Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 4 класс

  • docx
  • 21.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АОП чтение 4 класс.docx

Адаптированная рабочая программа по чтению составлена на основе:

1.Федерального закона «Об образовании в  Российской Федерации» от 1 сентября 2012 года

2.ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, 1-й вариант).

3.Приказа № 1576 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 года № 373

4.Основной образовательной программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большевистская средняя общеобразовательная школа

5. Федерального  перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)

6. Приказа Министерства образования от 20 июня 2017г №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253»

7. «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В.

 

1.Планируемые  результаты

Личностные результаты

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа; читать текст про себя, выполняя задание учителя; выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или ил- люстрацию; выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.

2.Содержание учебного предмета

Содержание чтения (круг чтения).

Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

Работа с текстом: понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

Внеклассное чтение: чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-ый уровень:

·        
читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи

·        
отвечать на вопросы по прочитанному;

·        
читать про себя, выполняя задания учителя;

·        
выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

·        
читать диалоги по ролям;

·        
пересказывать прочитанное по частям;


  • выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;



2-й уровень:

     *  осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;


  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

  • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса



Учащиеся должны знать:


  • наизусть 5—8 стихотворений: А. Плещеев «Осень наступила», М. Бородницкая «Щи-талочка», Л. Левин «Чудеса в авоське», З. Александрова «До свиданья, Зима!» А. Барто «Я лишний», А. Плещеев «Весна»», В. Берестов «Праздник мам», И. Греков «Летом»

 

 

3.     Тематическое планирование

 

             4 класс

Продолжительность учебного года – 34 учебных недели

На основании годового календарного графика МБОУ Большевистская СОШ на 2019-2020 учебный год, приказ № 29-А от 01.09.2017 года.

В учебном плане отведено 136  часов.

 

 

 

 

4.Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов

Количество часов

Проверка навыков чтения

1

Введение.


17 ч

1

 

2

Школьная жизнь.


12 ч

9

 

3

Время листьям опадать.


17 ч

13

 

4

Делу - время, потехе - час.


10 ч

6

 

5

В мире животных.


15 ч

13

 

6

Жизнь дана на добрые дела.


19 ч

9

1

7

Зима наступила.

24

 

 

8

Весёлые истории

10

 

 

9

Полюбуйся, весна наступает...

14

 

10

В мире волшебной сказки

11

 

 

11

Родная земля

12

 

 

12

Лето пришло

14

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование

ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

4 класс



Количество часов: _136_ ч

Всего часов в неделю_4_ ч

Плановых контрольных уроков __2___ч


Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю. Ильина изд. - Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2018

 


Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Виды контроля

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата

Корректировка даты

1

Вводный урок.

1

 

Значение учебника, условные обозначения .

Бережно обращаться с учебником.

 

 

 

Школьная жизнь

9

 

Обучающиеся должны знать: название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

-осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

-читать стихотворные произведения наизусть;

-различать жанры произведений.

 

 

2

По Н.Носову  "Снова в школу".

Э. Мошковская "Жил-был Учитель"

1

 

 

 

 

3

М.Пляцковский "Чему учат в школе"

1

 

 

 

 

4

По Ю.Ермолаеву "Поздравление"

1

 

 

 

 

5

По Е.Шварцу "Как Маруся дежурила"

1

 

 

 

 

6

По Е.Ильиной "Шум и Шумок"

1

 

 

 

 

7

В.Орлов "Почему сороконожки опоздали на урок"

1

 

 

 

 

8

По Л.Каминскому "Три желания Вити".

В.Берестов "Читалочка"

1

 

 

 

 

9

По М. Бартеневу "Зарубите на носу".

1

 

 

 

 

10

Загадки. Обобщение по разделу "Школьная жизнь".

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

 

 

 

"Время листьм опадать"

13

 

Обучающиеся должны знать:

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

Находить признаки осени, слова-описания

 

 

11

Н.Антонова "Жёлтой краской кто-то..."

