МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
693021, г.
Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru
Рассмотрено методическим объединением Протокол № 1 от ___ августа 2021 г. |
Согласовано к утверждению на педагогическом совете Протокол № 1 от ___ августа 2021 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № ___ от ___ августа 2021 г. Директор школы
________ О.В. Михаленкова |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Чтение»
Вариант II
8 «в» класс
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Составитель: С.Ю. Рубцова
Южно-Сахалинск 2021
Содержание
|
|
|
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:
• развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма,
слушания, говорения;
• выработка прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного
курса грамматики, правописания и развития речи;
• формирование элементарной коммуникативной компетенции;
• выработка практического навыка устной и письменной речи с целью обогащения
словарного запаса и активизации словаря, грамматического строя речи учащихся,
формирования навыка грамотного письма;
• совершенствование умения пользоваться устной и письменной речью, делать ее
правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к языку как части русской национальной культуры;
1 Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2006.
Данная адаптированная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплекс: Чтение. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт. – сост. З.Ф. Малышева. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
Срок реализации данной программы 1 год, в ней учитываются особенности познавательной деятельности школьников, обучающихся по программе VIII вида.
Программа способствует разностороннему развитию личности учащихся, обеспечивает умственное, гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Изучение предмета «Чтение» в 8 классе имеет своей целью развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование у учащихся чтения про себя, последовательное увеличение объема читаемого текста и самостоятельности чтения;
- развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
- формирование навыков правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной форме;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации личности;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
В 8 классе продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важным является формирование у учащихся эмоционального отклика на прочитанное, проведение направленной работы на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.
В программе предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении.
Не менее важным является дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность у разных групп обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируются не только медленно, но и асинхронно.
Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Содержание предмета «Чтение» включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, необходимые для социализации личности: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как обучающиеся с интеллектуальными нарушениями значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Программа по чтению построена на коммуникативно – речевом подходе к обучению.
Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим программой предмета «Чтение» придается большое значение работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно – эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Программой предмета предусмотрено знакомство с некоторыми литературоведческими понятиями, среди них жанры народного творчества (сказка, историческая песня, былина, предания); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение). Учащиеся учатся различать тему произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.
Обучение построено на принципах коррекционной направленности в обучении, воспитывающей и развивающей направленности обучения, научности и доступности обучения, систематичности и последовательности в обучении, наглядности в обучении, индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коррекционная работа выражается в формировании умения ориентироваться в задании, планировании контроле работы. В процессе обучения осуществляется устранение недостатков в познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, памяти, недостатков физического развития: коррекция эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся грамотного, беглого осознанного чтения, воспитывают привычки и умения, необходимые для усвоения учебного материала по данному курсу, готовят к успешной адаптации в жизни.
Внеклассное чтение ставит задачу познакомить учащихся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы.
2 Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год учебный предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речь» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Чтение» в 8 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели).
3 Содержание учебного предмета
Раздел 1. Устное народное творчество
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Пословицы и поговорки. Баллада «Перчатка» В.А. Жуковского. Баллада «Нашла коса на камень» И.З. Суркова. Былина «Садко».
Внеклассное чтение. Русские народные сказки.
Раздел 2. Произведения русских писателей ХIХ века
А.С. Пушкин. Биография.
М.Я. Басина «Публичное испытание». И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок).
Стихотворения «Памятник» (отрывок), «Во глубине сибирских руд…», «Зимнее утро», «И.И. Пущину», «Няне», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». «Сказка о попе и о работнике его Балде».
М.Ю. Лермонтов. Биография. Стихотворения «Смерть Поэта» (отрывок), «Родина» (отрывок), «Парус», «Сосна»; «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки).
Внеклассное чтение. М. Лермонтов «Беглец».
И.А. Крылов. Биография. Басни «Волк на псарне», «Осёл и Соловей», «Муха и Пчела».
Н.А. Некрасов. Биография. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (отрывок), «В полном разгаре страда деревенская…». Поэмы «Мороз, Красный нос» (отрывок), «Русские женщины» (отрывок).
Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов «Русские женщины».
И.С. Никитин. Биография. Стихотворения «Русь» (отрывок), «Утро на берегу озера».
