Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска. Тамбовской обл.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ СОШ №19
№______ от _______
________/Солончева Е.В./
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 1 класса
с легкой умственной отсталостью (вариант 1)
срок реализации 1 год
Рассмотрено на заседании МС
протокол №_______ от____
председатель МС ____________Е.В. Щекочихина
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
·Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник
«Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цели и задачи учебного предмета
Цель: формирование основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Задачи:
· всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
· формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
· развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
· коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
· развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
· коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
· развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для 1 класса на предмет «Изобразительное искусство» отведено по 1 часу в неделю, что составляет 33 часа за учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты обучения
· положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
· понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
· адекватные представления о собственных возможностях;
· осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
· умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
· проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
· привычка к организованности, порядку, аккуратности;
· стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
· установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.
· овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
·овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
· элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
· сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты обучения
Минимальный уровень:
· знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
· знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
· знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
· пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
· знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
· знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
· организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
· следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
· владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
· рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
· применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
·ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
· адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
· узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
· знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
· знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
· жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
· знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
· знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
· знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
· знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
· нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
· следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
· оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
· использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
· применение разных способов лепки;
· рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
· различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
· различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе
Общие организационные умения: правильно сидеть за рабочим столом; правильно держать инструменты (карандашами, кистью, красками, трафаретом) и пользоваться ими; правильно располагать изобразительную поверхность на столе (парте).
Технические навыки изобразительной деятельности:
· овладение приемами лепки: уметь размять целый кусок пластилина, отщипывать кусок от целого куска пластилина; скатывать, раскатывать, сплющивать, размазывать, оттягивать пластический материал во время работы с ним; примазывать части пластилина при составлении целого объемного изображения.
· овладение приемами работы с «подвижной аппликацией»: уметь складывать целое изображение из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещать аппликационное изображение объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; составлять по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
· овладение приемами выполнения аппликации из бумаги: уметь работать с ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям), раскладывать детали аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями, наклеивать детали аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея, выполнять аппликацию, применяя технику обрывания.
· овладение приемами рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисовать по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу, проводить разнохарактерные линии (прямая, волнистая, ломаная, спираль, замкнутая), рисовать предметы несложной формы с использованием этих линий; удерживать карандаш, фломастер, в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа, освоить технику правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании, уметь рисовать без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш, дорисовывать предметы несложных форм (по образцу)
· овладение приемами работы красками: примакивание кистью; наращивание массы.
· овладение действиям с шаблонами и трафаретами
Композиционная деятельность: знать и применять элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве; соотносить изображаемый предмет с параметрами листа; устанавливать на изобразительной поверхности пространственные отношения; применять выразительные средства композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое); применять приемы и правила композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Восприятие и изображение формы предметов, пропорций, конструкции: усвоить понятия«предмет», «форма», «часть», «узор»; иметь представление о существовании разнообразных форм предметного мира, о сходстве и различии форм; знать геометрические фигуры; с помощью учителя и самостоятельно проводить обследование предметов, выделять их внешние признаки и свойства; соотносить формы предметов с геометрическими фигурами; передавать пропорции предметов; уметь практически применять приемы и способы передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке, узоре.
Восприятие цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи: узнавать и различать цвета спектра; уметь работать кистью и красками; проявлять эмоции при восприятии цвета; передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радость, грусть); на практике применять различные цвета для передачи графических образов в рисовании, аппликации.
Восприятие произведений искусства: уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя по теме; знать имена 3-4 известных художников; знать о материалах, которые используют художники при создании своих произведений; иметь элементарные представления о том, как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждении содержания художественных произведений (репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).
Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.
Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).
Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».
Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.
Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.
Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).
Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.
Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).
Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот. Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.
Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра. Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.
Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.
Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».
Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.
Тематическое планирование
Содержание |
К- во часов |
В мире волшебных линий |
9ч. |
От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке |
7ч |
От замысла к воплощению |
9ч |
Замысел плюс опыт равно творчество |
8ч |
|
|
Итого: |
33ч |
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству для 1 класса
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
К -во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I - четверть. 8 ч. |
|||||
1. |
Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация |
1 |
05.09 |
|
|
2. |
Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование |
1 |
12.09 |
|
|
3. |
Фрукты, овощи разного цвета. Рисование |
1 |
19.09 |
|
|
4. |
Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование |
1 |
26.09 |
|
|
5. |
Линия. Точка. Пятно. Рисование |
1 |
03.10 |
|
|
6. |
Изображаем лист сирени. Рисование |
1 |
10.10 |
|
|
7. |
Лепим лист сирени |
1 |
17.10 |
|
|
8. |
Лепим. Матрешка |
1 |
24.10 |
|
|
II - четверть 8ч. |
|||||
9. |
Рисуем куклу- неваляшку. |
1 |
07.11 |
|
|
10. |
Деревянный дом в деревне. Лепка |
1 |
14.11 |
|
|
11. |
Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация |
1 |
21.11 |
|
|
12. |
Аппликация «Рыбки в аквариуме» |
1 |
28.11 |
|
|
13. |
Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка |
1 |
05.12 |
|
|
14. |
Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация |
1 |
12.12 |
|
|
15. |
Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека |
1 |
19.12 |
|
|
16. |
Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй |
1 |
26.12 |
|
|
III -четверть 10ч. |
|||||
17. |
Рассматривание картин художников |
1 |
09.01 |
|
|
18. |
Пирамидка. Рыбка. Аппликация |
1 |
16.01 |
|
|
19. |
Ваза с цветами. Аппликация |
1 |
23.01 |
|
|
20. |
Колобок. Нарисуй картинку |
1 |
30.01 |
|
|
21. |
Дома в городе. Аппликация |
1 |
06.02 |
|
|
22. |
Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка |
1 |
13.02 |
|
|
23. |
. Многоэтажный дом. Аппликация |
1 |
27.02 |
|
|
24. |
Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ |
1 |
05.03 |
|
|
25. |
Весна. Почки на деревьях. Рисование |
1 |
12.03 |
|
|
26. |
Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование |
1 |
19.03 |
|
|
IV - четверть 7ч. |
|||||
27. |
Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование |
1 |
02.04 |
|
|
28. |
Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. |
1 |
09.04 |
|
|
29. |
Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее |
1 |
16.04 |
|
|
30. |
Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование |
1 |
23.04 |
|
|
31. |
Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация |
1 |
30.04 |
|
|
32. |
Придумай свой рисунок. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование |
1 |
07.05 |
|
|
33. |
Придумай свой рисунок |
1 |
14.05 21.05 |
|
|
Итого |
33ч. |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник: Учебники «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство «Просвещение».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.