Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
5 кл
20.04.2018
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Основной целью коррекционной программы является изучение, усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознокомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знанийпрограмма
программа.docx
Адаптированная программа
по курсу «Природоведение»
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Природоведение» для 5 класса составлена с учетом возрастных и
психофизических особенностей развития обучающихся с ОВЗ на основе Закона РФ «Об
образовании» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
СанПиНа 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
адаптированной образовательной программы ОКОУ «Курская школа», на основе
общеобразовательной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой «Программа специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 59 классы». Москва; Гуманитар. изд.
центр Владос, 2011. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям к
организации образовательного процесса, осуществляемого для детей с ограниченными
возможностями здоровья, с учётом конкретных условий и материальнотехнической базы
образовательного учреждения.
На изучение материала по курсу «Природоведение» в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в
неделю). Программой предусмотрена практическая часть: проведение практических занятий
и экскурсий.
Основной целью коррекционной программы по природоведению является изучение,
усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при
ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности,
способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих,
биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленной цели изучения курса в коррекционном классе необходимо
решение следующих практических задач:
формирование у обучающихся элементарных сведений об окружающем мире: о живой
и неживой природе, о жизни животных, о здоровье человека;
установление несложных причинноследственных связей в природе и
взаимозависимости природных явлений;
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса
условий, необходимых для жизни растений и человека), бережного отношения к
природе;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к живой природе,
чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
1. Компоненты структуры адаптированной образовательной программы по курсу
«Природоведение» (5 класс)
коррекционноразвивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти;
развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся;
воспитательные:
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
образовательные: формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и
умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными,
заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде,
собственному организму, здоровью других людей.
1. Оценка личностных и предметных результатов
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин
теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные:
формирование мотивации к познавательной деятельности;
развитие личностных представлений о целостности природы, об организме как живой
системе и его связи со средой обитания;
формирование эмоциональноценностного отношения к живой природе;
вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор
целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое
отношение к объектам живой природы;
приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным
проблемам человечества, правилам и нормам поведения в живой природе, правилам
поведения в кабинете биологии, обращения с микропрепаратами и лабораторным
оборудованием.
Предметные:
знакомство с предметом изучения природоведения, разнообразием биологических
наук; условиями, необходимыми для жизни организмов; признаками, отличающими
живые организмы от тел неживой природы;
развитие эстетического и этического значения живой природы;
обучение наблюдательности и способности описывать природные явления в жизни
растений и животных;
развитие первоначальных представлений о разнообразии живого мира, систематике
и биологической классификации растений и животных;
ознакомление в доступной форме с понятиями экологии, раскрытие их значения для
биологического познания; формирование предметных познавательных учебных действий (описание и сравнение
растительных и животных объектов, понимание влияния экологических факторов на
организмы).
1. Формирование базовых учебных действий
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ре
ализуется в процессе всего школьного обучения биологии и конкретизирует требования
Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной программы по
предмету. Программа формирования базовых учебных действий по природоведению
реализуется в процессе и учебной, и внеурочной деятельности в 56 классах.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет
реализовывать коррекционноразвивающий потенциал образования школьников с
ограниченными возможностями здоровья.
Базовые учебные действия
деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования
обучающимися с умственной отсталостью.
это элементарные и необходимые единицы учебной
―
Программа формирует основы учебной деятельности обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, которые помогают в их подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Приоритет отдается формированию мотивационного компонента учебной деятельности;
овладению комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент
учебной деятельности; развитию умений принимать цель и готовый план деятельности,
планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
1. Уровни овладения предметными результатами
Адаптированная образовательная программа по природоведению (5 класс) определяет два
уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя; адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание
оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию
педагога;
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации (клевер
растение; медонос; растение, цветущее летом);
стение; растение луга; кормовое
―
травянистое дикорастущее ра
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на
уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарногигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
1. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать
им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями
природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и
человеком) и природными явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на
основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить
птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. Обучающиеся должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой
природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы
ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и
природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
В результате изучения курса «Природоведение» пятиклассники должны научиться
наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно
следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая
деятельность имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического
развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных
возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут лучше понять отношение человека к окружающей
среде, эстетически воспринять и полюбить природу, научиться беречь и стремиться
охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.
1. Содержание программы курса «Природоведение» (5 класс)
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюда
тельность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализи
ровать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи и зави
симости.
Первые природоведческие знания дети со специальными образовательными потребностями
получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром
у учеников специальной (коррекционной) школы формируются первоначальные знания о
природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их
признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и
животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека. Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от
первоначальных представлений, полученных в 14 классах, к систематическим знаниям по
географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Программа по природоведению в 5 классе состоит из следующих разделов: «Земляпланета
солнечной системы», «Сезонные изменения в природе», «Наша страна», «Природа нашей
Родины», «Живая природа», «Человек. Охрана здоровья», «Экология. Охрана природы»,
«Труд на пришкольном участке и в школе».