И.С. Тургенев. Биография. Рассказ «Муму» (в сокращении).
Л.Н. Толстой. Биография. Рассказ «После бала» (в сокращении).
Раздел 3. Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века
А.П. Чехов. Биография. Рассказ «Лошадиная фамилия».
Внеклассное чтение. Рассказы А.П. Чехова.
В.Г. Короленко. Биография. Повесть «Слепой музыкант» (отрывок).
М. Горький. Биография. Рассказ «Макар Чудра» (отрывок).
С.А. Есенин. Биография. Стихотворения «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая…».
А.П. Платонов. Биография. Сказка «Разноцветная бабочка».
А.Н. Толстой. Биография. Рассказ «Русский характер».
Н.А. Заболоцкий. Биография. Стихотворение «Некрасивая девочка».
Раздел 4. Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века
К.Г. Паустовский. Биография. Рассказ «Телеграмма» (в сокращении).
Р.И. Фраерман. Биография. Повесть «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» (отрывки).
Л.А. Кассиль. Биография. Рассказ «Пекины бутсы».
А.Т. Твардовский. Биография. Поэма «Василий Теркин» (отрывки).
В.М. Шукшин. Биография. Рассказ «Гринька Малюгин» (в сокращении).
В.П. Астафьев. Биография. «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»).
Р.П. Погодин. Биография. Рассказ «Алфред».
А.А. Сурков. Биография. Стихотворение «Родина».
Внеклассное чтение.
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.
Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера.
Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
Формировать умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.
Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя, составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).
4 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I |
Устное народное творчество |
10 |
Выявление знаний учащихся по данной теме. Работа над пониманием особенностей сказки, видов сказок. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание частей. Рассказывание сказки по плану с использованием сказочных слов и выражений. |
1 |
Статья «Сказки». Русская народная сказка «Волшебное кольцо» |
3
|
|
2 |
Пословицы и поговорки |
1 |
Работа над особенностями народных произведений малых форм. Работа над смысловым значением пословиц и поговорок. Подбор пословиц и поговорок по разной тематике. Использование элементов драматизации («покажи» пословицу). Работа с иллюстративным материалом. Работа в парах и группах. |
3 |
Статья «Баллада». Баллада В.А. Жуковского «Перчатка» |
2 |
Знакомство с новым жанром литературы. Ответы на вопросы учителя. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над выразительными средствами языка. Выяснение идеи и главной мысли произведения. Работа с иллюстративным материалом. Составление характеристик персонажей. Выражение впечатления от прочитанного, высказывание своего мнения, коллективное обсуждение. |
4 |
Баллада И.З. Сурикова «Нашла коса на камень» |
1 |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над выразительными средствами языка. Выяснение идеи и главной мысли произведения. Работа с иллюстративным материалом. Составление характеристик персонажей. Выражение впечатления от прочитанного, высказывание своего мнения, коллективное обсуждение. Работа над объяснением смысла названия, соотнесение пословиц с текстом произведения. |
5 |
Статья «Былины». Былина «Садко»
|
2 |
Выявление особенностей жанра, отличие былины от сказки. Ответы на вопросы учителя. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над выразительными средствами языка. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Выяснение идеи и главной мысли произведения. Работа с иллюстративным материалом. Составление характеристик персонажей. |
6 |
Внеклассное чтение. Русские народные сказки
|
1 |
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из прочитанных произведений. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, в том числе выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа над пониманием особенностей произведений устного народного чтения. Проведение конкурса, викторины, соревнования по знанию устного народного творчества. Работа в парах, группах. |
II |
Произведения русских писателей ХIХ века |
49 |
|
1 |
А.С. Пушкин. Биография
|
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества А.С. Пушкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А.С. Пушкина. |
2 |
М.Я. Басина «Публичное испытание» |
2 |
Совершенствование техники чтения. Анализ текста по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Развитие умения задать вопрос по тексту. Работа над пересказом текста по плану. |
3 |
И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок) |
1 |
Совершенствование техники чтения. Анализ текста по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Соотнесение текста с историческими событиями. Развитие умения задать вопрос по тексту. Работа над кратким пересказом текста. |
4 |
А.С. Пушкин «Памятник» (отрывок) |
1 |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Определение главной мысли стихотворения. Работа над выразительными средствами языка. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Соотнесение текста стихотворения с историческими событиями. Работа с иллюстративным материалом. |
5 |
А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…» |
1 |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Определение главной мысли стихотворения. Работа над выразительными средствами языка. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Соотнесение текста стихотворения с историческими событиями. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание стихотворения наизусть. |
6 |
А.С. Пушкин «Зимнее утро» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя. Работа над пониманием новых слов и выражений. Работа над средствами художественной выразительности. Составление рассказа-описания. Выразительное чтение стихотворения. Работа над словесным рисованием. |
7 |
А.С. Пушкин «И.И. Пущину» |
1 |
Анализ текста стихотворения по вопросам учителя. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа над средствами художественной выразительности. Составление рассуждения на тему дружбы. Определение главной мысли в стихотворении. Соотнесение текста стихотворения с реальными историческими событиями. |
8 |
А.С. Пушкин «Я вас любил…» |
1 |
Анализ текста стихотворения по вопросам учителя. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа над средствами выразительности. Определение главной мысли в стихотворении. Раскрытие темы любви в стихотворениях А.С. Пушкина. Работа с иллюстративным материалом. Самостоятельные высказывания учащихся, коллективное обсуждение. |
9 |
А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
|
3 |
Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков бытовой сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристиками персонажей, внешним видом, поступками. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Выражение своего отношения к героям сказки, определение главной мысли. |
10 |
М.Ю. Лермонтов. Биография |
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества М.Ю. Лермонтова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях М.Ю. Лермонтова. Самостоятельное составление вопросов к тексту. |
11 |
М.Ю. Лермонтов «Смерть Поэта» (отрывок) |
1 |
Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над средствами художественной выразительности. Анализ текста по вопросам учителя. Определение главной мысли стихотворения. Соотнесение текста с реальными историческими событиями. |
12 |
М.Ю. Лермонтов «Родина» (отрывок) |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, музыку, произведения искусства. Выразительное чтение стихотворения. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Работа над выразительными средствами языка. Заучивание стихотворения наизусть. |
13 |
М.Ю. Лермонтов «Парус», «Сосна» |
1 |
Работа над выразительным чтением текста. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Устное словесное рисование. Раскрытие темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Определение главной мысли. Заучивание стихотворения наизусть. |
14 |
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки) |
5 |
Работа над выразительным чтением текста. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с трудными для понимания словами и выражениями. Выборочное чтение. Устное словесное рисование. Работа над описанием красоты русской женщины. Работа с иллюстративным материалом. Краткая передача содержания. Характеристика главного героя. Составление плана рассказа о герое. Выражение своего отношения к героям. Прогнозирование событий. Выяснение отношения автора к событиям. Определение главной мысли. Высказывание собственной точки зрения, коллективное обсуждение. |
15 |
Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов «Беглец» |
1 |
Анализ прочитанного произведения. Обмен впечатлениями. Выражение своего отношения к героям произведения. Работа с иллюстративным материалом. Работа с уголком внеклассного чтения, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг. |
16 |
И.А. Крылов. Биография |
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества И.А. Крылова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях И.А. Крылова. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Повторение особенностей басни как жанра литературы. |
17 |
И.А. Крылов «Волк на псарне» |
1 |
Работа над выборочным чтением. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Анализ произведений по вопросам учителя. Соотнесение басни «Волк на псарне» с реальными историческими событиями. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Словесное рисование. Использование элементов драматизации. Заучивание басни наизусть. Определение морали басен. |
18 |
И.А. Крылов «Осёл и Соловей» |
1 |
|
19 |
И.А. Крылов «Муха и Пчела» |
1 |
|
20 |
Н.А. Некрасов. Биография |
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества Н.А. Некрасова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях И.А. Крылова. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
21 |
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок) |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над выразительным чтением стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Работа над сложными словами и выражениями. Высказывание впечатлений от прочитанного. Устное словесное рисование. |
22 |
Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над выразительным чтением стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Работа над сложными словами и выражениями. Высказывание впечатлений от прочитанного. Устное словесное рисование. Раскрытие темы тяжелой жизни крестьянства и женской доли в поэзии Н.А. Некрасова. Выяснение позиции автора. Обмен мнениями. |
23 |
Н.А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос» (отрывок) |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над выразительным чтением стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Работа над сложными словами и выражениями. Высказывание впечатлений от прочитанного. Устное словесное рисование. Раскрытие темы тяжелой жизни крестьянства и женской доли в поэзии Н.А. Некрасова. Выяснение позиции автора. Обмен мнениями. Характеристика героини по плану. Соотнесение стихотворения с реальными историческими событиями. |
24 |
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» (отрывок) |
2 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над выразительным чтением стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Работа над сложными словами и выражениями. Высказывание впечатлений от прочитанного. Устное словесное рисование. Раскрытие темы тяжелой женской доли в поэзии Н.А. Некрасова. Выяснение позиции автора. Обмен мнениями. Соотнесение стихотворения с реальными историческими событиями. |
25 |
Внеклассное чтение. Произведения Н.А. Некрасова
|
1 |
Анализ прочитанного произведения. Обмен впечатлениями. Выражение своего отношения к героям произведения. Работа с иллюстративным материалом. Работа с уголком внеклассного чтения, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг. |
26 |
И.С. Никитин. Биография. |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества И.С. Никитина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту.
|
27 |
И.С. Никитин «Русь» (отрывок) |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над средствами художественной выразительности. Определение главной мысли. Устное словесное рисование. Выборочное чтение. Заучивание стихотворения наизусть. |
28 |
И.С. Никитин «Утро на берегу озера» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Выразительное чтение стихотворения. Выборочное чтение. Работа над средствами художественной выразительности. Определение чувств поэта. Устное словесное рисование. Деление стихотворения на смысловые части и их озаглавливание. |
29 |
И.С. Тургенев. Биография. |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества И.С. Тургенева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. |
30 |
И.С. Тургенев. «Муму» (в сокращении)
|
8 |
Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Соотнесение событий произведения с реальной исторической эпохой. Работа с иллюстративным материалом. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Словесное рисование. Выразительное чтение текста, чтение по ролям отрывков текста. Характеристика героя по плану. Оценка поступка Герасима. Составление описания собаки. Составление рассказа об отношениях Герасима и Му-му. Составление характеристики барыни. Выражение своего отношения к барыне и ее поступкам. Деление текста на части и пересказ. Выяснение позиции автора. Высказывание собственного отношения к прочитанному, обмен мнениями, коллективное обсуждение. |
31 |
Л.Н. Толстой. Биография |
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества Л.Н. Толстого. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Л.Н. Толстого. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
32 |
Л.Н. Толстой «После бала» (в сокращении)
|
3 |
Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Описание внешности и поведения полковника. Описание внешности Вареньки. Краткий пересказ от первого лица. Краткий пересказ от третьего лица. Определение главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения. |
III |
Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века |
38 |
|
1 |
А.П. Чехов. Биография |
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества А.П. Чехова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А.П. Чехова. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
2 |
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» |
2 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Характеристика главных действующих лиц. Нахождение смешного и комичного в рассказе. Коллективное обсуждение, высказывание собственной точки зрения. |
3 |
Внеклассное чтение. Рассказы А.П. Чехова |
1 |
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения. |
4 |
В.Г. Короленко. Биография |
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества В.Г. Короленко. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях В.Г. Короленко. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
5 |
В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (отрывок) |
11 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над характеристикой героев повести. Работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
6 |
В.В. Маяковский. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества В.В. Маяковского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.
