Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс
Оценка 5

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Оценка 5
doc
03.01.2020
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс
р.п. русский ЗПР 3 класс (1).doc

Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района  

Большелогская средняя  общеобразовательная школа

(МБОУ Большелогская СОШ)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Большелогской СОШ

__________     Т.В.Васильчукова

Приказ от 02 .09.2019г.  № 191

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

 

адаптированная для детей с задержкой психического развития

 

Уровень общего образования, класс:   начальное  общее образование,   3В класс

 

 

Количество часов – 136 ч.

 

Учитель–Олейникова Елена Николаевна

 

Программа составлена на основе:

Авторской программы начального общего образования «Русский язык». Сборник рабочих программ (составитель: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.). – УМК «Школа России» - 2-е издание М.: Просвещение, 2015 год.

 

 

 

2019-2020

 

 I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку разработана  в соответствии :

·                                              с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования») (в редакции от 31.12.2015);

·                                              учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2019-2020учебный год;

·                                              Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;

Рабочая программа учебного предмета – русский язык,  составлена на основе авторской программы: Русский язык. Сборник рабочих программ (составитель: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.). – УМК «Школа России» -М.: Просвещение, 2015 год.

Цели:

·        ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

·        формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

·        формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

·        развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

·        развитие коммуникативных умений;

·        развитие нравственных и эстетических чувств;

·        развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика учебного курса:

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

         система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

         орфография и пунктуация;

         развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

 

 Основные направления коррекционной работы:

 

-повысить уровень речевого и общепсихического развития детей;

- закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности, в диалогической и монологической речи;

- сформировать у детей фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил русского языка на уроках литературного чтения, развития речи, логопедических занятиях, грамматики и правописания;

- вырабатывать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;

- обеспечивать профилактику и коррекцию дислексии, дисграфии и дизорфографии у школьников с ЗПР, а также коррекцию нарушений устной речи.

 

 

II. Общая характеристика учебного предмета.

 

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов

-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»

-приобретение и систематизация знаний о языке;

-овладение орфографией и пунктуацией;

-раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

- развитие чувства языка.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

  Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

     В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

     Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

 

III. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

IV. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы учебный предмет-  русский язык   рассчитан на 136 часов в год - 4 часа в неделю. Из них контрольных работ– 13.

 

V. Планируемые результаты  освоения учебного предмета «Русский язык»

и система их оценки

 

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

В направлении личностного развития:

  •  формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей               этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского         общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и                 разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной           деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и        сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на     результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В предметном направлении:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное       средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской   Федерации, языка межнационального общения;
  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей   культуры и гражданской позиции человека;
  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,            грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
  • формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
  • осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение            орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных     текстов;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для      решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  • формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

·        Развитие речи

·        Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

·        Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомиться с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

·        Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

·        Система языка

·        Фонетика, орфоэпия, графика

·        Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

·        Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

·        Лексика

·        Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

·        Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

·        Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

·        Состав слова (морфемика)

·        Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

·        Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

·        Морфология

·        Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

·        Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать за словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

·        Синтаксис

·        Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

·        Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

·        Орфография и пунктуация

·        Обучающийся научится:

·        а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

·        б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

·        Обучающийся получит возможность научиться:

·        а) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

·        б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст в 65—75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;

писать изложение небольшого текста;

списывать с печатного текста 5-6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы;

давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;

писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выражать просьбу, извинение, благодарность;

восстанавливать деформированные предложения;

составлять предложения из заданных слов;

различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные

ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;

находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;

различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;

кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;

разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;

различать предложение и слово, виды предложений по интонации;

выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом двусоставном предложении;

устанавливать связь между словами в предложении по вопросам;

находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок; пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.

 

Специальные коррекционные задачи:

*развитие приемов умственной деятельности, необходимых для владения начальным курсом русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления;

*выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала, с целью предупреждения ошибок.

*активизировать устную речь детей, сделать предметом их внимания слово и предложение.

*Уточнять, пополнять словарный запас, постоянно соотнеся его с предметами, явлениями окружающего мира.

