Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Оценка 4.9

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
Детсад
02.04.2017
Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.Адаптированная образовательная программа Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
АОП ЗПР Стерлягова Н. М..doc
АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 38» Утверждаю Директор МБДОУ «Детский сад № 38» _______Г.А. Воецкова «____»_________2016г. Адаптированная образовательная программа Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР) на 2016­2017  учебный год АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР Лысьва АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР Содержание 1. Целевой раздел 1.1.   Пояснительная   записка   Адаптированной   основной   образовательной программы дошкольного образования для детей 5­7 лет с ЗПР……………….2 1.2 Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной  программы для детей с задержкой психического развития………………………..4 1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы………………....5 1. 4 Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы ………6 1.5 Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанниками  адаптированной основной образовательной программы………………………..8 2. Содержательный  раздел коррекционно – развивающей работы 1.1 Особенности организации образовательного процесса в условиях группы….12 1.2 Комплексно – тематическое планирование……………………………………15 1.3 Взаимодействие с родителями…………………………………………………..18 1.4 Принципы коррекционно­адаптирующей направленности образования….24  1.5   Основные   задачи   и   направления   коррекционно­педагогической работы……………………………………………………………………………….25 3. Организационный раздел 1.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания…………………………………………………………………………27 1. Целевой раздел 1.1  Пояснительная   записка   Адаптированной   основной   образовательной программы дошкольного образования для детей 5­7 лет с ЗПР Адаптированная образовательная программа для дошкольников 5­7 лет         с задержкой   психического   развития   (далее   –   Программа),   является   нормативно­ управленческим  документом МБДОУ «Детский сад № 38 «Родничок» г. Лысьва, Пермский   край,   характеризующим   специфику   содержания   образования   и особенности   организации   воспитательно­образовательного   процесса.   Программа разработана   на   основании   нормативно­правовых   документов,   регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования Российской Федерации: ­ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ­ Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта   дошкольного образования». ­ Комментарии   Минобрнауки   России   к   ФГОС   дошкольного   образования   от 28.02.2014 г. № 08­249. ­ Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г.  N  1014  «Об  утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным   программам   –   образовательным   программам   дошкольного образования». ­ Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении   в   действие   федеральных   требований   к   образовательным   учреждениям   в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». ­ Письмо   Минобрнауки   России   от   07.06.2013   г.   №   ИР­535/07  «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». ­ Постановление   главного   государственного   санитарного   врача   Российской Федерации   от   15   мая   2013   года   №26  «Об  утверждении   Санитарно­ эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049­13). ­ Основная образовательной программа дошкольного образования МБДОУ  № 38. ­ Примерная адаптированная программа коррекционно­развивающей работы в группе   компенсирующей   направленности   ДОО   для   детей   с   тяжелым   нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3­7 лет». Нищева Н. В.  Программа определяет содержание и организацию образовательного  процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, направлена на формирование   общей   культуры,   развитие   физических,   интеллектуальных   и личностных   качеств,   формирование   предпосылок   учебной   деятельности, АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР обеспечивающих социальную успешность,  сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного   возраста,   коррекцию   недостатков   в   физическом   и   психическом развитии детей. Теоретические   основы   Программы   составляют   современные   научные положения,   разработанные   в   отечественной   общей   и   специальной   педагогике   и психологии:   об   общности   основных   закономерностей   психического   развития нормального   и   аномального   ребенка,   о   сензитивных   периодах     возрастах,   о соотношении   коррекции   и   развития,   об   актуальном   и   потенциальном   уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о значении   таких   социальных   факторов   как   воспитание,   обучение   и   развитие   в психическом развитии ребенка с задержкой психического развития. Программа предусмотрена для освоения детьми 5­7 лет с ЗПР образовательных отношений в комбинированной группе, на протяжении двух лет. Программа   разработана   на   основе   базовой   специальной   коррекционной программы: ­ «Примерная адаптированная программа коррекционно­развивающей работы в группе   компенсирующей   направленности   ДОО   для   детей   с   тяжелым   нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3­7 лет». Нищева Н. В. АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР 1.2 Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития