Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Оценка 4.9

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
5 кл
20.04.2018
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс Основной целью коррекционной программы является изучение, усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознокомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знанийпрограмма
программа.docx
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Природоведение» для 5 класса составлена с учетом возрастных и  психофизических особенностей развития обучающихся с ОВЗ на основе Закона РФ «Об  образовании» от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);  СанПиНа 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано  Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);  адаптированной образовательной программы ОКОУ «Курская школа», на основе  общеобразовательной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой «Программа специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 5­9 классы». Москва; Гуманитар. изд. центр Владос, 2011. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям к  организации образовательного процесса, осуществляемого для детей с ограниченными  возможностями здоровья, с учётом конкретных условий и материально­технической базы  образовательного учреждения. На изучение материала по курсу «Природоведение» в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в  неделю). Программой предусмотрена практическая часть: проведение практических занятий и экскурсий. Основной целью коррекционной программы по природоведению является изучение,  усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при  ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих,  биологических, географических и исторических знаний. Для достижения поставленной цели изучения курса в коррекционном  классе необходимо  решение следующих практических задач:  формирование у обучающихся элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни животных, о здоровье человека;     установление несложных причинно­следственных связей в природе и  взаимозависимости природных явлений; экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса  условий, необходимых для жизни растений и человека), бережного отношения к  природе; привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека; воспитание позитивного эмоционально­ценностного отношения к живой природе,   чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты. 1. Компоненты структуры адаптированной образовательной программы по курсу  «Природоведение» (5 класс) коррекционно­развивающие:    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в  процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических  экспериментов, работы с различными источниками информации; развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти; развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся; воспитательные:  воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному  здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; образовательные:  формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и  умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными,  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;  оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде,  собственному организму, здоровью других людей. 1. Оценка личностных и предметных результатов В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин­ теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные:  формирование мотивации к познавательной деятельности;  развитие личностных представлений о целостности природы, об организме как живой системе и его связи со средой обитания;  формирование эмоционально­ценностного отношения к живой природе;   вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор  целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое  отношение к объектам живой природы; приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в живой природе, правилам  поведения в кабинете биологии, обращения с микропрепаратами и лабораторным  оборудованием. Предметные:      знакомство с предметом изучения природоведения, разнообразием биологических  наук; условиями, необходимыми для жизни организмов; признаками, отличающими  живые организмы от тел неживой природы; развитие  эстетического и этического значения живой природы; обучение наблюдательности и способности описывать природные явления в жизни  растений и животных; развитие первоначальных представлений о разнообразии живого мира, систематике  и биологической классификации растений и животных; ознакомление в доступной форме с понятиями экологии, раскрытие их значения для  биологического познания;  формирование предметных познавательных учебных действий (описание и сравнение растительных и животных объектов, понимание  влияния экологических факторов на  организмы). 1. Формирование базовых учебных действий Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ре­ ализуется в процессе всего школьного обучения биологии и конкретизирует требования  Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной программы по предмету. Программа формирования базовых учебных действий по природоведению  реализуется в процессе и учебной, и внеурочной деятельности в 5­6 классах. Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет  реализовывать коррекционно­развивающий потенциал образования школьников с  ограниченными возможностями здоровья. Базовые учебные действия  деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования  обучающимися с умственной отсталостью.  это элементарные и необходимые единицы учебной  ― Программа формирует основы учебной деятельности обучающихся с интеллектуальными  нарушениями, которые помогают в их подготовке к самостоятельной жизни в обществе.  Приоритет отдается формированию мотивационного компонента учебной деятельности;  овладению комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент  учебной деятельности; развитию умений принимать цель и готовый план деятельности,  планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. 1. Уровни овладения предметными результатами Адаптированная образовательная программа по природоведению (5 класс) определяет два  уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: ­узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; ­представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; ­отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса); ­называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные  ископаемые); ­соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их  значение в жизни человека; ­соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под  контролем взрослого); ­выполнение несложных заданий под контролем учителя; ­адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание  оценки педагога. Достаточный уровень: ­узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;  знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию  педагога; ­представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; ­отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для  классификации (клевер  растение; медонос; растение, цветущее летом); стение; растение луга; кормовое  ―  травянистое дикорастущее ра ­называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на  уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; ­выделение существенных признаков групп объектов; ­знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил  здорового образа жизни; ­участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете  изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; ­выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и  итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,  проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие  похвалы; ­совершение действий по соблюдению санитарно­гигиенических норм в отношении  изученных объектов и явлений; ­выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; ­осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. 1. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся  должны уметь:      называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать  им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями  природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и  человеком) и природными явлениями; связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на  основании наблюдений и результатов труда; выполнять рекомендуемые практические работы; соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить  птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. Обучающиеся  должны знать:    обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой  природы; расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и  природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые); основные правила охраны природы и необходимость бережного  отношения к ней. В результате изучения курса «Природоведение» пятиклассники должны научиться  наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно­ следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая  деятельность имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического  развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных  возможностей и интересов.   