Требования для детей 7 вида

При обучении детей, имеющих особые образовательные потребности, необходимо выполнять следующие требования:

- находить любой повод для похвалы, отметить даже самые маленькие успехи. Успех формирует веру в себя, желание учиться, рождает энергию для преодоления трудностей.

-преподносить новый материал предельно развернуто и доступно

-значительное место занимает практическая часть: работа со схемами, таблицами…

-систематически повторять пройденный материал для изучения нового

-учитывать индивидуальный подход.

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.

Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестацииосвоения АООП НОО в иных формах.

Специальные условияпроведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

·                    особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

·                    привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

·                    присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

·                    адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

·                    при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

·                    при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

·                    увеличение времени на выполнение заданий; 

·                    возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

·                    недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональномутравмированию ребенка.

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.

 

 

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык».

 

Наша речь и наш язык (2ч.) Знакомство с учебником, его содержанием и структурой. Значение речи в жизни человека, уточнение представления детей о языке как средстве общения, о языке как системе знаков.

Текст. Предложение. Словосочетание.(12ч.) Текст как единица языка и речи. Типы текстов.

Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Восклицательные предложения. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Простое и сложное предложения (общее представление). Союзы в сложном предложении. Составление сложных предложений из двух простых. Обобщение знаний о предложении.

Слово и его лексическое значение (19 ч.) Что такое лексическое значение слова? Упражнение в распознавании лексических групп  cлов в речи. Омонимы. Слово и словосочетание. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Подробное изложение с языковым анализом текста.

Состав слова (17 ч.) Однокоренные слова. Корень. Упражнение в написании корня в однокоренных  словах. Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. Диктант. Работа над ошибками. Сложные слова. Формы слова. Окончание. Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. Обобщение знаний о корне и об окончании как

о значимых частях слова. Составление предложений и текста. Приставка (общее понятие). Приставка — значимая часть слова. Обобщение знаний о роли приставок в слове. Суффикс (общее понятие). Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Обобщение и систематизация знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу. Подробное изложение на основе зрительного восприятия и языкового анализа повествовательного текста.

Правописание частей слова (29 ч.) Общее представление о правописании частей слова.

Правописание безударных гласных в корне слова Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Наблюдение над словами с буквосочетаниями_ере__оро__оло_.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне. Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне. Составление текста по сюжетному рисунку.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. Сопоставление правил о правописании корня.

Двойные согласные Двойные согласные. Правописание слов с двойными согласными. Сочинение по репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка».

Правописание суффиксов и приставок Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов _ик_ек. Упражнение в правописании суффиксов. Правописание слов с приставками. Упражнение в правописании значимых частей слова.

Приставки и предлоги Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов.

Разделительный твердый знак (ъ) Разделительный твердый знак (ъ). Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Упражнение в правописании слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Обучение составлению объявления.

Части речи (77 ч.) Части речи.

Имя существительное Понятие об имени существительном как части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Обучающее подробное изложение повествовательного текста Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. Упражнение по развитию связной речи. Род имен существительных. Определение рода имен существительных в косвенных падежах. Имена существительные, которые могут быть употреблены и как имена существительные женского рода, и как имена существительные мужского рода. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук. Подробное изложение повествовательного текста (учебник, упр. 53). Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Упражнение в склонении и в определении падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Сочинение по сюжетным рисункам. Именительный падеж имен существительных. Родительный падеж имен существительных. Дательный падеж имен существительных. Винительный падеж имен существительных. Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных. Творительный падеж имен существительных. Предложный падеж имен существительных. Подробное изложение повествовательного текста. Обобщение знаний о падежах имен существительных. Обобщение знаний об именах существительных. Сочинение по репродукции картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень».

Имя прилагательное Понятие об имени прилагательном как части речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление). Упражнение в употреблении и в правописании имен прилагательных. Художественное и научное описание (общее знакомство). Составление научного (или художественного) текста-описания растения. Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Правописание имен прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера. Изменение имен прилагательных по падежам (общее представление). Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи.  Обобщение знаний об имени прилагательном. Сочинение по репродукции картины Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». Составление пригласительного письма.

Местоимение Личные местоимения (общее представление). Личные местоимения третьего лица. Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление с особенностями текста - письма.

