Адаптированная рабочая программа по ИЗО для УО 1 вариант

  • docx
  • 12.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИЗО 1 класс УО 1 вариант.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г. Мичуринска. Тамбовской обл.

 

 

 

 

 

 

                                                                     УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ СОШ №19

                                           №______     от _______

________/Солончева Е.В./

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 1 класса

с легкой умственной отсталостью (вариант 1)

срок реализации 1 год

 

 

 

 

 

 

                                                                 Рассмотрено  на заседании МС

протокол №_______ от____

председатель МС ____________Е.В. Щекочихина

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

· Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

·Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.

 

Рабочая  программа ориентирована на учебник

 «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».

 

Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

 

Цели и задачи  учебного предмета

Цель: формирование основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

        

Задачи:

·     всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

·     формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

·     развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

·     коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

· развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

· коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

· развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для 1 класса на предмет «Изобразительное искусство» отведено по 1 часу в неделю, что составляет 33 часа за учебный год.

 

Планируемые  результаты  изучения учебного предмета

         Личностные результаты обучения

·     положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

·     понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

·     адекватные представления о собственных возможностях;

·     осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;

·     умение выражать свое отношение к результатам собственной  и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»

·     проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

·     привычка к организованности, порядку, аккуратности;

·     стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;

·     установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.

·     овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

·овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

·     элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

·     принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

·     сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·     развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

 

Предметные  результаты обучения

Минимальный уровень:

·     знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

·     знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

·     знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

·     пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

·     знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

· знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

·     организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

·     следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

·     владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

·     рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

·     применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

·ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

·          адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

·          узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

·     знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

·     знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

·     жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

·     знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

·     знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

·     знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

·     знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

·     нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

·     следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

·     оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

·     использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

·     применение разных способов лепки;

·     рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

·     различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

·     различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

 

Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе

Общие организационные умения: правильно сидеть за рабочим столом; правильно держать инструменты (карандашами, кистью, красками, трафаретом) и пользоваться ими; правильно располагать изобразительную поверхность на столе (парте).

Технические навыки изобразительной деятельности:

·     овладение приемами лепки: уметь размять целый кусок пластилина, отщипывать кусок от целого куска пластилина; скатывать, раскатывать, сплющивать, размазывать, оттягивать пластический материал во время работы с ним; примазывать части пластилина при составлении целого объемного изображения.

·     овладение приемами работы с «подвижной аппликацией»: уметь складывать целое изображение из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещать аппликационное изображение объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; составлять по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

·     овладение приемами выполнения аппликации из бумаги: уметь работать с ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям), раскладывать детали аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями, наклеивать детали аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея, выполнять аппликацию, применяя технику обрывания.

·     овладение приемами рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисовать по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу, проводить разнохарактерные линии (прямая, волнистая, ломаная, спираль, замкнутая), рисовать предметы несложной формы с использованием этих линий; удерживать карандаш, фломастер, в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа, освоить технику правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании, уметь рисовать без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш, дорисовывать предметы несложных форм (по образцу)

·     овладение приемами работы красками: примакивание кистью; наращивание массы.

·     овладение действиям с шаблонами и трафаретами

 

Композиционная деятельность: знать и применять элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве; соотносить изображаемый предмет с параметрами листа; устанавливать на изобразительной поверхности пространственные отношения; применять выразительные средства композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое); применять приемы и правила композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном  рисовании.

 

Восприятие и изображение формы предметов, пропорций, конструкции: усвоить понятия«предмет», «форма», «часть», «узор»; иметь представление о существовании разнообразных форм предметного мира, о сходстве и различии форм; знать геометрические фигуры; с помощью учителя и самостоятельно проводить обследование предметов, выделять их внешние признаки и свойства; соотносить формы предметов с геометрическими фигурами; передавать пропорции предметов; уметь практически применять приемы и способы передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке, узоре.  

 

Восприятие цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи: узнавать и различать цвета спектра; уметь работать кистью и красками; проявлять эмоции при восприятии цвета; передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радость, грусть); на практике применять различные цвета для передачи графических образов в рисовании, аппликации. 

 

Восприятие произведений искусства: уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя по теме; знать имена 3-4 известных художников; знать о материалах, которые используют художники при создании своих произведений; иметь элементарные представления о том, как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждении содержания художественных произведений (репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства).

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Обучение композиционной деятельности

        Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).

        Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.

         Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

         Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).

 

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

          Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

          Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

         Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.

        Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

        Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).

         Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).

         Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

         Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).

         Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот. Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.  

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

         Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.

         Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра. Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

         Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.

         Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. 

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.

 «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.

 

Тематическое  планирование

Содержание

К- во часов

В мире волшебных линий

9ч.

От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке

От замысла  к  воплощению

Замысел плюс  опыт равно  творчество

 

 

                                                Итого:

33ч

 

 

Календарно – тематическое планирование  по изобразительному искусству для 1 класса

 

п/п

Наименование  раздела,  темы

К -во      часов

Дата  проведения

Примечание

по плану

факт

 

1

2

3

4

5

6

I  -  четверть. 8 ч.

1.

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация

1

05.09

 

 

2.

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование

1

12.09

 

 

3.

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

1

19.09

 

 

4.

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование

1

26.09

 

 

5.

 Линия. Точка. Пятно. Рисование

1

03.10

 

 

6.

 Изображаем лист сирени. Рисование

1

10.10

 

 

7.

 Лепим лист сирени

1

17.10

 

 

8.

 Лепим. Матрешка

1

24.10

 

 

II  -  четверть   8ч.

9.

 Рисуем куклу- неваляшку.

1

07.11

 

 

10.

 Деревянный дом в деревне. Лепка

1

14.11

 

 

11.

 Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация

1

21.11

 

 

12.

 Аппликация «Рыбки в аквариуме»

1

28.11

 

 

13.

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка

1

05.12

 

 

14.

 Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация

1

12.12

 

 

15.

Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека

1

19.12

 

 

16.

 Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй

1

26.12

 

 

III  -четверть  10ч.

17.

 Рассматривание картин художников

1

09.01

 

 

18.

Пирамидка. Рыбка. Аппликация

1

16.01

 

 

19.

 Ваза с цветами. Аппликация

1

23.01

 

 

20.

 Колобок. Нарисуй картинку

1

30.01

 

 

21.

 Дома в городе. Аппликация

1

06.02

 

 

22.

 Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка

1

13.02

 

 

23.

. Многоэтажный дом. Аппликация

1

27.02

 

 

24.

 Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ

1

05.03

 

 

25.

 Весна. Почки на деревьях. Рисование

1

12.03

 

 

26.

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование 

1

19.03

 

 

IV  -  четверть  7ч.

27.

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование 

1

02.04

 

 

28.

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе.

1

09.04

 

 

29.

Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее

1

16.04

 

 

30.

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование

1

23.04

 

 

31.

 Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация

1

30.04

 

 

32.

Придумай свой рисунок.   Наверху облака. Внизу цветы. Рисование

1

07.05

 

 

33.

Придумай свой рисунок

1

14.05

21.05

 

 

                                            Итого

33ч.

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник: Учебники «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru