Русский язык
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей 4 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
– Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы (вариант 1).
Рабочая программа ориентирована на учебник Э. В. Якубовской, Я. В. Коршуновой «Русский язык» для 4 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение», 2019 г.
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цели и задачи учебного предмета
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
–
формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные
языковые обобщения;
–
совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых
единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над
словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение
словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие
связной устной речи;
–
обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных
орфографических правил;
–
развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого
необходимый
словарь, соблюдая правильность построения предложений;
–
знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и
формирование у них первоначальных умений в письменных
высказываниях;
–
осуществление нравственного, эстетического и экологического
воспитания школьников.
Место предмета в учебном плане.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в 4 классе для детей с легкой степенью умственной отсталостью выделено 140 часов в год (4 ч в неделю, 35 учебных недель).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и с печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (20-25 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа
Базовые учебные действия
Личностные БУД:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
- писать;
- читать;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- наблюдать;
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание тем учебного курса
Повторение
Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному). Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам.
Звуки и буквы
Гласные звуки и
буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием
звука и буквы под ударением и несоответствием
в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной
позиции. Проверка безударной гласной изменением
формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице. Дифференциация
слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости
согласных на письме. Буква ь на
конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос
слов с ь. Разделительный ь перед
гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения
в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительнымь. Правильный
перенос таких слов. Дифференциация на
слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и
глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на
таблицу. Написание сочетаний жи
– ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Слово
Группировка слов
по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к
словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу
типа: рисую (кого?)
птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе. Названия
признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет,
форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый). Подбор слов, обозначающих
ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный, злой … . Роль слова, обозначающего признаки в
описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам. Образование слов
одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота. Подбор слов, противоположных по значению. Распространение
предложений словами различных категорий. Имена
собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц,
городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами.
Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний
с заданным словом и предлогом. Слова с непроверяемыми
орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов. Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня,
завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина,
Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.
Предложение
Деление текста на
предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого
предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в
конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в
предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением
(слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов
предложении по вопросам. Предложения, различные по интонации:
повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Составление
диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка
знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление
ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.
Связная письменная речь (в связи с изучением всех разделов программы)
Работа с
деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой
часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц
– трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова.
Письменный пересказ текста по составленным вопросам. Коллективное
изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и
опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью
текста.
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года).
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Повторение. |
12 |
2. |
Звуки и буквы. |
54 |
3. |
Слово. |
45 |
4. |
Предложение. |
15 |
5. |
Повторение |
14 |
|
Итого |
140 ч. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
для 4 класса.
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
I - четверть. 34 ч. |
|||||
Повторение. Предложение. 12 ч |
|
|
|
|
|
1. |
Знакомство с учебником. Инструктаж по ТБ. Выделение предложения из текста |
1 |
01.09 |
|
|
2. |
Предложение. Выделение его из текста |
1 |
02.09 |
|
|
3. |
Предложение законченное и незаконченное |
1 |
06.09 |
|
|
4. |
Завершение начатого предложения |
1 |
07.09 |
|
|
5. |
Предложение и его схема. Распространение предложений |
1 |
08.09 |
|
|
6. |
Порядок слов в предложении |
1 |
09.09 |
|
|
7. |
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков |
1 |
13.09 |
|
|
8. |
Составление предложений по сюжетной картинке |
1 |
14.09 |
|
|
9. |
Составление предложений по предметной картинке |
1 |
15.09 |
|
|
10. |
Письмо по памяти. |
1 |
16.09 |
|
|
11. |
Предложение. Входной контроль. |
1 |
20.09 |
|
|
12. |
Работа над ошибками |
1 |
21.09 |
|
|
Звуки и буквы 54 часа |
|
|
|
||
13.-14. |
Алфавит. Расположение слов по алфавиту. |
2 |
22.09 23.09 |
|
|
15. |
Гласные звуки и буквы. Соотнесение кол-ва гласных и слогов в слове |
1 |
27.09 |
|
|
16. |
Контрольное списывание |
1 |
28.09 |
|
|
17. |
Ударные и безударные гласные. Их различение |
1 |
29.09 |
|
|
18. |
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции |
1 |
30.09 |
|
|
19. |
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции |
1 |
04.10
|
|
|
20. |
Проверка безударных гласных в слове |
1 |
05.10 |
|
|
21. |
Проверка безударных гласных в слове |
1 |
06.10 |
|
|
22. |
Контрольное списывание |
1 |
07.10 |
|
|
23. |
Проверка безударных гласных в слове |
1 |
11.10 |
|
|
24. |
Письмо по памяти |
1 |
12.10 |
|
|
25. |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные |
1 |
13.10
|
|
|
26. |
Картинный диктант |
1 |
14.10 |
|
|
27. |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные |
1 |
18.10 |
|
|
28. |
Контрольный диктант по теме «Безударные гласные» |
1 |
19.10 |
|
|
29. |
Работа над ошибками |
1 |
20.01 |
|
|
30. |
Твёрдые и мягкие согласные. Их различение перед гласными |
1 |
21.10 |
|
|
31. |
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, я |
1 |
25.10 |
|
|
32. |
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова |
1 |
26.10 |
|
|
33. |
Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные» |
1 |
27.10 |
|
|
34. |
Работа над ошибками |
28.10 |
|
|
|
II - четверть 32 ч |
|||||
35. |
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. Письмо по памяти. |
1 |
08.11 |
|
|
36. |
Различение твёрдых и мягких согласных . |
1 |
09.11 |
|
|
37. |
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. Активизация словаря по теме |
1 |
10.11 |
|
|
38 |
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. |
1 |
11.11 |
|
|
39 |
Контрольное списывание |
1 |
15.11 |
|
|
40 |
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. |
1 |
16.11 |
|
|
41 |
Различение правил правописания в словах |
1 |
17.11 |
|
|
42 |
Контрольная работа по теме «Гласная после шипящих» |
1 |
18.11 |
|
|
43 |
Работа над ошибками |
1 |
22.11 |
|
|
44 |
Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я |
1 |
23.11 |
|
|
45 |
Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него |
1 |
24.11 |
|
|
46 |
Контрольное списывание. |
1 |
25.11 |
|
|
47 |
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком |
1 |
29.11 |
|
|
48 |
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком |
1 |
30.11 |
|
|
49 |
Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком |
1 |
01.12 |
|
|
50 |
Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак |
1 |
02.12 |
|
|
51 |
Разделительный мягкий знак. Закрепление. Письмо по памяти. |
1 |
06.12 |
|
|
52 |
Контрольный диктант по теме «Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак |
1 |
07.12 |
|
|
53 |
Работа над ошибками. |
1 |
08.12 |
|
|
54 |
Звонкие и глухие согласные. Их различение в словах |
1 |
09.12 |
|
|
55 |
Наблюдение за парными согласными на конце слова |
1 |
13.12 |
|
|
56 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова |
1 |
14.12 |
|
|
57 |
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова |
1 |
15.12 |
|
|
58 |
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова |
1 |
16.12 |
|
|
59 |
Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных |
1 |
20.12 |
|
|
60 |
Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных |
1 |
21.12 |
|
|
61 |
Контрольная работа за І полугодие |
1 |
22.12 |
|
|
62 |
Правила правописания в слове. Закрепление |
1 |
23.12 |
|
|
63 |
Правила правописания в слове. Закрепление. Письмо по памяти. |
1 |
27.12 |
|
|
64 |
Правила правописания в слове. Закрепление. Картинный диктант. |
1 |
28.12 |
|
|
65 |
Контрольное списывание. |
1 |
29.12 |
|
|
66 |
Правила правописания в слове. Работа над ошибками. |
1 |
30.12 |
|
|
III -четверть 37 ч. |
|||||
Слово (45ч) |
|
|
|
||
67 |
Название предметов, действий и признаков предметов |
1 |
10.01 |
|
|
68 |
Название предметов. Различение их по вопросам кто? что? |
1 |
11.01 |
|
|
69 |
Различение названий предметов по вопросам кого? чего? |
1 |
12.01 |
|
|
70 |
Различение названий предметов по вопросам кому? чему? |
1 |
13.01 |
|
|
71 |
Различение названий предметов по вопросам кем? чем? |
1 |
17.01 |
|
|
72 |
Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём? |
1 |
18.01 |
|
|
73 |
Картинный диктант |
1 |
19.01 |
|
|
74 |
Выделение названий предметов в предложении |
1 |
20.01 |
|
|
75 |
Письмо по памяти. |
1 |
24.01 |
|
|
76 |
Контрольный диктант |
1 |
25.01 |
|
|
77 |
Названия предметов. Работа над ошибками. |
1 |
26.01 |
|
|
78 |
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных |
1 |
27.01 |
|
|
79 |
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц |
1 |
31.01 |
|
|
80 |
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц |
1 |
01.02 |
|
|
81 |
Контрольное списывание |
1 |
02.02 |
|
|
82 |
Название предметов. Закрепление знаний |
1 |
03.02 |
|
|
83 |
Контрольная работа по теме «Имена собственные» |
1 |
07.02 |
|
|
84 |
Работа над ошибками. |
1 |
08.02 |
|
|
85 |
Название признаков предмета. Определение их по вопросам какой? какая? какое? какие? |
1 |
09.02 |
|
|
86 |
Постановка вопросов к названиям признаков предмета |
1 |
10.02 |
|
|
87 |
Постановка вопросов к названиям признаков предмета |
1 |
14.02 |
|
|
88 |
Контрольное списывание |
15.02 |
|
|
|
89 |
Различие признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета |
1 |
16.02 |
|
|
90 |
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета |
1 |
17.02 |
|
|
91 |
Определение предмета по его признакам. |
1 |
21.02 |
|
|
92 |
Картинный диктант. |
1 |
22.02 |
|
|
93 |
Различение названий предметов, действий, признаков |
1 |
28.02 |
|
|
94 |
Постановка вопросов к словам в предложении |
1 |
01.03 |
|
|
95 |
Контрольное списывание |
1 |
02.03 |
|
|
96 |
Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета |
1 |
03.03 |
|
|
97 |
Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета, по вопросам |
1 |
07.03 |
|
|
98 |
Контрольный диктант по теме «Слово» |
1 |
09.03 |
|
|
99 |
Работа над ошибками |
1 |
10.03 |
|
|
100 |
Предлоги по, к, от, над, под, о, в, на со совами |
1 |
14.03 |
|
|
101 |
Предлог из со словами |
1 |
15.03 |
|
|
102 |
Предлог за со словами |
1 |
16.03 |
|
|
103 |
Предлог без со словами |
1 |
17.03 |
|
|
IV - четверть 37 ч. |
|||||
104 |
Предлог до со словами |
1 |
28.03 |
|
|
105 |
Предлог про со словами |