Глагол Понятие о глаголе как части речи. Упражнение в определении лексического значения глагола. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. Составление рассказа по сюжетным рисункам. Глаголы в неопределенной форме. Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. Времена глагола. Упражнение в определении времени глагола. Текст - рассуждение. Изменение глаголов по временам. Подробное изложение повествовательного текста. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.   Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. Частица не с глаголами. Правописание не с глаголами. Обобщение знаний о глаголе. Подробное изложение повествовательного текста.  Составление текста по рисунку.

 Итоговое повторение (9 ч.) Части речи. Подробное изложение повествовательного  текста. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Правописание слов с изученными орфограммами. Однокоренные слова. Упражнение в развитии устной и письменной речи. Повторение и обобщение  изученного материала за 3 –й класс.

 


VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 

 

 

№ п /п

Содержание учебного предмета

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1

Язык и речь.

2 ч.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях).  Объяснять, в каких случаях

используются разные виды речи. Осознавать, что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты своей деятельности.  Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

Оценивать результаты выполненного задания

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14 ч.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать не пунктированный текст, выделять в нём предложения. Составлять предложения из слов на определённую тему. Выделять в письменном тексте диалог. Оценивать результаты своей деятельности

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. Обосновывать постановку знаков препинания в конце предложений.

Различать предложения по цели высказывания. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.  Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, используя опорные слова, записывать составленный текст.

Анализировать содержание таблицы «Виды предложений» и использовать его для составления сообщения о видах предложений.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Развивать интонационные навыки при чтении предложений. Обосновывать правильность определения предложений по цели высказывания и по интонации, обосновывать постановку знаков препинания в конце предложений. Записывать текст, правильно ставя знаки в конце предложений.

Работать со схемой «Члены предложения», составлять сообщение по информации, представленной в схеме. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении. Распознавать распространённые и нераспространённые предложения, определять роль второстепенных членов в распространённом предложении. Составлять из данных слов распространённое предложение по заданному алгоритму.

 Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения в распространённом предложении. Работать с памяткой 2 «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Наблюдать над составом простых и сложных предложений. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения. Объяснять постановку запятой в сложном предложении. Работать со схемой «Предложение: простое и сложное»: уметь формулировать ответ на вопрос «Как различить простое и сложное предложения?», составлять по ней текст-сообщение.

Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из данных пар слов.   Выделять из предложения основу и словосочетания.. Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» под руководством учителя и записывать его. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения, соединёнными союзами (а, и, но). Объяснять знаки препинания между частями сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Работать с памяткой 3 «Как дать характеристику предложения». Рассуждать при определении характеристики заданного предложения.

3

Слово в языке и речи.

19 ч.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». Работать со схемой «Однозначные и многозначные слова» в учебнике, составлять текст—сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Распознавать однозначные и многозначные слова, объяснять их значение, составлять предложения, употребляя в них многозначные слова. Работать с «Толковым словарём» в учебнике, находить в нём необходимую информацию о слове. Знакомиться со значением и написанием слова альбом. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомиться со значениями слова погода. Распознавать синонимы и антонимы, подбирать к слову синонимы или антонимы. Находить слова, употреблённые в переносном значении. Работать со «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов» в учебнике; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со «Словарём омонимов» в учебнике, находить в нём нужную информацию о слове. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со «Словарём фразеологизмов» в учебнике, находить в нём нужную информацию. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомиться со сведениями о возникновении фразеологизмов бить баклуши, спустя рукава и др.

4

Состав слова.

16 ч.

 

 

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове корня. Работать со «Словарём однокоренных слов» в учебнике, находить в нём нужную информацию о слове. Оценивать результаты своей деятельности

Наблюдать над этимологией слов. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдать над чередованием звуков в корне слов. Находить чередующиеся звуки в корне слов. Различать однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов с чередующимися согласными. Различать сложные слова, находить в них корни. Наблюдать над правописанием сложных слов (соединительные гласные в сложных словах). Подбирать однокоренные слова с заданным значением. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Наблюдать над ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении). Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, осознавать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Находить и выделять в слове окончание, обосновывать правильность выделенного окончания в слове. Различать в слове нулевое окончание (□). Осуществлять последовательность действий при выделении в слове окончания. Осознавать признаки приставки как части слова. Формулировать определение приставки. Наблюдение над правописанием приставок. Образовывать слова с помощью приставок. Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове приставки.. Правильно употреблять в речи слова с приставками. Составлять предложения или рассказ по рисунку.

