Адаптированная рабочая программа по миру природы и человека для 4 класса УО 1 вариант
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по миру природы и человека для 4 класса УО 1 вариант

Оценка 4.6
docx
12.10.2022
Адаптированная рабочая программа по миру природы и человека для 4 класса УО 1 вариант
5. Мир природы и человека АОП 4 класс.docx

Мир природы и человека

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа мир природы и человека для детей 4 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.

Рабочая  программа ориентирована на учебник: «Мир природы и человека»    Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О.   4 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2020

 

Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

 

         Цель программы: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

         Задачи:

- уточнять представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;

- расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

-вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные

описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- формировать знания учащихся о природе своего края;

- формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей

бережному отношению к природе.

 

Основные направления коррекционной работы:

       Развитие зрительного восприятия и узнавания;

        Развитие основных мыслительных операций;

        Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;

        Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;

        Обогащение словаря;

        Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

           

         Место  предмета  в  учебном  плане

На  изучение  данного  предмета    отводится  70  часов ( 2  часа  в  неделю)

 

Планируемые результаты изучения курса

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями  очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным  материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный  объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года.

 

Личностные

               осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

               формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

               развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

               овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

               овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

               владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

               способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

               принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

               развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

               формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

               развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

               формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

               формирование готовности к самостоятельной жизни.

 

Предметные

Минимальный уровень

               представления о назначении объектов изучения;

               узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

               называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

               представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

               знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

               знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

               ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

               адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

               адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации

    Достаточный уровень

                представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

               знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств;

               знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;

               адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм

 

Базовые учебные действия

 

Личностные БУД:                                                    

-       определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

-       в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-       осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-       проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-       понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-       готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:

-       входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-       ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-       пользоваться учебной мебелью;

-       адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

-       работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

-       передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-       принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-       активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-       соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Познавательные БУД:

-       писать;

-       читать;

-       выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-       наблюдать;

Коммуникативные БУД:

-       слушать и понимать речь других;

-       учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-       вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);

-       использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;

-       обращаться за помощью и принимать помощь;

-       слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

-       договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

 

Содержание тем учебного курса

Сезонные изменения в неживой природе

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород,поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей    города и села в разное время года. Неживая природа Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

 

Живая природа

Растения

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.

Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.

Парк (сквер). Создание человеком парков.

Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.

Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка,           гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.

Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.

Человек

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Безопасное поведение

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

 

Учебно-тематический план

 

 

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Сезонные изменения

20

2

Неживая природа

10

3

Живая природа. Растения. Животные

27

4

Человек.

8

5

Безопасное поведение.

5

 

            Итого:

70

                                  

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование для 4 класса

 

п/п

Наименование  раздела,  темы

Кол -во      часов

Дата  проведения

Примечание

по плану

факт

 

I  - четверть  17 ч

Сезонные изменения

5 ч

 

 

 

1.

Осень. Экскурсия в природу.

1

02.09

 

 

2.

Признаки осени.

1

06.09

 

 

3.

Растения осенью.

1

09.09

 

 

4.

Животные осенью.

1

13.09

 

 

5.

Труд людей осенью.

1

16.09

 

 

Неживая природа

10 ч

 

 

 

6.

Почва.

1

20.09

 

 

7.

Состав почвы

1

23.09

 

 

8.

Обработка почвы

1

27.09

 

 

9.

Правила обращения с садовым инструментом

1

30.09

 

 

10.

Песок

1

04.10

 

 

11.

Глина

1

07.10

 

 

12

Камни

1

11.10

 

 

13

Рельеф. Горы, холмы

1

14.10

 

 

14

Равнины, овраги.

1

18.10

 

 

15.

Обобщающий урок по теме

1

21.10

 

 

Живая природа. Растения.

14 ч

 

 

 

16.

Растения.

1

25.10

 

 

17.

Огород.

1

28.10

 

 

II – четверть 16 ч.

18.

Лес.

1

08.11

 

 

19.

Ориентировка в лесу

1

11.11

 

 

20.

Сад. Садовые деревья.

1

15.11

 

 

21.

Кустарники

1

18.11

 

 

22.

Цветочные клумбы

1

22.11

 

 

23.

Растения культурные и дикорастущие.