1 |
29.03 |
|
|
106 |
Контрольное списывание |
1 |
30.03 |
|
|
107 |
Предлоги. Закрепление знаний |
1 |
31.03 |
|
|
108 |
Предлоги. Закрепление знаний |
1 |
04.04 |
|
|
109 |
Письмо по памяти |
1 |
05.04 |
|
|
110 |
Контрольный диктант по теме «Предлоги» |
1 |
06.04 |
|
|
111 |
Работа над ошибками |
1 |
07.04 |
|
|
Предложение (15ч.) |
|
|
|
||
112 |
Выделение предложения из текста |
1 |
11.04 |
|
|
113 |
Деление текста на предложения |
1 |
12.04 |
|
|
114 |
Контрольное списывание |
1 |
13.04 |
|
|
115 |
Завершение начатого предложения |
1 |
14.04 |
|
|
116 |
Порядок слов в предложении |
1 |
18.04 |
|
|
117 |
Порядок слов в предложении |
1 |
19.04 |
|
|
118 |
Связь слов в предложении |
1 |
20.04 |
|
|
119 |
Связь слов в предложении |
1 |
21.04 |
|
|
120 |
Письмо по памяти |
1 |
25.04 |
|
|
121 |
Вопросительные предложения |
1 |
26.04 |
|
|
122 |
Восклицательные предложения |
1 |
27.04 |
|
|
123 |
Разные по интонации предложения |
1 |
28.04 |
|
|
124 |
Картинный диктант |
1 |
02.05 |
|
|
125 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
03.05 |
|
|
126 |
Работа над ошибками |
1 |
04.05 |
|
|
Повторение (14 ч) |
|
|
|
||
127 |
Правописание гласных и согласных в слове |
1 |
05.05 |
|
|
128 |
Правописание гласных и согласных в слове |
1 |
10.05 |
|
|
129 |
Правописание гласных и согласных в слове |
1 |
11.05 |
|
|
130 |
Название предметов, действий, признаков |
1 |
12.05 |
|
|
131 |
Название предметов, действий, признаков |
1 |
16.05 |
|
|
132 |
Название предметов, действий, признаков |
1 |
17.05 |
|
|
133 |
Предложение |
1 |
18.05 |
|
|
134 |
Предложение |
1 |
19.05 |
|
|
135 |
Контрольное списывание |
1 |
23.05 |
|
|
136 |
Работа над ошибками |
1 |
24.05 |
|
|
137 |
Картинный диктант |
1 |
25.05 |
|
|
138 |
Учусь объяснять |
1 |
26.05 |
|
|
139-140 |
Резерв |
2 |
30.05 31.05 |
|
|
|
Итого |
140 ч |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение:
1. Учебно-методические пособия:
- Русский язык. Методические рекомендации. 2-4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. /Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2017.
2. Учебник:
Э. В. Якубовской, Я.В. Коршуновой «Русский язык» для 4 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение», 2019 г.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
4. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет).
5. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- набор картинок для словарной работы;
- дидактические игры;
- образцы написания букв;
Приложение 1.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
VI. 1. Контрольно – измерительные материалы.
Диктант по теме «Звуки и буквы».
1 вариант. (Письмо диктанта под диктовку).
В лесу.
Пришла осень. Хорошо утром в лесу. Тонкие стебли травы мокрые. На них капли росы, словно бусы. Клён, берёза стали краснеть. Только ель стоит зелёная.
Задание:
1. В последнем предложении выделить начало и конец предложения.
2. Выписать первое предложение, сосчитать и обозначить количество слов в предложении, построить схему предложения.
2 вариант. (Контрольное списывание с печатного текста).
В лесу.
Пришла осень. Хорошо утром в лесу. Тонкие стебли травы мокрые. На них капли росы, словно бусы. Клён, берёза стали краснеть. Только ель стоит зелёная.
Задание:
1. В первом предложении выделить начало и конец предложения.
2. Выписать последнее предложение, сосчитать и обозначить количество слов в предложении, построить схему предложения.
Контрольный диктант за 1 четверть.
1 вариант. (Письмо диктанта под диктовку).
Деревья.
Где деревья – там чистый воздух. Листья у всех деревьев разные. У дуба и клёна листья узорные. У тополя края листьев ровные. А у сосны и ели вместо листьев хвоя. Хвойные деревья хорошо пахнут.
2 вариант. (Контрольное списывание с печатного текста).
Деревья.
Где деревья – там чистый воздух. Листья у всех деревьев разные. У дуба и клёна листья узорные. У тополя края листьев ровные. А у сосны и ели вместо листьев хвоя. Хвойные деревья хорошо пахнут.
Диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные».
1 вариант. (Письмо диктанта под диктовку).
Лес.
Наша деревня большая. За деревней лес. В лесу растут березы, дубы. Оля и Катя пошли в лес за грибами. Они увидели большой дуб. А под дубом растут белые грибы. Девочки были очень рады.