Цель реализации Программы:  ­  проектирование   модели   коррекционно   ­   развивающей   психолого­ педагогической   работы,   максимально   обеспечивающей   создание   условий   для развития детей с  задержкой психического  развития, их позитивной   социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в условиях комбинированной группы. Достижение   поставленной   цели   предусматривает   решение   следующих задач: ­ способствовать   общему  развитию  дошкольников  с задержкой  психического развития, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе; ­ создать   благоприятные   условия   для   развития   детей   в   соответствии   с   их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; ­ обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром; ­ объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе   духовно­нравственных   и   социокультурных   ценностей   и   принятых   норм поведения в интересах человека, семьи, общества; ­ взаимодействовать с родителями воспитанников (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития детей с ЗПР. АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР 1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы Исходя из требований ФГОС ДО при создании Программы учитываются: ­ индивидуальные   потребности   ребенка   с   задержкой   психического   развития, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), ­ возрастная   адекватность   дошкольного   образования   (соответствие   условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); ­ построение   образовательной   деятельности   на   основе   индивидуальных особенностей   каждого   ребенка,   когда   сам   ребенок   становится   субъектом образования; ­ возможности   освоения   ребенком   с   задержкой   психического   развития Программы на разных этапах ее реализации; ­ специальные   условия   для   получения   образования   детьми   с   задержкой психического   развития,   в   том   числе   использование   специальных   методов, методических   пособий   и   дидактических   материалов,   проведение   групповых   и индивидуальных   коррекционных   занятий,   и   осуществления   квалифицированной коррекции нарушений их развития. В основу создания Программы положены следующие  принципы дошкольного образования, изложенные в ФГОС ДО: ­ онтогенетический, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития, построить модель коррекционно ­ развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций; ­ развивающего  обучения  связан   с  необходимостью   не   только   преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития;   определение   индивидуальных   возможностей   ребенка   с   ЗПР   возможно только   при   активном   участии   педагогов,   которые   «ведут»   развитие   ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»; ­ коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально­дифференцированный   подход   к   ребенку,   построенный   на   учете структуры и выраженности нарушений, выявлении его потенциальных возможностей; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно­образовательного процесса; АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР ­ учета   ведущего   вида   деятельности,  основной   акцент   делается   на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса; ­ системности  опирается   на   представление   о   речи,   как   о   сложной функциональной   системе,   структурные   компоненты   которой   находятся   в   тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений   предполагает   воздействие   на   все   компоненты,   все   стороны   речевой функциональной системы; ­ психологической   комфортности,   взаимоотношения   между   детьми   и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи; ­ целостности,   стратегия   и   тактика   образовательной   работы   с   детьми опирается   на   представление   о   целостной   жизнедеятельности   ребенка.   У   ребенка формируется   целостное   представление   о   мире,   себе   самом,   социокультурных отношениях; ­ вариативности,  детям   предоставляются   возможности   выбора   материалов, видов   активности,   участников   совместной   деятельности   и   общения,   информации, способа действия; ­ непрерывности,   обеспечивается   преемственность   в   содержании, технологиях,   методах   между   дошкольным   и   начальным   общим   образованием, определяется вектор на дальнюю  перспективу развития; ­ интеграции   образовательных   областей  в   соответствии   с   возрастными   спецификой   и   возможностями ­ гибкого распределения компонентов режима в течение возможностями   и   особенностями   детей, образовательных областей; дня. Такой подход обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования   во   всех   видах   детской   деятельности;   поддержание   эмоционально   ­ положительного   настроя   в   течение   всего   периода   освоения   Программы; многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования. АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР 1. 4 Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы Режим работы дошкольного учреждения – 10,5  часов, рабочая неделя – 5 дней. В   реализации   программы   задействованы       8   педагогов,   из   них:   2   воспитателя, учитель­логопед, педагог­психолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности. В группе  25 детей: 14 мальчиков, 11 девочек  Имеют заключения ПМПК, статус ОВЗ:  21 ребенок. Имеют статус ЗПР: 2 детей Имеет статус УО: 1 ребенок.  