Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей 4 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник
«Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цели и задачи учебного предмета
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.
Задачи:
- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, умений и навыков изобразительной деятельности;
- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
- обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов;
- обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся:
– положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
– приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
– воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
– умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
– представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
– стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
– умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;
– проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
– стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
– стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
– стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конецI этапа обучения(IVкласс):
Минимальный уровень:
– знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
– знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
– знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
– пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
– знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
– организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
– следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
– владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
– рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
– применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
– ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
– адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
– узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
– знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
– знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
– знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
– знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
– знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
– знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
– знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
– нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
– следование при выполнении работы синструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
– оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
– использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
– применение разнообразных способов лепки;
– рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
– различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
– различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Базовые учебные действия
Личностные БУД:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
- писать;
- читать;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- наблюдать;
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание тем учебного курса
4 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);
-
передавать
глубину пространства, используя загораживание одних
предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от
наблюдателя;
работать акварелью "по-мокрому".
Тематическое планирование
класс
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
1. |
Обучение композиционной деятельности |
10 |
2. |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию |
10 |
3. |
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи |
10 |
4. |
Обучение восприятию произведений искусства |
5 |
|
Итого: |
35 ч. |
Календарно – тематическое планирование по ИЗО для 4 класса
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол -во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
I - четверть. 9 ч. |
|||||
1. |
Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах. |
1 |
01.09 |
|
|
2. |
Грибная поляна в лесу. Дети собирают грибы. Обрывная аппликация с дорисовыванием. |
1 |
08.09 |
|
|
3. |
Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка. |
1 |
15.09 |
|
|
4. |
Листья осенью. Рисование. |
1 |
22.09 |
|
|
5. |
Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование. |
1 |
29.09 |
|
|
6. |
Веточка с листьями в тени. Рисование. |
1 |
06.10 |
|
|
7. |
Листья берёзы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием. |
1 |
13.10 |
|
|
8. |
Рассматривание картин художников. |
1 |
20.10 |
|
|
9. |
Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко. Рисование. |
1 |
27.10 |
|
|
II - четверть 8ч. |
|||||
10. |
Нарисуй домики, которые расположены от тебя также: близко, подальше, далеко. Рисование. |
1 |
10.11 |
|
|
11. |
Нарисуй картину – пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, далеко. Дом стоит перед елью и загораживает её. |
1 |
17.11 |
|
|
12. |
Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Это натюрморт. |
1 |
24.11 |
|
|
13. |
Беседа о творчестве художников. Портрет человека. |
1 |
01.12 |
|
|
14. |
Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки. |
1 |
08.12 |
|
|
15. |
Портрет моей подруги. Лепка и рисование. |
1 |
15.12 |
|
|
16. |
Нарисуй свой автопортрет. |
1 |
22.12 |
|
|
17. |
Создание открытки. Раскрась картинку. Напиши поздравление. |
1 |
29.12 |
|
|
III -четверть 10ч. |
|||||
18. |
Беседа. Художник о тех, кто защищает Родину. |
1 |
12.01 |
|
|
19. |
Нарисуй шлем, щит, копьё. Или самого богатыря. Рисование. |
1 |
19.01 |
|
|
20. |
Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках. |
1 |
26.01 |
|
|
21. |
Школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок. |
1 |
02.02 |
|
|
22. |
Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море. |
1 |
09.02 |
|
|
23. |
Нарисуй море. Рисование. |
1 |
16.02 |
|
|
24. |
Беседа. Художник и скульпторы. |
1 |
23.02 |
|
|
25. |
Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй. |
1 |
02.03 |
|
|
26. |
Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование. |
1 |
09.03 |
|
|
27. |
Насекомые. Стрекоза. Лепка. |
1 |
16.03 |
|
|
IV - четверть 8 ч. |
|||||
28. |
Насекомые стрекоза. Рисование. |
1 |
06.04 |
|
|
29. |
Беседа. Народное искусство. Гжель. |
1 |
13.04 |
|
|
30. |
Украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда). |
1 |
20.04 |
|
|
31. |
Беседа. Улица города. Люди на улице города. |
1 |
27.04 |
|
|
32. |
Рисунок по описанию. Улица города. |
1 |
04.05 |
|
|
33. |
Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета. |
1 |
11.05 |
|
|
34-35 |
Нарисуй венок из цветов и колосьев. |
1 |
18.05 25.05 |
|
|
Итого |
70ч. |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник: Учебники «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.