Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Верхний Авзян муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Средняя общеобразовательная школа с. Верхний Авзян муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА на заседании ШМО (гуманитарного цикла) Протокол № 1 от « 26» августа 2019г. Руководитель ШМО Горбатова Е.Н. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/ Т.Г. Прохорова «27» августа 2019 г.. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ СОШ ___________/В.А.Серегина Приказ № _85__ От «27» августа 2019 г. |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Литература»
Уровень основное общее образование
Класс 7 (надомное обучение)
Учитель Зеркина Валентина Федоровна
Квалификационная категория высшая
Срок реализации рабочей программы 1 год
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной
2019-2020учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе документов:
1. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 09.04.2016 N 637-р.
2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ;
3.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ);
4. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.04г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
5. Приказ Министерства образования РБ от 29.04.2015г. № 905 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РБ на 2015-2016 учебный год»;
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 08.04.2015 года №1/15);
7. Образовательная программа основного общего образования МОБУ СОШ с.В-Авзян (утверждена приказом директора от 27.08.2015г. №73) с изменениями и дополнениями;
8. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577);
10. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015);
11. Примерная основная образовательная программа начального общего, основного общего образования, среднего общего образования;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах;
13. Конституция Республики Башкортостан;
14. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;
15. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730;
16. Рекомендации Коллегии Министерства образования Республики Башкортостан (протокол от 04.08.2017 № 4) Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций республики Башкортостан, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
17. Постановление Администрации города Белорецка и Белорецкого района Республики Башкортостан от 11.12.2001 г. №2432 «О присвоении Верхнеавзянской средней общеобразовательной школе статуса школы русской национальной культуры»;
18. Устав МОБУ СОШ с. В-Авзян;
19. Основные образовательные программы Начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования МОБУ СОШ с. В-Авзян.
20. Программы по литературе под ред. В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 класс (базовый уровень). Под ред. В.Я. Коровиной. 11-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2013);
21. Авторской программы по литературе. 5 – 9 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014 –
22. Учебный план МОБУ СОШ с. Верхний Авзян;
23. Календарный учебный график МОБУ СОШ с. Верхний Авзян.
24 Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2011г.).
На изучение курса для учащихся с надомной формой обучения отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
№ |
Тема урока |
Кол-во час. |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Теория литературы |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты освоения |
Дата проведения |
|
План
|
Факт |
||||||||
|
1 четверть – 8 часов |
||||||||
1-2 |
Введение. Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Устное народное творчество. Предания |
1+1 самост. изучение |
Лекция, беседа |
Работа с книгой |
Предание |
|
Знать тексты произведений, жанровые особенности; уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов |
4.09 |
|
3-4 |
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». «Садко» |
1+1 самост. изучение |
Рассказ учителя, беседа |
Работа с книгой, демонстрация иллюстраций |
Былина, гипербола, эпос |
Работа с поэтическими текстами |
Знать своеобразие былин ,уметь воспринимать и анализировать поэтику былин |
11.09 |
|
5 |
Вн.чт. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
1 самост. изучение |
Урок внеклассного чтения |
Работа с книгой, демонстрация иллюстраций |
Былина, гипербола |
Работа с поэтическим текстом былины |
Знать содержание былины; уметь воспринимать и анализировать поэтику былин |
18.09 |
|
6-7 |
Карело-финский эпос «Калевала». Песнь о Роланде |
1+1 самост. изучение |
Рассказ учителя, беседа |
Работа с текстом |
Эпос, песня |
Ответы на вопросы учебника |
Знать своеобразие карело-финского эпоса, уметь воспринимать поэтику эпоса |
25.09 |
|
8 |
Пословицы и поговорки. Народная мудрость |
1 |
Рассказ учителя, беседа |
Работа с книгой |
Пословица поговорка |
|
Знать отличие пословиц от поговорок. |
27.09 |
|
9-11 |
Древнерусская лит. «Повесть временных лет». Из «Поучения» Владимира Мономаха». «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
1+2 самост. изучение |
Рассказ учителя, беседа |
Работа с текстами |
Поучение, летопись |
Свободная работа с текстами; владение монолог. и диалог. речью |
Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы |
02.10 |
|
12-13 |
Из русской лит.XVIIIв М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин |
1+1 самост. изучение |
Рассказ учителя, беседа |
Чтение и анализ оды и стихотворения |
Ода, жанр |
Владение монолог. и диалог. речью |
Знать тексты произведений, жанровые особенности; уметь выразительно читать |
09.10 |
|
14-16 |
Из русской лит. XIX в. А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге». «Борис Годунов» |
1+2 самост. изучение |
Беседа, анализ |
Работа с текстом |
Летопись, поэма, баллада, драма, трагедия |
Владение монолог. и диалог. речью |
Знать основные понятия, содержание произведений, уметь выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод |
16.10 |
|
17-18
|
А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Вн. чт. «Повести Белкина» |
1+1 самост. изучение |
Урок внеклассного чтения |
Работа с текстом |
Повесть, сборник, притча |
Владение монолог. и диалог. речью |
Знать содержание повести, нравственную проблематику, владеть различными видами пересказа |
23.10 |
|
2 четверть – 7 часов |
|||||||||
1-2 |
Зарубежная лит. Дж.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой.…». Р. Бёрнс. «Честная бедность» |
1+1 самост. изучение
|
Рассказ учителя, беседа |
Анализ стихотворений |
|
Владение монологической и диалог. речью |
Знать понятие «вольнолюбивая поэзия», уметь выразительно читать поэтический текст |
06.11 |
|
3-5 |
М.Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». Защита нравственных идеалов |
1+2 самост. изучение |
Лекция, Беседа. Сообщения учеников |
Работа с текстом |
Фольклоризм литературы, жанр поэмы |
Владение монолог. и диалог. речью
|
Знать историческую основу, нравственную проблематику, уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы |
13.11 |
|
6-7 |
«Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…» |
1+1 самост. изучение |
Лекция, беседа |
Выразительное чтение, анализ стихотворений |
|
Владение монолог. и диалог. речью |
Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст |
20.11 |
|
8-9 |
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». История создания повести. Характеры главных героев повести |
1+1 самост. изучение |
Лекция, беседа |
Работа с текстом |
Художествдеталь, сравнит. хар-ка героев |
Владение монолог. и диалог. речью |
Уметь сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести |
27.11 |
|
10-11 |
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев |
1+1 самост. изучение |
Беседа, проблемные задания |
Работа с текстом |
|
Владение монолог. и диалог. речью |
Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы |
04.12 |
|
12-13 |
И.С Тургенев. «Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы» |
1+1 самост. изучение |
Рассказ учителя, беседа |
Работа с текстом |
Рассказ, очерк, стихотв-е в прозе |
Владение монологической и диалог. речью |
Знать содержание произведений, уметь выразительно читать выявлять роль психологической детали, авторскую позицию |
11.12 |
|
14-15 |
Н.А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». «Размышления у парадного подъезда» «Вчерашний день…» |
1+1 самост. изучение |
Лекция, беседа, проблемные задания |
Работа с текстом, анализ стихотворения |
Поэма, композиция |
Владение монологической и диалог. речью |
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах |
18.12 |
|
3 четверть – 10 часов |
|||||||||
1 |
А.К. Толстой. «Василий Шибанов». «Князь Михайло Репнин» |
1 самост. изучение |
Работа с учебником, анализ текста |
Ответы на вопросы учебника |
|
|
Знать содержание баллад, их образную природу, уметь выделять жанровые признаки, выявлять авторскую позицию |
15.01 |
|
2 |
Зарубежная лит. Р.Брэдбери «Каникулы» |
1 |
Внеклассное чтение |
Чтение и обсуждение |
Ответы на вопросы |
Владение монол. и диалог. речью |
Уметь выделять ключевые эпизоды, выявлять проблему |
22.01 |
|
3-4 |
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Вн. чт. «Дикий помещик» |
1+1 самост. изучение |
Лекция, беседа, проблемные задания |
Работа с текстом |
Гротеск, иносказ-е, аллегория, гипербола, фантастика |
Владение монологической и диалогической речью |
Уметь выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера, самостоятельно делать выводы |
29.01 |
|
5 |
Л.Н Толстой. Повесть «Детство». Духовный мир главного героя |
1 |
Рассказ учителя, беседа |
Работа с текстом |
Автобиографическая повесть |
Владение монологической и диалог. речью |
Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. |
05.02 |
|
6-7 |
А.П. Чехов. «Хамелеон». «Злоумышленник» |
1+1 самост. изучение |
Рассказ учителя, беседа |
Работа с текстом |
Говорящие фамилии |
Владение монологической и диалог.речью |
Уметь самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали |
12.02 |
|
8-9 |
«Край ты мой, родимый край…» В. Жуковский. А.К. Толстой. И. Бунин |
1+1 самост. изучение |
Урок-концерт |
Анализ стихотворений |
|
Владение монологической и диалог. речью |
Знать особенности поэтического текста, уметь анализировать поэтический текст |
19.02 |
|
10-11 |
И.А. Бунин. «Цифры». Вн.чт. «Лапти» |
1+1 самост. изучение |
Рассказ учителя, беседа |
Работа с текстом, проблемные вопросы |
|
Владение монологической и диалог. речью |
Уметь выявить авторское отношение |
26.02 |
|
12-14 |
М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести |
1+2 самост. изучение |
Лекция, беседа, |
Работа с текстом |
Автобиография |
Владение монологической и диалогической речью |
Знать автобиографический характер повести, нравственную проблематику, уметь участвовать в диалоге по прочитанному |
04.03 |
|
15 |
«Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль |
1 самост. изучение |
Рассказ учителя, беседа |
Работа с текстом, анализ |
Легенда, романтизм реализм |
Владение монологической и диалог. речью |
Знать нравственный мотив поступка литературного героя |
11.03 |
|
16 |
Л.Н. Андреев. «Кусака» |
1 |
Рассказ учителя, беседа |
Работа с текстом, анализ |
|
Владение монологической и диалог.речью |
