Адаптированная рабочая программа по речевой практике для 4 класса УО 1 вариант
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для 4 класса УО 1 вариант

Оценка 4.9
docx
12.10.2022
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для 4 класса УО 1 вариант
3. Речевая практика АОП 4 кл.docx

Речевая практика

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей 4 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы

Рабочая программа ориентирована на учебник Комарова С.В «Речевая практика»     4  класс. 2019 г.

Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

 

Цель:  программы по предмету «Речевая практика»  – развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи:     

- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;

-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

-формировать выразительную сторону речи;

-учить строить устные связные высказывания;

-воспитывать культуру речевого общения.

 

Для решения этих задач и для организации обучения общению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников.

 

 

Место учебного предмета «Речевая практика»

На изучение предмета «Речевая практика» в 4 классе отводится 2 часа в неделю и 70 часов в год.

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в 4 классе

 

Личностные результаты

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.


Предметные

Минимальный уровень:

- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио и телепередач.

 

Достаточный уровень:

- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио и телепередач, ответы на вопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий

(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

 

Базовые учебные действия

Личностные БУД:                                                              

-     определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

-     в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-     осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-     проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-     понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-     готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:                                          

-     входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-     ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-     пользоваться учебной мебелью;

-     адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

-     работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

-     передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-     принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-     активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-     соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Познавательные БУД:                      

-     писать;

-     читать;

-     выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-     наблюдать;

Коммуникативные БУД:                      

-     слушать и понимать речь других;

-     учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-     вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);

-     использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;

-     обращаться за помощью и принимать помощь;

-     слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

-     договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

 

Содержание тем учебного курса

Общение и его значение в жизни.

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?

Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.

Аудирование.

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом.

Дикция и выразительность речи.

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.

Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение).

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.

Культура общения.

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.

Извинение.

Вежливый отказ от предложения, приглашения.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

 

Тематическое планирование:

 

Название раздела

Количество часов

1.

Делимся новостями

6

2.

Я выбираю книгу

5

3.

Петушок- золотой гребешок

7

4.

Сочиняем сказку

6

5.

У телевизора

5

6.

Знаки помощники

7

7.

В гостях у леса

7

8.

Задушевный разговор

9

9.

Приглашение

6

10.

Поздравляю

10

11.

Резерв

2

 

Всего

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование  по речевой практике для 4 класса

 

п/п

Наименование  раздела,  темы

Кол -во      часов

Дата  проведения

Примечание

по плану

факт

 

I  -  четверть. 17 ч.

Делимся новостями (6ч.)

 

 

 

 

1.

Введение в предмет «Знакомство с книгой»

1

02.09

 

 

2.

Летние каникулы

1

06.09

 

 

3.

Беседа по картине. «Летние каникулы». Составление предложений с опорой на заданные слова

1

09.09

 

 

4.

Составление рассказа с помощью фиксирования частей текста

1

13.09

 

 

5.

Игра «Рассказ по кругу»

1

16.09

 

 

6.

Знакомство со стихотворением «Прошлым летом»

1

20.09

 

 

Я выбираю книгу (5 ч.)

 

 

 

7.

Знакомство с книгами. Виды книг

 

23.09

 

 

8.

Чтение стихотворения «маленьким учителям»

1

27.09

 

 

9.

Индивидуальный рассказ учащихся о принесённых книгах

1

30.09

 

 

10.

Экскурсия в библиотеку

1

05.10

 

 

11.

Ролевая игра «моя любимая книга»

1

07.10

 

 

Петушок- золотой гребешок (7ч.)

 

 

 

 

12.

Сказка «Петушок - золотой гребешок»

1

12.10

 

 

13.

Прослушивание аудиозаписи сказки

1

14.10

 

 

14.

Беседа по картинкам в учебнике

1

19.10

 

 

15.

Составление предложений к каждому эпизоду сказки

1

21.10

 

 

16.

Театрализованное представление сказки

1

26.10

 

 

17.

Обыгрывание сказки

1

28.10

 

 

II  -  четверть   16 ч.

18.

Повторение пройденного материала

1

09.11

 

 

Сочиняем сказку (6ч.)

 

 

 

19.

Сочиняем сказку. Рассматривание картинок, выяснение их содержания

11.11

 

 

20.

Составление замысла к сказкам. Иллюстрация к частям сказки

1

16.11

 

 

21.

Составление предложений к каждой части сказки

1

18.11

 

 

22.

Прослушивание сказки в записи

1

23.11

 

 

23.

Составление текстов к сказке

1

25.11

 

 

24.

Прослушивание и обыгрывание полученных текстов

1

30.11

 

 

У телевизора (5ч.)

 

 

 

25.

Беседа «Телевидение»

1

02.12

 

 

26.

