Департамент образования
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО» п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
«Согласовано» РуководительМС Донцова Л.А. _________ Протокол №____ от «________» |
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №1» им.Ярослава Василенко п.Пурпе Гноевая Л.И___________ Приказ №________от____________ |
Адаптированная рабочая программа
для учащихся 5-6 классов
с задержкой психического развития
2020-2021 учебный год
Составила педагог-психолог: Молоткова Т.А.
п.Пурпе
Пояснительная записка
1.1. Общие положения
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6, классы)» Хухлаевой О.В. М
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
1. Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.
5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.
7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое многократное повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности, расторможенности влечений.
12. Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.
1.4 Цели, задачи программы курса
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
· диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
· формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
· развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
· реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (РПМПК);
· осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
Основными принципами содержания программы МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п.Пурпе являются:
· Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
· Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
· Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
· Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
· Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
· Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
· Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог).
1.5 Ожидаемые результаты реализации программы
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Ø Положительное отношение к школе.
Ø Принятие социальной роли ученика.
Ø Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Ø Способность к оценке своей учебной деятельности.
Ø Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Ø Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Ø Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Ø Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Ø Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
Ø Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Ø Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Ø Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Ø Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Ø Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.
Ø Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
Ø Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
Ø Использовать элементы причинно-следственного анализа;
Ø Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Ø Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Ø Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
Ø Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
Ø Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
Ø Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Ø Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Ø Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ø Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Предметные результаты определяются совместно с учителем:
- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;
- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
1.6 Условия реализации программы
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов со статусом ОВЗ.
Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ.
Курс программы рассчитан:
5-6 класс – 65 часа, с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ЗПР можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.
1.7. Содержание программы:
Содержание программы в 5-6 классе:
N п/п |
Тема занятия |
Содержание |
1-2 |
Диагностика |
Диагностика ВПФ |
3-4 |
Развитие внимания и мышления (2 часа) |
Рефлексия собственных личных качеств. Говорящая надпись. Называйте и считайте. Три слова. Составьте слова. |
5-6 |
Развитие пространственных представлений. (2 часа) |
Развитие мышления. Какие мы разные. Представьте куб. Замените цифры символами. Отгадайте слова. |
7-8 |
Развитие внутреннего плана действия |
Формирование абстрагирования и вербального (словесного) анализа. Я узнаю себя. Муха. Говорим по-марсиански. Объясните греческие слова. |
9-10 |
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления. |
Развитие мышления. Я - ромашка. Необычные ножницы. Найдите фигуры. |
11-12 |
«Как работать с книгой». |
Какие книги используют исследователи? Какие книги считаются научными? Практическая работа по структурированию текстов. |
13-14 |
Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. |
Развитие гибкости мышления. Что я могу сказать о себе хорошее? Делаем вместе. Способы применения предмета. Выберите синонимы и антонимы. |
15-16 |
Развитие умения дифференцировать чувства. |
Развитие вербального мышления. Слово в зеркале. Подберите синонимы и антонимы. Отгадайте чувство. |
17-18 |
Учимся сравнивать. |
Что я чувствую? Найдите фигуры. Одинаковые? Противоположные? Разные? |
19-20 |
Существенное и несущественное. |
Развитие вербального мышления Ошибки в изображениях. Существенные и несущественные признаки. Такие разные лица. |
21-22 |
Развитие внимания |
Какие слова легче. Стенографы. Замените символы цифрами. Объясните поговорки. |
23-24 |
Развитие умения различать виды поведения. |
Найдите фигуры. Понимание пословиц. Какое бывает поведение? |
25-26 |
Познание своего поведения. |
Вид комнаты сверху. Понимание пословиц. Я узнаю себя. |
27-28 |
Развитие умения различать виды поведения. |
Найдите фигуры. Выразите разными словами. Кто это? |
29-30 |
Учимся договариваться. |
Делаем вместе. Какое это понятие? Как попросить и отказать. |
31-32 |
Развитие логического мышления. |
Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем понятия. Вылепите фигуру. |
33-34 |
Чувства бывают разные |
Муха. Сравниваем понятия. Как преодолеть плохое настроение? |
35-36 |
Учимся сравнивать. |
Найдите фигуры. Сравниваем понятия. Какое бывает поведение? |
37-38 |
Развитие логического мышления |
Стенографы. Дополните до куба. Сравниваем понятия. Кто это? |
39-40 |
Развитие воображения. |
Придумайте предметы. Разделите понятия. Говорящая надпись. |
41-42 |
Развитие пространственных представлений. |
Перекрёсток. Деление понятий. Вылепите фигуру. |
43-44 |
Развитие логических форм вербального мышления. |
«Рисуем в уме» в уме. Определите вид суждения. Что я могу сказать о себе хорошее? |
45-46 |
Развитие пространственных представлений. |
Переворот фигур. Найдите фигуры. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица. |
47-48 |
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез). |
Замените цифры буквами. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица. |
49-50 |
Учимся различать эмоции. |
Какие бывают эмоции. Переворот фигур. Измените форму, не меняя содержания. |
51-52 |
Развитие воображения. |
Соедините точки. Учимся различать эмоции. Измените форму, не меняя содержания. |
53-54 |
Учимся сотрудничать. |
Называйте и считайте. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты? |
55-56 |
Учимся договариваться и уступать. |
Найдите фигуру. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты? |
57-58 |
Учимся решать проблемы вместе. |
Переворот фигур. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты? |
59-60 |
Учимся рассуждать. |
Я - ромашка. Замените буквы цифрами. Учимся рассуждать. |
61-62 |
Мои достоинства и недостатки. |
Найдите фигуры. Учимся рассуждать. Что я могу сказать о себе хорошее? |
63-64 |
Развитие логического мышления. |
Развёртка с буквами. Учимся рассуждать. Говорящая надпись. |
65 |
Я повзрослел. |
Осознание различия между агрессией и агрессивностью. Работа со сказкой «Лабиринт души». Работа в тетради «Я повзрослел». Коллективное обсуждение «Символ моего Я». «Спрячь игрушку». |
66 |
Я и мои друзья. |
Обсуждение проблем подростковой дружбы.«Самое длинное». «Красивые поступки». «Общая рука». Работа со сказкой «Светлячок». |
67-68 |
Итоговое занятие. Итоговая диагностика |
Фестиваль полюбившихся игр. Выставка работ. Вручение дипломов «Самый умный», «Самый любознательный», «Самый активный». |
1.8. Тематическое планирование
Тематический план программы занятий в 5 классе.
