Речевая практика
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей 4 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы
Рабочая программа ориентирована на учебник Комарова С.В «Речевая практика» 4 класс. 2019 г.
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель: программы по предмету «Речевая практика» – развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
-формировать выразительную сторону речи;
-учить строить устные связные высказывания;
-воспитывать культуру речевого общения.
Для решения этих задач и для организации обучения общению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников.
Место учебного предмета «Речевая практика»
На изучение предмета «Речевая практика» в 4 классе отводится 2 часа в неделю и 70 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в 4 классе
Личностные результаты
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Базовые учебные действия
Личностные БУД:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
- писать;
- читать;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- наблюдать;
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание тем учебного курса
Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование.
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение).
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.
Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение.
Вежливый отказ от предложения, приглашения.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Тематическое планирование:
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1. |
Делимся новостями |
6 |
2. |
Я выбираю книгу |
5 |
3. |
Петушок- золотой гребешок |
7 |
4. |
Сочиняем сказку |
6 |
5. |
У телевизора |
5 |
6. |
Знаки помощники |
7 |
7. |
В гостях у леса |
7 |
8. |
Задушевный разговор |
9 |
9. |
Приглашение |
6 |
10. |
Поздравляю |
10 |
11. |
Резерв |
2 |
|
Всего |
70 |
Календарно – тематическое планирование по речевой практике для 4 класса
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол -во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
I - четверть. 17 ч. |
|||||
Делимся новостями (6ч.) |
|
|
|
|
|
1. |
Введение в предмет «Знакомство с книгой» |
1 |
02.09 |
|
|
2. |
Летние каникулы |
1 |
06.09 |
|
|
3. |
Беседа по картине. «Летние каникулы». Составление предложений с опорой на заданные слова |
1 |
09.09 |
|
|
4. |
Составление рассказа с помощью фиксирования частей текста |
1 |
13.09 |
|
|
5. |
Игра «Рассказ по кругу» |
1 |
16.09 |
|
|
6. |
Знакомство со стихотворением «Прошлым летом» |
1 |
20.09 |
|
|
Я выбираю книгу (5 ч.) |
|
|
|
||
7. |
Знакомство с книгами. Виды книг |
|
23.09 |
|
|
8. |
Чтение стихотворения «маленьким учителям» |
1 |
27.09 |
|
|
9. |
Индивидуальный рассказ учащихся о принесённых книгах |
1 |
30.09 |
|
|
10. |
Экскурсия в библиотеку |
1 |
05.10 |
|
|
11. |
Ролевая игра «моя любимая книга» |
1 |
07.10 |
|
|
Петушок- золотой гребешок (7ч.) |
|
|
|
|
|
12. |
Сказка «Петушок - золотой гребешок» |
1 |
12.10 |
|
|
13. |
Прослушивание аудиозаписи сказки |
1 |
14.10 |
|
|
14. |
Беседа по картинкам в учебнике |
1 |
19.10 |
|
|
15. |
Составление предложений к каждому эпизоду сказки |
1 |
21.10 |
|
|
16. |
Театрализованное представление сказки |
1 |
26.10 |
|
|
17. |
Обыгрывание сказки |
1 |
28.10 |
|
|
II - четверть 16 ч. |
|||||
18. |
Повторение пройденного материала |
1 |
09.11 |
|
|
Сочиняем сказку (6ч.) |
|
|
|
||
19. |
Сочиняем сказку. Рассматривание картинок, выяснение их содержания |
11.11 |
|
|
|
20. |
Составление замысла к сказкам. Иллюстрация к частям сказки |
1 |
16.11 |
|
|
21. |
Составление предложений к каждой части сказки |
