Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска. Тамбовской обл.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ СОШ №19
№______ от _______
________/Солончева Е.В./
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 2 класса
с легкой умственной отсталостью (вариант 1)
срок реализации 1 год
Рассмотрено на заседании МС
протокол №_______ от____
председатель МС ____________Е.В. Щекочихина
Русский язык
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей 2 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы (вариант 1).
Рабочая программа ориентирована на учебник Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 2 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение», 2019 г.
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цели и задачи учебного предмета
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
– овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
– формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
– повысить уровня общего и речевого развития учащихся;
– формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;
– формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;
– подготовка школьников к жизни, к общению;
– формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи;
– развитие мелкой моторики рук и их координирования;
– совершенствование техники письма;
– воспитание интереса к родному языку.
.
Место предмета в учебном плане.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка во 2 классе для детей с легкой степенью умственной отсталостью выделено 140 часов год (4 ч в неделю, 35 учебных недель).
Планируемые результаты
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
– осознание языка как основного средства человеческого общения;
– восприятие русского языка как явления национальной культуры;
– понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
– способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
– умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
– способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
– умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
– понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
– стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
– овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
– умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
– умение проверять написанное;
– умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
Содержание тем учебного предмета
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
-
Слова,
обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая?
какое? какие?;
- нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
- подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
- сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
- согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Повторение
Повторение пройденного за год.
Связная письменная речь (упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку). Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке. Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание (упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Повторение. |
9 |
2. |
Звуки и буквы. |
57 |
3. |
Слово. |
46 |
4. |
Предложение. |
15 |
5. |
Повторение |
13 |
|
Итого |
140 ч. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
для 2 класса.
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
I - четверть. 36 ч. |
|||||
Повторение 9 ч |
|
|
|
|
|
1. |
«Вот и лето прошло…» «Здравствуй, школа!» Предложение. |
1 |
01.09 |
|
|
2. |
Письмо предложений. |
1 |
02.09 |
|
|
3. |
Предложение и его схема. Составление схемы предложения. |
1 |
03.09 |
|
|
4. |
Распространение предложений. |
1 |
07.09 |
|
|
5. |
Выделение предложений в тексте. Определение их количества. |
1 |
08.09 |
|
|
6. |
Наша речь. Слово. Схема слова. |
1 |
09.09 |
|
|
7. |
Составление предложений с данными словами. |
1 |
10.09 |
|
|
8. |
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы. Различение звуков и букв. |
1 |
14.09 |
|
|
9. |
Списывание по теме: "Предложение» |
1 |
15.09 |
|
|
Звуки и буквы 57 часов |
|||||
Гласные звуки (11ч.) |
|
|
|
|
|
10. |
Работа над ошибками. Гласные звуки и буквы. |
1 |
16.09 |
|
|
11. |
Согласные звуки и буквы. |
1 |
17.09 |
|
|
12. |