Осознавать сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека |
18.03 |
|
17-19 |
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение…». «Хорошее отношение к лошадям» |
1+2 самост. изучение |
Аналитическая беседа, проблемные вопросы |
Работа с текстом |
Гиперболазвукопись |
Владение монологической и диалогической речью, чтение наизусть |
Знать взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, уметь воспринимать художественное новаторство Маяковского |
01.04 |
|
20 |
А.П. Платонов. «Юшка». |
1 |
Слово учителя |
Работа с текстом |
Рассказ, притча |
Владение монологической и диалогической речью |
Знать изображение мира и человека в рассказе, уметь анализировать поступки и характер главного героя, проблематику рассказов |
08.04 |
|
1 |
Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире» |
1 самост. изучение |
Аналитическая беседа
|
Работа с текстом |
Рассказ |
Владение монологической и диалог. речью |
Знать содержание рассказа, уметь анализировать |
15.04 |
|
2-3 |
Подготовка к соч. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание»? |
2 самост. изучение |
Урок развития речи |
Свободная работа с текстами, поиск информации |
|
Сочинение-рассуждение |
Знать строение письменного высказывания, уметь составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал |
22.04 |
|
4-5 |
Б.Л. Пастернак. Своеобразие лирики. А.Т. Твардовский. Философские проблемы |
1+1 самост. изучение |
Комбинированный урок |
Беседа, обсуждение, интерпретация произведений |
|
Ответы на вопросы учебника |
Знать факты биографий поэтов, уметь анализировать стихотворения, знать способы создания поэтических образов |
29.04 |
|
6 |
Час мужества |
1 самост. изучение |
Аналитическая беседа |
Чтение и анализ стихотворений о войне |
|
Владение монологической и диалог. речью |
Уметь читать и анализировать поэтический текст
|
06.05 |
|
7 |
Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади» |
1 |
Аналитическая беседа |
Работа с текстом |
|
Владение монол. и диалог.речью |
Знать содержание рассказа, уметь анализировать проблему |
13.05 |
|
8 |
Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя» |
1 |
Аналитическая беседа |
Работа с текстом |
|
Владение монологической и диалог. речью |
Знать особенности рассказов Носова, уметь читать и анализировать проблематику |
20.05 |
|
9 |
Ю.П. Казаков «Тихое утро» |
1 |
Аналитическая беседа |
Работа с текстом |
|
Владение монологической и диалог. речью |
Знать психологизм рассказа, нравственный выбор, уметь анализировать поступки героев |
27.05 |
|
10 |
Д.С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи |
1 самост. изучение |
Аналитическая беседа |
Работа с текстом |
|
Владение монологической и диалогической речью |
Знать публицистику, публицистические произведения |
27.05 |
|
Учебное и учебно-методическое обеспечение и дополнительные ресурсы Для учителя:
• Коровина В.Я. Литература. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2016.
• Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011.
• Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (Электронный ресурс)/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2015
• http://lit/1september/ru
• http://litera/edu.ru
• http://pisatel.org/old Для учащихся:
• Коровина В.Я. Литература. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2016.
• Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (Электронный ресурс)/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2015
Дополнительный список рекомендуемой литературы
· Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007
· Журналы «Стандарты и мониторинг образования», 2011-2012
· Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011
· Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008
· Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: (Электронный документ)
· Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ)
· Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: (Электронный документ)
· Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: (Электронный документ)
· Сайт «Сеть творческих учителей»: (Электронный документ)
· Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: (Электронный документ)
· Сайт Министерства образования и науки РФ: (Электронный документ)
· Сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: (Электронный документ)
· Современные образовательные технологии// Под ред. Н.В.Бордовской. М.: Кнорус, 2011
Словари
· Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
· Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
· Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
· Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
· Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
· Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
· Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
· Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
· Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
· Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Ресурсы ИКТ
· BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
· Диск «И.С. Тургенев. Произведения».
· Диск «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения».
· Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
· Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
· Диск « Словарь литературоведческих терминов».
· Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 7 класс».
· Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы. Поговорки».
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116197/?interface=teacher&class=47&subject=10
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.