Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Туношёнская средняя школа имени Героя России Селезнёва А.А.»
Ярославского муниципального района
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
для начального общего образования
Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)
Вариант 7.2.
Составили:
Учитель начальных классов
Козина А. П.
2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Федеральной программы воспитания.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; формирование представлений о ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность); духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление базовых навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Коррекционно-развивающий потенциал предмета заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные представления о мире для решения разнообразных предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, заложит основу для осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР.
Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
· формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
· формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
· развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
· духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
· проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
· освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
· обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
· становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
· раскрытие роли человека в природе и обществе;
· освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
· проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
· устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
· определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
· моделировать цепи питания в природном сообществе;
· различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
· понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
· находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
· читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
· находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);
· соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
· ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
· описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
· описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
· приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
· называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
· описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
· планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
· устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
· участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
· оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
· выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
· самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
· становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
· осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
· сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
· проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
· первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
· проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
· принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
· применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
· понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
· соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
· приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
· осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
· осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
· осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
· проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
· понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
· на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
· сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
· объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
· определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
· находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
· выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
· проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
· проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
· определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
· формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
· моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
· проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
· формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
· использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
· находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
· распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
· находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
· читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
· соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
· анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
· фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
· признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
· соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
· использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
· конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
· находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
· готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
· планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
· выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
· осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
· находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
· корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
· предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
· объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
· оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
· понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
· коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
· проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
· ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
· различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
· проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
· приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
· показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
· различать расходы и доходы семейного бюджета;
· распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
· проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
· группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
· сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
· описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
· использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
· использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
· фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
· создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
· соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
· соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания;
· соблюдать основы профилактики заболеваний;
· соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
· соблюдать правила нравственного поведения на природе;
· безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
· ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
ЭОР/ЦОР
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Раздел 1. Человек и общество |
|||||
1.1 |
Наша родина - Российская Федерация |
14 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
1.2 |
Семья - коллектив близких. Родных людей. |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
1.3 |
Страны и народы мира. |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу |
20 |
|
|||
Раздел 2. Человек и природа |
|||||
2.1 |
Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. |
11 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.2 |
Бактерии, грибы и их разнообразие |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.3 |
Разнообразие растений |
7 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.4 |
Разнообразие животных |
7 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.5 |
Природные сообщества |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.6 |
Человек - часть природы |
5 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу |
35 |
|
|||
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности |
|||||
3.1 |
Здоровый образ жизни |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
3.2 |
Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет |
5 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу |
7 |
|
|||
Резервное время |
6 |
4 |
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
4 |
2 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
|
Номер урока в разделе/теме |
Тема урока
|
Дата проведения урока
|
Дата проведения урока фактическая |
1 |
|
Безопасная информационная среда |
|
|
2 |
|
Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы |
|
|
3 |
|
Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа |
|
|
4 |
|
Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём |
|
|
5 |
|
Искусственные природные сообщества, созданные человеком – пруд, поле, парк, огород |
|
|
6 |
|
Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения |
|
|
7 |
|
Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа |
|
|
8 |
|
Что такое общество? |
|
|
9 |
|
Наша Родина – Российская Федерация Государственная символика Российской Федерации. Уважение к государственным символам России |
|
|
10 |
|
Родной край – малая родина. Российская Федерация |
|
|
11 |
|
Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией |
|
|
12 |
|
Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры |
|
|
13 |
|
Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов |
|
|
14 |
|
Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика |
|
|
15 |
|
Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха |
|
|
16 |
|
Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы |
|
|
17 |
|
Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в природе |
|
|
18 |
|
Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды |
|
|
19 |
|
Почва, её состав. Значение для живой природы |
|
|
20 |
|
Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания |
|
|
21 |
|
Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) |
|
|
22 |
|
Растение как живой организм |
|
|
23 |
|
Как растения размножаются? |
|
|
24 |
|
Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) |
|
|
25 |
|
Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям |
|
|
26 |
|
Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных |
|
|
27 |
|
Особенности питания животных. Цепи питания |
|
|
28 |
|
Размножение и развитие рыб, птиц, зверей |
|
|
29 |
|
Роль животных в природе и жизни людей |
|
|
30 |
|
Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России |
|
|
31 |
|
Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика |
|
|
32 |
|
Резервный урок. Проверочная работа по теме «Многообразие растений и животных» |
|
|
33 |
|
Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание |
|
|
34 |
|
Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека |
|
|
35 |
|
Резервный урок. Органы чувств их роль в жизни человека |
|
|
36 |
|
Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека |
|
|
37 |
|
Пищеварительная система и её роль в жизни человека |
|
|
38 |
|
Дыхательная система и её роль в жизни человека |
|
|
39 |
|
Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека |
|
|
40 |
|
Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма |
|
|
41 |
|
Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз |
|
|
42 |
|
Резервный урок. Проверочная работа по теме «Человек – часть природы. Строение тела человека» |
|
|
43 |
|
Знаки безопасности во дворе жилого дома. Безопасность в доме |
|
|
44 |
|
Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности |
|
|
45 |
|
Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта |
|
|
46 |
|
Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во дворе жилого дома |
|
|
47 |
|
Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме |
|
|
48 |
|
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России |
|
|
49 |
|
Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов |
|
|
50 |
|
Полезные ископаемые – богатство земных недр |
|
|
51 |
|
Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона |
|
|
52 |
|
Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности |
|
|
53 |
|
Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве |
|
|
54 |
|
Резервный урок. Семья: традиции, праздники. Государственный бюджет |
|
|
55 |
|
Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи |
|
|
56 |
|
Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи |
|
|
57 |
|
Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский |
|
|
58 |
|
Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль |
|
|
59 |
|
Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 3 классе |
|
|
60 |
|
Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) |
|
|
61 |
|
Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) |
|
|
62 |
|
Памятники природы и культуры Китая (по выбору) |
|
|
63 |
|
Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) |
|
|
64 |
|
Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль |
|
|
65 |
|
Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга |
|
|
66 |
|
Резервный урок. Проверочная работа по теме «Наша Родина – Российская Федерация» |
|
|
67 |
|
Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода |
|
|
68 |
|
Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона |
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2024.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Окружающий мир : 3-й класс : методические рекомендации : учебное пособие / Л. Л. Тимофеева, И. В. Бутримова. — 4-е изд., перераб. — Москва : Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.