МКОУ «Лакинская ООШ им.Д.А.Раджабова»
Адаптированная рабочая программа по математике для 2 специального (коррекционного) класса IV вида
Разработал учитель начальных классов
Наврузова Мадина Ахмедхановна
2019г.
Адаптированная рабочая программа по математике для 2 специального (коррекционного) класса VII вида
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике для обучения детей с задержкой психического развития разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, предметные области ориентированы на ФГОС НОО, а коррекционная часть составлена на основе БУП (базисного учебного плана) специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065/п).
Образовательная программа разработана в соответствии с:
· Конституцией Российской Федерации;
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе»;
· Программы для общеобразовательных учреждений «Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы (1-4 кл.)» под редакцией С.Г. Шевченко.- М.; Парадигма, 2010г.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Изучение курса математики направлено на достижение следующей цели: формирование математических представлений, умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
· Развитие образного логического мышления;
· Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
· Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
· сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
· рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
· система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Учебно- методический комплект включает в себя учебник М.И. Моро, Ю.М. Бантовой «Математика» для 2 класса., М., Просвещение, 2015г и тетради на печатной основе М.И. Моро, С.И. Волковой «Математика. Рабочая тетрадь», М ., Просвещение, 2012г
2. Общая характеристика учебного предмета
В учебном плане на изучение математики отводится 5 часа в неделю, 170 часов в год.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах -органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма, навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Изучение математики во втором и последующих классах начинается с повторения и систематизации знаний, полученных учащимися после года пребывания в общеобразовательной школе. У многих из них имеются пробелы в дошкольном математическом развитии. Поэтому первоначальной задачей их обучения математике является накопление и расширение практического опыта действий с реальными предметами, что дает возможность детям лучше усвоить основные математические понятия и действия. На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у учащихся постепенно формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания. Доступная детям практическая деятельность помогает также снизить умственное переутомление, которое часто возникает у них на уроке математики. С этой же целью рекомендуется, особенно в начале обучения, представлять материал в занимательной форме, используя математические дидактические игры и упражнения.
Перед изучением наиболее сложных разделов курса математики рекомендуется проводить специальную пропедевтическую работу - путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных математических навыков и умений.
Учитывая
действия, формулировать ответ, т. е. овладевать общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках математики способствует прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и психологические особенности и возможности детей с задержкой психического развития, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают.
Работа над изучением натуральных чисел и арифметических действий строится концентрически. В программе намечена система постепенного расширения области рассматриваемых чисел (десяток - сотня - тысяча — многозначные числа), наряду с расширением числовой области углубляются, систематизируются, обобщаются знания детей о натуральном ряде, приобретенные ими на более ранних этапах. Важно уяснение учащимися взаимосвязи и взаимообратимости арифметических действий -сложения и вычитания, умножения и деления. Относительно каждого действия рассматривается круг задач, в которых это действие находит применение. При решении задач дети учатся анализировать, выделять в ней известное и неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического умений.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) -важнейшего метода математики.
Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, то есть требующие применения знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверки действий и др.
Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
Основные разделы программы: «Табличное сложение и вычитание», «Сотня», «Умножение и деление». Учебник по математике рассчитан на 4 ч в неделю, а во 2 классе проводится 5 часов в неделю, то было уместно включить в планирование 20 часов на повторение изученного в первом классе.
Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных классов выделяет 4 часа в неделю на изучение математики, а учебный план в нашей школе рассчитан на 5 часов в неделю, это позволяет выделить на тему «Умножение и деление» не 16 часов, как нам предлагает программа Шевченко С.Г., а увеличить количество часов на изучение этой темы до 47.