Осознавать признаки суффикса как части слова. Формулировать определение суффикса. Наблюдать над ролью суффикса в слове. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове суффикса. Находить и выделять в слове суффиксы.

Находить и выделять в слове суффикс, обосновывать правильность его выделения в слове. Объяснять значение суффикса в слове. Образовывать слова с помощью суффиксов.

Адекватно оценивать результаты написанного диктанта, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Оценивать результаты своей деятельности

Адекватно оценивать результаты проверочной работы и результаты изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Составлять страничку «Семья слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации. Редактировать предложения с однокоренными словами. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать модели состава слова и подбирать слова по этим моделям. Составлять слова по указанным значимым частям слова. Находить среди слов неизменяемые слова, правильно употреблять эти слова в речи. Находить общее в составе предлагаемых для анализа пар слов. Оценивать результаты своей деятельности

Составлять текст по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе» и опорным словам. Оценивать результаты своей деятельности

Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдать над статьями в «Словообразовательном словаре». Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования. Работать с памяткой 5 «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Анализировать модели состава слова и подбирать слова по этим моделям. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

5

Правописание частей слова.

29ч.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы в значимых частях слова. Работать с памяткой 5 «Как разобрать слово по составу» и таблицей «Правописание гласных и согласных в значимых частях слов». Оценивать результаты своей деятельности

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и обосновывать их написание. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Работать с «Орфографическим словарём».

Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Следы старославянского языка в русском языке», нахождение в предложениях слов старославянского происхождения. Работать с не пунктированным текстом, записывать его, правильно оформляя каждое предложение и выделяя части текста. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука.

6

Части речи.

41 ч.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных.

Различать среди однокоренных слов имена существительные.

Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению).

Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Определять число имен существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Изменить форму числа имен существительных.

 Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа.  

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Определять род имен существительных.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Изменять имена существительные по падежам.

 Запоминать названия падежей.

 Определять падеж имен существительных.

 Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме.

Сопоставлять и различать  внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.).

Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного.

 Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

 Писать диктант и проверять написанное.  

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имен прилагательных.

 Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.  Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.).

 Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

 Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Писать правильно родовые окончания имен прилагательных.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Распознавать глаголы среди других частей речи.

 Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Узнавать неопределенную. форму глагола по вопросам.

Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола.

Изменять глаголы по числам.

Распознавать время глагола.

Изменять глаголы по временам.

Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

 Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

 Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.

 Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.

 

7

Повторение.

14 ч.

Работать с определениями частей речи. Определять по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи. Работать с памяткой 4 «Разбор предложения по частям речи». Оценивать результаты своей деятельности

Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.                     

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их определения. Обосновывать правильность написания родовых окончаний имён прилагательных и окончаний имён прилагательных, употреблённых во множественном числе. Оценивать результаты выполнения самостоятельной работы и своей деятельности на уроке

 Контролировать правильность записи текста диктанта, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. Адекватно оценивать результаты выполненных заданий рубрики «Проверь себя». Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове корня.

Составлять сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». Оценивать результаты своей деятельности. Работать с определениями частей речи.

 


VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Учебно-методическое обеспечение:

 Сборник рабочих программ «Школа России» авторская программа «Русский язык» Канакина В. П., Горецкий В.Г., Дементьева М. Н.,    Стефаненко  Н. А., Бойкина М. В. Н. А. Федосова. Москва, Просвещение, 2014г.  

- Примерные  программы  начального общего образования Москва «Просвещение» 2014г.

-  Канакина В.П.,  Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс  в 2-х частях. Москва «Просвещение»,2016г.

- Приложение на электронном носителе Канакина В. П. Русский язык.3 класс.  М.: Просвещение. 2016.

- О. И. Дмитриева.  Поурочные разработки по русскому языку к УМК  В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М.: ВАКО, 2014 г.

- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи.- М.:АСТ Астрель,2014

- Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический,  фразеологизмов.

2. Учебник:

Канакина В.П.,  Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс  в 2-х частях. Москва «Просвещение»,2014г.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

            Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/

4. Технические средства:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска

Персональный компьютер. Ксерокс.

Экран.Проектор.

5. Учебно-практическое оборудование:

Наглядные пособия: памятки, схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX.  Календарно-тематическое планирование по русскому языку-3

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Даты изучения темы

 

 

 

план.

факт.

1

Наша речь. Виды речи.

1

 

 

2

Наш язык. Повторение изученного во 2 классе.

1

 

 

3

Текст. Типы текстов.

1

 

 

4

Виды предложений по цели высказывания.

1

 

 

5

Виды предложений по интонации.

1

 

 

6

Стартовый контроль.

1

 

 

7

Анализ работ. Работа над ошибками. Предложение.

1

 

 

8

Предложения с обращением.

1

 

 

9

Обучающее изложение И. Аксёнов «Путешественница».

1

 

 

10

Анализ  изложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1

 

 

11

Главные и второстепенные члены предложения

1

 

 

12

Простое и сложное предложения

1

 

 

13

Простое и сложное предложения

1

 

 

14

Словосочетание.  Предложение.

1

 

 

15

Словосочетание.

1

 

 

16

Контрольный диктант №  2  по теме «Предложение»

1

 

 

17

Анализ диктанта. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

 

 

18

Синонимы и антонимы.

1

 

 

19

Омонимы. Лексическое значение слов

1

 

 

20

Слово и словосочетание.

1

 

 

21

Фразеологизмы.

2

 

 

22

Фразеологизмы.

 

 

23

Части речи.

1

 

 

24

Имя существительное.

1

 

 

25

Имя прилагательное.

1

 

 

26

Глагол.

1

 

 

27

Что такое имя числительное? Части речи

1

 

 

28

Однокоренные слова.

1

 

 

29

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

 

 

30

Звуки и буквы. Согласные звуки. Словарный диктант.

1

 

 

31

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

1

 

 

32

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

 

 

33

Анализ диктанта. Обобщение и закрепление изученного.

1

 

 

34

Что такое корень слова?

1

 

 

35

Как найти в слове корень? Состав слова. Корень слова

1

 

 

36

Сложные слова.

1

 

 

37

Сложные слова.

1

 

 

38

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

 

 

39

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

 

 

40

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

 

 

41

Значения приставок.

1

 

 

42

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

 

 

43

Значения суффиксов.

1

 

 

44

Р.р.Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе».

1

 

 

45

Анализ сочинения. Что такое основа слова?

1

 

 

46

Обобщение знаний о составе слова..

1

 

 

47

Контрольный диктант № 4 по теме «Состав слова».

1

 

 

48

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

1

 

 

49

Приставка. Суффикс. Основа слова

1

 

 

50

Проект «Семья слов».

1

 

 

51

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

 

 

52

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

 

 

53

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

 

 

54

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

 

 

55

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

 

 

56

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

 

 

57

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

 

 

58

Промежуточный полугодовой  контроль

1

 

 

59

Анализ работ. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

 

 

60

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

 

 

61

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

 

 

62

Р.р.Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».

1

 

 

63

Контрольное списывание

1

 

 

64

Анализ работ. Правописание суффиксов и приставок.

1

 

 

65

Правописание суффиксов и приставок. Правописание слов с удвоенной согласной.

1

 

 

66

Правописание суффиксов и приставок.

1

 

 

67

Правописание приставок и предлогов. .

1

 

 

68

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

 

 

69

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

 

 

70

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание частей слова».

1

 

 

71

Анализ контрольных работ. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

 

 

72

Разделительные твёрдый и мягкий знаки 

1

 

 

73

Обучающее изложение В. Бочарников «Алёшина яблоня».

1

 

 

74

Анализ изложения. Проект «Составляем орфографический словарь».

1

 

 

75

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

 

 

76

Проверь себя

1

 

 

77

Закрепление пройденного. Правописание частей слова.

1

 

 

78

Закрепление пройденного. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

 

 

79

Части речи.

