Рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г № 4/15).
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена для первого этапа обучения с 1 по 4 класс.
«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных особенностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
· Накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями.
· Приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности.
· Развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности.
· Формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
· Развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
1. Планируемые результаты
В результате освоения учебного курса «Ручной труд» у учащихся формируются базовые учебные действия (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные), позволяющие достигать личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
Личностные учебные действия.
Обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
1.Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи одноклассника, друга.
2.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
3.Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
4.Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
5.Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
6.Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
7.Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия.
Обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: 1.Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс).
2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
3. Обращаться за помощью и принимать помощь.
4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
5. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
6.Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия.
Обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
1.Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).
2.Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
3. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия.
Представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют оценку для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
1.Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
2.Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
3. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
4. Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
5. Читать, писать, выполнять арифметические действия.
6.Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
7. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
1.определение характера и содержания знакомых музыкальных произведении, предусмотренных программой 2.представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучания (труба, баян, гитара) 3.пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога) 4.выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков 5.правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слова 6.правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1 7.различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни 8.различение песни, танца, марша 9.передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом) 10.определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные) 11.владение элементарными представлениями о нотной грамоте. |
1.самостоятельное исполнение разученных детских песен, знание динамических оттенков (форте - громко, пиано - тихо) 2.представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка и др.) 3.представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно) 4.пение хором с выполнением требований художественного исполнения 5.ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера 6.исполнение выученных песен без музыкального сопровождении, самостоятельно 7.различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев 8.владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи |
2. Содержание учебного предмета.
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объёме следующими видами деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Тема раздела |
Основное содержание |
Восприятие музыки. |
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры, музыка народная и композиторская, детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельные песни. |
Хоровое пение. |
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры, музыка народная и композиторская, детская, классическая, современная. Используемый материал должен быть доступным по смыслу, отображать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни. |
Элементы музыкальной грамоты. |
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельные, трудовые, игровые песни, песни-прибаутки, марш, полька, вальс. |
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. |
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов – классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. |
3. Тематическое планирование.
Тема раздела |
Кол-во часов |
Восприятие музыки. |
2 |
Хоровое пение. |
2 |
Элементы музыкальной грамоты. |
2 |
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. |
2,25 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (0,25 ч. в неделю, 8 ч. в год)
№ п/п |
Темы урока |
Восприятие музыки. (2 часа) Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры, музыка народная и композиторская, детская, классическая, современная. Тематика произведений: о природе. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельные песни. |
|
1 |
Мир Музыки. |
2. |
Многообразие внутреннего содержания музыки |
Хоровое пение. (2 часа) Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры, музыка народная и композиторская, детская, классическая, современная. Используемый материал должен быть доступным по смыслу, отображать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации шадящего режима по отношению к детскому голосу. Тематика произведений: о природе. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни. |
|
3 |
Певческая установка. |
4 |
Певческое дыхание |
Элементы музыкальной грамоты. (2 часа) |
|
5 |
Ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие). |
6 |
Ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая-forte,тихая-piano). |
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. (2,25 часа) Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов – классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. |
|
7 |
Обучение игре на ударно-шумовых инструментах. |
8 |
Обучение игре на народных музыкальных инструментах. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.