Адаптированная рабочая программа по речевой практике для УО 1 вариант
Оценка 5

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для УО 1 вариант

Оценка 5
docx
12.10.2022
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для УО 1 вариант
Речевая практика 1 класс УО 1 вариант.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г. Мичуринска. Тамбовской обл.

 

 

 

 

 

 

                                                                     УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ СОШ №19

                                           №______     от _______

________/Солончева Е.В./

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по речевой практике

для 1 класса

с легкой умственной отсталостью (вариант 1)

срок реализации 1 год

 

 

 

 

 

 

                                                                 Рассмотрено  на заседании МС

протокол №_______ от____

председатель МС ____________Е.В. Щекочихина

 

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

·  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

·  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

·  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

·  Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

· Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы

Рабочая программа ориентирована на учебник «Устная  речь»    Комарова С.В  1  класс

Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

 

Цель  программы по предмету «Речевая практика»  – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:

• способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

• формировать выразительную сторону речи;

• учить строить устные связные высказывания;

• воспитывать культуру речевого общения.

 

Место учебного предмета «Речевая практика»

На изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в неделю и 66 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в 1 классе

Личностные результаты

Осознание  себя  как  ученика, заинтересованного  посещением  школы,  обучением, занятиями,  как  члена  семьи, одноклассника, друга;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Положительное  отношение  к  окружающей действительности,  готовность  к  организации  взаимодействия  с  ней  и эстетическому  ее  восприятию;

Целостный,  социально  ориентированный взгляд  на  мир  в  единстве  его  природной  и  социальной  частей;

Понимание  личной  ответственности  за  свои  поступки  на основе  представлений  об  этических  нормах  и  правилах  поведения  в современном обществе;

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Предметные результаты

Учащиеся должны уметь:

Выполнять задания словесной инструкции,

Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.

Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,

Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,

Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,

Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,

Называть свою улицу,

1.             Участвовать в ролевых играх,

2.             Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.

 

Базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

 

Минимальный  и  достаточный  уровни  усвоения  предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика»:

Минимальный уровень:

выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;

называть предметы и соотносить их с картинками;

восприятие на слух небольших по объёму и доступных по содержанию сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.

Достаточный уровень:

выполнять задания по словесной инструкции;

называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

восприятие на слух небольших по объёму и доступных по содержанию сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;

соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.

 

Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце учебного года в форме  проверочной работы.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых  постепенно расширяется и усложняется.

 

Аудирование и понимание речи

 Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.

Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.

 

Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.

 Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

 Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.

 

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы  «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:  замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. 

Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях. 

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.  Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».  Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»

«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»

«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»

 

            Календарно – тематическое планирование  по речевому развитию

 

п/п

Наименование  раздела,  темы

К -во      часов

Дата  проведения

Примечание

по плану

факт

 

1

2

3

4

5

6

I  -  четверть. 16 ч.

1.

1 сентября. Школа.

1

03.09

 

 

2.

Ученик.

1

06.09

 

 

3.

Класс.

1

10.09

 

 

4.

Дежурство по классу.

1

13.09

 

 

5.

Урок и перемена

1

17.09

 

 

6.

Режим школьника.

1

20.09

 

 

7.

Школьные принадлежности.

1

24.09

 

 

8.

Бережное отношение к учебникам.

1

27.09

 

 

9.

Покупка школьных принадлежностей

1

01.10

 

 

10.

Правила поведения в магазине школьных принадлежностей.

1

04.10

 

 

11.

Экскурсия в  магазин школьных принадлежностей

1

08.10

 

 

12.

Права и обязанности современного школьника.

1

11.10

 

 

13.

Знакомство во дворе.

1

15.10

 

 

14.

Что такое вежливость.

1

18.10

 

 

15.

Я и мои товарищи

1

22.10

 

 

16.

Что такое дружба.

1

25.10

 

 

II  -  четверть   15 ч.

17.

Мы идём во двор гулять.

1

08.11

 

 

18.

Составление рассказа "Мои друзья во дворе".

1

12.11

 

 

19.

