рабочая  программа ориентирована на учебник

 «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».

 

Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

 

Цели и задачи  учебного предмета

Цель: всестороннее развитие личности обучающегося в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.

Задачи:

- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, умений и навыков изобразительной деятельности;

- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);

- обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов;

- обучение правилам  и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

 

Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач:

        основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);

        наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

        зрительного восприятия и узнавания;

        моторики пальцев;

        пространственных представлений и ориентации;

        речи и обогащение словаря;

        коррекцию нарушений  эмоционально-волевой и личностной сферы;

        коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе  отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 35 часов.

 

 Планируемые результаты освоения   учебного  предмета

Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной   отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит  личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные  качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся:

        положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

        приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

        воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

        отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

        умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

        представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

        стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

        умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;

        проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

        стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

        стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

        стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой  деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.

 

Предметные результаты связаны с овладением  обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют  достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем отсутствие достижения  этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по  этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конецI этапа обучения(IVкласс):

Минимальный уровень:

        знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

        знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;

        знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

        пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

        знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

        организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

        следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

        владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

        рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

        применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

        ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

        адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

        узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

        знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

        знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

        знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

        знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;

        знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;

        знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

        знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

        нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

        следование при выполнении работы синструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

        оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

        использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

        применение разнообразных способов лепки;

        рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

        различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

        различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Базовые учебные действия

 

Личностные БУД:                                           

-       определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

-       в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-       осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-       проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-       понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-       готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:                       

-       входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-       ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-       пользоваться учебной мебелью;

-       адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

-       работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

-       передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-       принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-       активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-       соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Познавательные БУД:   

-       писать;

-       читать;

-       выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-       наблюдать;

Коммуникативные БУД:   

-       слушать и понимать речь других;

-       учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-       вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);

-       использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;

-       обращаться за помощью и принимать помощь;

-       слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

-       договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

 

Содержание тем учебного курса

4 класс

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»

Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с рас­положенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предме­тов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (ис­пользование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).

Обучение приему построения сюжетной и декоративной компози­ции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с уче­том центральной симметрии.

Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).

Примерные задания

«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка ми­мозы";

Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята ка­таются с гор".

Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).

Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".

Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".

 

Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»

Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображе­ния. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая пос­ледовательность изображения от общей формы к деталям. (Исполь­зование объяснения фронтального поэтапного показа способа изоб­ражения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).

Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в дви­жении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и ри­сунке изгибы и "узор" ветвей.

Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.

Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").

Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизован­ные формы растительного мира).

Примерные задания

Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошад­ка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Пету­шок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;

Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цвет­ных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебу­рашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыва­нием.

Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо рас­члененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цве­точном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);

-                     передавать глубину пространства, используя загораживание одних
предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;

работать акварелью "по-мокрому".

 

Тематическое планирование

 класс

 

№ п/п

Разделы

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности                           

10

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию                                                                    

10

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи                                                                               

10

4.

Обучение восприятию произве­дений искусства                

5

 

Итого:

35 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по ИЗО для 4 класса

 

п/п

Наименование  раздела,  темы

Кол -во      часов

Дата  проведения

Примечание

по плану

факт

 

I  -  четверть. 9 ч.

1.

Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах.

1

01.09

 

 

2.

Грибная поляна в лесу. Дети собирают грибы. Обрывная аппликация с дорисовыванием.

1

08.09

 

 

3.

Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка.

1

15.09

 

 

4.

Листья осенью. Рисование.

1

22.09

 

 

5.

Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование.

1

29.09

 

 

6.

Веточка с листьями в тени. Рисование.

1

06.10

 

 

7.

Листья берёзы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием.

1

13.10

 

 

8.

Рассматривание картин художников.

1

20.10

 

 

9.

Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко. Рисование.

1

27.10

 

 

II  -  четверть   8ч.

10.

Нарисуй домики, которые расположены от тебя также: близко, подальше, далеко. Рисование.

1

10.11

 

 

11.

Нарисуй картину – пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, далеко. Дом стоит перед елью и загораживает её.

1

17.11

 

 

12.

Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Это натюрморт.

1

24.11

 

 

13.

Беседа о творчестве художников. Портрет человека.

1

01.12

 

 

14.

Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки.

1

08.12

 

 

15.

Портрет моей подруги. Лепка и рисование.

1

15.12

 

 

16.

Нарисуй свой автопортрет.

1

22.12

 

 

17.

Создание открытки. Раскрась картинку. Напиши поздравление.

1

29.12

 

 

III  -четверть  10ч.

18.

Беседа. Художник о тех, кто защищает Родину.

1

12.01

 

 

19.

Нарисуй шлем, щит, копьё. Или самого богатыря. Рисование.

1

19.01

 

 

20.

Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках.

1

26.01

 

 

21.

Школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок.

1

02.02

 

 

22.

Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море.

1

09.02

 

 

23.

Нарисуй море. Рисование.

1

16.02

 

 

24.

Беседа. Художник и скульпторы.

1

23.02

 

 

25.

Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй.

1

02.03

 

 

26.

Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование.

1

09.03

 

 

27.

Насекомые. Стрекоза. Лепка.

1

16.03

 

 

IV  -  четверть  8 ч.

28.

Насекомые стрекоза. Рисование.

1

06.04

 

 

29.

Беседа. Народное искусство. Гжель.

1

13.04

 

 

30.

Украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда).

1

20.04

 

 

31.

Беседа. Улица города. Люди на улице города.

1

27.04

 

 

32.

Рисунок по описанию. Улица города.

1

04.05

 

 

33.

Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета.

1

11.05

 

 

34-35

Нарисуй венок из цветов и колосьев.

1

18.05

25.05

 

 

Итого

70ч.

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник: Учебники «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Изобразительное искусство Пояснительная записка

Изобразительное искусство Пояснительная записка

Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач: – основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий); – наглядно-действенного,…

Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач: – основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий); – наглядно-действенного,…

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности

Достаточный уровень: – знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др

Достаточный уровень: – знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др

Личностные БУД : - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения; - в предложенных педагогом ситуациях общения и…

Личностные БУД : - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения; - в предложенных педагогом ситуациях общения и…

Содержание тем учебного курса 4 класс

Содержание тем учебного курса 4 класс

Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цвет­ных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебу­рашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с…

Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цвет­ных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебу­рашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с…

Календарно – тематическое планирование по

Календарно – тематическое планирование по

Школьные соревнования в беге

Школьные соревнования в беге
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022