Слова, которые различаются одним звуком. |
1 |
21.09 |
|
|
13. |
Слова, которые различаются количеством звуков. |
1 |
22.09 |
|
|
14. |
Слова, которые различаются последовательностью звуков. |
1 |
23.09 |
|
|
15-16 |
Ударение в словах. |
2 |
24.09 28.09 |
|
|
17. |
Выделение ударного гласного в слове. |
1 |
29.09 |
|
|
18. |
Упражнение в постановке ударения и выделении ударного гласного. |
1 |
30.09 |
|
|
19. |
Списывание по теме «Звуки и буквы» |
1 |
01.10 |
|
|
20. |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
1 |
05.10 |
|
|
Слог (8 ч.) |
|
|
|
||
21. |
Слог, как часть слова. Деление слов на слоги. |
1 |
06.10 |
|
|
22. |
Гласные в образовании слогов. |
1 |
07.10 |
|
|
23-24 |
Перенос слов по слогам. Картинный диктант (словарные слова). |
2 |
08.10 12.10 |
|
|
25-26 |
Деление слов со звуками И-Й на слоги. |
2 |
13.10 14.10 |
|
|
27 |
Списывание по теме «Слог» |
1 |
15.10 |
|
|
28 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
1 |
19.10 |
|
|
Парные звонкие и глухие согласные (8 ч.) |
|
|
|
||
29 |
Парные звонкие и глухие согласные. Различай Б-П. |
1 |
20.10 |
|
|
30. |
Различай В-Ф. |
1 |
21.10 |
|
|
31 |
Различай Г-К. |
1 |
22.10 |
|
|
32 |
Различай Ж-Ш. |
1 |
26.10 |
|
|
33 |
Различай Д-Т. |
1 |
27.10 |
|
|
34 |
Различай З-С. |
1 |
28.10 |
|
|
35 |
Контрольный диктант за 1 четверть |
1 |
29.10 |
|
|
36 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
1 |
09.11 |
|
|
II - четверть 31 ч |
|||||
Шипящие и свистящие согласные (4 ч.) |
|
|
|
||
37 |
Шипящие согласные. |
1 |
09.11 |
|
|
38 |
Свистящие согласные. |
1 |
10.11 |
|
|
39 |
Различение свистящих и шипящих согласных на слух и в произношении. |
1 |
11.11 |
|
|
40 |
Упражнения в различении шипящих и свистящих |
1 |
12.11 |
|
|
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога (8 ч.) |
|
|
|
||
41 |
Буква Е в начале слога или слова. |
1 |
16.11 |
|
|
42-43 |
Буква Ё в начале слога или слова. |
2 |
17.11 18.11 |
|
|
44-45 |
Буква Ю в начале слога или слова. |
2 |
19.11 23.11 |
|
|
46 |
Буква Я в начале слога или слова. |
1 |
24.11 |
|
|
47 |
Буква Е, Ё, Ю, Я в начале слога или слова. |
1 |
25.11 |
|
|
48 |
Списывание по теме: «Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога». |
1 |
26.11 |
|
|
Твёрдые и мягкие согласные (10 ч.) |
|
|
|
||
49-50 |
Гласные И-Ы после твёрдых и мягких согласных. |
2 |
30.11 01.12 |
|
|
51-52 |
Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных. |
2 |
02.12 03.12 |
|
|
53-54 |
Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных. |
2 |
07.12 08.12 |
|
|
55 |
Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. |
1 |
09.12
|
|
|
56 |
Гласная Е после мягких согласных. |
1 |
10.12 |
|
|
57 |
Списывание по теме «Твердые и мягкие согласные» |
1 |
14.12 |
|
|
58 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
1 |
15.12 |
|
|
Мягкий знак (Ь) на конце слова (8 ч.) |
|
|
|
||
59 |
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. |
1 |
16.12 |
|
|
60-61 |
Письмо слов с мягкими согласными на конце. |
2 |
17.12 21.12 |
|
|
62-63 |
Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова. |
2 |
22.12 23.12 |
|
|
64 |
Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова на слух и при письме. |
1 |
24.12 |
|
|
65 |
Контрольный диктант за 2 четверть по теме: «Твёрдые и мягкие согласные» |
1 |
28.12 |
|
|
66 |
Работа над ошибками. Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце слова. |
1 |
29.12 |
|
|
Слово – 46 ч. |
|
|
|
||
Названия предметов (20 ч.) |
|
|
|
||
67 |
Предмет и его название. |
1 |
30.12 |
|
|
III -четверть 40 ч. |
|||||
68-71 |
Названия предметов отвечающие на вопрос ЧТО? |
4 |
11.01-14.01 |
|
|
72 |
Название частей предметов. |
1 |
18.01 |
|
|
73 |
Различение основных частей хорошо знакомых предметов. |
1 |
19.01 |
|
|
74 |
Обобщающее слово для группы однородных предметов. |
1 |
20.01 |
|
|
75 |
Названия предметов отвечающие на вопрос КТО? |
1 |
21.01 |
|
|
76 |
Обобщающее слово для группы однородных предметов. |
1 |
25.01 |
|
|
77 |
Различай слова, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО? |
1 |
26.01 |
|
|
78 |
Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. |
1 |
27.01 |
|
|
79 |
Большая буква в именах людей. |
1 |
28.01 |
|
|
80 |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
1 |