По Н.Абрамцевой "Осенняя сказка"

1

 

 

 

 

12

Е.Благинина "Подарки осени". По Л.Воронковой "Лесные подарки"

1

 

 

 

 

13

А.Твардовский "Лес осенью".

По В. Путилиной "В осеннем лесу"

1

 

 

 

 

14

Н.Некрасов "Славная осень! Здоровый, ядрёный..."

1

 

 

 

 

15

По Ю.Шиму  "Отчего Осень грустна"

1

 

 

 

 

16

К. Бальмонт "Осень"

1

 

 

 

 

17

По Ю.Ковалю "Три сойки"

1

 

 

 

 

18

По Н.Сладкову "Холодная зимовка"

1

 

 

 

 

19

А.Плещеев "Скучная картина"

1

 

 

 

 

20

По О.Иваненко "Сказка про маленького жучка"

1

 

 

 

 

21

По К. Ушинскому "Пчёлы и мухи"

1

 

 

 

 

22

По Г. Граубину "Время листьм опадать..."

1

 

 

 

 

23

Загадки. Обобщение по разделу "Время листьм опадать"

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

 

 

 

"Делу - время, потехе - час "

6

 

Обучающиеся должны знать:

- название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

-определять тему и главную мысль произведения;

- участвовать в диалоге

при обсуждении прочитанного;

-читать по ролям;

-использовать полученные знания для  выбора книг;

-анализировать мотивы поведения героев.

 

 

24

Русская потешка "Пекла кошка пирожки..."

1

 

 

 

 

25

Чешская потешка "Сенокос"

1

 

 

 

 

26

По Л.Пантелееву "Карусели"

1

 

 

 

 

27

По Н.Носову "Прятки". Считалки.

1

 

 

 

 

28

Считалки. По М. Булатову "Жмурки"

1

 

 

 

 

29

Обобщение по разделу "Делу - время, потехе - час"

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

 

 

 

"В мире животных"

13

 

Обучающиеся должны знать:

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Различать домашних и диких животных

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию; составлять рассказ по серии картинок

 

 

30

По К.Ушинскому "Бодливая корова"

1

 

 

 

 

31

По В. Бирюкову "Упрямый котёнок"

1

 

 

 

 

32

По В.Гаранжину "Пушок"

1

 

 

 

 

33

По Е. Чарушину "Томка"

1

 

 

 

 

34

По Б. Житкову "Охотник и собаки"

1

 

 

 

 

35

По Л. Матвеевой "Чук заболел"

1

 

 

 

 

36

Г. Снегирёв "Хитрый бурундук"

1

 

 

 

 

37

По А. Баркову "Барсучья кладовая"

1

 

 

 

 

38

 По А. Дорохову "Гостья"

1

 

 

 

 

39

Г. Корольков "Игрушки лисят"

1

 

 

 

 

40

По Ю. Дмитриеву "Лиса"

1

 

 

 

 

41

Загадки. Обобщение по разделу "В мире животных"

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

 

 

42

Внеклассное чтение. Н. Носов "Хитрюга".

1

 

 

 

 

 

"Жизнь дана на добрые дела"

9

 

Обучающиеся должны знать:

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию

Умение составлять рассказ по серии картинок.

 

 

43

Г. Ладонщиков "Миша - мастер"

1

 

 

 

 

44

По Е. Пермяку "Пичугин мост"

1

 

 

 

 

45

В.Хомченко "Михаськин сад"

1

 

 

 

 

46

По С. Баруздину "Когда люди радуются"

1

 

 

 

 

47

По Е. Ермолаеву "Про каникулы и полезные дела"

1

 

 

 

 

48

Е. Благинина "Котёнок"

1

 

 

 

 

49

В. Голявкин "Птичка"

1

 

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

 

 

50

Обобщение по разделу "Жизнь дана на добрые дела"

1

Рубрика "Проверь себя"

 

 

 

51

Внеклассное чтение. К.Киршина. "Вот какая история"

1

Проверка навыков чтения.