3. Учебно- тематический план
(170 ч, 5 часа в неделю)
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Проверочные работы |
Контрольные работы |
1 |
Табличное сложение и вычитание |
20 |
1 |
1 |
2 |
Сотня |
103 |
|
|
|
Числа от 1 до 100. Нумерация |
19 |
2 |
1 |
|
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Устные приемы |
55 |
3 |
3 |
|
Сложение и вычитание. Письменные приемы |
29 |
1 |
1 |
3 |
Умножение и деление |
47 |
3 |
3 |
|
Итого |
170 |
9 |
9 |
4. Содержание программы учебного курса
Табличное сложение и вычитание (20 ч)
Повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Табличное сложение и вычитание с использованием изученных приемов вычислений. Связь сложения с вычитанием. Название компонентов при сложении и вычитании. Сложение и вычитание с числом 0. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
Практическое знакомство с килограммом и литром.
Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании. Решение задач.
Сотня (103 ч)
Практические упражнения с дидактическим материалом, иллюстрирующие образование чисел из десятков и единиц. Устная и письменная нумерация чисел в пределах 100. Счет по одному и группами. Десятичный состав. Числа однозначные и двузначные. Запись и сравнение чисел.
Единица длины — метр. Упражнения в измерении длины. Соотношение мер длины. Измерение и черчение отрезков.
Сложение и вычитание в пределах 100. Устные приемы вычислений.
Числовое выражение и его значение. Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Проверка сложения и вычитания. Знакомство с письменными приемами сложения и вычитания.
Задачи в два действия на сложение и вычитание.
Умножение и деление (47 ч)
Практические действия, подготавливающие усвоение умножения и деления. Счет группами, нахождение суммы одинаковых слагаемых, представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Действия с предметами, графические работы.
Умножение и деление (с числами 2,3,).
Название компонентов при умножении и делении.
Решение простых задач на умножение и деление.
5. Коррекционная составляющая
На уроках математики решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи обучения детей с пониженной математической готовностью:
· изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
· ознакомление с элементами буквенной символики, с геометрическими фигурами и величинами;
· формирование практических умений (измерительных, графических);
· формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.
С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу более широко включены геометрический материал, задания графического характера, а также практические упражнения с элементами конструирования.
В своей работе я использую следующие технологии:
· Здоровьесберегающие технологии использую на каждом уроке- это проведение тематических физминуток, динамических пауз. Также участие в спортивных соревнованиях школы, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребенка», «Компьютер и ребенок»; организация горячего питания в школе для всех учащихся, организация подвижных игр на переменах. Задача- научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднее звено ребята могли самостоятельно их применять. На уроках использую различные веселые физкультминутки, гимнастику (мои ученики особенно любят пальчиковую гимнастику) и многое другое.
· Технологию проблемного обучения применяю практически на каждом уроке, но проблема должна быть посильна и доступна для детей с ОВЗ. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения урока. Создание проблемной ситуации помогает ученикам превращаться из пассивных слушателей в активных исследователей учебных программ. Дети лучше усваивают не то, что дается в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по- своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.
· Обучение в сотрудничестве (групповая работа). Методику групповой работы я старалась ввести еще с 1 класса на уроках технологии, окружающего мира, математики, русского языка. Работа в группах очень интересна детям, они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроки предпочитают молчать, тоже включаются в работу.
· Игровые технологии позволяют осуществить дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки. С помощью игровых технологий решаю несколько задач (совершенствую вычислительные навыки, грамматические навыки и т.д.; формирую речевые умения, развиваю наблюдательность, внимание, творческие способности у детей)
· Технологию исследовательской работы применяю на уроках технологии, окружающего мира, математики. Дети учатся наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и вырабатывают желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.
Формы контроля.
В учебной работе применяю такие виды контроля, как по характеру получения информации: устный, письменный, практический, так и по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, итоговый.
Выбор форм контроля знаний, умений, навыков зависит от специфики учебного материала, его сложности, объёма, доступности. В зависимости от содержания учебного материала, использую на уроках индивидуальные, парные, групповые, фронтальные формы контроля. Чтобы заинтересовать и активизировать деятельность учеников на уроках провожу игры по теме, тесты, кроссворды, работы по дидактическим карточкам, самостоятельные работы по учебнику. Так же использую тесты – систему заданий специфической формы, позволяющей оценить степень овладения школьниками учебным материалом. Тестовые задания в определённой мере способствуют формированию мотива учения.