Для данной группы детей с ОВЗ характерен страх перед окружающим миром, неумение   гибко   выстраивать   отношения   со   сверстниками   и   взрослыми.   Дети используют   способы   психологической   защиты   неадекватные   текущему   моменту, поэтому с ними затруднён контакт.  У   большинства   детей   наблюдаются   моторные   трудности,   двигательная расторможенность,   низкая   работоспособность,   отклонения   в   эмоциональном   и интеллектуальном развитии, в развитии речи.  Психолого­педагогическая   характеристика   детей   5­7   лет   задержкой психического развития Задержка   психического   развития   (ЗПР)   –   это   психолого­педагогическое определение   для   наиболее   распространенного   среди   всех   встречающихся   у   детей отклонений   в   психофизическом   развитии.   В   целом   для   данного   состояния характерны   гетерохронность   (разновременность)   проявления   отклонений   и существенные   различия   как   в   степени   их   выраженности,   так   и   в   прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно­психическими   расстройствами,   нарушающими   интеллектуальную работоспособность ребёнка. У   детей   с   ЗПР,   как   правило,   нет   грубых   нарушений   осанки,   ходьбы,   бега, прыжков.   Основные   недостатки   общей   моторики:   низкое   качество   выполнения АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), гибкости и плавности   движений   (скованность   движений,   их   неритмичность),   замедленность темпа и неритмичность движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы,   плохая   координация   движений   частей   тела   сохраняются.   Потребность   в двигательной   активности   проявляют   все,   а   стремление   к   ее   удовлетворению большинство. У   большинства   детей,   посещающих   дошкольные   учреждения,   после   5   лет преобладают ситуативно­деловая и ситуативно­познавательная формы общения. К 7­ 8   годам   у   многих   детей   с   задержкой   психического   развития   появляется   вне ситуативно ­ познавательная форма общения. С   6   лет   у   всех   дошкольников   существенно   возрастает   адекватность эмоциональных   реакций   и   по   силе,   и   по   способам   выражения.   Появляется элементарная способность управлять собственным эмоциональным состоянием. При сохранении индивидуальных различий снижается частота полярных эмоциональных проявлений у детей. На шестом году жизни при условии воспитания в комбинированной группе у части детей появляется способность к волевому усилию: при поддержке взрослого они способны проявить терпение и приложить усилие для преодоления трудностей и доведения   дела   до   конца.   Существенно   обогащаются   представления:   дети   знают относительно   большое   количество   предметов,   их   функциональное   назначения, владеют способами действий с ними и стремятся их познавать и использовать. Несмотря   на   незначительные   нарушения   мелкой   моторики,   дети   владеют элементарными   навыками   рисования   карандашом,   фломастером;   после   5   лет   в процессе обучения начинают активно овладевать рисованием, сначала предметным, декоративным   и   сюжетным.   У   них   появляется   интерес   к   рисованию   и   его эмоциональное   сопровождение.   Дети   сами   проявляют   желание   заниматься рисованием.   В   изобразительной   и   других   видах   деятельности   ярко   проявляется недостаточность зрительно двигательной координации и сенсомоторной интеграции ­ невысокое качество выполняемых действий и их результатов. К 5 годам дети способны также овладеть элементарным конструированием по подражанию и образцу. К 7 годам в условиях обучения способны конструировать по представлению,   хотя   выполняют   постройки,   хорошо   отработанные   на   занятиях. Созданные   постройки   самостоятельно   обыгрывают   в   одиночку   или   с   участием сверстников. Дети,   получающие   коррекционную   помощь,   достаточно   успешно   с   помощью взрослого   решают   простые   задачи   на   уровне   наглядно­действенного   мышления   и владеют   некоторыми   предпосылками   наглядно­образного   мышления.   С   помощью взрослого   или   самостоятельно   осознают   наличие   проблемной   ситуации, осуществляют поиск ее решения, способны использовать вспомогательные средства, проявляют интерес, как к     результату, так и к процессу решения задачи. Помощь взрослого всегда повышает качество выполнения задачи. АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР 1.5   Планируемые   результаты   как   целевые   ориентиры   освоения воспитанниками адаптированной основной образовательной программы Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде  целевых ориентиров –  характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда   факторов,   в   том   числе:   от   характера,   структуры   и   степени   выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических   свойств   детей   с   ЗПР   (скорости   целенаправленных   психических процессов, выносливости, эффективности долговременной декларативной памяти), свойств,   обеспечивающих   управление   психическими   процессами   (устойчивости целенаправленного   поведения,   гибкости   психических   процессов,   торможения психических   реакций,   планирования   поведения);   сенсомоторных   возможностей (удержания   равновесия   и   передвижения,   зрительно   ­   моторной  координации, билатерального   взаимодействия   рук);   интегративных   возможностей   (зрительно­ моторного,   слухоречевого   подражания,   ориентировочно   ­   исследовательского поведения).  