Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс
Оценка 4.9

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Оценка 4.9
Документация
doc
окружающий мир
2 кл
20.06.2019
Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс
Представлена адаптированная рабочая программа по окружающему миру в начальной (основной) школе УМК «Перспектива» для учащегося 2 "А" класса в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития.
Рабочая программа по окружающе миру.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №45» РАССМОТРЕНО                                                                                         СОГЛАСОВАНО                                             УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО                                                                          З  ам. директора по УВР                                                        Директор Протокол №______________                                                ______________ Е.В.Крапивина                                   _________А.В.Ломихин от «_ _» _____ 2018г.                                                                           «___»__________ 2018г.                                         «___»____________ 2018г. Адаптированная рабочая программа  по курсу «Окружающий мир»  в начальной (основной) школе УМК   «Перспектива» для учащегося «2»А»класса Пермь  2018­2019 учебный год Пояснительная записка. Адаптированная   рабочая   программа     составлена   для   обучающейся   второго   класса   общеобразовательной   четырехлетней начальной   школы   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в   соответствии   с   вариантом   7.1   Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная   рабочая   программа     составлена   на   основе   АООП   НОО,     разработана   в   соответствии   с   требованиями федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования   обучающихся   с   ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), на основе Примерной основной образовательной программы по окружающему   миру   для   начальной   школы,   рекомендованной   Министерством   образования   и   науки   РФ,   авторской   программы   по окружающему   миру   для   учащихся   2­го   класса   А.А.Плешаков,   М.Ю.Новицкая,     являющейся   составной   частью   Образовательной системы  «Перспектива»,  программы  воспитания  Концепции  духовно­нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и адаптирована для обучающегося 2­го  класса общеобразовательной школы с задержкой психического развития с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. (В соответствии   с   ч.   1   ст.   79 Федерального  закона  «Об  образовании  в  Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273)  Программа   построена   с   учетом   специфики   усвоения   учебного   материала   детьми   с   задержкой   психического   развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для общеобразовательных школ, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.  Адаптированная программа обучающегося с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает   образование,   полностью   соответствующее   по   итоговым   достижениям   к   моменту   завершения   обучения   образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 ­ 4 классы). Для изучения курса «Окружающий мир» по программе «Перспектива» используются методические пособия, учебники и тетради для учителя и учащихся: 1. Рабочая программа «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая.  Предметная линия учебников «Перспектива». 1­4  классы, Издательство Просвещение, 2014.  2. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир 2класс»,А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая » 2014г пособие для учителя 3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. Акад.  Наук; Рос.акад. образования; изд­во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. 4. Плешаков А.А. Уроки по окружающему миру. 2 класс: пособие для учителя/А.А.Плешаков,  М.Ю.Новицкая.­М.: Просвещение, 2014. На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю.  Материал спланирован на 34 учебных недели, всего 68 часов.  Индивидуальные особенности обучающегося с ОВЗ. Ребёнок   плохо   владеет   русской   речью.   Многие   слова   русского   языка   ему   не   понятны.   Предложения   на   русском   языке выстраивает с большим трудом и только с помощью учителя. Эти причины дополнительно усложняют освоение учебного материала. Ребёнок имеет слабую школьную мотивацию. Знает свою фамилию, имя, отчество , но ФИО родителей назвать затрудняется. Путает дату рождения, домашний адрес, последовательность времен года и месяцев. Классифицирует диких и домашних животных. Самостоятельно инструкцию учителя не понимает. Мелкая моторика у ребёнка развита хорошо. Память у ребёнка недостаточно развита. На уроке имеет низкий темп работы. По окружающему миру плохо ориентируется в растительном и животном мире нашей местности. Может назвать знакомое ему   растение или животное. Называет разные предметы быта. Возникают трудности в определении видов деревьев (клён, липа, тополь, и т.д.) Социально­бытовая адаптация соответствует возрасту. Владеет навыками самообслуживания, стремится к общению. Недостаточный объём внимания, низкий темп работы, умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала общеобразовательной программы недостаточно сформированы.         Целью данного   курса   является   воспитание   гуманного,   творческого,   социально   активного   человека,   уважительно   и   бережно относящегося   к   среде   своего   обитания,   к   природному   и   культурному   достоянию   человечества,   развитие   базовых   способностей обучающихся на основе системно­ деятельностного подхода в образовании. Основными задачами реализации содержания курса являются: ­сформировать   уважительное   отношение   к   России,   родному   краю,   своей   семье,   истории,   культуре,   природе   нашей   страны,   её современной жизни; ­сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; ­способствовать   усвоению   простейших   взаимосвязей   и   взаимозависимостей   между   миром   живой   и   неживой   природы,   между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; ­развивать   умение   устанавливать   и   выявлять   причинно­следственные   связи   в   окружающем   мире,   прогнозировать   простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­ гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предмет   «Окружающий   мир»   в   зависимости   от   его   содержания   и   способов   организации   учебной   деятельности   учащихся   раскрывает определённые возможности для формирования УУД. Личностные: нравственно – этическая ориентация. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.  Личностные результаты  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.  8.   Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  У обучающегося будут сформированы:   первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего  свою принадлежность к определённому этносу;   умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;   ценностные представления о своей семье и своей малой родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального  российского общества (образ Родины , России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);  эмоционально­положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;   целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир»— это природа,  культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);   представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; — представление о навыках адаптации в мире  через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);   положительное отношение к школе, учебной деятельности;   представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира —  ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и пр.;   первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;   эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного  костюма и пр.;   этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;   этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;   потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать  успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;   освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к  мнению одноклассников;   установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в  домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня. Метапредметные результаты  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.  4.   Использование   знаковосимволических   средств   представления   информации   для   создания   моделей   изучаемых   объектов   и процессов, схем решения учебных и практических задач.  5. Активное использование речевых средств и средств информационных  и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.  7.   Овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения,   классификации   по   родовидовым   признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.  8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.  9.   Овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими   существенные   связи   и   отношения   между объектами и процессами.  10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.  Регулятивные Обучающийся научится:   понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;   сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);   выделять из темы урока известные знания и умения;   планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);   планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению  учителя);   фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных  учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам;   оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;  сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Познавательные Обучающийся научится:   понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения  цветом, оформление в рамки и пр.);    находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;   понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;   понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых  схем;   анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;   проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;   устанавливать элементарные причинно­следственные связи;   строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;   проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;   располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».  Коммуникативные Обучающийся научится:   включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы;   слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;   договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;   интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими,  вежливо общаться;   признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты:  «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;   понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при  выполнении заданий;   строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);   готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей.) по теме проекта. Предметные результаты  1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.  2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).  5. Развитие навыков установления и выявления причинно­следственных связей в окружающем мире.  Обучающийся научится:   проводить наблюдения в природе по заданиям учебника; различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);  объяснять на примерах  некоторые экологические связи;  выполнять изученные правила поведения в природе;  выполнять правила охраны здоровья в разное время года;  разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;   загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;  рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.  различать деревья, кустарники, травянистые растения; устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности  человека;  называть наиболее распространённые растения своей местности;   называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;   определять по схеме число планет Солнечной системы;   определять стороны горизонта;   пользоваться компасом;  различать культурные и дикорастущие растения; — различать лиственные и хвойные деревья;   перечислять группы животных и их существенные признаки;  различать домашних и диких животных;   приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;  называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках; осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на  наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в  проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со  Обучающийся получит возможность  научиться: • • будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • интересах школы, профессионального сообщества, страны; • взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. • в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; • выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно  выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. Структура курса Основные содержательные линии Программа включает разделы «Вселенная, время, календарь» (16 часов), «Осень» (18ч), «Зима» (16ч), «Весна и лето» (18ч). В  каждом разделе вначале рассматриваются сезонные  изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп  (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и  праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу,  практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. Работа с учебной и научно­художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических  схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь». I. Организация учебного труда ­ Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться  учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять  Общеучебные умения, навыки и способы деятельности последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам;  учиться, правильно оценивать своё отношение к учебной работе.  ­ Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.  II. Работа с книгой и другими источниками информации  ­ Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться  заданиями ивопросами, образцами, данными в учебниках.  ­ Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно­популярных текстов, соответствующих требованиям программы.  Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.  IV. Мыслительные умения  ­ Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Выделять основное в несложном практическом задании.  ­  Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений.  Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность.  ­  Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее  родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.  ­ Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание.  Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.  ­ Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 ­ 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по  краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.  ­ Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. ­ в различных учебных  ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.  ­ Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое  предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять  локальный перенос знании.    Основное содержание окружающего мира на ступени начального общего образования Человек и природа  Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.  Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.  Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.  Глобус как модель Земли. Географическая  карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.  Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).  Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).  Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.  Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).  Круговорот   веществ.   Взаимосвязи   в   природном   сообществе:   растения   —   пища   и   укрытие   для   животных,   животные   — распространители   плодов   и   семян   растений.   Влияние   человека   на   природные   сообщества.   Природные   сообщества   родного   края   (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).  Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение   человеком   законов   жизни   природы   посредством   практической   деятельности:   история   и   современность.   Народный   календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.  Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.  Общее   представление   о   строении   тела   человека.   Системы   органов   (опорно­двигательная,   пищеварительная,   дыхательная, кровеносная,   нервная,  органы   чувств),   их   роль   в  жизнедеятельности   организма.   Гигиена   систем   органов.  Измерение   температуры   тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.  Человек и общество Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии  людей.  Разделение  труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы  человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно­нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями   разных   национальностей,   социальных   групп:   проявление   уважения,   взаимопомощи,   умения   прислушиваться   к   чужому мнению. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества   и   культура.   Искусство   и   его   значение   в   жизни   человека.   Взаимоотношения   человека   с   другими   людьми.   Культура   общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.  Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.  Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре   народов   своего   края.   Нормы   жизни   в   семье:   добрые   взаимоотношения,   забота,   взаимопомощь.   Оказание   посильной   помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь   семьи,   рода   как   ценность.   Культура   общения   и   взаимная   ответственность   в   семье.   Уважение   к     мнению   друг   друга,   духовная солидарность. Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших   о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору). Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив —   единство   классных   коллективов   во   имя   чести   и   достоинства   школы;   совместная   учёба,   игры,   отдых   как   способы   культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы. Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.  Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.  Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом. Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.  Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними. Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними. Наша   Родина   —   Россия,   Российская   Федерация.   Ценностно­смысловое   содержание   понятий:   Родина,   Отечество,   Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.  Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.  Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Москва — столица  России.  Святыни Москвы — святыни  России.  Достопримечательности  Москвы:  Кремль,  Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.  Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.  Россия   —   многонациональная   страна.   Народы,   населяющие   Россию,   их   обычаи,   характерные   особенности   быта   (по   выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.  Родной край (Пермский край) — частица России. Родной город Пермь: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.  Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.  