Контроль знаний с помощью тестов помогают учащимся разобраться в том, что они знают, а чего не знают. При неправильных ответах у детей сразу же обнаруживается потребность уточнить и отыскать верный ответ. Учащиеся любят тестовые задания и с удовольствием работают с ними, тем более работа требует внимательности, расторопности, так как рассчитана на непродолжительное время. Тесты провожу на различных этапах урока: в начале урока – с целью проверки знаний, в середине и конце урока – для закрепления изученного на уроке материала. Для отработки и более успешного усвоения учебного материала тестовые задания использую в качестве домашнего задания.
6. Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
Учащиеся должны уметь:
• читать, записывать и сравнивать числа от 1 до 100;
• выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, используя приемы устных вычислений, в более сложных случаях — письменно;
• решать задачи в одно и два действия на сложение и вычитание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования:
· интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
· первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
· потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся получит возможность научиться:
· принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
· оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
· выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
· контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся получит возможность научиться:
· фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
· осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
· анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблица).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся получит возможность научиться:
· самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
· контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
· принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, анализировать ход и результаты проделанной работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Обучающийся получит возможность научиться:
· группировать объекты по разным признакам;
· самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся получит возможность научиться:
· вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при одном её значении;
· применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях;
· решать одношаговые уравнения подбором неизвестного числа;
· применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
· называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
· выполнять умножение и деление с числом 2.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Обучающийся получит возможность научиться:
· изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Обучающийся получит возможность научиться:
· вычислять периметр прямоугольника квадрата);
· выбирать наиболее подходящие единицы длины;
· читать и записывать значение длины;
· вычислять длину ломаной, состоящей из 2-5 звеньев.
7. Критерии оценивания
Оценка работ по математике
1. Контрольная работа.
Контрольная работа в специальных (коррекционных) классах VII вида проводится на 2 уроках. Задания на первом уроке содержат задачу и геометрический материал (2 задания). Задания второго урока состоят из примеров, уравнений, задания на сравнение (3 – 4 задания).
Негрубыми ошибками считаются:
- замена знаков, не влияющая на логику выполнения задания;
- единичное отсутствие наименований;
- отсутствие пояснений в задаче, неполный ответ;
- незначительные расхождения при измерении;
- замена цифр с последующим верным решением задания;
- отсутствие проверки в уравнениях.
Выставление отметки за работу, содержащую примеры:
«5» - без ошибок, 1-2 самостоятельных исправления
«4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления или 2 негрубые ошибки
«3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки
«2» - выполнена ½ часть работы
Выставление отметки за работу, содержащую задачи:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 негрубые ошибки
«3» - 2-3 ошибки (более ½ работы выполнено верно)
«2» - более ½ работы выполнено неверно
Примечание:
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу оценка снижается на 1 балл (но не ниже «3»).
2. Контрольный устный счёт.
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
8. Средства Контроля
Проверочная работа по теме»Сложение и вычитание в пределах 20»
Вариант 1
1. Найди сумму чисел: 9 и 3.
Найди разность чисел: 11 и 2.
Уменьши число 8 на 2.
Увеличь число 6 на 3.
2. Сравни (вместо точек поставь знаки >, <, =):
7 + 3 … 9
12 + 5 … 17
3. Вычисли: 10 – 8 + 4 =
6 + 4 – 3 =
4. Реши задачу: Сшили 5 платьев и 4 блузки. Сколько всего сшили вещей?
5. Реши задачу: В вазе было 10 яблок. Съели 8 яблок. Сколько яблок осталось?
6. Начерти два отрезка. Длина первого 4 см, а длина второго на 2 см больше.