 

 

 

 

"Зима наступила"

24

 

Обучающиеся должны знать:

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию

Умение составлять рассказ по серии картинок.

Находить признаки зимы, описанные в рассказе

 

 

52

По Л. Воронковой "Снег идёт"

1

 

 

 

 

53

А. Слащёв "Снегурочка"

1

 

 

 

 

54

А. Слащёв "Снегурочка"

1

 

 

 

 

55

И. Суриков "Зима"

2

 

 

 

 

56

С. Маршак "Декабрь"

 

 

 

 

 

57

По В. Сутееву "Ёлка"

1

 

 

 

 

58

По В. Сутееву "Ёлка"

1

 

 

 

 

59

По Л. Клавдиной "Вечер под Рождество"

2

 

 

 

 

60

М. Садовский "Где лежало "спасибо"?

 

 

 

 

 

61

По Н. Носову "На горке"

2

 

 

 

 

62

По Н. Носову "На горке"

 

 

 

 

 

63

"Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка)

2

 

 

 

 

64

"Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка)

 

 

 

 

 

65

А. Бродский. "Как Солнце с Морозом поссорилось"

2

 

 

 

 

66

П. Головкин. "Зимняя сказка"

 

 

 

 

 

67

Г. Скребицкий. "Митины друзья"

2

 

 

 

 

68

Г. Скребицкий. "Митины друзья"

 

 

 

 

 

69

В. Бирюков. "Снежная шапка"

1

 

 

 

 

70

По А. Тумбасову. "В шубах и шапках"

1

 

 

 

 

71

Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором..."

1

 

 

 

 

72

По В. Бианки. "Находчивый медведь"

1

 

 

 

 

73

По А. Спирину "Зимние приметы"

 

 

 

 

 

74

Загадки. Обобщение по разделу "Зима наступила"

1

Рубрика "Проверь себя"

 

 

 

75

Внеклассное чтение. "Старый Мороз и молодой Морозец" (литовская сказка)

1

 

 

 

 

 

"Весёлые истории"

10

 

Обучающиеся должны знать:

- название и основное содержание изученных произведени.

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию

Умение составлять рассказ по серии картинок.

 

 

76

По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос"

2

 

 

 

 

77

По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос"

 

 

 

 

 

78

Г. Остёр. "Одни неприятности"

1

 

 

 

 

79

М. Пляцковский. "Однажды утром"

1

 

 

 

 

80

В. Бирюков. "Почему комары кусаются"

1

 

 

 

 

81

С. Маршак. "Вот какой рассеянный" (отрывок).

1

 

 

 

 

82

По О. Кургузову. "Две лишние коробки"

1

 

 

 

 

83

Г. Чичинадзе. "Отвечайте, правда ли?" (отрывки)

1

 

 

 

 

84

Обобщение по разделу "Весёлые истории"

1

Рубрика "Проверь себя"

 

 

 

85

Внеклассное чтение. В. Лёвин. "Чудеса в авоське"

1

 

 

 

 

 

"Полюбуйся, весна наступает..."

14

 

Обучающиеся должны знать:

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений.

Обучающиеся должны уметь:

уяснять смысловые отношения текста; понимать основную мысль и подтекст.

 

 

86

В. Алфёров. "Март"

1

 

 

 

 

87

По М. Фроловой. "Восьмое марта"

2

 

 

 

 

88

По М. Фроловой. "Восьмое марта"

 

 

 

 

 

89

Е. Благинина. "Забота"

1

 

 

 

 

90

По А. Соколовскому. "Бабушкина вешалка"

1

 

 

 

 

91

По В. Бианки. "Последняя льдина"

1

 

 

 

 

92

А. Плещеев. "Весна"

1

 

 

 

 

93

По А. Баркову. "Скворцы прилетели"

1

 

 

 

 

94

По Э. Шиму. "Всему свой срок"

1

 

 

 

 

95

И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает..."

