Адаптированная рабочая программа по речевой практике для 3 класса УО 1 вариант
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для 3 класса УО 1 вариант

Оценка 4.9
docx
12.10.2022
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для 3 класса УО 1 вариант
3. Речевая практика АОП 3 кл.docx

Речевая практика

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей 3 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы

Рабочая программа ориентирована на учебник Комарова С.В «Речевая практика»     3  класс. 2019 г.

Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

 

Цель:  программы по предмету «Речевая практика»  – развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи:     

- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;

-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

-формировать выразительную сторону речи;

-учить строить устные связные высказывания;

-воспитывать культуру речевого общения.

Для решения этих задач и для организации обучения общению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников.

 

 

Место учебного предмета «Речевая практика»

На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в неделю и 70 часов в год.

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе

 

Личностные результаты

        уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

         расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;

         укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

         овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);

         овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).

Предметные результаты

Достаточный уровень:

         понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;

         выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

         выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

         участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

         правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

         сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;

         принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;

         уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

         слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.

Минимальный уровень:

         выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

         выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

         знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

         участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

         слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

         выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

         участвовать в беседе;

         слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

          

Содержание учебного предмета

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

 Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.   

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

 Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

 Организация речевого общения

 Базовые формулы речевого общения

 Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

 Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

 Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». 

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание.

Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.  Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.   

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

 Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. 

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

 Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

 Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. 

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

 Примерные темы речевых ситуаций 

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

 «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

 «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

 «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

 Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

 Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

 Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации.

Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

 Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

 

Тематическое планирование:

 

Название раздела

Количество часов

1.

Снова в школу!

6

2.

Мы собрались поиграть

4

3.

В библиотеке

4

4.

Играем в сказку

4

5.

Я отправляюсь в магазин

5

6.

Телефонный разговор

6

7.

Я зритель

5

8.

Какая сегодня погода?

5

9.

На приёме у врача

2

10.

Мой дом и моя семья

5

11.

«Снегурочка»

5

12.

Веселый праздник

3

13.

Учимся понимать животных

6

14.

Узнай меня!

4

15.

Мои каникулы

3

16.

Контрольная инсценировка.

3

 

Всего

70

Календарно – тематическое планирование  по речевой практике для 3 класса

 

п/п

Наименование  раздела,  темы

Кол -во      часов

Дата  проведения

Примечание

по плану

факт

 

I  -  четверть. 17 ч.

Снова в школу! 6 ч.

 

 

 

 

1.

День знаний. Добро пожаловать!

1

02.09

 

 

2.

Мы снова в школе

1

07.09

 

 

3.

У нас новые  ученики.

1

09.09

 

 

4.

Успехи и неудачи бывают у каждого.

1

14.09

 

 

5.

Вспоминаем каникулы

1

16.09

 

 

6.

Я расскажу вам, где я отдыхал

1

21.09

 

 

 Мы собрались поиграть 4 ч.

 

 

 

 

7.

Мы собрались поиграть. Считалочки.

1

23.09

 

 

8.

Игра «Рыбаки»

1

28.09

 

 

9.

Наша любимая игра. Правила игры.

1

30.09

 

 

10.

Играем в нашу любимую игру

1

05.10

 

 

В библиотеке.   4 ч.

 

 

 

 

11.

Где же взять мне книгу почитать?

1

07.10

 

 

12.

В библиотеке

1

12.10

 

 

13.

Знакомство со школьной библиотекой

1

14.10

 

 

14.

Ролевая игра «В библиотеке»

1

19.10

 

 

Сказки про Машу. 3 ч.

 

 

 

 

15.

Сказки про Машу

1

21.10

 

 

16.

Вспоминаем сказку «Маша и Медведь»

1

26.10

 

 

17.

Вспоминаем сказку «Три медведя»

1

28.10

 

 

II  -  четверть   16 ч.

 Я отправляюсь в магазин. 5 ч.

 

 

 

18.

Как я провел каникулы

1

09.11

 

 

19.

Я отправляюсь в магазин

1

11.11

 

 

20.

Мы в продуктовом магазине

1

16.11

 

 

21.

Мы в канцелярском магазине

1

18.11

 

 

22.

Ролевая игра «Я совершаю покупки в магазине»

1

23.11

 

 

Телефонный разговор. 6 ч.

 

 

 

23.