7. Вырази:
15 см = … дм …см
1 дм 7 см = … см
Вариант 2
2. Найди сумму чисел: 9 и 3.
Найди разность чисел: 11 и 2.
Уменьши число 8 на 2.
Увеличь число 6 на 3.
8. Сравни (вместо точек поставь знаки >, <, =):
7 + 3 … 9
12 + 5 … 17
9. Вычисли: 10 – 8 + 4 =
6 + 4 – 3 =
10. Реши задачу: Сшили 5 платьев и 4 блузки. Сколько всего сшили вещей?
11. Реши задачу: В вазе было 10 яблок. Съели 8 яблок. Сколько яблок осталось?
12. Начерти два отрезка. Длина первого 4 см, а длина второго на 2 см больше.
13. Вырази:
15 см = … дм …см
1 дм 7 см = … см
Контрольная работа № 1
по теме «Нумерация чисел от 1 до 100»
Вариант 1.
1. Реши задачу:
Дедушке 64года, а бабушке 60. На сколько лет дедушка старше бабушки?
2. Реши примеры:
69 + 1 = 5 + 30 = 56 – 50 =
40 – 1 = 89 – 9 = 80 – 20 =
3. Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:
8 м * 7 дм 1 м * 98 см
25 мм * 4 см 53 мм * 5 см
4. Из чисел 30, 5, 13, 55, 3, 35, 15, 50. 53, 33, 51, 31 выпиши в одну строку все двузначные числа, начиная с наименьшего.
5*. Заполни пропуски цифрами так, чтобы записи были верными:
7 < 9 > 8 3 < 0
6* . У нашей кошки 7 котят. Некоторые из них рыжие, 2 черных и 1 белый.
Сколько рыжих котят у кошки?
Вариант 2.
1. Реши задачу:
Папе 32 года, а мама на 2 года моложе. Сколько лет маме?
2. Реши примеры:
6 + 40 = 49 + 1 = 34 – 4 =
87 – 70 = 90 – 1 = 60 – 20 =
3. Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:
6 м * 9 дм 1 м * 92 см
13 мм * 2 см 68 мм * 6 см
4. Из чисел 79, 17. 7. 91, 70, 9, 97, 99, 19, 71, 90. 77 выпиши все двузначные числа, начиная с наименьшего.
5* . Заполни пропуски цифрами так, чтобы все записи были верными:
5 < 5 2 > 3 6 < 0
6* . Бабушка положила в тарелку 12 груш. После того, как внуки взяли с тарелки по 1 груше, осталось 8 груш. Сколько у бабушки внуков?
Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация чисел в пределах 100»
Вариант 1
1. Реши задачу:
На стоянке такси стояло 12 автомашин. После того, как несколько машин уехало, осталось 5 автомашин. Сколько автомашин уехало?
2. Найди значения выражений:
6 + 7 – 9 = 20+40 =
10 + 3 – 4 = 36-30=
18 – 10 + 5 = 57-7 =
3. Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:
4 см 2 мм * 24 мм 1 м * 100 см
7 + 4 * 19 10 см*10м
4. Начерти ломаную из трёх звеньев, зная, что длина ломаной 10 см.
5. Из чисел 48, 1, 14. 4, 40. 81, 8, 18, 84, 44, 80, 88 выпиши все двузначные числа в порядке возрастания.
6* . У Тани и Маши вместе 13 орехов. Когда Таня съела 5 орехов и Маша
ещё несколько, у девочек осталось 6 орехов. Сколько орехов съела Маша?
Вариант 2.
1. Реши задачу:
Рыболовы поймали несколько окуней. Из 9 окуней они сварили уху, и у них осталось ещё 7 окуней. Сколько всего окуней поймали рыболовы?
2. Найди значения выражений:
5 + 8 – 9 = 30+60=
10 + 5 – 6 = 76-70 =
19 – 10 + 7 = 54-4 =
3. Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:
3 дм 2 см * 23 см 1 см * 10 мм
8 + 5 * 14 10 см* 10м
4. Начерти ломаную из трёх звеньев, зная, что длина ломаной 8 см.