Направления Речевое развитие Целевые ориентиры, на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам) ­ ­ обладает мотивацией к школьному обучению; усваивает   значения   новых   слов   на   основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; ­ употребляет   слова,   обозначающие   личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные; АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР ­ умеет   подбирать   слова   с   противоположным   и сходным значением; правильно   употребляет   грамматические   формы непродуктивные продуктивные и   ­ слова; словообразовательные модели;     ­ ­ умеет подбирать однокоренные слова; умеет   строить   простые   распространенные предложения; ­ составляет различные виды описательных рассказов, текстов (с помощью взрослого); осуществляет слуховую и слухопроизносительную   дифференциацию   звуков   по   всем дифференциальным признакам; ­ владеет   простыми   формами   фонематического анализа,   способен   осуществлять   сложные   формы фонематического   анализа   (с   постепенным   переводом речевых   умений   во   внутренний   план),   осуществляет операции фонематического синтеза; ­ ­ владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»; осознает   слоговое   строение   слова,   осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми   слогами,   трехсложных   с   открытыми   слогами, односложных); ­ умеет   составлять   графические   схемы   слогов,   слов, предложений; ­ знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; правильно   произносит   звуки   (в   соответствии   с онтогенезом). ­ владеет   основными   продуктивной   деятельности, проявляет самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.; ­ выбирает   род   занятий,   участников   по   совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; o  участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; ­ передает   как   можно   более   точное   сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику; ­ пытается регулировать свое поведение в соответствии с   усвоенными   нормами   и   правилами,   проявляет кооперативные   умения   в   процессе   игры,   соблюдая отношения   партнерства,   взаимной поддержки;   взаимопомощи, Социально­ коммуникативное развитие АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР Познавательное развитие ­ использует   в   играх   знания,   полученные   в   ходе экскурсий,   наблюдений,   знакомства   с   художественной литературой,   народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т.п.;   картинным   материалом, стремится   к   самостоятельности, относительную независимость от взрослого.   проявляет ­ обладает сформированными представления о форме,   пространственных   отношениях   элементов величине, конструкции, умеет отражать их в речи; ­ использует   в   процессе   продуктивной   деятельности все   виды   словесной   регуляции:   словесного   отчета, словесного   сопровождения   и   словесного   планирования деятельности; ­ воссоздает   целостный   образ   объекта   из   разрезных предметных   и   сюжетных   картинок,   сборноразборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;     ­ владеет величины, ­ моделирует   различные   действия,   направленные   на   формы   предметов, воспроизведение протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаковосимволических   графических   и   других   средств   на основе   предварительного   тактильного   и   зрительного обследования предметов и их моделей;   математическими представлениями:   количество   в   пределах   десяти,   знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении,   среди   наложенных   друг   на   друга изображений,   соотносит   их   с   количеством   предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при   необходимости   в   качестве   счетного   материала символические   изображения   (палочки,   геометрические фигуры); элементарными     ­ определяет пространственное расположение предметов   относительно   себя   (впереди,   сзади,   рядом   со мной,  надо   мной,  подо   мной),   геометрические   фигуры   и тела. ­ определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь); использует   в   речи   математические   термины, ­ обозначающие   величину,   форму,   количество,   называя   все свойства,   присущие   объектам,   а   также   свойства,   не присущие объектам, с использованием частицы не; ­ владеет разными видами конструирования (из бумаги, АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР Художественно­ эстетическое развитие владеет   разными   способами   вырезания   (из   бумаги,   семеновская   матрешка,   понимает   знает   основные   цвета   и   их   оттенки,   смешивает   и создает   предметные   и   сюжетные   композиции   из   по   образцу,  схеме,   теме, природного материала, деталей конструктора); ­ строительного   материала   условиям (восемь­десять деталей).   