Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 4 класс
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 4 класс

Оценка 4.7
docx
20.09.2020
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 4 класс
ок.мир.docx

Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района  

Большелогская средняя  общеобразовательная школа

(МБОУ Большелогская СОШ)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Большелогской СОШ

__________    

                       Приказ от    .08.2020 г.  №

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

адаптированная для детей с задержкой психического развития

( обучающихся инклюзивно в условиях класса)

 

 

 

Уровень общего образования (класс) начальное общее образование, 4В класс

 

 

 

Количество часов:  68 ч.

 

 

Учитель–Олейникова Елена Николаевна

 

Программа составлена на основе:

Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и

примерной программы по учебному предмету «Окружающий мир» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под ред. А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова.4-е изд., – М. :  Просвещение, 2014

 

 

2020-2021

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  окружающему миру  разработана в соответствии с:

 

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России №373 (в редакции от 31.12.2015) от 06.10.2009г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования»); №1577
  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598;

·         учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год;

·         Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ Большелогской СОШ

 

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе: Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и  примерной программы по учебному предмету «Окружающий мир» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под ред. А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова.4-е изд., – М. :  Просвещение, 2014

 

 

Цели:

·         формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

·         духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного  и конфессионального многообразия российского общества.

 

Коррекционные задачи:

 

Основные направления коррекционной работы:

- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук ;развитие артикуляционной моторики

- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и узнавания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие временных понятий;

развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

- Развитие основных мыслительных операций:

формирование навыков относительно анализа;

развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

формирование умения планировать свою деятельность;

развитие комбинаторных способностей

- Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

-Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

-Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.

- Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся.

 

 

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 

  Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего, для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащению нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно-обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном органичном единстве. Это позволяет формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.

В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно- научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

.

 

 

III. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

  В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценностные ориентиры:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

·         Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.

 

IV. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Окружающий мир»  рассчитан на 68  часов в год - 2 часа в неделю. В связи с особенностями календарного учебного графика МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год  будет проведено  68 часов. Из них контрольных работ – 5.

 

 

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

Обучение окружающему миру в начальной школе направлено на достижение следующих результатов:

В направлении личностного развития:

         Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

         Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.

         Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

         В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

В предметном направлении:

         понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

         сформирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

         осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и социальной среде;

         освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

         развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

В результате изучения окружающего мира 4 обучающиеся должны

знать/понимать

         нормы здорового образа жизни;

         государственную символику,

         даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

         народы, населяющие Россию (не менее 3);

         название Основного закона страны;

         имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;

         достопримечательности родного края.

         Солнце — небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь)

         климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;

         строение тела человека, название важнейших органов организма человека;

         основы личной гигиены;

         влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;

         способы сохранения и укрепления здоровья;

         даты важнейших событий в истории в соответствии с программой

уметь

         соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

         устно описывать объекты природы;

         вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;

         в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;

         пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;

         устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

         соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

         описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         обогащения постоянного жизненного опыта,

         решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения,

         поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;

         выполнять правила поведения в природе;

         рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

 

 

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 

Земля и человечество (8 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (12 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время;  достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (18 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура  России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (14)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. 

 

 


VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

№ п/п

Содержание учебного предмета

Количество часов

Характеристика основных видов 

учебной деятельности

1.        

Земля и человек

 Различать планеты и спутники, устанавливать причинно- следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года, формулировать выводы их изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Находить на карте звёздного неба знакомые созвездия, моделировать изучаемые созвездия, определять направление на север по Полярной звезде, работать с терминологическим словарём.

Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.

Составлять рассказы о мире, сточки зрения историка, характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого, обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого, посещать краеведческий музей.

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили исторические события, обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях, работать в паре, анализировать историческую карту. Рассказывать по ней.

Рассказывать о мире с точки зрения эколога, работать в группе, анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению, находить в Интернете информацию, готовить сообщения.

Рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия, работать в пере, различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.

 

2.        

Природа России

 

 

 

10 ч

 

 

 

 

 

Различать холмистые и плоские равнины, работать в паре, находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте, характеризовать формы земной поверхности.

Различать моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов, работать в паре, находить и показывать на физической карте России изучаемые  моря, озёра, реки,, рассказывать о них по карте, характеризовать  особенности изучаемых водных объектов.

Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России, определять по карте природные зоны России, работать со схемой освещённости земли солнечными лучами.

Находить и показывать зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку, выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами , характеризовать зону арктических пустынь по плану

Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии, находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте, обнаруживать экологические связи в зоне тундры. Рассказывать о них

Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте, устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Сравнивать природу тундры и лесных зон.

Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»; характеризовать лесные зоны по плану.

Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям; находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры, обсуждать экологические проблемы.

Различать холмистые и плоские равнины, работать в паре, находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте, характеризовать формы земной поверхности. Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям; находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте.

Находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Моделировать характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы.

 

3.        

Родной край – часть большой страны

12ч

Работать в паре, находить на карте России свой регион. Знакомиться с картой своего региона; характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; обсуждать меры по охране поверхности своего края.

Составлять список водных объектов своего региона, описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану. Составлять  план описания водного объекта.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщения, сравнивать изученные полезные ископаемые.

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Работать в паре, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии, выявлять экологические связи в лесу, моделировать цепи питания . характерные для лесного сообщества региона, обсуждать нарушение экологических связей по вине человека.

Знакомиться с животными луга, выявлять экологические связи на лугу, характеризовать луговое сообщество по плану учебника, сравнивать природные особенности леса и луга.

Описывать водоём по фото; определять растения пресного водоёма; выявлять экологические связи в пресном водоёме; рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края ,обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.

Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа- определителя; фиксировать результаты наблюдений.

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; различать сорта культурных растений; готовить сообщения; различать зёрна зерновых культур.

4.        

Страницы всемирной истории

 

6 ч

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных; понимать роль археологии в изучении первобытного общества

Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; обобщать сведения о древних государствах, культуре, религиях, выявлять общее и отличия, сопоставлять алфавиты древности

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья.; сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов

Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Рассказывать о научных и технических открытиях

5.        

Страницы истории России

18ч

Анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян; составлять план рассказа на материале учебника.

Прослеживать по карте Древней Руси путь « из варяг в греки» и расширение территории государства в 9-11в.отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.

Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения. Обсуждать  важность находок археологами берестяных грамот.

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Работать с историческими картами, сопоставлять исторические источники, готовить сообщения, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны; Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала 20в. и рассказывать о них по плану.

Знакомиться по карте СССР с административно- территориальным устройством страны; сравнивать гербы России и СССР4 сравнивать тексты гимнов дореволюционной России , СССР и Российской Федерации.

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Встречаться с ветеранами.

 

6.        

Современная Россия.

14

Понимать учебную задачу урока;

Знакомиться с особенностями государственной символики Российской Федерации, её историей.


VIII. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

1. Учебно-методическое обеспечение:

Авторская программа начального общего образования А.А.Плешакова / Окружающий мир 1-4   «Школа России» - М.: Просвещение, 2014г./         

  Журнал «Начальная школа»

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс (диск CD-ROM), авторы А.А.Плешаков.

 

2. Учебник:

ü  Плешаков А.А.Окружающий мир.4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.М: Просвещение,2017-2020г.

ü  Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс:Тесты. – М. : Просвещение, 2020

ü  Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Проверочные работы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2020.

ü  Плешаков,А.А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь в 2-х частях.-М.: Просвещение, 2020.

 

3. Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

            Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/

 

4. Технические средства:

- компьютер, экран.

5. Учебно-практическое оборудование:

Наглядные пособия: карты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ– 4 В

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Даты изучения темы

план.

факт.

 

Земля и человек (8ч)

 

 

 

  1.  

Мир глазами астронома.  Планеты Солнечной системы.

1

 

 

 

  1.  

Звездное небо – Великая книга Природы .

1

 

 

  1.  

Мир глазами географа .

1

 

 

  1.  

Мир глазами историка .

1

 

 

  1.  

Когда и где?

1

 

 

  1.  

Мир глазами эколога .

1

 

 

  1.  

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

 

 

  1.  

Проверочная работа №1 по теме «Земля и человек.»

1

 

 

 

 

Природа России (10 ч)

 

 

 

  1.  

Равнины и горы России .

1

 

 

  1.  

Моря, озёра и реки России.

1

 

 

  1.  

Природные зоны России.

1

 

 

  1.  

Зона арктических пустынь .

1

 

 

  1.  

Тундра.

1

 

 

  1.  

Леса России.

1

 

 

  1.  

Лес и человек.

1

 

 

  1.  

Зона степей. Пустыни.

1

 

 

  1.  

У Чёрного моря.

1

 

 

  1.  

Проверочная работа №2 по теме «Природа России».

1

 

 

 

Родной край – часть большой страны ( 12ч)

 

 

 

  1.  

Наш край

1

 

 

  1.  

Поверхность нашего края

1

 

 

  1.  

Водные богатства нашего края 

1

 

 

  1.  

Наши подземные богатства

1

 

 

  1.  

Земля – кормилица

1

 

 

  1.  

Жизнь леса

1

 

 

  1.  

Жизнь луга

1

 

 

  1.  

Жизнь в пресных водах

1

 

 

  1.  