5. Из чисел 62, 12, 6. 66, 20, 26, 2, 21, 16, 22, 60. 61 выпиши все двузначные числа в порядке убывания.
6* . В коробке 15 конфет. Когда Саша съел 6 конфет и несколько конфет съел его брат, в коробке осталось 7 конфет. Сколько конфет съел брат?
Контрольная работа № 3 по теме
«Числа от 1 до 100. Устные приёмы сложения и вычитания»
Вариант 1.
1. Реши задачу:
В книге 25 страниц. Серёжа начал читать книгу вчера и прочитал 8 страниц, а сегодня прочитал ещё 7 страниц. Сколько страниц осталось прочитать Серёже?
2. Найдите значения выражений:
40 + 5 = 30 + 20 =
26 + 2 = 70 + 13 =
76 – 70 = 28 – 8 =
60 – 40 = 37 – 6 =
3. Вычислите, указав порядок действий:
60 – (2 + 3) = 15 + (19 – 4) =
4* . Красный шнур на 1 м длиннее зелёного и на 2 м длиннее синего. Длина зелёного шнура 5 м. Найдите длину синего шнура.
5*. Вставь в «окошки» числа так, чтобы:
1). равенство сохранилось;
2). знак равенства изменился на знак «>».
52 + □ = 52 + □
Сделай две записи.
Контрольная работа № 4 по теме
«Числа от 1 до 100. Устные приёмы сложения и вычитания»
Вариант 2.
1. Реши задачу:
В гараже было 20 машин. Сначала из гаража выехало 2 машины, а потом ещё 8. Сколько машин осталось в гараже?
2. Найдите значения выражений:
50 + 5 = 70 + 20 =
46 + 3 = 80 + 17 =
36 – 20 = 39 – 9 =
80 – 40 = 56 – 4 =
3. Вычислите, указав порядок действий:
83 + (5 - 3) = 70 - (50 + 20) =
4* . На вешалке висят головные уборы: шляп на 1 больше, чем шапок, а шапок на 1 больше, чем беретов. Шляп 8. Сколько шапок и сколько беретов?
5*. Вставь в «окошки» числа так, чтобы:
1). равенство сохранилось;
2). знак равенства изменился на знак «<».
41 + □ = 41 + □
Сделай две записи.
Контрольная работа № 5
за 1 полугодие
Вариант 1.
1. Реши задачу:
В ёлочной гирлянде 7 красных лампочек, синих на 6 больше, чем красных, а жёлтых – столько, сколько красных и синих вместе. Сколько в гирлянде жёлтых лампочек?
2. Реши примеры:
75 + 20 = 90 – 3 = 45 – 5 + 7 =
80 + 11 = 60 – 20 = 83 – (40 + 30) =
3. Реши уравнение:
5 + х = 12
4. Найди периметр данной фигуры:
5. Вставь в «окошки» числа так, чтобы записи были верными:
6 дм 3 см = см 50 мм = см
6*. Вместо звёздочек вставь знаки «+» или «- «, а в «окошки» запиши числа так, чтобы записи были верными:
* 8 < 13 – 8 25 + 5 = 37 *
Вариант 2.
1. Реши задачу:
На новогоднюю ёлку повесили 11 шаров, сосулек на 4 меньше, чем шаров, а шишек – столько, сколько шаров и сосулек вместе. Сколько шишек повесили на ёлку?
2. Реши примеры:
54 + 30 = 80 – 4 = 34 – 4 + 6 =
70 + 12 = 40 – 10 = 95 – (60 + 20) =
3. Реши уравнение:
Х + 7 = 16
4. Найди периметр данной фигуры:
5. Вставь в «окошки» числа так, чтобы записи были верными:
5м 8 дм = дм 60 мм = см
6*. Вместо звёздочек вставь знаки «+» или «-«, а в «окошки» запиши числа так, чтобы записи были верными:
11 - 7 < * 7 68 * = 57 + 3
Контрольная работа №6 по теме
«Письменные приёмы сложения и вычитания чисел от 1 до 100»
Вариант 1
1. Вычисли столбиком:
53 + 37 = 86 – 35 =
36 + 23 = 80 – 56 =
65 + 17 = 88 – 81 =
2. Реши уравнения:
64 – х = 41 30 + х = 67
3. Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 3 см короче.
