Адаптированная рабочая программа по ИЗО для УО 1 вариант
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для УО 1 вариант

Оценка 4.7
docx
12.10.2022
Адаптированная рабочая программа по ИЗО для УО 1 вариант
ИЗО 1 класс УО 1 вариант.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г. Мичуринска. Тамбовской обл.

 

 

 

 

 

 

                                                                     УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ СОШ №19

                                           №______     от _______

________/Солончева Е.В./

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 1 класса

с легкой умственной отсталостью (вариант 1)

срок реализации 1 год

 

 

 

 

 

 

                                                                 Рассмотрено  на заседании МС

протокол №_______ от____

председатель МС ____________Е.В. Щекочихина

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

· Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

·Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.

 

Рабочая  программа ориентирована на учебник

 «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».

 

Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

 

Цели и задачи  учебного предмета

Цель: формирование основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

        

Задачи:

·     всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

·     формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

·     развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

·     коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

· развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

· коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

· развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для 1 класса на предмет «Изобразительное искусство» отведено по 1 часу в неделю, что составляет 33 часа за учебный год.

 

Планируемые  результаты  изучения учебного предмета

         Личностные результаты обучения

·     положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

·     понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

·     адекватные представления о собственных возможностях;

·     осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;

·     умение выражать свое отношение к результатам собственной  и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»

·     проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

·     привычка к организованности, порядку, аккуратности;

·     стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;

·     установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.

·     овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

·овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

·     элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

·     принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

·     сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·     развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

 

Предметные  результаты обучения

Минимальный уровень:

·     знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

·     знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

·     знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

·     пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

·     знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

· знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

·     организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

·     следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

·     владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

·     рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

·     применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

·ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

·          адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

·          узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

·     знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

·     знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

·     жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

·     знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

·     знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

·     знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

·     знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

·     нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

·     следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

·     оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

·     использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

·     применение разных способов лепки;

·     рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

·     различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

·     различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

 

Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе

Общие организационные умения: правильно сидеть за рабочим столом; правильно держать инструменты (карандашами, кистью, красками, трафаретом) и пользоваться ими; правильно располагать изобразительную поверхность на столе (парте).

Технические навыки изобразительной деятельности:

·     овладение приемами лепки: уметь размять целый кусок пластилина, отщипывать кусок от целого куска пластилина; скатывать, раскатывать, сплющивать, размазывать, оттягивать пластический материал во время работы с ним; примазывать части пластилина при составлении целого объемного изображения.

·     овладение приемами работы с «подвижной аппликацией»: уметь складывать целое изображение из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещать аппликационное изображение объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; составлять по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

·     овладение приемами выполнения аппликации из бумаги: уметь работать с ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям), раскладывать детали аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями, наклеивать детали аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея, выполнять аппликацию, применяя технику обрывания.

·     овладение приемами рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисовать по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу, проводить разнохарактерные линии (прямая, волнистая, ломаная, спираль, замкнутая), рисовать предметы несложной формы с использованием этих линий; удерживать карандаш, фломастер, в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа, освоить технику правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании, уметь рисовать без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш, дорисовывать предметы несложных форм (по образцу)

·     овладение приемами работы красками: примакивание кистью; наращивание массы.

·     овладение действиям с шаблонами и трафаретами

 

Композиционная деятельность: знать и применять элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве; соотносить изображаемый предмет с параметрами листа; устанавливать на изобразительной поверхности пространственные отношения; применять выразительные средства композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое); применять приемы и правила композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном  рисовании.

 

Восприятие и изображение формы предметов, пропорций, конструкции: усвоить понятия«предмет», «форма», «часть», «узор»; иметь представление о существовании разнообразных форм предметного мира, о сходстве и различии форм; знать геометрические фигуры; с помощью учителя и самостоятельно проводить обследование предметов, выделять их внешние признаки и свойства; соотносить формы предметов с геометрическими фигурами; передавать пропорции предметов; уметь практически применять приемы и способы передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке, узоре.  