стремится   к   использованию   различных   средств   и ­ материалов   в   процессе   изобразительной   деятельности (краски,   карандаши,   волоконные   карандаши,   восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.); ­ сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.); ­ получает оттеночные цвета красок; понимает   доступные   произведения   искусства ­ (картины,   иллюстрации   к   сказкам   и   рассказам,   народная игрушка:   дымковская   и богородская игрушка); эмоционально   откликается   на   воздействие ­ художественного   образа, содержание произведений   и   выражает   свои   чувства   и   эмоции   с помощью творческих рассказов; ­   проявляет   интерес   к   произведениям   народной, классической   и   современной   музыки,   к   музыкальным инструментам; ­ искусства; ­ фольклор; ­ произведений. воспринимает   музыку,   художественную   литературу, имеет   элементарные   представления   о   видах сопереживает   персонажам   художественных Физическое развитие АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР ­ выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых; ­ выполняет   согласованные   движения, разноименные и разнонаправленные движения;   а   также ­ выполняет разные виды бега; ­ сохраняет   заданный   темп   (быстрый,   средний, медленный) во время ходьбы; ­ осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений; ­ знает   и   подчиняется   правилам   подвижных   игр, эстафет, игр с элементами спорта; ­ владеет   элементарными   нормами   и   правилами здорового образа жизни (в питании, ­ двигательном   режиме,   при   формировании   полезных привычек). Реализация   программы   предполагает   оценку   развития   детей   в   рамках педагогического мониторинга (диагностики). Мониторинг детского развития проводится три  раза в год (в сентябре, в январе, мае),   целью   которого   является   определение   уровня   умственного   развития   и состояния интеллекта детей с задержкой психического развития Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная   беседа   с   родителями   ребёнка,   педагогическое   наблюдение. Педагогическое   наблюдение   должно   быть   специально   спланированным,   точно ориентированным   и   систематическим.   Оно   позволяет   оценить   степень сформированности   деятельности   в   целом   —   ее   целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью детей, в процессе которого может отмечаться мотивационный аспект деятельности. Полученные   сведения   позволяют   в   дальнейшем   целенаправленно   вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ЗПР. АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР 2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ 1.1 Особенности организации образовательного процесса в условиях группы В   течение   учебного   года   планируется   взаимодействие   со   следующими участниками образовательного процесса: Участники образовательного процесса Администрация учреждения Педагог­психолог  Логопед  Музыкальный  руководитель  Задачи и содержание взаимодействия     психолого­диагностическую Осуществляют тесное взаимодействие педагогических и медицинских работников. Создают   оптимальные   условия   для   организации преемственности в работе сотрудников педагогического коллектива. Оказывают методическую помощь педагогам. Привлекают   родителей   к   активному   участию   в коррекционно­педагогическом процессе Оценивают   качество   и   устойчивость   результатов коррекционной   работы   и   эффективности   проводимых коррекционных воздействий. Проводит   психологическую   диагностику,   предлагает педагогам по ее результатам необходимые рекомендации. Организует и психокоррекционную работу с семьями воспитанников. Проводит   консультативную   работу   с   педагогическим персоналом. Направляет на создание психологических условий   для   комфортного   пребывания   детей   в дошкольном учреждении. Обследование речи детей и разработка индивидуальных и подгрупповых программ обучения.  Создать условия для постановки звуков.  Содействовать   формированию   лексико­грамматических категорий и развитию связной речи.  Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ   музыкальной   культуры,   ознакомление   с элементарными   музыкальными   понятиями,   жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.  профессиональную деятельность социально – АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР Инструктор по  физической культуре  Педагог  дополнительного  образования  Развитие   музыкальных   способностей:   поэтического   и музыкального   слуха,   чувства   ритма,   музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.  Определяет   наиболее   адекватную   деятельность, способствующую   полноценному   удовлетворению потребностей детей в движении, их моторному развитию. Осуществляет   дифференцированную   работу   для коррекции физического и двигательного развития. Вовлекает родителей в процесс формирования здорового образа жизни детей. Формирование   интереса   к   эстетической   стороне окружающей эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям   искусства;   воспитание   интереса   к художественно­творческой деятельности  действительности,     Все   специалисты,   осуществляющие   коррекционные   мероприятия,   совместно участвуют в решении следующих задач: определение причин трудностей с помощью комплексной   диагностики;   составление   адаптированной   программы;   анализ результатов ее реализации. Образовательная среда  Образовательная среда включает четыре компонента:  1)   предметно   ­   пространственную   развивающую   образовательную   среду   (в группе создана предметно­пространственная развивающая образовательная среда в соответствии с возрастными особенностями детей, выделены центры для организации всех   видов   детской   деятельности:   игровая,   двигательная,   продуктивная,   бытовой труд и др.);  2)   характер   взаимодействия   со   взрослыми   (взаимодействие   обусловлено совместной   деятельностью   с   детьми,   используются   приёмы   поддержки   детской инициативы, стимулирование их активности, самостоятельности).  3)   характер   взаимодействия   с   другими   детьми   (для   развития   детского сообщества   используем   коллективные   проекты,   групповые   формы   работы, ежедневные ситуации общения и взаимодействия).  