Адаптированная рабочая программа по речевой практике для 3 класса УО 1 вариант

  • docx
  • 12.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3. Речевая практика АОП 3 кл.docx

Речевая практика

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей 3 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы

Рабочая программа ориентирована на учебник Комарова С.В «Речевая практика»     3  класс. 2019 г.

Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

 

Цель:  программы по предмету «Речевая практика»  – развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи:     

- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;

-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

-формировать выразительную сторону речи;

-учить строить устные связные высказывания;

-воспитывать культуру речевого общения.

Для решения этих задач и для организации обучения общению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников.

 

 

Место учебного предмета «Речевая практика»

На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в неделю и 70 часов в год.

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе

 

Личностные результаты

        уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

         расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;

         укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

         овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);

         овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).

Предметные результаты

Достаточный уровень:

         понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;

         выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

         выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

         участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

         правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

         сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;

         принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;

         уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

         слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.

Минимальный уровень:

         выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

         выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

         знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

         участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

         слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

         выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

         участвовать в беседе;

         слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

          

Содержание учебного предмета

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

 Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.   

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

 Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

 Организация речевого общения

 Базовые формулы речевого общения

 Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

 Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

 Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». 

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание.

Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.  Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.   

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

 Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. 

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

 Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

 Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. 

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

 Примерные темы речевых ситуаций 

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

 «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

 «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

 «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

 Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

 Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

 Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации.

Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

 Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

 

Тематическое планирование:

 

Название раздела

Количество часов

1.

Снова в школу!

6

2.

Мы собрались поиграть

4

3.

В библиотеке

4

4.

Играем в сказку

4

5.

Я отправляюсь в магазин

5

6.

Телефонный разговор

6

7.

Я зритель

5

8.

Какая сегодня погода?

5

9.

На приёме у врача

2

10.

Мой дом и моя семья

5

11.

«Снегурочка»

5

12.

Веселый праздник

3

13.

Учимся понимать животных

6

14.

Узнай меня!

4

15.

Мои каникулы

3

16.

Контрольная инсценировка.

3

 

Всего

70

Календарно – тематическое планирование  по речевой практике для 3 класса

 

п/п

Наименование  раздела,  темы

Кол -во      часов

Дата  проведения

Примечание

по плану

факт

 

I  -  четверть. 17 ч.

Снова в школу! 6 ч.

 

 

 

 

1.

День знаний. Добро пожаловать!

1

02.09

 

 

2.

Мы снова в школе

1

07.09

 

 

3.

У нас новые  ученики.

1

09.09

 

 

4.

Успехи и неудачи бывают у каждого.

1

14.09

 

 

5.

Вспоминаем каникулы

1

16.09

 

 

6.

Я расскажу вам, где я отдыхал

1

21.09

 

 

 Мы собрались поиграть 4 ч.

 

 

 

 

7.

Мы собрались поиграть. Считалочки.

1

23.09

 

 

8.

Игра «Рыбаки»

1

28.09

 

 

9.

Наша любимая игра. Правила игры.

1

30.09

 

 

10.

Играем в нашу любимую игру

1

05.10

 

 

В библиотеке.   4 ч.

 

 

 

 

11.

Где же взять мне книгу почитать?

1

07.10

 

 

12.

В библиотеке

1

12.10

 

 

13.

Знакомство со школьной библиотекой

1

14.10

 

 

14.

Ролевая игра «В библиотеке»

1

19.10

 

 

Сказки про Машу. 3 ч.

 

 

 

 

15.

Сказки про Машу

1

21.10

 

 

16.

Вспоминаем сказку «Маша и Медведь»

1

26.10

 

 

17.

Вспоминаем сказку «Три медведя»

1

28.10

 

 

II  -  четверть   16 ч.

 Я отправляюсь в магазин. 5 ч.

 

 

 

18.

Как я провел каникулы

1

09.11

 

 

19.

Я отправляюсь в магазин

1

11.11

 

 

20.

Мы в продуктовом магазине

1

16.11

 

 

21.