Знакомство с телепередачами

1

07.12

 

 

27.

Пользование  телевизором

1

09.12

 

 

28.

Составление коротких рассказов по плану о телепередачах

1

14.12

 

 

29.

Прослушивание полученных текстов

1

16.12

 

 

Знаки помощники (7ч)

1

 

 

 

30.

Беседа «Условные знаки»

19.12

 

 

31.

Чтение стихотворений о знаках

1

23.12

 

 

32.

Повторение пройденного материала

1

26.12

 

 

33.

Запрещённые знаки

1

30.12

 

 

III  -  четверть   19 ч.

34.

Составление диалога «условные знаки на твоём пути»

1

11.01

 

 

35.

Обыгрывание диалога «На дороге»

1

13.01

 

 

36.

Просмотр видео фильма «Условные знаки»

1

18.01

 

 

В гостях у леса (7ч.)

 

 

 

37.

Беседа по картине «Природа»

1

20.01

 

 

38.

Чтение стихов о природе

1

25.01

 

 

39.

Составление предложений по картинкам

1

27.01

 

 

40.

Просмотр фильма о лесе

01.02

 

 

41.

Обсуждение ситуаций «Что может нанести вред в лесу»

1

03.02

 

 

42.

Составление рассказа «В гостях у леса»

1

08.02

 

 

43.

Прослушивание рассказа «В гостях у леса»

10.02

 

 

Задушевный разговор (9ч.)

 

 

 

44.

Беседа по картине «Настроение»

1

15.02

 

 

45.

Чтение стихотворения

1

17.02

 

 

46.

Знакомство и обыгрывание эмоции человека. Испуг, гнев, спокойствие

1

22.02

 

 

47.

Беседа«Предотвращение конфликтных ситуаций»

1

24.02

 

 

48.

Обсуждение конфликтных ситуаций с просмотром видео фильма

01.03

 

 

49.

Составление диалогов между героями картинок

1

03.03

 

 

50.

Слушание рассказа В. Осеева «Волшебные слова»

1

10.03

 

 

51.

Обыгрывание предотвращение конфликтных ситуаций

1

15.03

 

 

52.

Повторение пройденного материала

1

17.03

 

 

IV  -  четверть  18 ч.

Приглашение (6ч.)

1

 

 

 

53.

Рассматривание открыток «Приглашение»

05.04

 

 

54.

Составление устного приглашения

1

07.04

 

 

55.

Коллективное составление письменного текста к приглашению

1

12.04

 

 

56.

Оформление пригласительной открытки

1

14.04

 

 

57.

Составление диалога принятия или вежливый отказ от приглашения

1

19.04

 

 

58.

Обыгрывание диалога

1

21.04

 

 

Поздравляю (10 ч.)

 

 

 

59.

Введение в тему. Рассматривание картинок, чтение стихотворения «маленьким учителям»

1

26.04

 

 

60.

Составление поздравлений

1

28.04

 

 

61.

Обыгрывание в признании поздравлений

1

03.05

 

 

62.

Составление текста письменного поздравления

1

05.05

 

 

63.

Изготовление поздравительных открыток друг другу

1

10.05

 

 

64.

Выставка и защита поздравительных открыток

1

12.05

 

 

65.

Коллективное составление письменного поздравления другу

1

17.05

 

 

66.

Коллективное составление письменного поздравления взрослому

1

19.05

 

 

67.

Закончи и запомни поздравления

1

24.05

 

 

68.

Вспоминаем пройденное

1

26.05

 

 

69-70

Итоговая инсценировка одной из пройденных тем

1

31.05

 

 

 

Учебно-методическое  обеспечение

1. Учебно-методическое обеспечение:

- Комарова С.В. 4 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.

- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник

 

2. Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).

3. Учебно-практическое оборудование:

- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- книги (сказки).

 

 

 

 

           


 

Скачано с www.znanio.ru

Речевая практика Пояснительная записка

Речевая практика Пояснительная записка

Место учебного предмета «Речевая практика»

Место учебного предмета «Речевая практика»

Достаточный уровень: - понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; - понимание содержания детских радио и телепередач, ответы на вопросы…

Достаточный уровень: - понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; - понимание содержания детских радио и телепередач, ответы на вопросы…

Коммуникативные БУД : - слушать и понимать речь других; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - вступать в контакт и работать…

Коммуникативные БУД : - слушать и понимать речь других; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - вступать в контакт и работать…

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания

Календарно – тематическое планирование по речевой практике для 4 класса № п/п

Календарно – тематическое планирование по речевой практике для 4 класса № п/п

Пользование телевизором 1 09

Пользование телевизором 1 09

Составление диалога принятия или вежливый отказ от приглашения 1 19

Составление диалога принятия или вежливый отказ от приглашения 1 19
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022