Адаптированная рабочая программа по чтению составлена на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2012 года
2.ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, 1-й вариант).
3.Приказа № 1576 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 года № 373
4.Основной образовательной программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большевистская средняя общеобразовательная школа
5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)
6. Приказа Министерства образования от 20 июня 2017г №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253»
7. «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В.
1.Планируемые результаты
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа; читать текст про себя, выполняя задание учителя; выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или ил- люстрацию; выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.
2.Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения).
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом: понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение: чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1-ый уровень:
·
читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике
и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи
·
отвечать на вопросы по прочитанному;
·
читать про себя, выполняя задания учителя;
·
выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
·
читать диалоги по ролям;
·
пересказывать прочитанное по частям;
2-й уровень:
* осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
Учащиеся должны знать:
3. Тематическое планирование
4 класс
Продолжительность учебного года – 34 учебных недели
На основании годового календарного графика МБОУ Большевистская СОШ на 2019-2020 учебный год, приказ № 29-А от 01.09.2017 года.
В учебном плане отведено 136 часов.
4.Учебно-тематическое планирование
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
Проверка навыков чтения |
||
1 |
|
1 |
|
||
2 |
|
9 |
|
||
3 |
|
13 |
|
||
4 |
|
6 |
|
||
5 |
|
13 |
|
||
6 |
|
9 |
1 |
||
7 |
Зима наступила. |
24 |
|
||
8 |
Весёлые истории |
10 |
|
||
9 |
Полюбуйся, весна наступает... |
14 |
|
||
10 |
В мире волшебной сказки |
11 |
|
||
11 |
Родная земля |
12 |
|
||
12 |
Лето пришло |
14 |
1
|
Календарно-
тематическое планирование
ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
4 класс
Количество часов: _136_ ч
Всего часов в неделю_4_ ч
Плановых контрольных уроков __2___ч
Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю. Ильина изд. -
Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2018
№ |
Наименование разделов и тем. Темы уроков |
Количество часов |
Виды контроля |
Формы организации учебных занятий; планируемые результаты |
Дата |
Корректировка даты |
1 |
Вводный урок. |
1 |
|
Значение учебника, условные обозначения . Бережно обращаться с учебником. |
|
|
|
Школьная жизнь |
9 |
|
Обучающиеся должны знать: название и основное содержание изученных произведений; Обучающиеся должны уметь: -осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию; -читать стихотворные произведения наизусть; -различать жанры произведений. |
|
|
2 |
По Н.Носову "Снова в школу". Э. Мошковская "Жил-был Учитель" |
1 |
|
|
|
|
3 |
М.Пляцковский "Чему учат в школе" |
1 |
|
|
|
|
4 |
По Ю.Ермолаеву "Поздравление" |
1 |
|
|
|
|
5 |
По Е.Шварцу "Как Маруся дежурила" |
1 |
|
|
|
|
6 |
По Е.Ильиной "Шум и Шумок" |
1 |
|
|
|
|
7 |
В.Орлов "Почему сороконожки опоздали на урок" |
1 |
|
|
|
|
8 |
По Л.Каминскому "Три желания Вити". В.Берестов "Читалочка" |
1 |
|
|
|
|
9 |
По М. Бартеневу "Зарубите на носу". |
1 |
|
|
|
|
10 |
