Музыка
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по музыке для детей 3 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы
–Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений с легкой умственной отсталостью под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Общие цели и задачи учебного предмета
Цель: формирование основ музыкальной культуры и приобщение к ним обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры
Задачи:
– развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся;
– узнавание музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка);
– умение распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
– умение воспроизводить хорошо знакомую песню в сопровождении инструмента.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
– осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
– формирование способности к принятию социального окружения,
– формирование умения определить свое место в нем, принятие ценностей и социальных ролей, соответствующих индивидуальному развитию ребенка;
– формирование социально значимых мотивов учебной деятельности;
– формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
– формирование эстетических потребностей, чувств; готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурных проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
Предметные результаты:
Минимальный:
– смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя;
– развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с помощью учителя);
– развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения;
– дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие);
– различение характера музыки (веселая, грустная);
– ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая);
– овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовыми инструментах (бубен, барабан);
– умение пропевать короткие попевки на одном дыхании;
– умение петь в группе и петь индивидуально в сопровождении педагога.
Достаточный:
– умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога;
– смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя и самостоятельно;
– исполнение специальных упражнений слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно);
– развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения;
– дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие);
– различение характера музыки (веселая, грустная);
– ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая);
– овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан);
– умение отчетливо произносить текст, понимать его смысл;
– умение пропевать короткие попевки на одном дыхании.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Музыка» на I этапе обучения (1 -4-е классы) состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, игра на шумовых инструментах.
Восприятие музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
- развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр).
Навык пения:
- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
- пение коротких попевок на одном дыхании;
- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки,
- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
- развитие умения выдерживать ритмический рисунок произведения с сопровождением учителя;
- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений;
- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
- развитие понимания содержания песни на мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста;
- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон;
- получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
- ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая);
- развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
Игра на шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник, ложки и др.).
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Тематическое планирование
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Хоровое пение |
18 |
2 |
Восприятие музыки |
11 |
3 |
Элементы музыкальной грамоты |
3 |
4 |
Игра на музыкальных инструментах |
3 |
|
Итого |
35 |
Календарно – тематическое планирование музыки для 3 класса
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол -во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
I - четверть. 9 ч. |
|||||
Домашние животные |
8 ч |
|
|
|
|
1 |
Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Слушание. Ф. Шуберт «Аве Мария» |
1 |
01.09 |
|
|
2 |
Пение. « Весёлые путешественники» М. Старокадомский, сл. С.Михалкова - разучивание. |
1 |
08.09 |
|
|
3 |
Пение. «Весёлые путешественники» М. Старокадомский, сл. С.Михалкова- исполнение |
1 |
15.09 |
|
|
4 |
Слушание. Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен» |
1 |
22.09 |
|
|
5 |
Пение. В. Шаинский, сл. А. Тимофеевского «Песенка Крокодила Гены» -разучивание |
1 |
29.09 |
|
|
6 |
Пение. «Песенка Крокодила Гены» - исполнение |
1 |
06.10 |
|
|
7 |
Слушание. Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида» |
1 |
13.10 |
|
|
8 |
Пение.В. Шаинский , сл. Ю.Энтина «Первоклашка» - разучивание. Исполнение разученных песен. |
1 |
20.10 |
|
|
9 |
Пение.М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского «Дружба школьных лет» - разучивание. |
1 |
27.10 |
|
|
II - четверть 8 ч. |
|||||
10 |
Пение. Д. Львов-Компанейц, сл. С, Богомазова «Снежная песенка»- разучивание. |
1 |
10.11 |
|
|
11 |
Слушание. В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады» |
1 |
17.11 |
|
|
12 |
Пение. Л. Книппер, сл. А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит?» - разучивание |
1 |
24.11
|
|
|
13 |
Пение. Л. Книппер, сл. А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит?» - исполнение. |
1 |
01.12 |
|
|
14 |
Слушание. Теодоракис. Сиртаки. |
1 |
08.12 |
|
|
15 |
Пение. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко «Новогодний хоровод» - разучивание. |
1 |
15.12 |
|
|
16 |
Обобщение тем. Исполнение изученных песен. |
1 |
22.12 |
|
|
17 |
Слушание. Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова. Слова Ю.Энтина |
1 |
29.12 |
|
|
III -четверть 9 ч. |
|||||
18 |
Пение. В. Соловьёв –Седой, сл. С.Погореловского «Стой, кто идёт?» разучивание. |
1 |
12.01 |
|
|
19 |
Слушание.Ф. Шуберт. Музыкальный момент. соч. №3, 94 |
1 |
19.01 |
|
|
20 |
Слушание. Е. Крылатов «Крылатые качели» |
1 |
26.01 |
|
|
21 |
Слушание. П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик» |
1 |
02.02 |
|
|
22 |
Слушание. «Наш край» муз.Д. Кабалевского, сл.А.Пришельца. |
1 |
09.02 |
|
|
23 |
Пение.В. Шаинский , сл..Э. Успенского«Песня Чебурашки» -разучивание. |
1 |
16.02
|
|
|
24 |
Слушание. Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского |
1 |
02.03
|
|
|
25 |
Пение. В. Шаинский , сл. З. Александровой «Бескозырка белая» -разучевание. |
1 |
09.03 |
|
|
26 |
Пение. А. Филиппенко, сл.т. Волгиной «Праздничный вальс» - разучивание. |
1 |
16.03 |
|
|
IV - четверть 9 ч. |
|||||
27 |
Обобщение тем. Исполнение разученных песен. |
1 |
30.03 |
|
|
28 |
Пение. «Пойте вместе с нами» -разучивание, исполнение. |
1 |
06.04 |
|
|
29 |
Слушание. Музыка Е.Крылатов, слова Ю.Энтина «Прекрасное далёко» |
1 |
13.04 |
|
|
30 |
Пение. В. Шаинский , сл. Л.Яхнина «Белые кораблики» - разучивание |
1 |
20.04
|
|
|
31 |
Слушание. Бу-ра-ти-но. Музыка а. Рыбникова, слова Ю. Энтина. |
1 |
27.04 |
|
|
32 |
Пение. В. Шаинский, сл. Ю.Энтина «Чунга-Чанга»-разучивание |
1 |
04.05 |
|
|
33 |
Пение.В. Шаинский , сл..Э. Успенского «Голубой вагон»-разучивание. |
1 |
11.05 |
|
|
34 |
Пение. Р. Паульс, сл. И. Резника «Кашалотик»- разучивание. «Голубой вагон», «Чунга-Чанга»- исполнение. |
1 |
28.05 |
|
|
35 |
Контрольно-обобщающий урок |
1 |
25.05 |
|
|
Итого |
70ч. |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение:
1. Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб. пособие для специальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
2. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С. 790-794.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е.А. Медведевой. М./
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.