Природоведческие знания помогут лучше понять  отношение человека к окружающей  среде, эстетически воспринять и полюбить природу, научиться беречь и стремиться  охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения. 1. Содержание программы курса «Природоведение» (5 класс) Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить  обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Основными задачами курса «Природоведение» являются:  формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;  демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;  формирование специальных и общеучебных умений и навыков;   воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными  направлениями природоохранительной работы; воспитание социально значимых качеств личности. В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюда­ тельность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализи­ ровать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно­следственные связи и зави­ симости. Первые природоведческие знания дети со специальными образовательными потребностями  получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной (коррекционной) школы формируются первоначальные знания о  природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их  признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека. Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от  первоначальных представлений, полученных в 1­4 классах, к систематическим знаниям по  географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Программа по природоведению в 5 классе состоит из следующих разделов: «Земля­планета  солнечной системы», «Сезонные изменения в природе», «Наша страна», «Природа нашей  Родины», «Живая природа», «Человек. Охрана здоровья», «Экология. Охрана природы»,  «Труд на пришкольном участке и в школе». При изучении раздела «Земля­планета Солнечной системы» обучающиеся знакомятся с  Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и  современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель знакомит школьников с  названиями планет, но требует от них обязательного полного воспроизведения этих назва­ ний. В разделе «Сезонные изменения» обучающиеся получают информацию о сезонных  изменениях в природе, временах года и их признаках. В разделе «Наша страна» обучающиеся знакомятся с государством «Российская  Федерация», ее населением, достопримечательностями и столицей. В разделе «Природа нашей страны» школьники знакомятся с наиболее значимыми  географическими объектами, расположенными на территории нашей страны: горы, холмы,  моря, реки. Обучающиеся получают общее представление о явлениях неживой природы,  воде, воздухе, полезных ископаемых. При изучении этого раздела учитель опирается на знания обучающихся о своем родном  крае. При изучении раздела «Живая природа» обучающиеся знакомятся с различными  экосистемами, изучают жизнь растений и животных. При изучении растительного и  животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1­4 классах.  Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание  обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных,  демонстрируется взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании  указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится изучению растений и животных нашей страны и Курского края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями учитель  опирается на личный опыт обучающихся, воспитывает экологическую культуру, бережное  отношение к объектам природы, умение видеть её красоту. Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его  строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа  жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых  санитарно­гигиенических навыков. Раздел «Экология. Охрана природы» начинает формирование экологической культуры  обучающихся. Они получают сведения о растениях и животных, занесенных в «Красную  книгу», экологических катастрофах и правилах поведения человека в чрезвычайных  ситуациях. Раздел «Труд на пришкольном участке и в школе» имеет практическую направленность и  обучает школьников навыкам правильного ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке. Завершают курс обобщающие уроки. Здесь обобщаются и систематизируются знания о  живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение». Подобное построение программы способствует формированию у обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья целостной картины окружающего мира, наглядно  демонстрирует единство материального мира, помогает познать свою Родину как часть  планеты Земля. Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению  предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются эк­ скурсии и разнообразныепрактические работы, которые опираются на личный опыт  обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. Экскурсии проводятся по всем разделам программы. Большое количество экскурсий  обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых  предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию  природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала  (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно  непосредственному наблюдению обучающимися). В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программой  предусмотрена демонстрация опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически  несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В  программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые  практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы,  необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем,  обозначаются специальным знаком*. Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные  связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала. 5 класс (68ч; 2 часа в неделю) Земля – планета Солнечной системы (3 ч) Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и  света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет  человека в космос. Сезонные изменения в природе (8 ч) Погода. Явления природы. Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень.  Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных.  Особенности жизни и трудовой деятельности человека. Наша страна (3 ч) Российская Федерация (расположение на географической карте). Москва – столица нашей  Родины. (Достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники,  центральные улицы. Транспорт в Москве.) Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между  городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный). Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес). Природа нашей Родины (8 ч) Неживая природа. (Использование физической карты) Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная,  глинистая, черноземная: плодородная, неплодородная. Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники: моря, океаны. Свойства воды.  Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед. Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура  воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела. Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние).  Использование человеком. Живая природа (25 ч) Растения и животные экологических систем Лес Растения, грибы леса. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др. Кустарнички: брусника, черника. Травы: ландыш, земляника, ветреница, кислица, мать­и­мачеха и др. Грибы: съедобные и несъедобные. Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.) Птицы  (кукушка, дятел, синица, соловей и др.) Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и  др.) Сад. Огород. Поле Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные  кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны,  нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду. Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок,  горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы,  лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинок жуков, кроты, мыши). Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.). Животные – вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их  личинки. Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятник, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.). Использование лугов как пастбищ и для сенокосов. Болото Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые. Водоемы Растения водоемов: водоросли и цветочные (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др. Человек. Охрана здоровья (12 ч) Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности,  голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение  гигиены. Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень,  почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно­кишечных, простудных, инфекционных). Болезни цивилизации (желудочно­кишечные, сердечно­сосудистые заболевания, гепатит и  др.). Меры профилактики. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья. Экология. Охрана природы (3 ч) Что такое экология? Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и  животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические  катастрофы. Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе. Труд на пришкольном участке и в школе (3 ч) Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка. Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдения. Повторение изученного (3 ч) Закрепление знаний на практике. Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам. Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными  изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в  месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда. Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с  водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным  обнажениям), в местный краеведческий музей.

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018