Загадки. Обобщение по разделу "Школьная жизнь". |
1 |
Рубрика "Проверь себя" |
Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов |
|
|
|
"Время листьм опадать" |
13 |
|
Обучающиеся должны знать: -наизусть стихотворные произведения; -название и основное содержание изученных произведений; Обучающиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию; Находить признаки осени, слова-описания |
|
|
11 |
Н.Антонова "Жёлтой краской кто-то..." По Н.Абрамцевой "Осенняя сказка" |
1 |
|
|
|
|
12 |
Е.Благинина "Подарки осени". По Л.Воронковой "Лесные подарки" |
1 |
|
|
|
|
13 |
А.Твардовский "Лес осенью". По В. Путилиной "В осеннем лесу" |
1 |
|
|
|
|
14 |
Н.Некрасов "Славная осень! Здоровый, ядрёный..." |
1 |
|
|
|
|
15 |
По Ю.Шиму "Отчего Осень грустна" |
1 |
|
|
|
|
16 |
К. Бальмонт "Осень" |
1 |
|
|
|
|
17 |
По Ю.Ковалю "Три сойки" |
1 |
|
|
|
|
18 |
По Н.Сладкову "Холодная зимовка" |
1 |
|
|
|
|
19 |
А.Плещеев "Скучная картина" |
1 |
|
|
|
|
20 |
По О.Иваненко "Сказка про маленького жучка" |
1 |
|
|
|
|
21 |
По К. Ушинскому "Пчёлы и мухи" |
1 |
|
|
|
|
22 |
По Г. Граубину "Время листьм опадать..." |
1 |
|
|
|
|
23 |
Загадки. Обобщение по разделу "Время листьм опадать" |
1 |
Рубрика "Проверь себя" |
Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов |
|
|
|
"Делу - время, потехе - час " |
6 |
|
Обучающиеся должны знать: - название и основное содержание изученных произведений; Обучающиеся должны уметь: -определять тему и главную мысль произведения; - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; -читать по ролям; -использовать полученные знания для выбора книг; -анализировать мотивы поведения героев. |
|
|
24 |
Русская потешка "Пекла кошка пирожки..." |
1 |
|
|
|
|
25 |
Чешская потешка "Сенокос" |
1 |
|
|
|
|
26 |
По Л.Пантелееву "Карусели" |
1 |
|
|
|
|
27 |
По Н.Носову "Прятки". Считалки. |
1 |
|
|
|
|
28 |
Считалки. По М. Булатову "Жмурки" |
1 |
|
|
|
|
29 |
Обобщение по разделу "Делу - время, потехе - час" |
1 |
Рубрика "Проверь себя" |
Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов |
|
|
|
"В мире животных" |
13 |
|
Обучающиеся должны знать: -наизусть стихотворные произведения; -название и основное содержание изученных произведений; Различать домашних и диких животных Обучающиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию; составлять рассказ по серии картинок |
|
|
30 |
По К.Ушинскому "Бодливая корова" |
1 |
|
|
|
|
31 |
По В. Бирюкову "Упрямый котёнок" |
1 |
|
|
|
|
32 |
По В.Гаранжину "Пушок" |
1 |
|
|
|
|
33 |
По Е. Чарушину "Томка" |
1 |
|
|
|
|
34 |
По Б. Житкову "Охотник и собаки" |
1 |
|
|
|
|
35 |
По Л. Матвеевой "Чук заболел" |
1 |
|
|
|
|
36 |
Г. Снегирёв "Хитрый бурундук" |
1 |
|
|
|
|
37 |
По А. Баркову "Барсучья кладовая" |
1 |
|
|
|
|
38 |
По А. Дорохову "Гостья" |
1 |
|
|
|
|
39 |
Г. Корольков "Игрушки лисят" |
1 |
|
|
|
|
40 |
По Ю. Дмитриеву "Лиса" |
1 |
|
|
|
|
41 |
Загадки. Обобщение по разделу "В мире животных" |
1 |
Рубрика "Проверь себя" |
Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов |
|
|
42 |
Внеклассное чтение. Н. Носов "Хитрюга". |
1 |
|
|
|
|
|
"Жизнь дана на добрые дела" |
9 |
|
Обучающиеся должны знать: -наизусть стихотворные произведения; -название и основное содержание изученных произведений; Обучающиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию Умение составлять рассказ по серии картинок. |
|
|
43 |
Г. Ладонщиков "Миша - мастер" |
1 |
|
|
|
|
44 |
По Е. Пермяку "Пичугин мост" |
1 |
|
|
|
|
45 |
В.Хомченко "Михаськин сад" |
1 |
|
|
|
|
46 |
По С. Баруздину "Когда люди радуются" |
1 |
|
|
|
|
47 |
По Е. Ермолаеву "Про каникулы и полезные дела" |