История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические   периоды:   Древняя   Русь,   Московское   государство,   Российская   империя,   СССР,   Российская   Федерация.   Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно­нравственных и культурных традиций  народов России  в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие   в     охране   памятников   истории   и   культуры   своего   края.   Личная   ответственность   каждого   человека   за   сохранность   историко­ культурного наследия своего края.  Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.  Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни.  Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.  Личная ответственность   каждого  человека  за  сохранение  и  укрепление  своего   физического  и  нравственного  здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.  Дорога   от   дома   до   школы,   правила   безопасного   поведения   на   дорогах,   в   лесу,   на   водоёме   в   разное   время   года.   Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.  Правила безопасного поведения в природе.  Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека Система оценивания результатов обучения младших школьников «5»  ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает  ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в  тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно,  последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.  «4»  ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 3­4 неточности в речевом  оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в  предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.  «3»  ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам  учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и  предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает  неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений. «2»  ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в  формулировке правил, определений, искажающие их смысл, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь  прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками. Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки: Ошибки:  ­ неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;   ­ нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;   ­ неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;  ­ неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;   ­ незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;  ­ неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты. Недочёты:   ­ преобладание при описании объекта несущественных признаков;  неточности в определении назначения прибора, его использование;   неточности при нахождении объектов на карте. Календарно — тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Коррекционно – развивающая направленность Раздел 1 Вселенная, время,  календарь    (16ч). Мы — союз народов России. Мы — жители Вселенной.  Наш космический корабль —Земля  Время.  Сутки и неделя.  •    различать государственную символику Российской Федерации;  описывать достопримечательности столицы и родного края; находить  на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой  регион и его главный город; •   различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные  экскурсии 1 Месяц и год.  Времена года.  Погода.  Календарь — хранитель времени,  страж памяти.  Праздники для всех.  Народный календарь.  Экологический календарь.  (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; •   используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от  вымыслов; •    оценивать характер взаимоотношений людей в различных  социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); •   использовать различные справочные издания (словари,  энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью  поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,  объяснений, для создания собственных устных или письменных  высказываний; •  соблюдать правила личной безопасности и безопасности  окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. Определять взаимосвязь Земли и Вселенной, распознавать  небесные тела, определять по схеме в учебнике число планет  Солнечной системы; изучать устройство компаса; определять  стороны горизонта (действуя по инструкции); по своим представлениям рисовать Землю, анализировать схему в  учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по  Солнцу. Изучать устройство часов, определять время по часам;  определять по фотографиям в учебнике временные  характеристики изображённых событий; моделировать время на  часах; сравнивать достоинства и недостатки различных видов  старинных часов;  Выстраивать правильную последовательность  месяцев года; объяснять смену дня и ночи; рисовать схему;  называть дни недели, их последовательность, находить в  календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких;  Изучать причины смены времён года; характеризовать времена различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и  1 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе  Раздел 2 Осень (18ч) Осенние месяцы.  Осень в неживой природе.  Народные праздники в пору осеннего  равноденствия.  Звёздное небо осенью.  Трава у нашего дома.  Старинная женская работа.  Деревья и кустарники осенью.  Чудесные цветники осенью. Грибы.  Шестиногие и восьминогие.  Птичьи секреты.  Как разные животные готовятся к  зиме.  Невидимые нити в осеннем лесу. Осенний труд.  Будь здоров!  Охрана природы осенью.  проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя  года моделировать смену лунных фаз в виде схемы­аппликации  Выстраивать правильную последовательность месяцев года;  объяснять смену дня и ночи; рисовать схему; называть дни  недели, их последовательность; • неживой природы; • явления живой и неживой природы, выделять их основные  существенные признаки; • внешних признаков или известных характерных свойств и проводить  простейшую классификацию изученных объектов природы; • простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;  следовать инструкциям и правилам техники безопасности при  проведении наблюдений и опытов; • извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,  объяснений, создания собственных устных или письменных  высказываний; • использовать различные справочные издания (словарь по  естествознанию, определитель растений и животных на основе  иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения  явлений или выявления свойств объектов; • природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для  объяснения необходимости бережного отношения к природе; • находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на  здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения  определять характер взаимоотношений человека с природой,  использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и  обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой правил безопасного поведения; использовать знания о строении и  функционировании организма человека для сохранения и укрепления  своего здоровья. различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и  1 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и  Находить признаки осенних явлений природы и указания на  особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних  месяцев. Распознавать наиболее распространенные травы: полынь,  крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, узнавать их  особенности и значение для человека.  