Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска. Тамбовской обл.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ СОШ №19
№______ от _______
________/Солончева Е.В./
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по речевой практике
для 1 класса
с легкой умственной отсталостью (вариант 1)
срок реализации 1 год
Рассмотрено на заседании МС
протокол №_______ от____
председатель МС ____________Е.В. Щекочихина
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
· Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы
Рабочая программа ориентирована на учебник «Устная речь» Комарова С.В 1 класс
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель программы по предмету «Речевая практика» – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:
• способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить устные связные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения.
Место учебного предмета «Речевая практика»
На изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в неделю и 66 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в 1 классе
Личностные результаты
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
Выполнять задания словесной инструкции,
Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
Называть свою улицу,
1. Участвовать в ролевых играх,
2. Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика»:
Минимальный уровень:
выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
называть предметы и соотносить их с картинками;
восприятие на слух небольших по объёму и доступных по содержанию сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
Достаточный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
восприятие на слух небольших по объёму и доступных по содержанию сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце учебного года в форме проверочной работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»
«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»
Календарно – тематическое планирование по речевому развитию
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
К -во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I - четверть. 16 ч. |
|||||
1. |
1 сентября. Школа. |
1 |
03.09 |
|
|
2. |
Ученик. |
1 |
06.09 |
|
|
3. |
Класс. |
1 |
10.09 |
|
|
4. |
Дежурство по классу. |
1 |
13.09 |
|
|
5. |
Урок и перемена |
1 |
17.09 |
|
|
6. |
Режим школьника. |
1 |
20.09 |
|
|
7. |
Школьные принадлежности. |
1 |
24.09 |
|
|
8. |
Бережное отношение к учебникам. |
1 |
27.09 |
|
|
9. |
Покупка школьных принадлежностей |
1 |
01.10 |
|
|
10. |
Правила поведения в магазине школьных принадлежностей. |
1 |
04.10 |
|
|
11. |
Экскурсия в магазин школьных принадлежностей |
1 |
08.10 |
|
|
12. |
Права и обязанности современного школьника. |
1 |
11.10 |
|
|
13. |
Знакомство во дворе. |
1 |
15.10 |
|
|
14. |
Что такое вежливость. |
1 |
18.10 |
|
|
15. |
Я и мои товарищи |
1 |
22.10 |
|
|
16. |
Что такое дружба. |
1 |
25.10 |
|
|
II - четверть 15 ч. |
|||||
17. |
Мы идём во двор гулять. |
1 |
08.11 |
|
|
18. |
Составление рассказа "Мои друзья во дворе". |
1 |
12.11 |
|
|
19. |
Знакомство в гостях. |
1 |
15.11 |
|
|
20. |
Правила этикета. |
1 |
19.11 |
|
|
21. |
Правила поведения в гостях. |
1 |
22.11 |
|
|
22. |
Приветствие гостей. "Волшебные слова". |
1 |
26.11 |
|
|
23. |
Составление рассказа «Как я ходил в гости». |
1 |
29.11 |
|
|
24. |
Я принимаю гостей. |
1 |
03.12 |
|
|
25. |
Готовимся к празднику«Новый год». |
1 |
06.12 |
|
|
26. |
Новогодние традиции. |
1 |
10.12 |
|
|
27. |
Приглашение гостей на Новый год. |
1 |
13.12 |
|
|
28. |
Ёлочные игрушки. |
1 |
17.12 |
|
|
29. |
Украшаем ёлку. |
1 |
20.12 |
|
|
30. |
Новогодние поздравления. |
1 |
24.12 |
|
|
31. |
Новый год в странах мира. |
1 |
27.12 |
|
|
III - четверть 19 ч. |
|||||
32. |
Новый год. |
1 |
10.01 |
|
|
33. |
Новогодние чудеса. |
1 |
14.01 |
|
|
34. |
Добрый Дедушка Мороз. |
1 |
17.01 |
|
|
35. |
Поздравления и подарки. |
1 |
21.01 |
|
|
36. |
В Новом году я обещаю... |
1 |
24.01 |
|
|
37. |
Составление рассказа «Как я встретил Новый год». |
1 |
28.01 |
|
|
38. |
Зимняя погода. |
1 |
31.01 |
|
|
39. |
Зимняя одежда. |
1 |
04.02 |
|
|
40. |
Зимняя обувь. |
1 |
07.02 |
|
|
41. |
Зимняя прогулка. |
1 |
11.02 |
|
|
42. |
Зимние виды спорта |
1 |
14.02 |
|
|
43. |
Зимние развлечения |
1 |
25.02 |
|
|
44. |
Составление рассказа "За что я люблю зиму". |
1 |
28.02 |
|
|
45. |
Игрушки. |
1 |
03.03 |
|
|
46. |
Игрушки народов мира. |
1 |
06.03 |
|
|
47. |
Я люблю свою игрушку. |
1 |
10.03 |
|
|
48. |
Правила поведения в магазине игрушек. |
1 |
13.03 |
|
|
49. |
Магазин игрушек. Экскурсия. |
1 |
17.03 |
07.04 |
|
50. |
Как вежливо просить о помощи. |
1 |
20.03 |
07.04 |
|
IV - четверть 16 ч. |
|||||
51. |
Домашние дела. |
1 |
03.04 |
10.04 |
|
52. |
Помощники. |
1 |
07.04 |
10.04 |
|
53. |
Стихотворение А. Барто «Помощница». |
1 |
10.04 |
14.04 |
|
54. |
Викторина "Помощники". |
1 |
14.04 |
|
|
55. |
Рассказ « Как я помогаю дома». |
1 |
17.04 |
|
|
56. |
Колыбельные песни. |
1 |
21.04 |
|
|
57. |
Перед сном. |
1 |
24.04 |
|
|
58. |
Постельные принадлежности. |
1 |
28.04 |
|
|
59. |
Викторина "Сонное царство". |
1 |
01.05 |
|
|
60. |
Гигиена перед сном. |
1 |
05.05 |
|
|
61. |
Составление рассказа «Как я ложусь спать». |
1 |
08.05 |
|
|
62. |
Утро вечера мудренее. |
1 |
12.05 |
|
|
63. |
Доброе утро! |
1 |
15.05 |
|
|
64. |
Режим дня школьника. |
1 |
19.05 |
|
|
65. |
"Поделись улыбкою своей...". |
1 |
22.05 |
|
|
66. |
Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
22.05 |
|
|
Итого |
66ч. |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.
- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник
- Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь
2. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).
3. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.