1 |
|
|
|
|
48 |
Е. Благинина "Котёнок" |
1 |
|
|
|
|
49 |
В. Голявкин "Птичка" |
1 |
|
Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов |
|
|
50 |
Обобщение по разделу "Жизнь дана на добрые дела" |
1 |
Рубрика "Проверь себя" |
|
|
|
51 |
Внеклассное чтение. К.Киршина. "Вот какая история" |
1 |
Проверка навыков чтения. |
|
|
|
|
"Зима наступила" |
24 |
|
Обучающиеся должны знать: -наизусть стихотворные произведения; -название и основное содержание изученных произведений; Обучающиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию Умение составлять рассказ по серии картинок. Находить признаки зимы, описанные в рассказе |
|
|
52 |
По Л. Воронковой "Снег идёт" |
1 |
|
|
|
|
53 |
А. Слащёв "Снегурочка" |
1 |
|
|
|
|
54 |
А. Слащёв "Снегурочка" |
1 |
|
|
|
|
55 |
И. Суриков "Зима" |
2 |
|
|
|
|
56 |
С. Маршак "Декабрь" |
|
|
|
|
|
57 |
По В. Сутееву "Ёлка" |
1 |
|
|
|
|
58 |
По В. Сутееву "Ёлка" |
1 |
|
|
|
|
59 |
По Л. Клавдиной "Вечер под Рождество" |
2 |
|
|
|
|
60 |
М. Садовский "Где лежало "спасибо"? |
|
|
|
|
|
61 |
По Н. Носову "На горке" |
2 |
|
|
|
|
62 |
По Н. Носову "На горке" |
|
|
|
|
|
63 |
"Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка) |
2 |
|
|
|
|
64 |
"Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка) |
|
|
|
|
|
65 |
А. Бродский. "Как Солнце с Морозом поссорилось" |
2 |
|
|
|
|
66 |
П. Головкин. "Зимняя сказка" |
|
|
|
|
|
67 |
Г. Скребицкий. "Митины друзья" |
2 |
|
|
|
|
68 |
Г. Скребицкий. "Митины друзья" |
|
|
|
|
|
69 |
В. Бирюков. "Снежная шапка" |
1 |
|
|
|
|
70 |
По А. Тумбасову. "В шубах и шапках" |
1 |
|
|
|
|
71 |
Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором..." |
1 |
|
|
|
|
72 |
По В. Бианки. "Находчивый медведь" |
1 |
|
|
|
|
73 |
По А. Спирину "Зимние приметы" |
|
|
|
|
|
74 |
Загадки. Обобщение по разделу "Зима наступила" |
1 |
Рубрика "Проверь себя" |
|
|
|
75 |
Внеклассное чтение. "Старый Мороз и молодой Морозец" (литовская сказка) |
1 |
|
|
|
|
|
"Весёлые истории" |
10 |
|
Обучающиеся должны знать: - название и основное содержание изученных произведени. Обучающиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию Умение составлять рассказ по серии картинок. |
|
|
76 |
По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос" |
2 |
|
|
|
|
77 |
По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос" |
|
|
|
|
|
78 |
Г. Остёр. "Одни неприятности" |
1 |
|
|
|
|
79 |
М. Пляцковский. "Однажды утром" |
1 |
|
|
|
|
80 |
В. Бирюков. "Почему комары кусаются" |
1 |
|
|
|
|
81 |
С. Маршак. "Вот какой рассеянный" (отрывок). |
1 |
|
|
|
|
82 |
По О. Кургузову. "Две лишние коробки" |
1 |
|
|
|
|
83 |
Г. Чичинадзе. "Отвечайте, правда ли?" (отрывки) |
1 |
|
|
|
|
84 |
Обобщение по разделу "Весёлые истории" |
1 |
Рубрика "Проверь себя" |
|
|
|
85 |
Внеклассное чтение. В. Лёвин. "Чудеса в авоське" |
1 |
|
|
|
|
|
"Полюбуйся, весна наступает..." |
14 |
|
Обучающиеся должны знать: -наизусть стихотворные произведения; -название и основное содержание изученных произведений. Обучающиеся должны уметь: уяснять смысловые отношения текста; понимать основную мысль и подтекст. |
|
|
86 |
В. Алфёров. "Март" |
1 |
|
|
|
|
87 |
По М. Фроловой. "Восьмое марта" |
2 |
|
|
|
|
88 |
По М. Фроловой. "Восьмое марта" |
|
|
|
|
|
89 |
Е. Благинина. "Забота" |
1 |
|
|
|
|
90 |
По А. Соколовскому. "Бабушкина вешалка" |
1 |
|
|
|
|
91 |
По В. Бианки. "Последняя льдина" |
1 |
|
|
|
|
92 |
А. Плещеев. "Весна" |
1 |
|
|
|
|
93 |
По А. Баркову. "Скворцы прилетели" |
1 |
|
|
|
|
94 |
По Э. Шиму. "Всему свой срок" |
1 |
|
|
|
|
95 |
И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает..." |