|
7 |
В.В. Маяковский «История Власа – лентяя и лоботряса» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Выразительное чтение стихотворения. Выборочное чтение. Работа над средствами художественной выразительности. Определение чувств поэта. Устное словесное рисование. Деление стихотворения на смысловые части и их озаглавливание. |
8 |
М. Горький. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества М. Горького. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях М. Горького. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
9 |
М. Горький. «Макар Чудра» (отрывок) |
3 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над характеристикой героев. Составление словесного портрета. Работа над кратким пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
10 |
С.А. Есенин. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества С.А. Есенина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях С.А. Есенина. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
11 |
С.А. Есенин. «Спит ковыль…» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Выборочное чтение. Словесное рисование. Работа над средствами художественной выразительности. Раскрытие темы красоты русской природы и любви к родной земле в поэзии С.А. Есенина. Заучивание стихотворения наизусть. |
12 |
С.А. Есенин. «Пороша» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Выборочное чтение. Словесное рисование. Работа над средствами художественной выразительности. Раскрытие темы красоты русской природы и любви к родной земле в поэзии С.А. Есенина. Заучивание стихотворения наизусть. |
13 |
С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая…» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Выборочное чтение. Раскрытие темы красоты русской природы и любви к родной земле в поэзии С.А. Есенина. Словесное рисование. |
14 |
М.А. Шолохов. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.А. Шолохова Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
15 |
М.А. Шолохов «Дед Щукарь» (отрывки из романа «Поднятая целина» |
3 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. |
16 |
А.П. Платонов. Биография. Сказка «Разноцветная бабочка» |
2 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.П. Платонова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
17 |
А.Н. Толстой. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.Н. Толстого. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
18 |
А.Н. Толстой. «Русский характер» |
3 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Раскрытие темы силы человеческого характера в произведении. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
19 |
Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка» |
2 |
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Описание внешнего вида девочки. Рисование устных иллюстраций к стихотворению. Составление рассуждений о красоте души, о внешней красоте человека. Обмен мнениями, коллективное обсуждение. |
IV |
Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века
|
39 |
|
1 |
К.Г. Паустовский. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества К.Г. Паустовского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях К.Г. Паустовского. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
2 |
К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма» (в сокращении) |
2 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Раскрытие темы одиночества в произведении. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
3 |
А.А. Фадеев. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.А. Фадеева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
4 |
А.А. Фадеев «Молодая гвардия» (отрывки в сокращении) |
4 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над характеристикой героев. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Раскрытие темы силы человеческого характера в произведении. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
5 |
Р.И. Фраерман. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества Р.И. Фраермана. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
6 |
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» (отрывки) |
6 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Раскрытие темы дружбы, взаимовыручки, первой любви в произведении. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
7 |
Л.А. Кассиль. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества Л.А. Кассиля. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
8 |
Л.А. Кассиль «Пекины бутсы» |
3 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
9 |
А.Т. Твардовский. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.Т. Твардовского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
10 |
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» (отрывки) |
4 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Совершенствование техники чтения. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Раскрытие темы подвига в поэме. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. Заучивание отрывка из поэмы наизусть. |
11 |
В.М. Шукшин. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества В.М. Шукшина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
12 |
В.М. Шукшин «Гринька Малюгин» (в сокращении) |
4 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Раскрытие темы подвига в поэме. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
13 |
В.П. Астафьев. Биография |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества В.П. Астафьева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
14 |
В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон») |
2 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Раскрытие темы грусти, одиночества в произведении. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
15 |
Р.П. Погодин. Биография |
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества Р.П. Погодина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Р.П. Погодина. Самостоятельное составление вопросов по тексту. |
16 |
Р.П. Погодин. Рассказ «Алфред» |
4 |
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
17 |
А.А. Сурков. Биография. Стихотворение «Родина» |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.А. Суркова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над выразительным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Соотнесение текста с реальными историческими событиями. Выборочное чтение. Работа над описанием природы. Определение основной идеи стихотворения. Коллективное обсуждение. |
18 |
Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон») |
1 |
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведения. Анализ прочитанного произведения. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения. |
Итого |
|
136 |
|
5 Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 8 классе:
1-й уровень:
- читать вслух правильно, бегло, выразительно;
- читать про себя доступные по содержанию тексты;
- выделять тему и определять идею произведения (с помощью учителя);
- определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним;
- самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
- отбирать коллективно опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
- пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
- ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
- выделять незнакомые слова и давать им объяснение (с помощью учителя);
- заучивать наизусть 10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи, и принимать участие в их обсуждении.
2-й уровень:
- читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
- читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
- пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
- выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
- находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
- учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учащихся);
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
6 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Оборудование класса:
- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- классная меловая доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- рабочие места для обучающихся и учителя;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по чтению;
- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по чтению;
- методические и учебные материалы по предмету.
7. Литература
Для учителя
1. Чтение. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт. – сост. З.Ф. Малышева. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
2. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)
Для учащихся
1. Чтение. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт. – сост. З.Ф. Малышева. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.