N п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1. |
Развитие внимания и мышления |
2 |
2.09 7.09 |
2. |
Развитие пространственных представлений. |
2 |
9.09 14.09 |
3. |
Развитие внутреннего плана действия |
2 |
16.09 21.09 |
4. |
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления. |
2 |
23.09 28.09 |
5. |
«Как работать с книгой». |
2 |
30.09 5.10 |
6. |
Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. |
2 |
7.10 12.10 |
7. |
Развитие умения дифференцировать чувства. |
2 |
14.10 19.10 |
8. |
Учимся сравнивать. |
2 |
21.10 9.11 |
9. |
Существенное и несущественное. |
2 |
11.11 16.11 |
10. |
Развитие внимания |
2 |
18.11 23.11 |
11. |
Развитие умения различать виды поведения. |
2 |
25.11 30.11 |
12. |
Познание своего поведения. |
2 |
2.12 7.12 |
13. |
Развитие умения различать виды поведения. |
2 |
9.12 14.12 |
14. |
Учимся договариваться. |
2 |
16.12 21.12 |
15. |
Развитие логического мышления. |
2 |
23.12 11.01 |
16. |
Чувства бывают разные |
2 |
13.11 18.11 |
17. |
Учимся сравнивать. |
2 |
20.01 25.01 |
18. |
Развитие логического мышления |
2 |
27.01 1.02 |
19. |
Развитие воображения. |
2 |
3.02 8.02 |
20. |
Развитие пространственных представлений. |
2 |
10.02 15.02 |
21. |
Развитие логических форм вербального мышления. |
2 |
17.02 22.02 |
22. |
Развитие пространственных представлений. |
2 |
24.02 1.03 |
23. |
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез). |
2 |
3.03 10.03 |
24. |
Учимся различать эмоции. |
2 |
15.03 17.03 |
25. |
Развитие воображения. |
2 |
29.03 31.03 |
26. |
Учимся сотрудничать. |
2 |
5.04 7.04 |
27. |
Учимся договариваться и уступать. |
2 |
12.04 14.04 |
28. |
Учимся решать проблемы вместе. |
2 |
19.04 21.04 |
29. |
Учимся рассуждать. |
2 |
26.04 28.04 |
30. |
Мои достоинства и недостатки. |
2 |
3.05 5.05 |
31. |
Развитие логического мышления. |
2 |
10.05 12.05 |
32. |
Я повзрослел. |
1 |
17.05 |
33. |
Я и мои друзья. |
1 |
19.05 |
34. |
Итоговое занятие. |
1 |
24.05 |
Итого: |
|
65 |
|
1.9. Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся, а так же формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников.
Консультационная работа |
|||
Консультирование педагогических работников по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ |
1.Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы. 2.Индивидуальные, групповые, тематические консультации. 3. Семинары, тренинги по запросу педагогов. |
Сотрудничество с педагогами в решении проблемных ситуаций;
|
Педагог-психолог
|
Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи. |
1.Разработка плана консультативной работы с ребенком. 2.Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. |
Повышение психологической культуры; положительная динамика ситуации; |
Педагог-психолог
|
Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей. |
1.Разработка плана консультативной работы с родителями. 2.Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
|
Повышение психологической компетентности родителей; снижение родительской тревожности; психологическая помощь родителям в решении проблем, связанных с детьми, в осознании собственной позиции и актуализации личностных ресурсов. |
Педагог-психолог
|
2. Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации программы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ЗПР специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
-комплексную коррекцию учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество с родительской общественностью;
- сотрудничество с ПМП комиссиями.
Материально-техническое обеспечение программы:
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Дидактическое описание |
1 |
Методические пособия |
1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996. 2. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6. 3. Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1. 4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. 5. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1973. 6. 7.Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. 7. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000. 8. Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001. 9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995. 10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. 11. Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.