1 |
|
|
|
|
96 |
По Ю. Ковалю. "Весенний вечер" |
1 |
|
|
|
|
97 |
По Ю. Дмитриеву. "Опасная красавица" |
1 |
|
|
|
|
98 |
Загадки. Обобщение по разделу "Полюбуйся, весна наступает..." |
1 |
Рубрика "Проверь себя" |
|
|
|
99 |
Внеклассное чтение. В. Берестов. "Праздник мам" |
1 |
|
|
|
|
|
"В мире волшебной сказки" |
11 |
|
Знать, что такое план текста. Уметь составлять картинный план. |
|
|
100 |
"Хаврошечка" (русская народная сказка) |
2 |
|
|
|
|
101 |
"Хаврошечка" (русская народная сказка) |
|
|
|
|
|
102 |
"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка) |
2 |
|
|
|
|
103 |
"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка) |
|
|
|
|
|
104 |
А. Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный" |
1 |
|
|
|
|
105 |
По Ш. Перро. "Подарки феи" |
2 |
|
|
|
|
106 |
По Ш. Перро. "Подарки феи" |
|
|
|
|
|
107 |
Братья Гримм. "Горшочек каши" |
1 |
|
|
|
|
108 |
По В. Порудоминскому. "Наши сказки" |
1 |
|
|
|
|
109 |
Обобщение по разделу "Волшебные сказки" |
1 |
Рубрика "Проверь себя" |
|
|
|
110 |
Внеклассное чтение. Э. Киселёва. "Волшебный котелок" |
1 |
|
|
|
|
|
"Родная земля" |
12 |
|
Знать, что такое план текста. Уметь составлять словесный план (с помощью учителя). |
|
|
111 |
М. Ильин. "Царь-колокол" |
|
|
|
|
|
112 |
С. Васильева. "Город на Неве" |
1 |
|
|
|
|
113 |
Д. Павлычко. "Где всего прекрасней на земле" |
1 |
|
|
|
|
114 |
С. Вербова. "Сочинение на тему" |
1 |
|
|
|
|
115 |
По Л. Кассилю. "Какое это слово?" |
1 |
|
|
|
|
116 |
По Б. Никольскому. "Главное Дело" |
2 |
|
|
|
|
117 |
По Б. Никольскому. "Главное Дело" |
|
|
|
|
|
118 |
У. Усачёв. "Защита" |
1 |
|
|
|
|
119 |
По Л. Кассилю. "Никто не знает, но помнят все" |
1 |
|
|
|
|
120 |
Т. Белозёров. "День Победы" |
1 |
|
|
|
|
121 |
Обобщение по разделу "Родная земля" |
1 |
Рубрика "Проверь себя" |
|
|
|
122 |
Внеклассное чтение. По В. Орлову. "К неведомым берегам" |
1 |
|
|
|
|
|
"Лето пришло" |
14 |
|
Знать требования к правильному чтению. Уметь читать бегло и выразительно, делить текст на смысловые части, составлять план (с помощью учителя). |
|
|
123 |
С. Козлов. "Ливень" |
1 |
|
|
|
|
124 |
Г. Граубин. "Тучка" |
1 |
|
|
|
|
125 |
Н. Павлова. "Хитрый одуванчик" |
1 |
|
|
|
|
126 |
Н. Павлова. "Хитрый одуванчик" |
1 |
|
|
|
|
127 |
Е. Благинин. "Одуванчик" |
1 |
|
|
|
|
128 |
По А. Дорохову. "Встреча со змеёй" |
2 |
|
|
|
|
129 |
По А. Дорохову. "Встреча со змеёй" |
|
|
|
|
|
130 |
А. Бродский. "Летний снег" |
1 |
|
|
|
|
131 |
В. Голявкин. "После зимы будет лето" |
1 |
|
|
|
|
132 |
О. Тарнопольская. "Хозяюшка" |
1 |
|
|
|
|
133 |
По А. Спирину. "Летние приметы." |
1 |
|
|
|
|
134 |
Обобщение по разделу "Лето пришло". |
1 |
Рубрика "Проверь себя" |
|
|
|
135 |
Внеклассное чтение. С. Прокофьева. "Подарки лета" |
1 |
Проверка навыков чтения. |
|
|
|
136 |
Итоговый урок. "Что читать летом" |
1 |
|
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Учебник « Чтение» для 4 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю.
Ильина Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2014 года;
2. Пособие для учителя «Уроки чтения в 4 классе
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» С. Ю. Ильина,
Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2006 год; детские книги;
4.Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М.
Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011.
5.Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование
навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя. –
М.: Просвещение, 1990. – 144
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.