Мир природы и человека
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа мир природы и человека для детей 4 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник: «Мир природы и человека» Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. 4 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2020
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель программы: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
- уточнять представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
- расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
-вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формировать знания учащихся о природе своего края;
- формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей
бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы:
– Развитие зрительного восприятия и узнавания;
– Развитие основных мыслительных операций;
– Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
– Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
– Обогащение словаря;
– Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место предмета в учебном плане
На изучение данного предмета отводится 70 часов ( 2 часа в неделю)
Планируемые результаты изучения курса
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года.
Личностные
– осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
– владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные
Минимальный уровень
– представления о назначении объектов изучения;
– узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
– называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
– представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
– знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
– знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
– ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
– адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
– адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации
Достаточный уровень
– представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
– знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств;
– знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
– адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм
Базовые учебные действия
Личностные БУД:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
- писать;
- читать;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- наблюдать;
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание тем учебного курса
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород,поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года. Неживая природа Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.
Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
1 |
Сезонные изменения |
20 |
2 |
Неживая природа |
10 |
3 |
Живая природа. Растения. Животные |
27 |
4 |
Человек. |
8 |
5 |
Безопасное поведение. |
5 |
|
Итого: |
70 |
Календарно – тематическое планирование для 4 класса
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол -во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
I - четверть 17 ч |
|||||
Сезонные изменения |
5 ч |
|
|
|
|
1. |
Осень. Экскурсия в природу. |
1 |
02.09 |
|
|
2. |
Признаки осени. |
1 |
06.09 |
|
|
3. |
Растения осенью. |
1 |
09.09 |
|
|
4. |
Животные осенью. |
1 |
13.09 |
|
|
5. |
Труд людей осенью. |
1 |
16.09 |
|
|
Неживая природа |
10 ч |
|
|
|
|
6. |
Почва. |
1 |
20.09 |
|
|
7. |
Состав почвы |
1 |
23.09 |
|
|
8. |
Обработка почвы |
1 |
27.09 |
|
|
9. |
Правила обращения с садовым инструментом |
1 |
30.09 |
|
|
10. |
Песок |
1 |
04.10 |
|
|
11. |
Глина |
1 |
07.10 |
|
|
12 |
Камни |
1 |
11.10 |
|
|
13 |
Рельеф. Горы, холмы |
1 |
14.10 |
|
|
14 |
Равнины, овраги. |
1 |
18.10 |
|
|
15. |
Обобщающий урок по теме |
1 |
21.10 |
|
|
Живая природа. Растения. |
14 ч |
|
|
|
|
16. |
Растения. |
1 |
25.10 |
|
|
17. |
Огород. |
1 |
28.10 |
|
|
II – четверть 16 ч. |
|||||
18. |
Лес. |
1 |
08.11 |
|
|
19. |
Ориентировка в лесу |
1 |
11.11 |
|
|
20. |
Сад. Садовые деревья. |
1 |
15.11 |
|
|
21. |
Кустарники |
1 |
18.11 |
|
|
22. |
Цветочные клумбы |
1 |
22.11 |
|
|
23. |
Растения культурные и дикорастущие. |
1 |
25.11 |
|
|
24. |
Лекарственные растения. |
1 |
29.11 |
|
|
25. |
Красная книга |
1 |
02.12 |
|
|
26. |
Парки. |
1 |
06.12 |
|
|
27. |
Растения полей. |
1 |
09.12 |
|
|
28. |
Поле в разное время года |
1 |
13.12 |
|
|
29. |
Обобщающий урок по теме |
1 |
16.12 |
|
|
Сезонные изменения |
4 ч |
|
|
|
|
30. |
Признаки зимы. |
1 |
20.12 |
|
|
31. |
Растения зимой. |
1 |
23.12 |
|
|
32. |
Животные зимой. |
1 |
27.12 |
|
|
33. |
Труд людей зимой |
1 |
30.12 |
|
|
III – четверть 19 ч |
|||||
Живая природа. Животные. |
13 ч |
|
|
|
|
34. |
Домашние животные: лошадь |
1 |
10.01 |
|
|
35. |
Домашние животные: корова |
1 |
13.01 |
|
|
36. |
Домашние животные: свинья |
1 |
17.01 |
|
|
37. |
Домашние животные: овца |
1 |
20.01 |
|
|
38. |
Правила ухода за домашними животными |
1 |
24.01 |
|
|
39. |
Птицы. Польза и вред птиц. |
1 |
27.01 |
|
|
40. |
Водоплавающие птицы |
1 |
31.01 |
|
|
41. |
Дикие и домашние птицы |
1 |
03.02 |
|
|
42. |
Куры |
1 |
07.02 |
|
|
43. |
Насекомые. |
1 |
10.02 |
|
|
44. |
Пчела. |
1 |
14.02 |
|
|
45. |
Насекомые-вредители |
1 |
17.02 |
|
|
46. |
Обобщающий урок по теме |
1 |
21.02 |
|
|
Сезонные изменения. |
6 ч |
|
|
|
|
47. |
Экскурсия в природу. Весна |
1 |
28.02 |
|
|
48. |
Весна. Весенние месяцы |
1 |
03.03 |
|
|
49. |
Растения весной |
1 |
07.03 |
|
|
50. |
Животные весной |
1 |
10.03 |
|
|
51. |
Занятия людей весной |
1 |
14.03 |
|
|
52. |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
17.03 |
|
|
IV - четверть 18 ч. |
|||||
Человек |
8 ч. |
|
|
|
|
53. |
Человек. Мозг человека |
1 |
28.03 |
|
|
54. |
Профилактика травм головного мозга |
1 |
31.03 |
|
|
55. |
Режим дня. Часы |
1 |
04.04 |
|
|
56. |
Профилактика переутомления |
1 |
07.04 |
|
|
57. |
Охрана природы. |
1 |
11.04 |
|
|
58. |
Загрязнение воздуха, воды, почвы |
1 |
14.04 |
|
|
59. |
Заповедники. Зоопарк |
1 |
18.04 |
|
|
60. |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
21.04 |
|
|
Безопасное поведение |
5 ч |
|
|
|
|
61. |
Правила поведения в быту. |
1 |
25.04 |
|
|
62. |
Правила поведения в школе |
1 |
28.04 |
|
|
63. |
ПДД. Дорога |
1 |
02.05 |
|
|
64. |
ПДД. Пешеходный переход |
1 |
05.05 |
|
|
65. |
Транспорт. Мы - пассажиры |
1 |
12.05 |
|
|
Сезонные изменения |
5 ч |
|
|
|
|
66 |
Признаки лета. |
1 |
16.05 |
|
|
67 |
Растения летом |
1 |
19.05 |
|
|
68 |
Животные летом |
1 |
23.05 |
|
|
69 |
Занятия людей летом |
1 |
26.05 |
|
|
70 |
Повторение пройденного материала по разделу «Сезонные изменения» |
1 |
30.05 |
|
|
ИТОГО: |
70ч. |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебники: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 4 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
2. Пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
3.Печатная продукция:
4.1Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой
4.2. Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)
4.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.