Мы в канцелярском магазине

1

18.11

 

 

22.

Ролевая игра «Я совершаю покупки в магазине»

1

23.11

 

 

Телефонный разговор. 6 ч.

 

 

 

23.

Телефонный разговор. Правила общения по телефону.

1

25.11

 

 

24.

У меня зазвонил телефон…

1

30.11

 

 

25.

Ролевая игра «Я вызываю пожарных»

1

02.12

 

 

26.

Ролевая игра «Я вызываю полицию»

1

07.12

 

 

27.

Ролевая игра «Я вызываю скорую»

1

09.12

 

 

28.

Ролевая игра «Я звоню в экстренные службы»

1

14.12

 

 

Я – зритель. 5 ч.

 

 

 

29.

Я зритель. Игра «Я дарю тебе билет»

1

16.12

 

 

30.

Я иду в кино

1

19.12

 

 

31.

Мы в кинотатре

1

23.12

 

 

32.

Ролевая игра «Кинотеатр»

1

26.12

 

 

33.

Праздник к нам приходит

1

30.12

 

 

III  -  четверть   19 ч.

Какая сегодня погода? 5 ч.

 

 

 

34.

Как я провел каникулы

1

11.01

 

 

35.

Какая сегодня погода?

1

13.01

 

 

36.

Я узнал прогноз погоды из/от…

1

18.01

 

 

37.

Игра «Одеваемся по погоде»

1

20.01

 

 

38.

Сообщение «Прогноз погоды на завтра»

1

25.01

 

 

На приеме у врача 2ч.

 

 

 

39.

Ролевая игра «На приёме у врача»

1

27.01

 

 

40.

Ролевая игра «На приёме у врача»

1

01.02

 

 

Мой дом и моя семья 5ч.

 

 

 

41.

Мой дом и моя семья

1

03.02

 

 

42.

8 марта. «Дома маме помогу…»

1

08.02

 

 

43.

Содержу одежду в чистоте

1

10.02

 

 

44.

Ролевая игра «В химчистке»

1

15.02

 

 

45.

Вещи в моем шкафу

1

17.02

 

 

Снегурочка 5 ч.

 

 

 

46.

Сказка «Снегурочка»

1

22.02

 

 

47.

«Рассказ по кругу» с опорой на иллюстрации сказки

1

24.02

 

 

48.

Кукольная инсценировка сказки

1

01.03

 

 

49.

Конкурс «Мастер сказки сказывать»

1

03.03

 

 

50.

Контрольная инсценировка одной из пройденных тем

1

10.03

 

 

Веселый праздник 3 ч.

 

 

 

51.

Веселый праздник

1

15.03

 

 

52.

Мой день рождения

1

17.03

 

 

IV  -  четверть  18 ч.

53.

Ролевая игра «Приём гостей»

1

05.04

 

 

Учимся понимать животных 6 ч.

 

 

 

54.

Как я провел каникулы.

1

07.04

 

 

55.

Учимся понимать животных

1

12.04

 

 

56.

Я ухаживаю за своим домашним животным

1

14.04

 

 

57.

Мое домашнее животное

1

19.04

 

 

58.

Игра «Покажи животное»

1

21.04

 

 

59.

В зоопарке у зверей

1

26.04

 

 

Узнай меня. 4 ч.

 

 

 

60.

Узнай меня!

1

28.04

 

 

61.

Игра «Узнай одноклассника!»

1

03.05

 

 

62.

«Знакомьтесь, наш класс!»

1

05.05

 

 

63.

Хочешь со мной дружить?

1

10.05

 

 

Мои каникулы

 

 

 

64-67

Здравствуй, лето!

4

12.05-24.05

 

 

68-70

Итоговая инсценировка одной из пройденных тем

3

26.05-31.05

 

 

 

 

           

 

 

Учебно-методическое  обеспечение

1. Учебно-методическое обеспечение:

- Комарова С.В. 3 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.

- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник

 

2. Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).

3. Учебно-практическое оборудование:

- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- книги (сказки).

 

 

 

 

           


 

Скачано с www.znanio.ru