1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа предмета «Музыка» обязательной предметной области " Искусство " для начального общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание рабочей программы разработано с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (fgosreestr.ru, одобрена решением федерального учебно-методического объединения, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Реализуется с использованием учебников УМК «Школа России» «Музыка» для обучающихся 1 -4классов под редакцией авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов.
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится:
в 3 классе 34 часа в год/1 час в неделю;
в 4 классе 34 часа в год/1 час в неделю.
Всего на изучение русского языка отводится 68 ч.
Срок реализации рабочей программы 2 года.
Рабочая программа соответствует требованиям к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов, заявленным в ФГОС, и включает:
1. Пояснительную записку.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
3.Содержание учебного предмета, курса.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
· образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного
· музыкального искусства России;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
· произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
· умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
· культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
· уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
Обучающийся получит возможность для формирования:
· ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
· формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; –
· развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
4 класс
Личностные результаты
Обучающий научится:
· укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
· эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
· формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
· приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
· развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
· продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
· развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов.
Обучающий получит возможность научиться:
· формировать эмоциональное и осознанное усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
· чувствовать сопричастность и гордость за культурное наследие своего народа.
· уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
· наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
· понимать значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
· ценить отечественные, народные музыкальные традиции.
Метапредметные результаты:
3 класс
Регулятивные УУД
· Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
· Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
· Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
· Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
· Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
· Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
· Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
· Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.
· Оценивать собственную успешность в выполнения заданий
Познавательные УУД
· Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
· Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
· отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.
· Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
· Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
· Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
· Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
· Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия
Коммуникативные УУД
· Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
· Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
· Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
· Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
· Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
· Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
4 класс
Регулятивные УУД
· Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
· Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
· Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
· Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.
· Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
· Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
· Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.
· Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
· Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др.
Познавательные УУД
· Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.
· Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
· Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
· Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
· устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,
· устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
· Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.
· Составлять сложный план текста.
· Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
Коммуникативные УУД
· Владеть диалоговой формой речи.
· Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
· Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
· Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.
· Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
· Договариваться и приходить к общему решению.
· Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
· Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты:
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты отражают:
1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
3) формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений; развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
4) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
5) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Предметные результаты распределяются по годам обучения следующим образом:
3 класс
Обучающийся научится:
· воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
· ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
· сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
· воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и др.);
· ценить отечественные народные музыкальные традиции;
· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
· соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
· воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
· наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
· распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
· исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
· определять виды музыки;
· сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
· развивать художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
· уметь оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
· понимать роль музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
· использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
· формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
· уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
· реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
· использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
· владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
· адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
4 класс
Обучающийся научится:
· узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
· продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
· продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
· высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
· продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
· эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
· охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
· определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
· использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
· исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
· показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
· выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
· передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
· соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
· распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).
3.Содержание учебного предмета
Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
3 класс
2018-2019 учебный год
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Широка страна моя родная (5 ч.) |
||
1. |
Мелодия. |
1 |
2 |
Природа и музыка. Звучащие картины. |
1 |
3 |
Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. (к.р.к.) |
1 |
4 |
Кантата «Александр Невский». |
1 |
5 |
Опера «Иван Сусанин». |
1 |
Мир оркестра (4 ч.) |
||
6 |
С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ) |
1 |
7 |
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. |
1 |
8 |
Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и П.Чайковского («Детский альбом») |
1 |
9 |
Обобщающий урок |
1 |
Хоровая планета (7 ч.) |
||
10 |
«Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся». |
1 |
11 |
Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов |
1 |
12 |
Вербное воскресенье. «Вербочки». |
1 |
13 |
Святые земли Русской. |
1 |
14 |
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке |
1 |
15 |
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. |
1 |
16 |
Обобщающий урок. |
1 |
Музыкальный проект «Сочиняем сказку» (3 ч.) |
||
17 |
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. |
1 |
18 |
Опера «Снегурочка». |
1 |
19 |
Океан – море синее. |
1 |
Музыкально-театрализованное представление (2 ч.) |
||
20 |
Балет «Спящая красавица». |
1 |
21 |
В современных ритмах. |
1 |
Я-артист (4ч.) |
||
22 |
Музыкальное состязание. |
1 |
23 |
«Музыкальные инструменты. Звучащие картины. |
1 |
24 |
Сюита «Пер Гюнт». |
1 |
25 |
«Героическая». |
1 |
Формы и жанры в музыке (5 ч.) |
||
26 |
Мир Бетховена. |
1 |
27 |
Чудо-музыка. |
1 |
28 |
Острый ритм – джаза звуки. |
1 |
29 |
«Люблю я грусть твоих просторов». |
1 |
30 |
Мир Прокофьева. |
1 |
Музыкальная грамота (4 ч.) |
||
31 |
Певцы родной природы. |
1 |
32 |
Прославим радость на земле! |
1 |
33 |
Радость к солнцу нас зовет. |
1 |
34 |
Что узнали. Чему научились. |
1 |
4 класс
2019-2020 учебный год
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Учимся, играя (5 часов) |
||
1 |
Мелодия. «Ты запой мне ту песню» |
1 |
2 |
«Чего не выразишь словами?» |
1 |
3 |
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?» |
1 |
4 |
«Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» |
1 |
5 |
Приют спокойствия, трудов и вдохновения |
1 |
Я – артист (5 часов) |
||
6 |
Что за прелесть эти сказки! Три чуда! |
1 |
7 |
Ярмарочное гулянье |
1 |
8 |
Приют, сиянием муз одетый |
1 |
9 |
Зимнее утро. Зимний вечер |
1 |
10 |
Композитор – имя ему народ. |
1 |
Оркестровая музыка (4 часа) |
||
11 |
Музыкальные инструменты России |
1 |
12 |
Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей» |
1 |
13 |
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) |
1 |
14 |
«Старый замок», М. П. Мусоргский «Счастье в сирене живет», С. Рахманинов |
1 |
Музыкально-сценические жанры (5 часов) |
||
15 |
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы |
1 |
16 |
Годы странствий М.И.Глинка. Царит гармония оркестра |
1 |
17 |
Опера «Иван Сусанин»,М. Глинка. Бал в замке польского короля (2-е действие) |
1 |
18 |
Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино». |
1 |
19 |
Драматизация песен «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я». |
1 |
Песни народов мира (5 часов) |
||
20 |
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. |
1 |
21 |
«Восточные мотивы» |
1 |
22 |
И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка» |
1 |
23 |
Театр музыкальной комедии. |
1 |
24 |
Прелюдия. Исповедь души. Ф. Шопен «Революционный этюд» |
1 |
Музыка кино (7 часов) |
||
25 |
Музыка кино. |
1 |
26-27 |
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов |
2 |
28-29 |
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. |
2 |
30-31 |
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов. |
2 |
Музыкально-театрализованное представление |
||
32 |
Музыкально-театрализованное представление. |
1 |
33 |
Музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков |
1 |
34 |
«Рассвет на Москве-реке». М. П. Мусоргский |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.