1

 

 

 

 

96

По Ю. Ковалю. "Весенний вечер"

1

 

 

 

 

97

По Ю. Дмитриеву. "Опасная красавица"

1

 

 

 

 

98

Загадки. Обобщение по разделу "Полюбуйся, весна наступает..."

1

Рубрика "Проверь себя"

 

 

 

99

Внеклассное чтение.  В. Берестов. "Праздник мам"

1

 

 

 

 

 

"В мире волшебной сказки"

11

 

Знать, что такое план текста.

Уметь составлять картинный план.

 

 

100

"Хаврошечка" (русская народная сказка)

2

 

 

 

 

101

"Хаврошечка" (русская народная сказка)

 

 

 

 

 

102

"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка)

2

 

 

 

 

103

"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка)

 

 

 

 

 

104

А. Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный"

1

 

 

 

 

105

По Ш. Перро. "Подарки феи"

2

 

 

 

 

106

По Ш. Перро. "Подарки феи"

 

 

 

 

 

107

Братья Гримм. "Горшочек каши"

1

 

 

 

 

108

По В. Порудоминскому. "Наши сказки"

1

 

 

 

 

109

Обобщение по разделу "Волшебные сказки"

1

Рубрика "Проверь себя"

 

 

 

110

Внеклассное чтение. Э. Киселёва. "Волшебный котелок"

1

 

 

 

 

 

"Родная земля"

12

 

Знать, что такое план текста.

Уметь составлять словесный  план (с помощью учителя).

 

 

111

М. Ильин. "Царь-колокол"

 

 

 

 

 

112

С. Васильева. "Город на Неве"

1

 

 

 

 

113

Д. Павлычко. "Где всего прекрасней на земле"

1

 

 

 

 

114

С. Вербова. "Сочинение на тему"

1

 

 

 

 

115

По Л. Кассилю. "Какое это слово?"

1

 

 

 

 

116

По Б. Никольскому. "Главное Дело"

2

 

 

 

 

117

По Б. Никольскому. "Главное Дело"

 

 

 

 

 

118

У. Усачёв. "Защита"

1

 

 

 

 

119

По Л. Кассилю. "Никто не знает, но помнят все"

1

 

 

 

 

120

Т. Белозёров. "День Победы"

1

 

 

 

 

121

Обобщение по разделу "Родная земля"

1

Рубрика "Проверь себя"

 

 

 

122

Внеклассное чтение. По В. Орлову. "К неведомым берегам"

1

 

 

 

 

 

"Лето пришло"

14

 

Знать требования к правильному чтению.

Уметь читать бегло и выразительно, делить текст на смысловые части, составлять план (с помощью учителя).

 

 

123

С. Козлов. "Ливень"

1

 

 

 

 

124

Г. Граубин. "Тучка"

1

 

 

 

 

125

Н. Павлова. "Хитрый одуванчик"

1

 

 

 

 

126

Н. Павлова. "Хитрый одуванчик"

1

 

 

 

 

127

Е. Благинин. "Одуванчик"

1

 

 

 

 

128

По А. Дорохову. "Встреча со змеёй"

2

 

 

 

 

129

По А. Дорохову. "Встреча со змеёй"

 

 

 

 

 

130

А. Бродский. "Летний снег"

1

 

 

 

 

131

В. Голявкин. "После зимы будет лето"

1

 

 

 

 

132

О. Тарнопольская. "Хозяюшка"

1

 

 

 

 

133

По А. Спирину. "Летние приметы."

1

 

 

 

 

134

Обобщение по разделу "Лето пришло".

1

Рубрика "Проверь себя"

 

 

 

135

Внеклассное чтение. С. Прокофьева. "Подарки лета"

1

Проверка навыков чтения.

 

 

 

136

Итоговый урок. "Что читать летом"

1

 

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Учебник « Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю. Ильина Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2014 года; 

2. Пособие для учителя «Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» С. Ю. Ильина, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2006 год; детские книги; 

4.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011.

5.Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144