1 |
18.11 |
|
|
22. |
Прослушивание сказки в записи |
1 |
23.11 |
|
|
23. |
Составление текстов к сказке |
1 |
25.11 |
|
|
24. |
Прослушивание и обыгрывание полученных текстов |
1 |
30.11 |
|
|
У телевизора (5ч.) |
|
|
|
||
25. |
Беседа «Телевидение» |
1 |
02.12 |
|
|
26. |
Знакомство с телепередачами |
1 |
07.12 |
|
|
27. |
Пользование телевизором |
1 |
09.12 |
|
|
28. |
Составление коротких рассказов по плану о телепередачах |
1 |
14.12 |
|
|
29. |
Прослушивание полученных текстов |
1 |
16.12 |
|
|
Знаки помощники (7ч) |
1 |
|
|
|
|
30. |
Беседа «Условные знаки» |
19.12 |
|
|
|
31. |
Чтение стихотворений о знаках |
1 |
23.12 |
|
|
32. |
Повторение пройденного материала |
1 |
26.12 |
|
|
33. |
Запрещённые знаки |
1 |
30.12 |
|
|
III - четверть 19 ч. |
|||||
34. |
Составление диалога «условные знаки на твоём пути» |
1 |
11.01 |
|
|
35. |
Обыгрывание диалога «На дороге» |
1 |
13.01 |
|
|
36. |
Просмотр видео фильма «Условные знаки» |
1 |
18.01 |
|
|
В гостях у леса (7ч.) |
|
|
|
||
37. |
Беседа по картине «Природа» |
1 |
20.01 |
|
|
38. |
Чтение стихов о природе |
1 |
25.01 |
|
|
39. |
Составление предложений по картинкам |
1 |
27.01 |
|
|
40. |
Просмотр фильма о лесе |
01.02 |
|
|
|
41. |
Обсуждение ситуаций «Что может нанести вред в лесу» |
1 |
03.02 |
|
|
42. |
Составление рассказа «В гостях у леса» |
1 |
08.02 |
|
|
43. |
Прослушивание рассказа «В гостях у леса» |
10.02 |
|
|
|
Задушевный разговор (9ч.) |
|
|
|
||
44. |
Беседа по картине «Настроение» |
1 |
15.02 |
|
|
45. |
Чтение стихотворения |
1 |
17.02 |
|
|
46. |
Знакомство и обыгрывание эмоции человека. Испуг, гнев, спокойствие |
1 |
22.02 |
|
|
47. |
Беседа«Предотвращение конфликтных ситуаций» |
1 |
24.02 |
|
|
48. |
Обсуждение конфликтных ситуаций с просмотром видео фильма |
01.03 |
|
|
|
49. |
Составление диалогов между героями картинок |
1 |
03.03 |
|
|
50. |
Слушание рассказа В. Осеева «Волшебные слова» |
1 |
10.03 |
|
|
51. |
Обыгрывание предотвращение конфликтных ситуаций |
1 |
15.03 |
|
|
52. |
Повторение пройденного материала |
1 |
17.03 |
|
|
IV - четверть 18 ч. |
|||||
Приглашение (6ч.) |
1 |
|
|
|
|
53. |
Рассматривание открыток «Приглашение» |
05.04 |
|
|
|
54. |
Составление устного приглашения |
1 |
07.04 |
|
|
55. |
Коллективное составление письменного текста к приглашению |
1 |
12.04 |
|
|
56. |
Оформление пригласительной открытки |
1 |
14.04 |
|
|
57. |
Составление диалога принятия или вежливый отказ от приглашения |
1 |
19.04 |
|
|
58. |
Обыгрывание диалога |
1 |
21.04 |
|
|
Поздравляю (10 ч.) |
|
|
|
||
59. |
Введение в тему. Рассматривание картинок, чтение стихотворения «маленьким учителям» |
1 |
26.04 |
|
|
60. |
Составление поздравлений |
1 |
28.04 |
|
|
61. |
Обыгрывание в признании поздравлений |
1 |
03.05 |
|
|
62. |
Составление текста письменного поздравления |
1 |
05.05 |
|
|
63. |
Изготовление поздравительных открыток друг другу |
1 |
10.05 |
|
|
64. |
Выставка и защита поздравительных открыток |
1 |
12.05 |
|
|
65. |
Коллективное составление письменного поздравления другу |
1 |
17.05 |
|
|
66. |
Коллективное составление письменного поздравления взрослому |
1 |
19.05 |
|
|
67. |
Закончи и запомни поздравления |
1 |
24.05 |
|
|
68. |
Вспоминаем пройденное |
1 |
26.05 |
|
|
69-70 |
Итоговая инсценировка одной из пройденных тем |
1 |
31.05 |
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Комарова С.В. 4 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.
- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник
2. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).
3. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.