Задание:
2 вариант. (Контрольное списывание с печатного текста).
Лес.
Наша деревня большая. За деревней лес. В лесу растут березы, дубы. Оля и Катя пошли в лес за грибами. Они увидели большой дуб. А под дубом растут белые грибы. Девочки были очень рады.
Задание:
Контрольный диктант за 2 четверть.
1 вариант. (Письмо диктанта под диктовку).
Кормушки.
Засыпала зима поля снегами. Белый ковёр покрыл землю. Голодные птицы летят к жилью. Развесили дети в садах и парках кормушки. Насыпали зёрна, крошек. Летят к кормушкам воробьи, синички, снегири. Радостно щебечут, словно благодарят ребят.
2 вариант. (Контрольное списывание с печатного текста).
Кормушки.
Засыпала зима поля снегами. Белый ковёр покрыл землю. Голодные птицы летят к жилью. Развесили дети в садах и парках кормушки. Насыпали зёрна, крошек. Летят к кормушкам воробьи, синички, снегири. Радостно щебечут, словно благодарят ребят.
Диктант по теме «Названия предметов, действий».
1 вариант. (Письмо диктанта под диктовку).
Весна.
Наступила тёплая весна. Ласково греет солнце. Поют весёлые птички. Из земли показалась первая травка. Журчат ручьи. Зацвели белые ландыши. На деревьях раскрылись почки. В кустах запели соловьи. Все рады весне!
2 вариант. (Контрольное списывание с печатного текста).
Весна.
Наступила тёплая весна. Ласково греет солнце. Поют весёлые птички. Из земли показалась первая травка. Журчат ручьи. Зацвели белые ландыши. На деревьях раскрылись почки. В кустах запели соловьи. Все рады весне!
Диктант по теме «Имена собственные».
1 вариант.
(Письмо диктанта под диктовку).
2 вариант.
(Контрольное списывание с печатного текста)
Контрольный диктант за 3 четверть.
1 вариант. (Письмо диктанта под диктовку).
Лиса и белка.
Над норой лисы жила белка. Она прыгала с ветки на ветку. Хитрая лиса притворилась мёртвой. Стала белка бросать в лису шишками. Лиса не двигалась. Надоело белке играть. Она спряталась в дупло. Пропала у хитрой лисы добыча.
2 вариант. (Контрольное списывание с печатного текста).
Лиса и белка.
Над норой лисы жила белка. Она прыгала с ветки на ветку. Хитрая лиса притворилась мёртвой. Стала белка бросать в лису шишками. Лиса не двигалась. Надоело белке играть. Она спряталась в дупло. Пропала у хитрой лисы добыча.
Диктант по теме «Предложение».
1 вариант. (Письмо диктанта под диктовку).
Рыбки.
У Вити жили красивые рыбки. Они плавали в большой банке с водой. На дне банки лежал песок. Витя поставил банку на окно. Солнечный луч прыгнул в банку. Рыбки стали золотыми. Обрадовался Витя.
2 вариант. (Контрольное списывание с печатного текста).
Рыбки.
У Вити жили красивые рыбки. Они плавали в большой банке с водой. На дне банки лежал песок. Витя поставил банку на окно. Солнечный луч прыгнул в банку. Рыбки стали золотыми. Обрадовался Витя.
Контрольный диктант за год.
1 вариант. (Письмо диктанта под диктовку).
Конкурс рисунков.
У нас в классе конкурс рисунков. Рисунки на стене. Дима нарисовал трактор и машину. Таня – цыплёнка. У Коли – лягушка. Вика нарисовала репку и лук. Все рисунки разные. Самая хорошая работа у Димы.
2 вариант. (Контрольное списывание с печатного текста).
Конкурс рисунков.
У нас в классе конкурс рисунков. Рисунки на стене. Дима нарисовал трактор и машину. Таня – цыплёнка. У Коли – лягушка. Вика нарисовала репку и лук. Все рисунки разные. Самая хорошая работа у Димы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.