Знакомство в гостях.

1

15.11

 

 

20.

Правила этикета.

1

19.11

 

 

21.

Правила поведения в гостях.

1

22.11

 

 

22.

Приветствие гостей.

"Волшебные слова".

1

26.11

 

 

23.

Составление рассказа «Как я ходил в гости».

1

29.11

 

 

24.

Я принимаю гостей.

1

03.12

 

 

25.

Готовимся к празднику«Новый год».

1

06.12

 

 

26.

Новогодние традиции.

1

10.12

 

 

27.

Приглашение гостей на Новый год.

1

13.12

 

 

28.

Ёлочные игрушки.

1

17.12

 

 

29.

Украшаем ёлку.

1

20.12

 

 

30.

Новогодние поздравления.

1

24.12

 

 

31.

Новый год в странах мира.

1

27.12

 

 

III  -  четверть   19 ч.

32.

Новый год.

1

10.01

 

 

33.

Новогодние чудеса.

1

14.01

 

 

34.

Добрый Дедушка Мороз.

1

17.01

 

 

35.

Поздравления и подарки.

1

21.01

 

 

36.

В Новом году я обещаю...

1

24.01

 

 

37.

Составление рассказа «Как я встретил Новый год».

1

28.01

 

 

38.

Зимняя погода.

1

31.01

 

 

39.

Зимняя одежда.

1

04.02

 

 

40.

Зимняя обувь.

1

07.02

 

 

41.

Зимняя прогулка.

1

11.02

 

 

42.

Зимние виды спорта

1

14.02

 

 

43.

Зимние развлечения

1

25.02

 

 

44.

Составление рассказа "За что я люблю зиму".

1

28.02

 

 

45.

Игрушки.

1

03.03

 

 

46.

Игрушки народов мира.

1

06.03

 

 

47.

Я люблю свою игрушку.

1

10.03

 

 

48.

Правила поведения в магазине игрушек.

1

13.03

 

 

49.

Магазин игрушек. Экскурсия.

1

17.03

07.04

 

50.

Как вежливо просить о помощи.

1

20.03

07.04

 

IV  -  четверть  16 ч.

51.

Домашние дела.

1

03.04

10.04

 

52.

Помощники.

1

07.04

10.04

 

53.

Стихотворение А. Барто «Помощница».

1

10.04

14.04

 

54.

Викторина "Помощники".

1

14.04

 

 

55.

Рассказ « Как я помогаю дома».

1

17.04

 

 

56.

Колыбельные песни.

1

21.04

 

 

57.

Перед сном.

1

24.04

 

 

58.

Постельные принадлежности.

1

28.04

 

 

59.

Викторина "Сонное царство".

1

01.05

 

 

60.

Гигиена перед сном.

1

05.05

 

 

61.

Составление рассказа «Как я ложусь спать».

1

08.05

 

 

62.

Утро вечера мудренее.

1

12.05

 

 

63.

Доброе утро!

1

15.05

 

 

64.

Режим дня школьника.

1

19.05

 

 

65.

"Поделись улыбкою своей...".

1

22.05

 

 

66.

Повторительно-обобщающий урок.

1

22.05

 

 

                                            Итого

66ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое  обеспечение

 

1. Учебно-методическое обеспечение:

- Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.

- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник

- Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь

2. Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).

3. Учебно-практическое оборудование:

- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- книги (сказки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов: ·

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов: ·

Учащиеся должны уметь: Выполнять задания словесной инструкции,

Учащиеся должны уметь: Выполнять задания словесной инструкции,

Минимальный уровень: выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день; называть предметы и соотносить их с картинками; восприятие на слух небольших по объёму и…

Минимальный уровень: выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день; называть предметы и соотносить их с картинками; восприятие на слух небольших по объёму и…

Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя)

Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя)

Наименование раздела, темы

Наименование раздела, темы

Зимняя погода. 1 31

Зимняя погода. 1 31

Комарова С.В. «Речевая практика»

Комарова С.В. «Речевая практика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022