Речевая практика
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей 3 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы
Рабочая программа ориентирована на учебник Комарова С.В «Речевая практика» 3 класс. 2019 г.
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель: программы по предмету «Речевая практика» – развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
-формировать выразительную сторону речи;
-учить строить устные связные высказывания;
-воспитывать культуру речевого общения.
Для решения этих задач и для организации обучения общению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников.
Место учебного предмета «Речевая практика»
На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в неделю и 70 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе
Личностные результаты
– уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
– расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
– укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
– овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
– овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
Предметные результаты
Достаточный уровень:
– понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
– выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
– выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
– участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
– правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
– сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
– принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
– уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
– слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
– выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
– выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
– знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
– участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
– слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
– выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
– участвовать в беседе;
– слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
–
Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.
Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации.
Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Тематическое планирование:
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1. |
Снова в школу! |
6 |
2. |
Мы собрались поиграть |
4 |
3. |
В библиотеке |
4 |
4. |
Играем в сказку |
4 |
5. |
Я отправляюсь в магазин |
5 |
6. |
Телефонный разговор |
6 |
7. |
Я зритель |
5 |
8. |
Какая сегодня погода? |
5 |
9. |
На приёме у врача |
2 |
10. |
Мой дом и моя семья |
5 |
11. |
«Снегурочка» |
5 |
12. |
Веселый праздник |
3 |
13. |
Учимся понимать животных |
6 |
14. |
Узнай меня! |
4 |
15. |
Мои каникулы |
3 |
16. |
Контрольная инсценировка. |
3 |
|
Всего |
70 |
Календарно – тематическое планирование по речевой практике для 3 класса
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол -во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
I - четверть. 17 ч. |
|||||
Снова в школу! 6 ч. |
|
|
|
|
|
1. |
День знаний. Добро пожаловать! |
1 |
02.09 |
|
|
2. |
Мы снова в школе |
1 |
07.09 |
|
|
3. |
У нас новые ученики. |
1 |
09.09 |
|
|
4. |
Успехи и неудачи бывают у каждого. |
1 |
14.09 |
|
|
5. |
Вспоминаем каникулы |
1 |
16.09 |
|
|
6. |
Я расскажу вам, где я отдыхал |
1 |
21.09 |
|
|
Мы собрались поиграть 4 ч. |
|
|
|
|
|
7. |
Мы собрались поиграть. Считалочки. |
1 |
23.09 |
|
|
8. |
Игра «Рыбаки» |
1 |
28.09 |
|
|
9. |
Наша любимая игра. Правила игры. |
1 |
30.09 |
|
|
10. |
Играем в нашу любимую игру |
1 |
05.10 |
|
|
В библиотеке. 4 ч. |
|
|
|
|
|