01.02 |
|
|
81 |
Большая буква в именах и фамилиях. |
1 |
02.02 |
|
|
82 |
Употребление имён и фамилий людей в предложении. |
1 |
03.02 |
|
|
83 |
Правописание имён собственных. |
1 |
04.02 |
|
|
84 |
Контрольный диктант по теме: « Названия предметов». |
1 |
08.02 |
|
|
85 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
1 |
09.02 |
|
|
Названия действий (10 ч.) |
|
|
|
||
86-87 |
Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? |
2 |
10.02 11.02 |
|
|
88-89 |
Названия действий, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ? |
2 |
15.02 16.02 |
|
|
90-91 |
Подбор названий действий к названиям предметов |
2 |
17.02 18.02 |
|
|
92 |
Кто-что делает? Кто-что делают? |
1 |
22.02 |
|
|
93 |
Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими одушевлённые предметы. |
1 |
23.02 |
|
|
94 |
Списывание по теме «Названия действий» |
1 |
24.02 |
|
|
95 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
1 |
25.02 |
|
|
Предлоги (6 ч.) |
|
|
|
||
96 |
Предлог, как отдельное слово. |
1 |
01.03 |
|
|
97 |
Предлоги в, на, с, из, у в предложении. |
1 |
02.03 |
|
|
98-99 |
Употребление предлогов в предложении. |
2 |
03.03 04.03 |
|
|
100 |
Контрольный диктант за 3 четверть |
1 |
08.03 |
|
|
101 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
1 |
09.03 |
|
|
Слова с непроверяемыми гласными (10 ч.) |
|
|
|
||
102-105 |
Выделение «трудной» гласной в словах. |
4 |
10.03-16.03 |
|
|
106-107 |
Написание гласных в словах-родственниках. |
2 |
17.03-18.03 |
|
|
IV - четверть 33 ч. |
|||||
108-109 |
Написание гласных в словах-родственниках. |
2 |
01.04 05.04 |
|
|
110-111 |
Правописание слов с непроверяемыми написаниями. |
2 |
06.04 07.04 |
|
|
Предложение – 15 ч. |
|
|
|
||
112 |
Выделение предложения из текста. |
1 |
08.04 |
|
|
113 |
Составление и запись предложений по картинкам. |
1 |
12.04 |
|
|
114 |
Правила записи предложения из текста. Заглавная буква в начале предложения и точка в конце. |
1 |
13.04 |
|
|
115 |
Предложение и его схема. |
1 |
14.04 |
|
|
116 |
Составление рассказа из предложений в порядке следования схем. |
1 |
15.04 |
|
|
117 |
Набор слов и предложение. |
1 |
19.04 |
|
|
118 |
Различай набор слов и предложении. |
1 |
20.04 |
|
|
119 |
Завершение начатого предложения с помощью рисунков. |
1 |
21.04 |
|
|
120 |
Порядок слов и предложений. |
1 |
22.04 |
|
|
121 |
Составление к рисункам предложений из слов. |
1 |
26.04 |
|
|
122 |
Составление предложений по предметной картинке. |
1 |
27.04 |
|
|
123 |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
1 |
28.04 |
|
|
124 |
Предложения-вопросы и предложения-ответы. |
1 |
29.04 |
|
|
125 |
Контрольный диктант за год. |
1 |
04.05 |
|
|
126 |
Работа над ошибками |
1 |
05.05 |
|
|
Повторение – 13 ч. |
|
|
|
||
127 |
Звонкие и глухие согласные. |
1 |
06.05 |
|
|
128 |
Твёрдые и мягкие согласные. |
1 |
10.05 |
|
|
129 |
Мягкий знак (Ь) на конце слов. |
1 |
11.05 |
|
|
130 |
Мягкий знак (Ь) на конце слов. Сочинение конца рассказа. |
1 |
12.05 |
|
|
131 |
Названия предметов. |
1 |
13.05 |
|
|
132 |
Различение слов по вопросам Кто это? Что это? |
1 |
17.05 |
|
|
133 |
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. |
1 |
18.05 |
|
|
134-135 |
Правописание имён собственных. Словарный диктант |
2 |
19.05 20.05 |
|
|
136 |
Различение предметов по их действиям. |
1 |
24.05 |
|
|
137 |
Предложение. Правила записи предложений. |
1 |
25.05 |
|
|
138 |
Контрольное списывание за год. |
1 |
26.05 |
|
|
139 |
Работа над ошибками. |
1 |
27.05 |
|
|
140 |
Обобщающий урок-путешествие. |
1 |
31.05 |
|
|
Учебно-методическое обеспечение:
1. Учебно-методические пособия:
- Русский язык. Методические рекомендации. 2-4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. /Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2017.
2. Учебник:
Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 2 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение», 2019г.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
4. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет).
5. Учебно-практическое оборудование:
- касса букв и слогов;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- слоговые таблицы;
- дидактические игры;
- образца написания букв;
- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.