Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2012 года
2.ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, 1-й вариант).
3.Приказа № 1576 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 года № 373
4.Основной образовательной программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большевистская средняя общеобразовательная школа
5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)
6. Приказа Министерства образования от 20 июня 2017г №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253»
7. «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В.
Программа разработана с учетом УМК:
- Учебник «Русский язык» 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы/ А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская.- М.:Просвещение, 2018.
Основной целью является:
•формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми поможет выпускникам реализоваться в самостоятельной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основной цели образования:
· формирование интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
· развитие умения пользоваться речью как средством общения;
· знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
· обучению грамотному и аккуратному письму;
· осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания.
Задачи раздела «Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи»
· развитие познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
· совершенствование устной речи учащихся на уровне языковых единиц;
· обучение школьников применению изученных орфографических правил;
· формирование первоначальных умений в письменных высказываниях.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в 4 классе выделяется 170 ч (34 учебные недели), но по годовому календарному графику в 4 классе 34 рабочих недель, поэтому на резерв отводится 5 часов, итого 175 часов.
Содержание курса
Повторение (24 ч)
Выделение предложения из текста по заданию учителя.
Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным
предложением (возможность закончить предложение по-разному).
Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной
форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы,
собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение
оформления предложения в схеме и записи..
Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с
соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.
Выделение в предложении названий предметов, действий и
признаков. Постановка вопросов к словам.
Звуки
и буквы (42 ч)
Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные.
Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении.
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка
безударной гласной изменением
формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в
произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой
на таблицу. Перенос слов с ь.
Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова
с разделительнымь. Правильный
перенос таких слов.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих
согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их
проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Слово (66 ч)
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и
признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление
словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом,
рисую (на чём?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по
вопросам какой? какая?
какое? какие? Названия
признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.
Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный, злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение
из предложения слов по вопросам.
Образование слов одной категории от другой по вопросу или по
образцу: петь – певец,
красивый – красота.
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках
животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего
адреса.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами.
Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний
с заданным словом и предлогом.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним
родственных слов.
Словарь: аптека,
билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка,
магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек,
шёл.
Предложение
(34 ч)
Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации
конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме
(большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения:
законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении.
Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными
окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные,
вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знаки).
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос
собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования
реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность
ответов на один вопрос.
Связная письменная речь (11 ч) (в связи с изучением всех
разделов программы)
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста.
Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми
синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор
заголовка к тексту.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова.
Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и
опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью
текста.
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года).
Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 класс. Под ред. И.М. Бгажноковой Москва, «Просвещение», 2011.
Календарно- тематическое планирование