1

25.11

 

 

24.

Лекарственные растения.

1

29.11

 

 

25.

Красная книга

1

02.12

 

 

26.

Парки.

1

06.12

 

 

27.

Растения полей.

1

09.12

 

 

28.

Поле в разное время года

1

13.12

 

 

29.

Обобщающий урок по теме

1

16.12

 

 

Сезонные изменения

4 ч

 

 

 

30.

Признаки зимы.

1

20.12

 

 

31.

Растения зимой.

1

23.12

 

 

32.

Животные зимой.

1

27.12

 

 

33.

Труд людей зимой

1

30.12

 

 

III – четверть    19 ч

Живая природа. Животные.

13 ч

 

 

 

34.

Домашние животные: лошадь

1

10.01

 

 

35.

Домашние животные:  корова

1

13.01

 

 

36.

Домашние животные:  свинья

1

17.01

 

 

37.

Домашние животные:  овца

1

20.01

 

 

38.

Правила ухода за домашними животными

1

24.01

 

 

39.

Птицы. Польза и вред птиц.

1

27.01

 

 

40.

Водоплавающие птицы

1

31.01

 

 

41.

Дикие и домашние птицы

1

03.02

 

 

42.

Куры

1

07.02

 

 

43.

Насекомые.

1

10.02

 

 

44.

Пчела.

1

14.02

 

 

45.

Насекомые-вредители

1

17.02

 

 

46.

Обобщающий урок по теме

1

21.02

 

 

Сезонные изменения.

6 ч

 

 

 

47.

Экскурсия в природу. Весна

1

28.02

 

 

48.

Весна. Весенние месяцы

1

03.03

 

 

49.

Растения весной

1

07.03

 

 

50.

Животные весной

1

10.03

 

 

51.

Занятия людей весной

1

14.03

 

 

52.

Обобщающий урок по теме.

1

17.03

 

 

IV  -  четверть  18 ч.

Человек

8 ч.

 

 

 

53.

Человек. Мозг человека

1

28.03

 

 

54.

Профилактика травм головного мозга

1

31.03

 

 

55.

Режим дня. Часы

1

04.04

 

 

56.

Профилактика переутомления

1

07.04

 

 

57.

Охрана природы.

1

11.04

 

 

58.

Загрязнение воздуха, воды, почвы

1

14.04

 

 

59.

Заповедники. Зоопарк

1

18.04

 

 

60.

Обобщающий урок по теме.

1

21.04

 

 

Безопасное поведение

5 ч

 

 

 

61.

Правила поведения в быту.

1

25.04

 

 

62.

Правила поведения в школе

1

28.04

 

 

63.

ПДД. Дорога

1

02.05

 

 

64.

ПДД. Пешеходный переход

1

05.05

 

 

65.

Транспорт. Мы - пассажиры

1

12.05

 

 

Сезонные изменения

5 ч

 

 

 

66

Признаки лета.

1

16.05

 

 

67

Растения летом

1

19.05

 

 

68

Животные летом

1

23.05

 

 

69

Занятия людей летом

1

26.05

 

 

70

Повторение пройденного материала по разделу «Сезонные изменения»

1

30.05

 

 

                                         ИТОГО:

70ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое  обеспечение

1. Учебники: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 4 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016

 

2. Пособия для учителя: Н. Б. Матвеева  М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации

3.Печатная  продукция:

4.1Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой

4.2. Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)

4.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Мир природы и человека Пояснительная записка

Мир природы и человека Пояснительная записка

Основные направления коррекционной работы: –

Основные направления коррекционной работы: –

Предметные Минимальный уровень – представления о назначении объектов изучения; – узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; – называние сходных объектов, отнесенных к одной…

Предметные Минимальный уровень – представления о назначении объектов изучения; – узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; – называние сходных объектов, отнесенных к одной…

Регулятивные БУД : - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; -…

Регулятивные БУД : - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; -…

Растения Растения сада, огорода, леса, их сравнение

Растения Растения сада, огорода, леса, их сравнение

Календарно – тематическое планирование для 4 класса № п/п

Календарно – тематическое планирование для 4 класса № п/п

Правила ухода за домашними животными 1 24

Правила ухода за домашними животными 1 24

Учебно-методическое обеспечение 1

Учебно-методическое обеспечение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022