4)   систему   отношений   ребенка   к   миру,   к   другим   людям,   к   себе   самому формируется в ежедневной совместной и самостоятельной  детской деятельности, через реализацию тематических проектов  Методические особенности  Программа   предусматривает   следующие   формы   организации   образовательной деятельности   (в   соответствии   с   образовательными   областями):   наблюдения   за АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР природой,   окружающей   жизнью;   подвижные   игры;   труд   в   природе   и   на   участке; самостоятельная   игровая   деятельность;   экскурсии;   игры:   сюжетно­ролевые, дидактические, игры­драматизации; спортивные игры; дежурство детей по столовой, на   занятиях;   труд:  коллективный;   хозяйственно­бытовой,  труд   в  уголке  природы, художественный   труд;   развлечения,   праздники;   экспериментирование;   проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра, вечера­досуги, творческие недели. АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР 1.2 Комплексно – тематическое планирование Рабочая   программа   представлена   в   виде   комплексно­тематического планирования, раскрывающего содержание деятельности по реализации следующих образовательных   областей:   физическое   развитие;   социально­коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие. АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР   Комплексно­тематический план на 2016­2017 учебный год ( по программе Н.В. Нищевой) Старшая Подготовительная к школе Исследование индивидуального развития детей учителем­ логопедом, педагогом­психологом и воспитателем Осень. Признаки осени. Осень. Осенние месяцы. Деревья Деревья осенью Огород. Овощи осенью Овощи. Труд взрослых на полях и огородах Сад. Фрукты Фрукты. Труд взрослых в садах Лес. Грибы и лесные ягоды Насекомые. Подготовка насекомых Одежда Обувь Игрушки Посуда Зима. Зимующие птицы к зиме Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету Поздняя осень. Грибы, ягоды Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме Осенние одежда, обувь, головные уборы Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой Домашние животные зимой Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых Дикие животные зимой Посуда. Виды посуды. Материалы, сделана мебель Новый год Мебель Грузовой и пассажирский транспорт из которых сделана посуда Новый год Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия Профессии взрослых. Трудовые действия Профессии на транспорте Труд на селе зимой Детский сад. Профессии Орудия труда. Инструменты Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль 1  неделя 2  неделя 3  неделя 4  неделя 1  неделя 2  неделя 3  неделя 4  неделя 1  неделя 2  неделя 3  неделя 4  неделя 1  неделя 2  неделя 3  неделя 4  неделя 1  неделя АОП дошкольного образования для детей  5­7 лет с ЗПР Март Апрель Май 2  неделя 3  неделя 4  неделя 1  неделя 2  неделя 3  неделя 4  неделя 1  неделя 2  неделя 3  неделя 4  неделя 1  неделя 2  неделя 3  неделя 4  неделя Ателье. Закройщица Детеныши жарких стран, повадки, детеныши Наша армия Комнатные растения. Размножение. Стройка. Профессии строителей Весна. Приметы весны. Мамин праздник Уход Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы Рання весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник Комнатные растения Наша Родина – Россия Пресноводные и аквариумные рыбы Наш город Москва – столица России Наш родной город Весенние работы на селе Космос Откуда хлеб пришел? Почта ПДД Лето. Насекомые Лето. Цветы на лугу Весенние каникулы Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Маршака Мы читаем. Знакомство с творчеством К. Чуковского Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Михалкова Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Барто Поздняя весна. Растения и животные весной Перелетные птицы весной Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Пушкина Скоро в школу. Школьные принадлежности 1.3 Взаимодействие с родителями Цель:   обогащение   психолого­педагогических   знаний   родителей,   необходимых   для   ухода   за   детьми   и   их   воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительской роли в семье и обществе.  План работы с родителями на 2015/16 уч.год Выявление запроса семьи Педагогическое просвещение Сентябрь Анкетирование  родителей «Детский сад  глазами  родителей» Папки передвижки:  «Информация для  родителей», «Сентябрь» «Советы доктора  Пилюлькина»­  «Красивая осанка»,  Ознакомление  родителей  с  дополнительными   платными услугами. Консультация:  «Прививка от гриппа» Музыкальная страничка  «С. Бах» Вовлечение семьи в образовательный процесс  «День знаний».  Торжественная  встреча детей и  родителей,  приветственное слово в начало учебного  года (совместно с  родителями) Психолого­ педагогическая поддержка семьи Консультации   психолога, логопеда  по запросам  родителей Совместное  заполнение речевых  карт, их  анамнестической  части. Ознакомление  родителей с  результатами  диагностики ­  логопед Октябрь Папка­передвижка:  «Внимание­ребенок на  дороге! », «Права и  обязанности  родителей»,«Октябрь» Индивидуальная работа: Консультация  «Единство  требований ДОУ и  семьи» Стенд «Простые  советы логопеда» Праздник  с  чаепитием «Осень  золотая»  с участием  родителей Конкурс « Весёлый  огород» с участием  Обеспечение открытости ДОУ Выявление степени удовлетворенности Сайт МБДОУ Д/с  №38 Личный сайт  группы №5  «Звуковички»  Родительское  собрание «Задачи  обучения и  воспитания детей  старшей  логопедической  группы» Фотогазета «До  свиданье, лето!» Сайт МБДОУ Д/с  №38 Личный сайт  группы №5  «Звуковички» Ноябрь Декабрь «Спортивная форма для зарядки на улице»  «Советы доктора  Пилюлькина» ­ «Сезон  простуд» Музыкальная страничка  «П.