4. Реши задачу:
К празднику купили 17 кг груш, а яблок – на 7 кг больше. Сколько всего
килограммов фруктов купили к празднику?
5*. Сумма трёх чисел равна 16. Сумма первого и третьего – 11, сумма третьего и
второго – 8 . Найдите эти числа.
Вариант 2
1. Вычисли столбиком:
26 + 47 = 87 – 25 =
44 + 36 = 70 – 27 =
69 + 17 = 44 – 41 =
2. Реши уравнения:
х + 40 = 62 х – 17 = 33
3. Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 1 см длиннее.
4. Реши задачу:
Школьники посадили 14 кустов, а деревьев на 6 меньше. Сколько всего
саженцев посадили школьники?
5 *. Сумма трёх чисел равна 11. сумма первого и второго -6. а сумма второго
и третьего – 9. Найди эти числа.
Контрольная работа № 7»Конкретный смысл действий умножения и деления»
Вариант 1.
1. Реши задачу:
Сколько колёс у 8 велосипедов, если у каждого велосипеда по 2 колеса?
2. Замени умножение сложением и вычисли значение выражений:
31 ∙ 2 = 8 ∙ 5 = 18 ∙ 4 =
10 ∙ 4 = 3 ∙ 3 = 9 ∙ 1 =
3. Сравни выражения:
15 – 4 * 15 + 15 + 15 +
15 71 ∙ 5 * 5 ∙ 72
7 ∙ 0 * 0 ∙ 16 (24 – 21) ∙ 9 * 2 ∙ 9
23 ∙ 4 * 23 ∙ 2 + 23 84 ∙ 8 – 84 * 84 ∙ 9
4. Реши уравнения:
14 + х = 52 х – 28 = 34
5. Начерти квадрат со стороной 3 см и вычисли сумму длин его сторон.
6 *. Составь и запиши пять двузначных чисел, составленных из цифр 1, 2. 3, 4,
цифры, которых стоят в возрастающем порядке.
Вариант 2.
1. Реши задачу:
Сколько чашек на 3 столах, если на каждом стоит по 8 чашек?
2. Замени умножение сложением и вычисли значение выражений:
15 ∙ 4 = 8 ∙ 3 = 28 ∙ 2 =
10 ∙ 6 = 2 ∙ 2= 8 ∙ 1 =
3. Сравни выражения:
16 ∙ 3 * 16 + 16 +
16 68 ∙ 6 * 6 ∙ 68
8 ∙ 0 * 0 ∙ 11 (39 – 36) ∙ 9 * 9 ∙ 2
39 ∙ 4 * 39 ∙ 2 + 39 48 ∙ 7 – 48 * 48 ∙ 8
4. Реши уравнения:
12 + х = 71 х – 42 = 17
5. Начерти квадрат со стороной 4 см и вычисли сумму длин его сторон.
6 *. Составь и запиши пять двузначных чисел, составленных из цифр 5, 6, 7, 8,
цифры, которых стоят в возрастающем порядке.
Контрольная работа № 8 по теме
«Умножение и деление на 2 и 3»
Вариант 1.
1. Сделай к задаче рисунок и реши её.
В детский сад купили 15 рыбок и поместили в 3 аквариума поровну. Сколько рыбок поместили в каждый аквариум?
2. Реши примеры:
7 ∙ 2 = 9 ∙ 3 = 27 : 3 =
3 ∙ 6 = 2 ∙ 8 = 16 : 2 =
3. Реши уравнения:
6 ∙ х = 12 х : 3 = 8
4. Начерти прямоугольник, у которого ширина 2 см, а длина на 3 см больше. Найди периметр этого прямоугольника.