№ п\п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Учебная неделя |
Повторение -24 ч. |
|||
1/1 |
Выделение предложения из текста. |
1 |
|
2/2 |
Выделение предложения из текста. |
1 |
|
3/3 |
Выделение предложения из текста. |
1 |
|
4/4 |
Определение, о ком или о чем говорится в предложении. |
1 |
|
5/5 |
Определение, о ком или о чем говорится в предложении. |
1 |
|
6/6 |
Определение, о ком или о чем говорится в предложении. |
1 |
|
7/7 |
Работа с незаконченным предложением. |
1 |
|
8/8 |
Работа с незаконченным предложением. |
1 |
|
9/9 |
Работа с незаконченным предложением. |
1 |
|
10/10 |
Работа с деформированным предложением. |
1 |
|
11/11 |
Работа с деформированным предложением. |
1 |
|
12/12 |
Работа с деформированным предложением. |
1 |
|
13/13 |
Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. |
1 |
|
14/14 |
Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. |
1 |
|
15/15 |
Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. |
1 |
|
16/16 |
Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. |
1 |
|
17/17 |
Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. |
1 |
|
18/18 |
Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. |
1 |
|
19/19 |
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. |
1 |
|
20/20 |
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. |
1 |
|
21/21 |
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. |
1 |
|
22/22 |
Постановка вопросов к словам. |
1 |
|
23/23 |
Постановка вопросов к словам. |
1 |
|
24/24 |
Постановка вопросов к словам. |
1 |
|
|
|||
25/1 |
Гласные звуки и буквы. |
1 |
|
26/2 |
Гласные звуки и буквы. |
1 |
|
27/3 |
Гласные звуки и буквы. |
1 |
|
28/4 |
Гласные звуки и буквы.Ударение. |
1 |
|
29/5 |
Гласные звуки и буквы. Ударение. |
1 |
|
30/6 |
Гласные звуки и буквы. Ударение. |
1 |
|
31/7 |
Гласные звуки и буквы. Ударение. |
1 |
|
32/8 |
Ударные и безударные гласные. |
1 |
|
33/9 |
Ударные и безударные гласные. |
1 |
|
34/10 |
Гласные ударные и безударные. |
1 |
|
35/11 |
Гласные ударные и безударные. |
1 |
|
36/12 |
Гласные ударные и безударные. |
1 |
|
37/13 |
Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов – «родственников». |
1 |
|
38/14 |
Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов – «родственников». |
1 |
|
39/15 |
Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов – «родственников». |
1 |
|
40/16 |
Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов – «родственников». |
1 |
|
41/17 |
Проверка безударной гласной изменением формы слова. |
1 |
|
42/18 |
Проверка безударной гласной изменением формы слова. |
1 |
|
43/19 |
Проверка безударной гласной изменением формы слова. |
1 |
|
44/20 |
Проверка безударной гласной изменением формы слова. |
1 |
|
45/21 |
Проверка безударной гласной изменением формы слова. |
1 |
|
46/22 |
Проверка безударной гласной изменением формы слова. |
1 |
|
47/23 |
Проверка безударной гласной изменением формы слова. |
1 |
|
48/24 |
Обозначение мягкости согласных на письме. |
1 |
|
49/25 |
Обозначение мягкости согласных на письме. |
1 |
|
50/26 |
Обозначение мягкости согласных на письме |
1 |
|
51/27 |
Обозначение мягкости согласных на письме. |
1 |
|
52/28 |
Буква ь на конце и в середине слова. |
1 |
|
53/29 |
Буква ь на конце и в середине слова. |
1 |
|
54/30 |
Буква ь на конце и в середине слова. |
1 |
|
55/31 |
Буква ь на конце и в середине слова. |
1 |
|
56/32 |
Буква ь на конце и в середине слова. |
1 |
|
57/33 |
Перенос слов с ь. Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. |
1 |
|
58/34 |
Перенос слов с ь. Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. |
1 |
|
59/35 |
Перенос слов с ь. Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. |
1 |
|
60/36 |
Звонкие и глухие согласные на конце слова. |
1 |
|
61/37 |
Звонкие и глухие согласные на конце слова. |
1 |
|
62/38 |
Написание сочетаний жи— ши, ча— ща, чу — щу |
1 |
|
63/39 |
Написание сочетаний жи— ши, ча— ща, чу — щу |
1 |
|
64/40 |
Написание сочетаний жи— ши, ча— ща, чу — щу |
1 |
|
65/41 |
Написание сочетаний жи— ши, ча— ща, чу — щу |
1 |
|
66/42 |
Написание сочетаний жи— ши, ча— ща, чу — щу |
1 |
|
|
|||
67/1 |
Группировка слов по категориям. |
1 |
|
68/2 |
Группировка слов по категориям. |
1 |
|
69/3 |
Группировка слов по категориям. |
1 |
|
70/4 |
Группировка слов по категориям. |
1 |
|
71/5 |
Постановка вопросов к словам в предложении. |
1 |
|
72/6 |
Постановка вопросов к словам в предложении. |
1 |
|
77/7 |
Постановка вопросов к словам в предложении. |
1 |
|
78/8 |
Постановка вопросов к словам в предложении. |
1 |
|
79/9 |
Постановка вопросов к словам в предложении. |
1 |
|
80/10 |
Составление словосочетаний . |
1 |
|
81/11 |
Составление словосочетаний . |
1 |
|
82/12 |
Составление словосочетаний . |
1 |
|
83/13 |
Составление словосочетаний . |
1 |
|
84/14 |
Составление словосочетаний . |
1 |
|
85/15 |
Составление словосочетаний . |
1 |
|
86/16 |
Определение признаков предмета по вопросам . |
1 |
|
87/17 |
Определение признаков предмета по вопросам . |
1 |
|
88/18 |
Определение признаков предмета по вопросам . |
1 |
|
89/19 |
Определение признаков предмета по вопросам . |
1 |
|
90/20 |
Определение признаков предмета по вопросам . |
1 |
|
91/21 |
Определение признаков предмета по вопросам . |
1 |
|
92/22 |
Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал. |
1 |
|
93/23 |
Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал. |
1 |
|
94/24 |
Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал. |
1 |
|
95/25 |
Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал. |
1 |
|
96/26 |
Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал. |
1 |
|
97/27 |
Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал. |
1 |
|
98/28 |
Р/р. Работа с деформированным текстом. |
1 |
|
99/29 |
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. |
1 |
|
100/30 |
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. |
1 |
|
101/31 |
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. |
1 |
|
102/32 |
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. |
1 |
|
103/33 |
Выделение из предложения слов по вопросам. |
1 |
|
104/34 |
Выделение из предложения слов по вопросам. |
1 |
|
105/35 |
Выделение из предложения слов по вопросам. |
1 |
|
106/36 |
Выделение из предложения слов по вопросам. |
1 |
|
107/37 |
Выделение из предложения слов по вопросам. |
1 |
|
108/38 |
Письменный пересказ текста по составленным вопросам. |
1 |
|
109/39 |
Письменный пересказ текста по составленным вопросам. |
1 |
|
110/40 |
Подбор слов, противоположных по значению. |
1 |
|
111/41 |
Подбор слов, противоположных по значению. |
1 |
|
112/42 |
Подбор слов, противоположных по значению. |
1 |
|
113/43 |
Распространение предложений . |
1 |
|
114/44 |
Распространение предложений . |
1 |
|
115/45 |
Распространение предложений . |
1 |
|
116/46 |
Распространение предложений . |
1 |
|
117/47 |
Имена собственные. Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях улиц, городов, сел. |
1 |
|
118/48 |
Имена собственные. Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях улиц, городов, сел. |
1 |
|
119/49 |
Имена собственные. Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях улиц, городов, сел. |
1 |
|
120/50 |
Имена собственные. Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях улиц, городов, сел. |
1 |
|
121/51 |
Имена собственные. Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях улиц, городов, сел. |
1 |
|
122/52 |
Р/р. Коллективное изложение текста по плану и опорным словам. |
1 |
|
123/53 |
Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. |
1 |
|
124/54 |
Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. |
1 |
|
125/55 |
Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. |
1 |
|
126/56 |
Предлоги до, за, про, без, около, перед. |
1 |
|
127/57 |
Предлоги до, за, про, без, около, перед. |
1 |
|
128/58 |
Упражнения в составлении словосочетаний . |
1 |
|
129/59 |
Упражнения в составлении словосочетаний . |
1 |
|
130/60 |
Упражнения в составлении словосочетаний |
1 |
|
131/61 |
Упражнения в составлении словосочетаний |
1 |
|
132/62 |
Упражнения в составлении словосочетаний . |
1 |
|
133/63 |
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. |
1 |
|
134/64 |
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. |
1 |
|
135/65 |
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. |
1 |
|
136/66 |
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. |
1 |
|
Предложение – 34 ч. |
|||
137/1 |
Деление текста на предложения. |
1 |
|
138/2 |
Деление текста на предложения. |
1 |
|
139/3 |
Деление текста на предложения. |
1 |
|
140/4 |
Деление текста на предложения. |
1 |
|
141/5 |
Оформление предложения на письме . |
1 |
|
142/6 |
Оформление предложения на письме . |
1 |
|
143/7 |
Оформление предложения на письме . |
1 |
|
144/8 |
Основные признаки предложения. |
1 |
|
145/9 |
Основные признаки предложения. |
1 |
|
146/10 |
Основные признаки предложения. |
1 |
|
147/11 |
Основные признаки предложения. |
1 |
|
148/12 |
Работа с деформированным предложением. |
1 |
|
149/13 |
Работа с деформированным предложением. |
1 |
|
150/14 |
Работа с деформированным предложением. |
1 |
|
151/15 |
Работа с деформированным предложением. |
1 |
|
152/16 |
Установление связи слов в предложении по вопросам. |
1 |
|
153/17 |
Установление связи слов в предложении по вопросам. |
1 |
|
154/18 |
Установление связи слов в предложении по вопросам. |
1 |
|
155/19 |
Установление связи слов в предложении по вопросам. |
1 |
|
156/20 |
Установление связи слов в предложении по вопросам. |
1 |
|
157/21 |
Установление связи слов в предложении по вопросам. |
1 |
|
158/22 |
Предложения, различные по интонации. |
1 |
|
159/23 |
Предложения, различные по интонации. |
1 |
|
160/24 |
Предложения, различные по интонации. |
1 |
|
161/25 |
Предложения, различные по интонации. |
1 |
|
162/26 |
Знаки препинания в конце предложения . |
1 |
|
163/27 |
Знаки препинания в конце предложения . |
1 |
|
164/28 |
Знаки препинания в конце предложения . |
1 |
|
165/29 |
Знаки препинания в конце предложения . |
1 |
|
166/30 |
Знаки препинания в конце предложения . |
1 |
|
167/31 |
Знаки препинания в конце предложения . |
1 |
|
168/32 |
Составление диалогов . |
1 |
|
169/33 |
Составление диалогов . |
1 |
|
170/34 |
Составление ответов на вопросы. |
1 |
|
Резерв -5 ч. |
|||
171/1 |
Повторение по теме «Знаки препинания в конце предложения». |
1 |
|
172/2 |
Повторение по теме «Упражнения в составлении словосочетаний». |
1 |
|
173/3 |
Повторение по теме «Деление текста на предложения». |
1 |
|
174/4 |
Повторение по теме «Написание сочетаний жи— ши, ча— ща, чу — щу». |
1 |
|
175/5 |
Повторение по теме «Написание сочетаний жи— ши, ча— ща, чу — щу». |
1 |
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны уметь:
• списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим
проговариванием;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20—25 слов);
• с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов,действий, признаков);
• составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (спомощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный ивосклицательный знаки);
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавливать его.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.