Растениеводство в нашем крае

1

 

 

  1.  

Животноводство в нашем крае

1

 

 

  1.  

Наши проекты . «Красная книга России»

1

 

 

  1.  

Проверочная работа №3 по теме «Родной край – часть большой страны»

1

 

 

 

Страницы всемирной истории.(6 ч)

 

 

 

  1.  

Начало истории человечества

1

 

 

  1.  

Мир древности: далекий и близкий

1

 

 

  1.  

Средние века: время рыцарей и замков

1

 

 

  1.  

Новое время: встреча Европы и Америки

1

 

 

  1.  

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

 

 

  1.  

Проверочная работа №4 по теме «Страницы всемирной истории»

1

 

 

 

Страницы истории России ( 18 ч)

 

 

 

  1.  

Жизнь древних славян

1

 

 

  1.  

Во времена Древней Руси

1

 

 

  1.  

Страна городов Наши проекты   «В дворянской усадьбе»

1

 

 

  1.  

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

 

 

  1.  

Трудные времена на Русской земле

1

 

 

  1.  

Русь расправляет крылья

1

 

 

  1.  

Куликовская битва

1

 

 

  1.  

Иван Третий

1

 

 

  1.  

Мастера печатных дел

1

 

 

  1.  

Патриоты России

1

 

 

  1.  

Пётр Великий

1

 

 

  1.  

Михаил Васильевич Ломоносов

1

 

 

  1.  

Екатерина Великая.  Отечественная война 1812 года .

1

 

 

  1.  

Страницы истории XIX века

1

 

 

  1.  

Россия вступает в ХХ век

1

 

 

  1.  

Страницы истории 1920-1930-х годов

1

 

 

  1.  

Великая Отечественная  война и великая Победа

1

 

 

  1.  

Страна, открывшая путь в космос

1

 

 

 

Современная Россия ( 14ч)

 

 

 

  1.  

Наши проекты « Правители Руси»,

1

 

 

  1.  

Основной закон России и права человека

1

 

 

  1.  

Мы – граждане России

1

 

 

  1.  

Славные символы России

1

 

 

  1.  

Города России.

1

 

 

  1.  

Промежуточный годовой контроль

1

 

 

  1.  

Такие разные праздники

1

 

 

  1.  

Наши проекты « Наш край в годы Великой Отечественной войны»

1

 

 

  1.  

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

 

 

  1.  

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

1

 

 

  1.  

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)

1

 

 

  1.  

Путешествие по России

1

 

 

  1.  

Наши проекты « Чему и как учились в начальной школе наши мамы и папы, бабушки и дедушки»

2

 

 

  1.  

Наши проекты « Чему и как учились в начальной школе наши мамы и папы, бабушки и дедушки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

                                                                                         

·         Форма итогового контроля - проверочная  работа

 

            Программой предусмотрено проведение:

·         Контрольных работ - 5

 

 

№ урока

Тема контрольной работы

Дата

план.

факт.

8

 «Земля и человек.»

 

 

18

«Природа России».

 

 

30

«Родной край – часть большой страны»

 

 

36

«Страницы всемирной истории»

 

 

60

Промежуточный годовой контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы

 

Дата

Внесенные изменения и дополнения

Основание

Роспись учителя

Согласовано (роспись зам.директора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО   

Протокол №1от 26.08. 2020 г.  

заседания методического   объединения   учителей начального цикла                    

Руководитель ШМО

__________Е.Н.Олейникова 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР ___________

  « 27 » 08.2020 г         

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол №1от26.08.2020 г.

заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ

Председатель методсовета

 _________

 

 


 

Управление образования Администрации

Управление образования Администрации

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с : с требованиями

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с : с требованиями

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др

Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной…

Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной…

МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год будет проведено 68 часов

МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год будет проведено 68 часов

Отечества. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обогащения постоянного жизненного опыта, • решения практических задач с помощью наблюдения,…

Отечества. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обогащения постоянного жизненного опыта, • решения практических задач с помощью наблюдения,…

Водоемы края, их значение в природе и жизни человека

Водоемы края, их значение в природе и жизни человека

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г

VII . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

VII . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии, находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте,…

Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии, находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте,…

Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии, выявлять экологические связи в лесу, моделировать цепи питания

Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии, выявлять экологические связи в лесу, моделировать цепи питания

Страницы истории России 18ч

Страницы истории России 18ч

VIII . УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И

VIII . УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Жизнь древних славян 1

Жизнь древних славян 1

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ·

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ·

Лист корректировки рабочей программы

Лист корректировки рабочей программы

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 4 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 4 класс

РАССМОТРЕНО Протокол №1от 26

РАССМОТРЕНО Протокол №1от 26
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020