5 *. Какие знаки действий нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные
равенства?
9 7 = 9 6 9
5 8 = 5 7 5
Контрольная работа № 8 по теме
«Умножение и деление на 2 и 3»
Вариант 2.
1. Сделай к задаче рисунок и реши её.
Бабушка испекла 12 пирожков и разложила на 3 тарелки. По сколько пирожков было на тарелке?
2. Реши примеры:
9 ∙ 2 = 7 ∙ 3 = 21 : 3 =
3 ∙ 8 = 2 ∙ 6 = 12 : 2 =
3. Реши уравнения:
9 ∙ х = 18 х : 4 = 3
4. Начерти прямоугольник, у которого длина 6 см, а ширина на 3 см короче. Найди периметр этого прямоугольника.
5 *. Какие знаки действий нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные
равенства?
8 4 = 8 5 8
6 7 = 6 8 6
Контрольная работа по теме
«Решение задач»(Запасная)
Вариант 1.
1. Реши задачу:
На строительстве одного дома было занято 29 человек, а на строительстве другого – на 15 человек больше. Сколько всего рабочих занято на строительстве двух домов?
2. Реши задачу:
В 3 пакета разложили поровну 12 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля в каждом пакете?
3. Реши задачу:
Ученики полили в школьном саду 20 деревьев. После этого им осталось полить 25 яблонь и 10 слив. Сколько всего деревьев в саду?
4 *. Если Вася съест 3 конфеты, то у него их станет на 5 меньше, чем у Юры. Сколько конфет у Васи, если у Юры 10 конфет?
Вариант 2.
1. Реши задачу:
В школьном саду дети собрали за первый день 38 кг яблок, за второй – на 14 кг больше. Сколько килограммов яблок собрали дети за третий день?
2. Реши задачу:
В 2 ящика разложили поровну 14 кг винограда. Сколько килограммов винограда в каждом ящике?
3. Реши задачу:
Из 20 деталей конструктора мальчик собрал машину. После этого у него осталось 35 красных деталей и 10 синих. Сколько всего деталей конструктора у мальчика?
4 *. Если Настя потратит 20 рублей, то у неё останется на 30 рублей меньше, чем у Риты. Сколько рублей у Насти, если у Риты 50 рублей?
Итоговая контрольная работа № 9
за учебный год. Примерная
Вариант 1.
1. Реши задачу:
В магазине было 100 кг красных и жёлтых яблок. За день продали 12 кг желтых и 18 кг красных яблок. Сколько килограммов яблок осталось?
2. Вычисли, записывая решение столбиком, и сделай проверку:
54 + 38 = 62 – 39 =
3. Вычисли:
6 ∙ 2 = 16 : 8 = 92 – 78 + 17 =
20 : 2 = 2 ∙ 4 = 60 – (7 + 36) =
4. Сравни и поставь вместо звёздочки знак «<», «>» или «=»:
4 дес. * 4 ед. 5 дм * 9 см 90 – 43 * 82 - 20
7 ед. * 1 дес. 4 дм 7 см * 7 дм 4 см 67 + 20 * 50 + 34
5. Начерти прямоугольник со сторонами 6 и 2 см. Найди его периметр.
6 *. У Марины было 50 рублей. Папа дал ей 3 монеты. Всего у неё стало 70 рублей.
Какие монеты дал папа Марине?
Вариант 2.
1. Реши задачу:
В куске было 100 м ткани. На пошив блузок израсходовали 24 м, а платьев – 36 м. Сколько метров ткани осталось?