 

Восприятие цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи: узнавать и различать цвета спектра; уметь работать кистью и красками; проявлять эмоции при восприятии цвета; передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радость, грусть); на практике применять различные цвета для передачи графических образов в рисовании, аппликации. 

 

Восприятие произведений искусства: уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя по теме; знать имена 3-4 известных художников; знать о материалах, которые используют художники при создании своих произведений; иметь элементарные представления о том, как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждении содержания художественных произведений (репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства).

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Обучение композиционной деятельности

        Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).

        Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.

         Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

         Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).

 

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

          Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

          Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

         Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.

        Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

        Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).

         Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).

         Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

         Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).

         Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот. Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.  

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

         Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.

         Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра. Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

         Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.

         Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. 

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.

 «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.

 

Тематическое  планирование

Содержание

К- во часов

В мире волшебных линий

9ч.

От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке

От замысла  к  воплощению

Замысел плюс  опыт равно  творчество

 

 

                                                Итого:

33ч

 

 

Календарно – тематическое планирование  по изобразительному искусству для 1 класса

 

п/п

Наименование  раздела,  темы

К -во      часов

Дата  проведения

Примечание

по плану

факт

 

1

2

3

4

5

6

I  -  четверть. 8 ч.

1.

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация

1

05.09

 

 

2.

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование

1

12.09

 

 

3.

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

1

19.09

 

 

4.

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование

1

26.09

 

 

5.

 Линия. Точка. Пятно. Рисование

1

03.10

 

 

6.

 Изображаем лист сирени. Рисование

1

10.10

 

 

7.

 Лепим лист сирени

1

17.10

 

 

8.

 Лепим. Матрешка

1

24.10

 

 

II  -  четверть   8ч.

9.

 Рисуем куклу- неваляшку.

1

07.11

 

 

10.

 Деревянный дом в деревне. Лепка

1

14.11

 

 

11.

 Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация

1

21.11

 

 

12.

 Аппликация «Рыбки в аквариуме»

1

28.11

 

 

13.

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка

1

05.12

 

 

14.

 Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация

1

12.12

 

 

15.

Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека

1

19.12

 

 

16.

 Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй

1

26.12

 

 

III  -четверть  10ч.

17.

 Рассматривание картин художников

1

09.01

 

 

18.

Пирамидка. Рыбка. Аппликация

1

16.01

 

 

19.

 Ваза с цветами. Аппликация

1

23.01

 

 

20.

 Колобок. Нарисуй картинку

1

30.01

 

 

21.

 Дома в городе. Аппликация

1

06.02

 

 

22.

 Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка

1

13.02

 

 

23.

. Многоэтажный дом. Аппликация

1

27.02

 

 

24.

 Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ

1

05.03

 

 

25.

 Весна. Почки на деревьях. Рисование

1

12.03

 

 

26.

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование 

1

19.03

 

 

IV  -  четверть  7ч.

27.

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование 

1

02.04

 

 

28.

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе.

1

09.04

 

 

29.

Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее

1

16.04

 

 

30.

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование

1

23.04

 

 

31.

 Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация

1

30.04

 

 

32.

Придумай свой рисунок.   Наверху облака. Внизу цветы. Рисование

1

07.05

 

 

33.

Придумай свой рисунок

1

14.05

21.05

 

 

                                            Итого

33ч.

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник: Учебники «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов: ·

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов: ·

Место учебного предмета в учебном плане

Место учебного предмета в учебном плане

Предметные результаты обучения

Предметные результаты обучения

Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др

Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др

Композиционная деятельность: з нать и применять элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве; соотносить изображаемый предмет с параметрами листа; устанавливать на изобразительной поверхности пространственные…

Композиционная деятельность: з нать и применять элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве; соотносить изображаемый предмет с параметрами листа; устанавливать на изобразительной поверхности пространственные…

Восприятие произведений искусства: уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя по теме; знать имена 3-4 известных художников; знать о материалах, которые используют художники при…

Восприятие произведений искусства: уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя по теме; знать имена 3-4 известных художников; знать о материалах, которые используют художники при…

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве

Материалы, которые использует художник

Материалы, которые использует художник

Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки

Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022