Чайковский» Памятка «Критерии  детского  благополучия» Семинар­практикум: «Игры для развития  мелкой моторики  пальцев рук»  Папка­передвижка:  «Книжный уголок  дошкольника дома»  «Ноябрь»  Памятка для родителей  «Рекомендуемая  литература для чтения  родителями детям 5­6  лет».  «Советы доктора  Пилюлькина» ­ Музыкальная страничка  «И. Штраус» Папка­ передвижка:«Внимание! Наступает зима!», «Как  организовать выходной  день с ребенком»  «Декабрь» «Советы доктора  Пилюлькина» ­  « Укрепление и  Консультация от  логопеда: «Что и  как  читать  ребенку?» Памятка: «В игры  играем память  развиваем»  Папка­передвижка:  «Как правильно  общаться с детьми» Семинар­тренинг:  «Поиграем вместе с  детьми» (логопед,  педагог­психолог) Стенд  логопеда  «Говорить. Так ли  это просто.  Физиологические  механизмы речи» Консультация от   логопеда:  «Развиваем речь с  помощью пальцев»  детей и родителей Праздник и чаепитие  с бабушками,  посвящённое” Дню  пожилого человека” Сбор макулатуры –  акция «Сохраним  природу Прикамья» «День матери. Мама  – счастье моё!»  совместный досуг с  родителями Привлечение  родителей к  подготовке к новому  году Семейный конкурс  «Новогодняя  игрушка»  (праздничное  оформление группы) Сайт МБДОУ Д/с  №38Личный сайт  группы №5  «Звуковички» Организация  фотовыставки”  Мамочка милая,  мама моя!” Сайт МБДОУ Д/с  №38Личный сайт  группы №5  «Звуковички» Январь Февраль сохранение здоровья  дошкольников в  домашних условиях и  условиях детского  сада» Папка­передвижка:  Музыкальная страничка  «Свиридов Г. В.» Папка­передвижка  «Зимние игры и забавы», «Январь» «Советы доктора  Пилюлькина» ­   « Грипп. Меры  профилактик.  Симптомы данного  заболевания». Музыкальная страничка  «Рождественские  колядки» Папка­передвижка:  «Какой хороший папа!» «Роль папы в  воспитании сына»,  «Февраль» «Советы доктора  Пилюлькина»­  «Спортивные секции  Праздник «Новый  год». Конкурс: «Снежные  постройки на  участке» с участием  родителей Конкурс на лучшую  кормушку – участие  родителей Совместное  мероприятие с  родителями «Что за  прелесть эти сказки!» (КВН по сказкам ) Сайт МБДОУ Д/с  №38Личный сайт  группы №5  «Звуковички» Родительское  собрание  «Гениальность на  кончике пальцев» Консультация: «Что делать с  гиперактивным  ребенком» Семинар­практикум: «Эффективные  способы развития  речи детей старшего дошкольного  возраста»  Стенд  логопеда:  «Шипелочки. Что  нужно знать о  шипящих звуках» Консультация от   логопеда: «Что  может игра. Речевые игры дома»  Консультация:  «Искусство  наказывать и  прощать» Консультация от   логопеда: «Речевой  слух. Что это и для  чего?»  Консультация  «Заповеди для  родителей по  созданию  Спортивный  праздник, совместно  с родителями:  «Праздник,  посвящённый, Дню  защитника отечества.  Папа – самый лучший друг». Сайт МБДОУ Д/с  №38Личный сайт  группы №5  «Звуковички» Выставка детских  рисунков: « Мой  папа».  Оформление Март Апрель семейных газет  «Наши защитники» Праздничное  развлечение: «А ну­ка мамы!» совместно с  мамами и бабушками. Совместное создание  в группе  «Огород на  окне» Сайт МБДОУ Д/с  №38Личный сайт  группы №5  «Звуковички» Открытое занятие Выставка детских  работ: « Весенний  букет для мамы». «День  здоровья» Спортивный праздник «Папа, мама, я –  спортивная семья». Сайт МБДОУ Д/с  №38Личный сайт  группы №5  «Звуковички» для мальчиков» Музыкальная страничка  «Ф. Шуберг» Папка­передвижка:  «Воспитываем будущую женщину», «Март»  «Советы доктора  Пилюлькина» ­ “Как  предупредить весенний  авитаминоз» Музыкальная страничка  «Масляница» Папка­передвижка:  «Десять законов семьи  или как стать другом  своему ребенку»,  «Апрель» «Советы доктора  Пилюлькина» ­  «Активность ребёнка ­  залог его здоровья» Музыкальная страничка  благоприятной  атмосферы в семье» Семинар­практикум: «Домашняя  игротека» «Стенд  логопеда:  Веселые сказки для  артикуляционной  гимнастики, или  Обучение с  увлечением»  Консультация:  «Ругать можно, а  хвалить нужно» Семинар­практикум: «Основные приемы  коррекции слоговой  структуры в  домашних  условиях» Консультация от  логопеда: «Как  правильно  разучивать стихи с  детьми» Стенд логопеда::  «Непослушные  соноры» «Семинар­ практикум: Май «Русские народные  песни» «Артикуляционная  гимнастика в  домашних  условиях» Папка­передвижка: “Что должен знать и  уметь выпускник  старшей группы» “Как организовать  летний отдых детей”   «Советы доктора  Пилюлькина» ­  «Летний санбиллютень».  Консультация от  логопеда: «Как  закрепить звук в  речи. Советы по  автоматизации  поставленных  звуков.»  Консультация от  логопеда: «До  школы 1 год» Озеленение и  благоустройство  участков и  территории  совместно с  родителями. Анкетирование  родителей «Детский сад глазами  родителей» Сайт МБДОУ Д/с  №38Личный сайт  группы №5  «Звуковички» Итоговое  родительское  собрание: “Как  повзрослели и чему  научились наши  дети за этот год.  Организация  летнего отдыха  детей”. Результаты  мониторинга 1.4 Принципы коррекционно­адаптирующей направленности образования  ­   Комплексный   характер   коррекционно   ­   развивающей   деятельности, направленной на совместную стимуляцию всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и компенсация этих нарушений.  ­   Раннее   начало   онтогенетически   последовательного   воздействия,   которое должно опираться на сохранные функции.  ­  Проектирование коррекционной работы с учетом психологического возраста и ведущего вида деятельности ребенка.  ­  Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка. 1.5 Основные задачи и направления   коррекционно­педагогической работы Основная задача коррекционно­педагогической работы  – создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.  Направление «Физическое развитие»:  ­ проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений;  ­ формирование положительных форм взаимодействия между детьми.  Направление «Социально­коммуникативное  развитие»:  ­ формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления;  ­ положительно относится к окружающим предметам и явлениям.  Направление «Познавательно­речевое развитие»:  ­   формирование   познавательных   процессов   и   способов   умственной деятельности;  ­ развитие познавательных интересов; ­ развитие речи как средство познания.  Направление «Художественно­эстетическое развитие»:  ­   формирование   эстетического   отношения   к   миру,   накопление   эстетических представлений и образов;  ­ освоение различных видов художественной деятельности. Основные   направления коррекционной работы  Направление  Задачи  Методы и методики  Развитие   познавательной сферы   Содействовать формированию рациональных   способов   познания окружающего мира.  Создавать   условия   для   выделения свойств и качеств предметов в игровой и продуктивной деятельности.    Наблюдения, экскурсии, беседы,   составление   рассказа по   картине;   дидактические игры. Пересказ,   игры­драматизации, заучивание   наизусть,   чтение художественных произведений    Формирование лексического, грамматического и фонетического строя речи; увеличение   пассивного   и активного словарного   формирование запаса,   развитие связной   речи; речевого   общения   с окружающими.   Обеспечить развитие целенаправленной деятельности, мотивационного компонента,   саморегуляции   развитие свободного   общения   со   взрослыми   и детьми;  ­   развитие   всех   компонентов   устной речи   детей   (лексической   стороны, грамматического речи, произносительной   стороны   речи; связной   речи   –   диалогической   и монологической   форм)   в   различных формах и видах детской деятельности;  • овладение воспитанниками нормами речи.  практическое строя           Коррекция   представлений   о   себе; формирование правильного восприятия цвета,   расширение   запаса   знаний   и представлений   об   окружающем предметном   мире, обогащение жизненного опыта,  ­развитие восприятия пространственных представлений и умение применять их в разных   ситуациях   для   ориентировки   в пространстве и на плоскости.  ­   развитие   чувства   прекрасного   при восприятии   окружающего   мира   с помощью сенсорных эталонов.  Коррекция   нарушения   зрительно   ­ пространственного восприятия  Развитие   мелкой   моторики   рук   и зрительно­двигательной координации Развитие   сенсомоторной сферы;   формирование пространственных представлений Подготовка овладению письмом   руки   к     игры   и Дидактические упражнения.  Настольные   игры:   «Мозаика», мелкий конструктор  Дидактические упражнения   игры   и 3. Организационный раздел 1.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания №  п/п Название, автор Вид Общая     «Примерная адаптированная программа коррекционно­развивающей группе   компенсирующей   направленности   ДОО   для   детей   с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3­7 лет». Нищева Н. В. Физическое развитие   работы   в «Физкультурные   занятия   в   детском   саду»   Л.И.   культуры   безопасности.» Пензулаева, М, 2015 г. «Формирование Тимофеева Л. Л. Речевое развитие Примерная  программа Методическое  пособие Методическое  пособие «Конспекты подгрупповых логопедических  занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» Нищева Н. В. «Развитие   связной   речи   –   осень,   весна,   зима, человек». Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. Методическое  пособие Методическое  пособие Познавательное развитие «Неизведанное   рядом.     Занимательные   опыты   и  Дыбина   О.   В., эксперименты   для   дошкольников». Рахманова Н. П. , Щетинина В. В. «Развитие   математических   представлений   у дошкольников с ОНР». Нищева Н. В. Методическое  пособие Методическое  пособие «Рабочая   тетрадь   для   развития     математических Методическое  представлений у дошкольников с ОНР». Нищева Н. В. пособие «Пермский   край   ­   мой   родной   край».  А.   М. Методическое  Федотова Социально­коммуникативное развитие «205   развивающих   игр   для   детей   3­7   лет». Кузнецова А. «Родительские собрания в детском саду . Старшая группа». Чиркова С. В. «Картотеки   методических   рекомендаций   для родителей с ОНР».  Н. В. Нищева  Художественно­эстетическое развитие «Цветные ладошки» И.А. Лыкова, М, 2010г. «Конструирование   и   художественный   труд   в детском саду» Куцакова Л. В. пособие Методическое  пособие Методическое  пособие Методическое  пособие Парциальная  программа Программа и  конспекты занятий «Конспекты   интегрированных   занятий   по Методическое  1 1 2 1 2 1 2 3 4 1 2 3 1 2 1 1 2 1 2 1 2 3 4 1 3 3 1 2 3 3 ознакомлению дошкольников с основами цветоведения от 5 до 6 лет». Дубровская Н. В. пособие

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа. Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа.  Старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  (ЗПР)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017