При изучении раздела «Земляпланета Солнечной системы» обучающиеся знакомятся с
Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и
современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле
и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель знакомит школьников с
названиями планет, но требует от них обязательного полного воспроизведения этих назва
ний.
В разделе «Сезонные изменения» обучающиеся получают информацию о сезонных
изменениях в природе, временах года и их признаках.
В разделе «Наша страна» обучающиеся знакомятся с государством «Российская
Федерация», ее населением, достопримечательностями и столицей.
В разделе «Природа нашей страны» школьники знакомятся с наиболее значимыми
географическими объектами, расположенными на территории нашей страны: горы, холмы,
моря, реки. Обучающиеся получают общее представление о явлениях неживой природы,
воде, воздухе, полезных ископаемых.
При изучении этого раздела учитель опирается на знания обучающихся о своем родном
крае.
При изучении раздела «Живая природа» обучающиеся знакомятся с различными
экосистемами, изучают жизнь растений и животных. При изучении растительного и
животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 14 классах.
Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание
обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных,
демонстрируется взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании
указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная
часть времени отводится изучению растений и животных нашей страны и Курского края. При
знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями учитель
опирается на личный опыт обучающихся, воспитывает экологическую культуру, бережное
отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его
строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарногигиенических навыков.
Раздел «Экология. Охрана природы» начинает формирование экологической культуры
обучающихся. Они получают сведения о растениях и животных, занесенных в «Красную
книгу», экологических катастрофах и правилах поведения человека в чрезвычайных
ситуациях.
Раздел «Труд на пришкольном участке и в школе» имеет практическую направленность и
обучает школьников навыкам правильного ухода за комнатными растениями и растениями на
пришкольном участке.
Завершают курс обобщающие уроки. Здесь обобщаются и систематизируются знания о
живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение». Подобное построение программы способствует формированию у обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья целостной картины окружающего мира, наглядно
демонстрирует единство материального мира, помогает познать свою Родину как часть
планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению
предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются эк
скурсии и разнообразныепрактические работы, которые опираются на личный опыт
обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Экскурсии проводятся по всем разделам программы. Большое количество экскурсий
обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых
предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию
природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала
(большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно
непосредственному наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программой
предусмотрена демонстрация опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически
несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В
программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые
практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы,
необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем,
обозначаются специальным знаком*.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные
связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала.
5 класс
(68ч; 2 часа в неделю)
Земля – планета Солнечной системы (3 ч)
Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и
света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет
человека в космос.
Сезонные изменения в природе (8 ч)
Погода. Явления природы.
Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень.
Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных.
Особенности жизни и трудовой деятельности человека.
Наша страна (3 ч)
Российская Федерация (расположение на географической карте). Москва – столица нашей
Родины. (Достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники,
центральные улицы. Транспорт в Москве.)
Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между
городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный).
Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес).
Природа нашей Родины (8 ч) Неживая природа. (Использование физической карты)
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная,
глинистая, черноземная: плодородная, неплодородная.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники: моря, океаны. Свойства воды.
Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура
воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ,
каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние).
Использование человеком.
Живая природа (25 ч)
Растения и животные экологических систем
Лес
Растения, грибы леса.
Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др.
Кустарнички: брусника, черника.
Травы: ландыш, земляника, ветреница, кислица, матьимачеха и др.
Грибы: съедобные и несъедобные.
Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.) Птицы
(кукушка, дятел, синица, соловей и др.) Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и
др.)
Сад. Огород. Поле
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные
кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны,
нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).
Сезонные работы в саду.
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок,
горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).
Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы,
лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинок жуков, кроты, мыши).
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).
Животные – вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их
личинки.
Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятник, тимофеевка и др.
Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).
Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.
Болото Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).
Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.
Водоемы
Растения водоемов: водоросли и цветочные (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).
Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.
Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Человек. Охрана здоровья (12 ч)
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности,
голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение
гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень,
почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности).
Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание.
Предупреждение заболеваний (желудочнокишечных, простудных, инфекционных).
Болезни цивилизации (желудочнокишечные, сердечнососудистые заболевания, гепатит и
др.). Меры профилактики.
Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.
Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.
Экология. Охрана природы (3 ч)
Что такое экология?
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и
животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические
катастрофы.
Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.
Труд на пришкольном участке и в школе (3 ч)
Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.
Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдения.
Повторение изученного (3 ч)
Закрепление знаний на практике.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными
изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в
месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с
водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным
обнажениям), в местный краеведческий музей.
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.