АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ « Я И МИР»
Оценка 4.8

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ « Я И МИР»

Оценка 4.8
docx
13.11.2021
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ « Я И МИР»
Я и мир .docx

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ « Я И МИР»

 

 

 

Уровень общего образования: основное общее 5 класс

Количество часов__ 67ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 - 2022  учебный год

 


Пояснительная записка

Данная программа коррекционного курса составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 20013г, и в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, а также  Программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007,  пособия для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. «Развитие сенсорной сферы детей». Под редакцией Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой. Москва, Просвещение 2009 год.

Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

У школьников с умеренной умственной отсталостью снижен темп восприятия, сужен его объем, недостаточна точность различных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно двигательного, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях.

Детям с умеренной умственной отсталостью требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач они затрудняются в обследовании предмета. Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью всей деятельности.

Кроме того, у многих детей с проблемами в развитии отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.

Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» необходима для создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков и для правильного формирования многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующая оптимизации психического расстройства ребенка и более эффективной социализации его в общении.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков сенсорного развития и формирования у них относительно сложных видов психической деятельности.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Цель программы: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

ü  формирование  умения воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).

ü  обучение   применению полученных знаний в  практической и познавательной деятельности.

ü  формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

ü  коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов;

ü  развитие слухоголосовых координаций;

ü  формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

ü  совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

ü  обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

ü  исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

ü  формирование точности и целенаправленности движений и действий.

 

 

 

Программа построена на следующих принципах:

1.                 Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.

2.                 Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.

3.                 Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

4.                 Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

5.                 Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.

6.                 Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.

7.                 Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.

Средства, формы и методы коррекционной работы:

- наглядность, коррекционные игры и упражнения, практическая работа;

- проводятся групповые занятия;

- психогимнастика, конструирование, наглядный и практический метод, связь с окружающей средой, опора на жизненный опыт и собственные ощущения.

В учебном плане коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» представлены с расчетом по 3 часа в неделю, 102 часа в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса. Коррекционные занятия проводятся  во второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие. Продолжительность занятия составляет 40 минут.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально.

2. Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.
  • В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.
  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
  • Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:

·         Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·         Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

·         Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

·         Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

- регулятивных учебных действий:

·         Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

·         Проговаривать последовательность действий.

·         Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

·         Учиться работать по предложенному учителем плану.

·         Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

·         Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- коммуникативных учебных действий:

·         Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·         Слушать и понимать речь других.

·         Читать и пересказывать текст.

·         Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

               -   Совместно договариваться о правилах

 

п\п

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения

Форма проведения

1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись.

1

01.09

Игра-беседа

1.2.

Общение с взрослыми.

2

06.09

08.09

Беседа, анализ ситуаций

1.3.

Самое удивительное чудо на свете.

3

13.09

15.09

20.09

Игра-занятие, учебная презентация

1.4.

Книжкин дом.

1

22.09

Экскурсия

1.5.

Что такое вежливость?

2

27.09

29.09

Блиц- опрос, разбор ситуаций

1.6.

Волшебные слова.

3

04.10

06.10

11.10

Загадки, викторина

1.7.

Что такое «дружба»?

3

13.10

18.10

20.10

Игра-беседа, учебная презентация «Дружба»

1.8.

Мои друзья.

2

25.10

27.10

Круглый стол, просмотр видеоролика

1.9.

Подарок другу.

3

08.11

10.11

15.11

Игра-занятие

с элементами рисования

1.11.

Азбука общения.

3

17.11

22.11

24.11

Игровые задания

2.1.

Я неповторимый человек.

3

29.11

01.12

06.12

Игра-занятие

с элементами рисования

2.2.

Что в имени моем?

2

08.12

13.12

Игра-беседа

2.3.

Правда и ложь.

3

15.12

20.12

22.12

Беседа, анализ ситуаций

2.4.

О лени и лентяях.

3

27.12

10.01

12.01

Просмотр тематического видеоролика, разбор ситуаций

2.5.

Как стать прилежным и старательным.

3

17.01

19.01

24.01

Игра-занятие

2.6.

Жадность и жадины.

3

26.01

31.01

02.02

Просмотр тематического видеоролика, разбор ситуаций

2.7.

Добро и зло в сказках.

2

07.02

09.02

Просмотр мультфильмов

2.8.

Ваши добрые поступки.

2

14.02

16.02

Игра-беседа

2.9.

Я и моя семья.

3

21.02

28.02

02.03

Игра-занятие, просмотр презентаций

2.10.

Что такое хорошо и что такое плохо?

3

05.03

09.03

14.03

Конкурс

3.1.

Если ты потерялся. Мой адрес.

3

16.03

28.03

30.03

Игра-занятие, учебная презентация

3.2.

Незнакомый взрослый.

2

04.04

06.04

Игра-беседа

3.3.

Подозрительные предметы вокруг нас.

2

11.04

13.04

Игра-беседа

3.4.

Эта спичка-невеличка.

2

18.04

20.04

Игра-беседа

3.5.

Действия при пожаре.

2

25.04

27.04

Беседа, просмотр видеоролика

3.6.

Я – пешеход.

2

04.05

Игра-беседа

3.7.

Дорожные знаки.

1

11.05

Игра-занятие

3.8.

Мой друг светофор.

1

16.05

Игра-беседа,

изготовление поделки.

3.9.

Как правильно переходить дорогу.

1

18.05

Экскурсия

3.10.

Мы – пассажиры.

1

23.05

Сюжетно-ролевая игра

3.11.

Мы за солнышком идем.

1

25.05

Игра-путешествие

 

 

 


 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по

Пояснительная записка Данная программа коррекционного курса составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Пояснительная записка Данная программа коррекционного курса составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Программа построена на следующих принципах: 1

Программа построена на следующих принципах: 1

Коррекционные занятия проводятся во второй половине дня

Коррекционные занятия проводятся во второй половине дня

Слушать и понимать речь других

Слушать и понимать речь других

Игра-занятие с элементами рисования 2

Игра-занятие с элементами рисования 2

Подозрительные предметы вокруг нас

Подозрительные предметы вокруг нас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2021