2. Вычисли, записывая решение столбиком, и сделай проверку:
47 + 29 = 83 – 27 =
3. Вычисли:
7 ∙ 2 = 18 : 2 = 70 – 8 + 37 =
10 : 5 = 2 ∙ 8 = 84 – (56 + 25) =
4. Сравни и поставь вместо звёздочки знак «<», «>» или «=»:
6 дес. * 6 ед. 8 см * 6 дм 60 – 38 * 54 - 30
5 ед. * 2 дес. 3 дм 4 см * 4 дм 3 см 48 + 50 * 60 + 39
5. Начерти квадрат со стороной 5 см. Найди его периметр.
6 *. Если каждый из трёх мальчиков возьмёт из вазы по 4 абрикоса, в вазе останется
ещё один абрикос. Сколько абрикосов было в вазе?
Вариант – 1.
1.Реши задачу.
Карандаш стоит 2 рубля. Сколько стоят 4 таких карандаша?
2.Используя произведение, найди частное.
5*10=50 7*9=63 6*4=24
50:10= 63:7= 24:6=
50:5= 63:9= 24:4=
3.Реши уравнение.
Х*2=6
4.Сравни.
0*4 1*4 15*4 4*15
13-0 13+0 3*8 8*2
5.Найди периметр квадрата со стороной 6 см.
Вариант -2.
1.Реши задачу.
Цена пирожного 9 рублей. Сколько стоят 4 таких пирожных?
2.Используя произведение, найди частное.
7*10=70 8*9=72 5*6=30
70:7= 72:8= 30:5=
70:10= 72:9= 30:6=
3.Реши уравнение.
5*Х=50
4.Сравни.
0*7 1*7 20*3 3*20
19+0 19-0 5*4 3*5
5.Найди периметр прямоугольника со сторонами 3см и 5см.
9. Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Тригер Р.Д., Шевченко С.Г.Программы для образовательных учреждений. «Коррекционно-развивающее обучение. 1-4 кл. П.: Парадигма, 2010г
2. Моро М.И. Математика: учебник для 2 класса: в 2 частях– М.: Просвещение, 2012
3. Моро М.И. Тетрадь по математике для 2 класса: в 2 частя – М.: Просвещение, 2012
4. Методическое пособие к учебнику «Математика. 2 класс» /Т.Н. Ситникова,, И.Ф.Яценко .- М.:Вако, 2013.
5. Бугримова Т.А., Цыкина Н.А. Тренинговые карточки по математике для начальной школы (1-4 классы).-Волгоград «Учитель», 2002
6. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). Волгоград «Учитель», 2005
7. Плешакова Е.П. Математика 1-4 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения.- Волгоград «Учитель», 2009
8. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы.- М. «Просвещение», 2013
Демонстрационные пособия.
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.
Учебно - практическое оборудование
Объекты (предметы для счёта).
Пособия для изучения состава чисел.
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
Таблицы
1. Составляй и решай задачи, используя слова…
2. Таблица сложения в пределах 20 (с двух сторон)
3. Числовая лесенка (таблица сложения)
4. Геометрические фигуры
5. Единицы длины
6. Решение и преобразование задач
7. Прямоугольники
8. Числа первого десятка
6 Меры длины
7. Углы
8. Площадь прямоугольника
9. Зависимость между компонентами действий сложения и вычитания, умножения и деления
10. Образцы записи именованных чисел
11. Единицы времени
Опорные таблицы
1 класс
1. Сравнение чисел
2. Компоненты сложения
3. Перестановка слагаемых
4. Компоненты действия вычитания
5. Операции с «0»
6. Увеличение /уменьшение чисел. Сравнение чисел
7. Уравнение
2 класс
1. Умножение
2. Перестановка множителей
3. Компоненты действия умножения
4. Компоненты действия деления
5. Увеличение /уменьшение числа в несколько раз. Сравнение чисел
6. Операции с «0» и «1»
7. Деление по содержанию
8. Деление на равные части
9. Деление суммы на число
10. Умножение суммы на число
11. Порядок действий
12. Доли дроби
13. Периметр
14. Нахождение числа по доле
15. Нахождение доли числа
16. Таблица умножения
17. Деление числа на произведение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.