Сравнивать грибы по  внешнему виду , с помощью схемы в учебнике узнавать и  рассказывать о строении гриба. Узнавать изученных насекомых,  птиц. Устанавливать связи мжду живой и неживой природой.  Осенний труд, здоровый образ жизни. • неживой природы; • явления живой и неживой природы, выделять их основные  существенные признаки; • внешних признаков или известных характерных свойств и проводить  простейшую классификацию изученных объектов природы; • простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;  следовать инструкциям и правилам техники безопасности при  проведении наблюдений и опытов; • извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,  объяснений, создания собственных устных или письменных  высказываний; • использовать различные справочные издания (словарь по  естествознанию, определитель растений и животных на основе  проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя  использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе  Раздел 3 Зима (16 ч) Зимние месяцы.  Зима — время науки и сказок. Зима в  неживой природе.  Звёздное небо зимой.  Зима в мире растений.  Зимние праздники.  Растения в домашней аптечке.  Зимняя жизнь птиц и зверей.  Невидимые нити в зимнем лесу.  В феврале зима с весной встречается  впервой.  Зимний труд.  Будь здоров!  Охрана природы зимой. обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой  иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения  явлений или выявления свойств объектов; • природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для  объяснения необходимости бережного отношения к природе; • находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на  здоровье и безопасность человека; • правил безопасного поведения; использовать знания о строении и  функционировании организма человека для сохранения и укрепления  своего здоровья. понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения  определять характер взаимоотношений человека с природой,  Различать признаки зимних явлений природы в старинных  названиях зимних месяцев; Понаблюдать за формой снежинок  (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей  воды); рисовать снежинки; Наблюдать за строением снежного  пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за зимующими  птицами, соотносить приметы с природными явлениями.   находить лекарственные растения по описанию и определять,  какие части их используют для лечения; изучить лекарственные  растения в домашней аптечке; Изучать зимний образ жизни зверей  и птиц. Находить взаимосвязи между растениями и животными в зимнем лесу; приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.  Зимний труд, здоровый образ жизни. • неживой природы; • явления живой и неживой природы, выделять их основные  существенные признаки; различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и  описывать на основе предложенного плана изученные объекты и  1 Раздел 4 Весна и лето (18 ч) Весенние месяцы.  Весна в неживой природе.  Весна — утро года.  Звёздное небо весной.  Весеннее пробуждение растений. Чудесные цветники весной.  Весна в мире насекомых.  Весна в мире птиц и зверей.  Невидимые нити в весеннем лесу.  Весенний труд.  Старинные весенние праздники. Будь  здоров!  Охрана природы весной.  Лето красное.  Летние праздники и труд.  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе  проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя  использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и  • внешних признаков или известных характерных свойств и проводить  простейшую классификацию изученных объектов природы; • простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;  следовать инструкциям и правилам техники безопасности при  проведении наблюдений и опытов; • извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,  объяснений, создания собственных устных или письменных  высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по  • естествознанию, определитель растений и животных на основе  иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения  явлений или выявления свойств объектов; • природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для  объяснения необходимости бережного отношения к природе; • находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на  здоровье и безопасность человека; • правил безопасного поведения; использовать знания о строении и  функционировании организма человека для сохранения и укрепления  своего здоровья. понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения  определять характер взаимоотношений человека с природой,  обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой  Находить признаки весенних явлений природы;   изучать и  обсуждать  особенности жизни людей весной в старинных  названиях весенних месяцев; Понимать причины потепления  весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжать работу по наблюдениям за  погодой.  Знакомиться с правилами здорового образа жизни в  весенний период; тренировать контролировать свое поведение по  отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные  игрой; узнавать раннецветущие растения.  Знакомиться со  взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу;  рассказывать о них, приводить примеры невидимых нитей в  весеннем лесу.  Весенний труд и здоровый образ жизни. Фрагменты уроков ПДД ( 8 часов) 1. Безопасный  путь  в   школу  и домой 2. Сигналы светофора  3. Мы пешеходы 4. Внимание   гололед (поведение   на   скользкой дороге) 5. Сигналы регулировщика 6. Мы пассажиры 7. Твой друг велосипед 8. Мы идем в поход (движение по загородной дороге) Итого                                        68 ч 4

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс

Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019