Телефонный разговор. Правила общения по телефону.

1

25.11

 

 

24.

У меня зазвонил телефон…

1

30.11

 

 

25.

Ролевая игра «Я вызываю пожарных»

1

02.12

 

 

26.

Ролевая игра «Я вызываю полицию»

1

07.12

 

 

27.

Ролевая игра «Я вызываю скорую»

1

09.12

 

 

28.

Ролевая игра «Я звоню в экстренные службы»

1

14.12

 

 

Я – зритель. 5 ч.

 

 

 

29.

Я зритель. Игра «Я дарю тебе билет»

1

16.12

 

 

30.

Я иду в кино

1

19.12

 

 

31.

Мы в кинотатре

1

23.12

 

 

32.

Ролевая игра «Кинотеатр»

1

26.12

 

 

33.

Праздник к нам приходит

1

30.12

 

 

III  -  четверть   19 ч.

Какая сегодня погода? 5 ч.

 

 

 

34.

Как я провел каникулы

1

11.01

 

 

35.

Какая сегодня погода?

1

13.01

 

 

36.

Я узнал прогноз погоды из/от…

1

18.01

 

 

37.

Игра «Одеваемся по погоде»

1

20.01

 

 

38.

Сообщение «Прогноз погоды на завтра»

1

25.01

 

 

На приеме у врача 2ч.

 

 

 

39.

Ролевая игра «На приёме у врача»

1

27.01

 

 

40.

Ролевая игра «На приёме у врача»

1

01.02

 

 

Мой дом и моя семья 5ч.

 

 

 

41.

Мой дом и моя семья

1

03.02

 

 

42.

8 марта. «Дома маме помогу…»

1

08.02

 

 

43.

Содержу одежду в чистоте

1

10.02

 

 

44.

Ролевая игра «В химчистке»

1

15.02

 

 

45.

Вещи в моем шкафу

1

17.02

 

 

Снегурочка 5 ч.

 

 

 

46.

Сказка «Снегурочка»

1

22.02

 

 

47.

«Рассказ по кругу» с опорой на иллюстрации сказки

1

24.02

 

 

48.

Кукольная инсценировка сказки

1

01.03

 

 

49.

Конкурс «Мастер сказки сказывать»

1

03.03

 

 

50.

Контрольная инсценировка одной из пройденных тем

1

10.03

 

 

Веселый праздник 3 ч.

 

 

 

51.

Веселый праздник

1

15.03

 

 

52.

Мой день рождения

1

17.03

 

 

IV  -  четверть  18 ч.

53.

Ролевая игра «Приём гостей»

1

05.04

 

 

Учимся понимать животных 6 ч.

 

 

 

54.

Как я провел каникулы.

1

07.04

 

 

55.

Учимся понимать животных

1

12.04

 

 

56.

Я ухаживаю за своим домашним животным

1

14.04

 

 

57.

Мое домашнее животное

1

19.04

 

 

58.

Игра «Покажи животное»

1

21.04

 

 

59.

В зоопарке у зверей

1

26.04

 

 

Узнай меня. 4 ч.

 

 

 

60.

Узнай меня!

1

28.04

 

 

61.

Игра «Узнай одноклассника!»

1

03.05

 

 

62.

«Знакомьтесь, наш класс!»

1

05.05

 

 

63.

Хочешь со мной дружить?

1

10.05

 

 

Мои каникулы

 

 

 

64-67

Здравствуй, лето!

4

12.05-24.05

 

 

68-70

Итоговая инсценировка одной из пройденных тем

3

26.05-31.05

 

 

 

 

           

 

 

Учебно-методическое  обеспечение

1. Учебно-методическое обеспечение:

- Комарова С.В. 3 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.

- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник

 

2. Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).

3. Учебно-практическое оборудование:

- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- книги (сказки).

 

 

 

 

           


 

Скачано с www.znanio.ru

Речевая практика Пояснительная записка

Речевая практика Пояснительная записка

Место учебного предмета «Речевая практика»

Место учебного предмета «Речевая практика»

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока»

Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока»

Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Календарно – тематическое планирование по речевой практике для 3 класса № п/п

Календарно – тематическое планирование по речевой практике для 3 класса № п/п

II I - четверть 19 ч

II I - четверть 19 ч

Учебно-методическое обеспечение 1

Учебно-методическое обеспечение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022