ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с легкой и средней степенью умственной отсталости на 2020-2021 учебный год (2 вариант), на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Москва, 7-е издание , 2011г. допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Задачи:
1. Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ( в пределах программных требований);
2. Овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
3. Обучение школьников умению связанно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4. Вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;
5. Развитие логического мышления;
6. Формирование общеучебных умений – работать с книгой, со справочной литературой; совершенствование навыков чтения;
7. Воспитание нравственности, чувства патриотизма и толерантности; воспитание любви и уважения к родному языку, а так же предмету «русский язык».
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение, звуки и буквы, слово, предложение, связная речь.
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьника.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционной школе на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
Учащийся овладевает правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений в коррекционной школе имеет особое значение для подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо так организовать работу, чтобы постепенно в процессе упражнений формировать у учащегося навыки построения разной степени распространённости простого предложения и сложного предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
Связная речь. На уроках письма особое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья излагать свои мысли в письменной форме весьма ограниченны. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
Учащиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой Ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространённое предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться словарём.
Учащиеся должны знать:
алфавит;
способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Разделы |
Часы |
Повторение |
2 ч. |
Звуки и буквы |
3 ч. |
Слово Состав слова |
5 ч. |
Части речи |
3 ч. |
Имя существительное |
17 ч. |
Предложение |
3 ч. |
Повторение |
2 ч. |
Итого |
35 ч. |
Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи
на 2020-2021 учебный год
I четверть - 8 ч
№ п/п |
Тема урока |
кол-во часов |
дата |
|
План |
Факт |
|||
|
1. Повторение |
2 ч |
|
|
1. |
Повторение по теме «Предложение» Развитие речи. Составление рассказа по вопросам учителя по теме «Школа». |
1 |
|
|
2 |
. Диктант по теме «Предложение» Работа над ошибками. Повторение по теме: «Предложение». |
1 |
|
|
|
2. Звуки и буквы |
3ч |
|
|
3 |
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные. Буквы, обозначающие мягкость согласных |
1 |
|
|
4 |
Разделительный ь Звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. |
1 |
|
|
5 |
Гласные ударные и безударные. Проверка Самостоятельная работа по теме: «Звуки и буквы».написания безударных гласных. |
1 |
|
|
|
3. Слово |
5 ч |
|
|
6 |
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Состав слова. Окончание. Состав слова. Приставка. Состав слова. Суффикс. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. |
1 |
|
|
7 |
Самостоятельная работа по теме « Состав слова» Правописание безударных гласных в корне слова. |
1 |
|
|
8 |
Контрольный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных в корнях» Работа над ошибками. Повторение по теме: «Правописание гласных и согласных в корнях» Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Обобщение по теме: «Правописание гласных и согласных в корнях» |
1 |
|
|
II четверть - 8 ч.
№ п/п |
Тема урока |
кол-во часов |
дата |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Приставка и предлог. |
1 |
|
|
2 |
Правописание приставок и предлогов. Разделительный твердый знак после приставок. Повторение по теме «Приставка и предлог» Самостоятельная работа по теме «Слово» Деловое письмо. Записка. |
1 |
|
|
|
4. Части речи |
3 ч |
|
|
3 |
Общее понятие о частях речи. Умение различать части речи по вопросам и значению. |
1 |
|
|
4 |
Умение различать существительное по значению и вопросам. Умение различать прилагательное по значению и вопросам. |
1 |
|
|
5. |
Умение различать глагол по значению и вопросам. Диктант по теме «Части речи» Работа над ошибками. Повторение по теме: «Части речи» |
1 |
|
|
|
5. Имя существительное |
17 ч |
|
|
6
|
Понятие об имени существительном Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные Р/речи. Адрес. Изменение существительных по числам Род существительных. Умение различать род существительных. |
1 |
|
|
7 |
Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. Контрольный диктант по теме « Имя существительное» Работа над ошибками. Повторение по теме «Имя существительное» |
1 |
|
|
8 |
Развитие речи. Поздравительная открытка. Повторение по теме «Имя существительное» |
1 |
|
|
III четверть – 10 ч.
№ п/п |
Тема урока |
кол-во часов |
дата |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Повторение по теме «Имя существительное»Изменение имен существительных по вопросам. Изменение имен существительных по падежам. Различение падежей по вопросам. |
1 |
|
|
2 |
Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Изменение имен существительных по падежам. |
1 |
|
|
3 |
Самостоятельная работа по теме «Изменение имен существительных по падежам» |
1 |
|
|
4 |
Понятие о склонении Существительные 1 склонения Существительные 2 склонения Существительные 3 склонения |
1 |
|
|
5 |
Развитие речи. Изложение «Зимняя рыбалка» Различение склонений по родам и окончаниям Самостоятельная работа по теме «Склонение имен существительных» |
1 |
|
|
6 |
Первое склонение имен существительных в единственном числе Именительный падеж имен существительных 1-го склонения Родительный падеж имен существительных 1-го склонения |
1 |
|
|
7 |
Дательный падеж имен существительных 1-го склонения Винительный падеж имен существительных 1-го склонения Творительный падеж имен существительных 1-го склонения Предложный падеж имен существительных 1-го склонения Повторение по теме «Первое склонение имен существительных в единственном числе» Правописание падежных окончаний существительных 1 – го склонения |
1 |
|
|
8 |
Второе склонение имен существительных в единственном числе Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2 склонения Именительный падеж имен существительных 2-го склонения Родительный падеж имен существительных 2-го склонения |
1 |
|
|
9 |
Дательный падеж имен существительных 2-го склонения Винительный падеж имен существительных 2-го склонения Творительный падеж имен существительных 2-го склонения Предложный падеж имен существительных 2-го склонения |
1 |
|
|
10 |
Контрольный диктант по теме: «Склонение имен существительных» Работа над ошибками. Повторение по теме: «Склонение имен существительных» Развитие речи. Письмо |
1 |
|
|
IV четверть - 9 ч
№ п/п |
Тема урока |
кол-во часов |
дата |
||
План |
Факт |
||||
1 |
Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения Именительный падеж имен существительных 3-го склонения Родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 3-го склонения |
1 |
|
|
|
2 |
Винительный падеж имен существительных 3-го склонения Развитие речи. Изложение по предложенному учителем плану, «Медвежонок». Развитие речи. Написание изложения по предложенному учителем плану, «Медвежонок». |
1 |
|
|
|
3 |
Творительный падеж имен существительных 3-го склонения Обобщение по теме: «Третье склонение имен существительных в единственном числе» Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения |
1 |
|
|
|
4 |
Диктант по теме «Существительные 3-го склонения» Работа над ошибками. Повторение по теме: «Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения» Развитие речи. Работа с деформированным текстом |
1
1 |
|
|
|
|
6. Предложение |
3 ч |
|
|
|
5 |
Главные члены предложения Второстепенные члены предложения Нераспространенные и распространенные предложения |
1 |
|
|
|
6 |
Однородные члены предложения Знаки препинания при однородных членах предложения Повторение по теме: «Предложение» Самостоятельная работа по теме: «Предложение» |
1 |
|
|
|
7 |
Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок. Контрольный диктант по теме: «Предложение» Работа над ошибками. Повторение по теме: «Предложение». |
1 |
|
|
|
|
7. Повторение |
2 ч |
|
|
|
8 |
Состав слова. Звуки и буквы. Правописание гласных и согласных в корне слова Части речи. |
1 |
|
|
|
9 |
Грамматические категории существительных. Повторение по теме «Существительное». |
1 |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.