11. |
Где же взять мне книгу почитать? |
1 |
07.10 |
|
|
12. |
В библиотеке |
1 |
12.10 |
|
|
13. |
Знакомство со школьной библиотекой |
1 |
14.10 |
|
|
14. |
Ролевая игра «В библиотеке» |
1 |
19.10 |
|
|
Сказки про Машу. 3 ч. |
|
|
|
|
|
15. |
Сказки про Машу |
1 |
21.10 |
|
|
16. |
Вспоминаем сказку «Маша и Медведь» |
1 |
26.10 |
|
|
17. |
Вспоминаем сказку «Три медведя» |
1 |
28.10 |
|
|
II - четверть 16 ч. |
|||||
Я отправляюсь в магазин. 5 ч. |
|
|
|
||
18. |
Как я провел каникулы |
1 |
09.11 |
|
|
19. |
Я отправляюсь в магазин |
1 |
11.11 |
|
|
20. |
Мы в продуктовом магазине |
1 |
16.11 |
|
|
21. |
Мы в канцелярском магазине |
1 |
18.11 |
|
|
22. |
Ролевая игра «Я совершаю покупки в магазине» |
1 |
23.11 |
|
|
Телефонный разговор. 6 ч. |
|
|
|
||
23. |
Телефонный разговор. Правила общения по телефону. |
1 |
25.11 |
|
|
24. |
У меня зазвонил телефон… |
1 |
30.11 |
|
|
25. |
Ролевая игра «Я вызываю пожарных» |
1 |
02.12 |
|
|
26. |
Ролевая игра «Я вызываю полицию» |
1 |
07.12 |
|
|
27. |
Ролевая игра «Я вызываю скорую» |
1 |
09.12 |
|
|
28. |
Ролевая игра «Я звоню в экстренные службы» |
1 |
14.12 |
|
|
Я – зритель. 5 ч. |
|
|
|
||
29. |
Я зритель. Игра «Я дарю тебе билет» |
1 |
16.12 |
|
|
30. |
Я иду в кино |
1 |
19.12 |
|
|
31. |
Мы в кинотатре |
1 |
23.12 |
|
|
32. |
Ролевая игра «Кинотеатр» |
1 |
26.12 |
|
|
33. |
Праздник к нам приходит |
1 |
30.12 |
|
|
III - четверть 19 ч. |
|||||
Какая сегодня погода? 5 ч. |
|
|
|
||
34. |
Как я провел каникулы |
1 |
11.01 |
|
|
35. |
Какая сегодня погода? |
1 |
13.01 |
|
|
36. |
Я узнал прогноз погоды из/от… |
1 |
18.01 |
|
|
37. |
Игра «Одеваемся по погоде» |
1 |
20.01 |
|
|
38. |
Сообщение «Прогноз погоды на завтра» |
1 |
25.01 |
|
|
На приеме у врача 2ч. |
|
|
|
||
39. |
Ролевая игра «На приёме у врача» |
1 |
27.01 |
|
|
40. |
Ролевая игра «На приёме у врача» |
1 |
01.02 |
|
|
Мой дом и моя семья 5ч. |
|
|
|
||
41. |
Мой дом и моя семья |
1 |
03.02 |
|
|
42. |
8 марта. «Дома маме помогу…» |
1 |
08.02 |
|
|
43. |
Содержу одежду в чистоте |
1 |
10.02 |
|
|
44. |
Ролевая игра «В химчистке» |
1 |
15.02 |
|
|
45. |
Вещи в моем шкафу |
1 |
17.02 |
|
|
Снегурочка 5 ч. |
|
|
|
||
46. |
Сказка «Снегурочка» |
1 |
22.02 |
|
|
47. |
«Рассказ по кругу» с опорой на иллюстрации сказки |
1 |
24.02 |
|
|
48. |
Кукольная инсценировка сказки |
1 |
01.03 |
|
|
49. |
Конкурс «Мастер сказки сказывать» |
1 |
03.03 |
|
|
50. |
Контрольная инсценировка одной из пройденных тем |
1 |
10.03 |
|
|
Веселый праздник 3 ч. |
|
|
|
||
51. |
Веселый праздник |
1 |
15.03 |
|
|
52. |
Мой день рождения |
1 |
17.03 |
|
|
IV - четверть 18 ч. |
|||||
53. |
Ролевая игра «Приём гостей» |
1 |
05.04 |
|
|
Учимся понимать животных 6 ч. |
|
|
|
||
54. |
Как я провел каникулы. |
1 |
07.04 |
|
|
55. |
Учимся понимать животных |
1 |
12.04 |
|
|
56. |
Я ухаживаю за своим домашним животным |
1 |
14.04 |
|
|
57. |
Мое домашнее животное |
1 |
19.04 |
|
|
58. |
Игра «Покажи животное» |
1 |
21.04 |
|
|
59. |
В зоопарке у зверей |
1 |
26.04 |
|
|
Узнай меня. 4 ч. |
|
|
|
||
60. |
Узнай меня! |
1 |
28.04 |
|
|
61. |
Игра «Узнай одноклассника!» |
1 |
03.05 |
|
|
62. |
«Знакомьтесь, наш класс!» |
1 |
05.05 |
|
|
63. |
Хочешь со мной дружить? |
1 |
10.05 |
|
|
Мои каникулы |
|
|
|
||
64-67 |
Здравствуй, лето! |
4 |
12.05-24.05 |
|
|
68-70 |
Итоговая инсценировка одной из пройденных тем |
3 |
26.05-31.05 |
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Комарова С.В. 3 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.
- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник
2. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).
3. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.