1

 

 

80

Имя существительное и его роль в речи.

1

 

 

81

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2

 

 

82

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

 

 

83

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

 

 

84

Контрольная работа № 7 по теме «Имена собственные».

1

 

 

85

Анализ контрольной работы. Число имён существительных.

1

 

 

86

Число имён существительных.

1

 

 

87

Род имён существительных.

1

 

 

88

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Число и род имён существительных

1

 

 

89

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

 

 

90

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

 

 

91

Контрольный диктант № 8  по теме «Имя существительное».

1

 

 

92

Анализ контрольной работы. Склонение имён существительных.

1

 

 

93

Падеж имён существительных.

1

 

 

94

Падеж имён существительных.

1

 

 

95

Р.р.Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

 

 

96

Анализ сочинения. Именительный падеж.

1

 

 

97

Родительный падеж.

1

 

 

98

Дательный падеж.

1

 

 

99

Винительный падеж.

1

 

 

100

Творительный падеж.

1

 

 

101

Предложный падеж.  Падеж имён существительных.

1

 

 

102

Контрольный диктант за 3 четверть.

1

 

 

103

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

 

 

104

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

 

 

105

Обучающее изложение «Кот и куры»

1

 

 

106

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

 

 

107

Роль прилагательных в тексте.

1

 

 

108

Текст – описание.

1

 

 

109

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь».

1

 

 

110

Род имён прилагательных.

1

 

 

111

Изменение имён прилагательных по родам.

1

 

 

112

Число имён прилагательных.

1

 

 

113

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

 

 

114

Контрольный диктант № 10 по теме «Имя прилагательное».

1

 

 

115

Анализ работ. Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».

1

 

 

116

Контрольное списывание

1

 

 

117

Личные местоимения.

1

 

 

118

Изменение личных местоимений по родам.

1

 

 

119

Местоимение.

1

 

 

120

Значение и употребление глаголов в речи.

1

 

 

121

Значение и употребление глаголов в речи.

1

 

 

122

Неопределённая форма глагола.

1

 

 

123

Число глаголов.

1

 

 

124

Времена глаголов.

1

 

 

125

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

1

 

 

126

Изменение глаголов по временам.

3

 

 

127

Изменение глаголов по временам.

 

 

128

Изменение глаголов по временам.

 

 

129

Род глаголов в прошедшем времени.

1

 

 

130

Промежуточный годовой  контроль.

1

 

 

131

Работа над ошибками. Правописание частицы не с глаголами.

1

 

 

132

Правописание частицы не с глаголами.

1

 

 

133

Обобщение знаний  по теме «Глагол»

1

 

 

134

Обобщение знаний по изученным темам.

1

 

 

135

Повторение .Виды орфограмм.

1

 

 

136

КВН «Юный грамотей»

1

 

 


 

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

  • Формы промежуточного контроля –диктант с грамматическим заданием
  • Форма итогового контроля – проверочная работа

Программой предусмотрено проведение:

№ урока

Тема контрольной работы

Дата

план.

факт.

6

Стартовый контроль.

 

 

16

«Предложение»

 

 

32

  Контрольный диктант за 1 четверть

 

 

47

«Состав слова»

 

 

58

Промежуточный полугодовой контроль.

 

 

63

Контрольное списывание

 

 

70

«Правописание частей слова»

 

 

84

 «Имена собственные»

 

 

91

«Имя  существительное»

 

 

102

Контрольный диктант за 3 четверть

 

 

114

 «Имя  прилагательное»

 

 

116

Контрольное списывание

 

 

130

Промежуточный годовой контроль.

 

 

  • Контрольных работ - 13

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы

 

Дата

Внесенные изменения и дополнения

Основание

Роспись учителя

Согласовано (роспись зам.директора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО   

Протокол №1 от  «26 » 08. 2019г.  

заседания методического   объединения   учителей начальных классов                    

Руководитель ШМО

__________  Н.Н.Нефёдова

 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР ____________Н.Е.Немошкалова

  «29 » 08.2019г         

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 от 28  .08.2019г.

заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ

Председатель методсовета

 ____________ Н.М.Денисенко

 

 

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2020