Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
2 кл
30.03.2018
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы курса «Окружающий мир» для учащихся 2 класса общеобразовательных школ автора А.А. Плешакова и УМК «Школа России». Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и особенностей детей с ЗПР. Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 раза в неделю.
2.docx
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия «Образовательный центр «Гармония» городского округа Отрадный Самарской области     Согласовано                                                            Рассмотрено на заседании                                       Заместитель директора по УВР                              кафедры                                                  ____________Н.В.Самарцева                                   Руководитель кафедры                                                                                                             начальных классов                                                                                                            __________Н.А.Апарина                                                                                                           (Протокол №         от                    )          Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2016­2017 учебный год (2 часа в неделю, за год 68 часов)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Составила учитель начальных классов Е.А.Колмыкова  Пояснительная записка       Рабочая   программа   учебного   курса   «Окружающий   мир»   для   2   класса   составлена   на   основе   Примерной   программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы курса «Окружающий мир» для учащихся 2 класса общеобразовательных школ автора А.А. Плешакова и УМК «Школа России».       Рабочая   программа   разработана   в   целях   конкретизации   содержания   образовательного   стандарта   с   учётом   межпредметных   и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и особенностей детей с ЗПР.        Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 раза в неделю.       Содержание программы направленно на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетенций, что соответствует   основной   образовательной   программе   начального   общего   образования.   Она   включает   все   темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по «Окружающему миру» и авторской программой учебного курса.    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: —   формирование   целостной   картины   мира   и   осознание   места   в   нём   человека   на   основе   единства   рационально­научного   познания   и эмоционально­ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.    Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Принципы реализации программы  Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно­ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с  ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.  Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора  содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей,  возможностей и условий воспитания.  Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к  анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;  Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность  учащегося в ходе обучения.  Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ  Технологии современного традиционного обучения.  Традиционное обучение предусматривает классно­урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:  — систематический характер обучения;  — логически правильное изучение учебного материала. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется  ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной  реализацией возможностей детей.  Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в  образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие  социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры)  широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в  структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность  реализует себя как субъект деятельности.  Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями,  умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.  Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные  способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в  оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания.  Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ОВЗ текущие проверки  овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.  Требования к уровню подготовки обучающихся  В процессе освоения содержания Окружающего мира, учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы  деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение  объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих  приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и  научно­популярными текстами и др.  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Ценностные ориентиры содержания курса • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч в год,  2 часа в неделю. Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: 1.         Планируемые результаты           более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка; представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);  представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;  овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;  понимание   и   принятие   норм   и   правил   школьной   жизни,   внутренняя   позиция   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к предмету «Окружающий мир»; познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни; представление   о   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе   понимания   их   последствий   и   через   практику   бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям; эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт­Петербурга, других городов России и разных стран;  этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;        способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*; установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми; бережное   отношение   к   материальным   и   духовным   ценностям   через   выявление   связей   между   отраслями   экономики,   построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;   фиксировать  в  конце  урока  удовлетворённость/неудовлетворённость  своей  работой  на  уроке (с  помощью средств,  предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;    оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. Познавательные Обучающийся научится: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;  находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы­аппликации, схемы­рисунки; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду); осуществлять синтез объектов при работе со схемами­аппликациями; устанавливать причинно­следственные связи между явлениями; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять   индивидуальные   творческие   способности   при   выполнении   рисунков,   рисунков­символов,   условных   знаков,   подготовке            сообщений, иллюстрировании рассказов;  моделировать   объекты,   явления   и   связи   в   окружающем   мире   (в   том   числе   связи   в   природе,   между   отраслями   экономики, производственные цепочки). включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;   формулировать ответы на вопросы; Коммуникативные Обучающийся научится:           слушать   партнёра   по  общению   и   деятельности,   не   перебивать,   не   обрывать   на  полуслове,   вникать   в   смысл   того,   о  чём   говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; составлять небольшие рассказы на заданную тему. Предметные результаты Обучающийся научится:       находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся; различать государственные символы России — флаг, герб, гимн; приводить примеры народов России; сравнивать город и село, городской и сельский дома; различать объекты природы и предметы рукотворного мира;                      оценивать отношение людей к окружающему миру; различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе, между природой и человеком; проводить наблюдения и ставить опыты; измерять температуру воздуха, воды, тела человека; определять объекты природы с помощью атласа­определителя; сравнивать объекты природы, делить их на группы; ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки; различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь; прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей; узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; различать виды транспорта; приводить примеры учреждений культуры и образования; определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий; различать внешнее и внутреннее строение тела человека; правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу; различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу; соблюдать основные правила противопожарной безопасности;            правильно вести себя при контактах с незнакомцами; оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников; приводить примеры семейных традиций; соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других  общественных местах; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; ориентироваться на местности разными способами; различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору; различать водоёмы, узнавать их по описанию; читать карту и план, правильно показывать на настенной карте; находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны; различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны. К концу 2 класса обучающийся     научится: – – – – неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии; строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); – – основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России. Обучающийся получит возможность научиться: – различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе; – – – – – – различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; определять основные стороны горизонта с помощью компаса; приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт­Петербурга. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ 2 класс Экскурсии: Что нас окружает? Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Отработка правил перехода улицы. Отработка основных правил этикета. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.                                          Критерии и нормы оценки знаний обучающегося   с задержкой психического развития. При проверке знаний, умений и навыков учитываются:                                                                                ­ понимание содержания статьи при пересказе и воспроизведении на слух; ­  логичность построения ответа;                                                                                                                        ­ знание терминологии (по изучаемой теме);                                                                                                  ­ практическое применение полученных знаний и умений.                                                                    «5» ­ обучающийся правильно употребляет в речи лексику по изучаемой теме;                                               ­ строит рассказ в соответствии с программными требованиями и материалом предмета;                                                                                          ­  правильно ставит вопрос, владеет навыками сжатого и полного пересказа;                                         ­  самостоятельно строит высказывания,  излагает материал логично и последовательно.                                                                                            «4» ­ обучающийся допускает 3­4 ошибки при употреблении лексики по изученной теме;                                                                                             ­  нуждается в помощи при построении сложных предложений;                                                                ­  требует помощи в логическом построении предложения, диалога;                                                       «3» ­ обучающийся недостаточно владеет лексикой по изученной теме;                                                           ­ употребляет при пересказе   простые предложения;                                                                                                    ­  нуждается в систематической помощи учителя при построении самостоятельных высказываний;                                                                         ­ дает краткие  односложные ответы на поставленные вопросы;                                                         ­ не может объединить отдельные высказывания в логической последовательности.                   «2» ­ обучающийся не овладел учебным материалом. 2. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН   Тема СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Где мы живем Где  мы   живем.   Наш  «адрес»  в   мире:   планета  –  Земля,  страна  –  Россия,  название Всего часов 4 ч № I нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая  нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено  руками людей. Наше отношение к окружающему.  Экскурсия: Что нас окружает? II Природа  Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для 20 ч всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие   бывают   растения:   деревья,   кустарники,   травы;   их   существенные   признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные   изменения   в   природе:   осенние   явления.   Экологические     связи     между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей,   вырубка   лесов,   вылов   красивых   насекомых,   неумеренная   охота   и   рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические   работы:  Знакомство   с   устройством   термометра,   измерение температуры   воздуха,   воды,   тела   человека.   Знакомство   с   горными   породами   и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с   представителями   дикорастущих   и   культурных   растений.   Приемы   ухода   за комнатными растениями. III Жизнь города и села  Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш   дом   (городской,   сельский).   Соблюдение   чистоты   и   порядка   на   лестничной 10 Ч площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что   такое   экономика.   Промышленность,   сельское   хозяйство,   строительство, транспорт,   торговля   –   составные   части   экономики,   их   взаимосвязь.   Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от   глиняного   карьера   до   керамических   изделий,   от   стрижки   овец   до   шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные   предприятия   своего   города   (изучается   по   усмотрению   учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя). Профессии   людей,   занятых   на   производстве.   Труд   писателя,   ученого,   артиста, учителя,   других   деятелей   культуры   и   образования   (по   усмотрению   учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии:  Зимние  изменения в  природе.  Знакомство  с  достопримечательностями родного города. IV Здоровье и  безопасность  Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня.   их Правила   личной   гигиены.   Наиболее   распространенные   заболевания, 9 Ч предупреждение   и   лечение;   поликлиника,   больница   и   другие   учреждения   здраво­ охранения;   специальности   врачей:   терапевт,   стоматолог,   отоларинголог   и   др. (изучается по усмотрению учителя). Правила   безопасного   поведения   на   улицах   и   дорогах.   Правила   и   безопасность дорожного   движения   (в   частности,   касающейся   пешеходов   и   пассажиров транспортных средств). Меры   безопасности   в   домашних   условиях   (при   обращении   с   бытовой   техникой, V Общение   VI Путешествия  острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила   безопасного   поведения   на  воде.   Правило   экологической   безопасности:   не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­ кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. 7 Ч Школьные   товарищи,   друзья,   совместные   учеба,   игры,   отдых.   Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей   и   поведение   в   гостях.   Как   вести   себя   за   столом.   Культура   поведения   в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: 18 Ч река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский   Кремль   и   другие   достопримечательности   столицы.     Знакомство   с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.      Экскурсии: Весенние изменения в природе.   Формы   земной   поверхности   родного   края.   Водоемы   родного   края. Практические   работы:  Определение   сторон   горизонта   по   компасу.   Основные приемы чтения карты.                                                                   ИТОГО 68 Ч. 3.УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ №               Автор 1. Е.С. Савинов          Название Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа Год издан. 2014 Издательство М.: Просвещение 2. 3. 4 Плешаков А.А. Плешаков А. А. Максимова Т.Н.  С.В. Савинова В.А.  Савинов образовательного учреждения  Начальная школа Окружающий мир Окружающий мир: Рабочие программы. 1­4 классы Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1­4  классы  к УМК Плешакова А.А. Окружающий мир 1­2 классы: поурочные планы по  программе «Школа России» (компакт­диск)  2014 2016 2016 2014 4  .Календарно – тематическое планирование М: Просвещение М.: Просвещение М: ВАКО Волгоград Издательство  «Учитель» № п/п Тема Планируемые результаты Личностные Метапредметн Предметные Виды деятельности Кол­ во Дата Задание на дом С 4­ 7 1 часть  учебник ые УУД учащихся часов план факт Где мы живем (4 часа) Обучающийся  Обучающийся  Знать: 1ч научится: ­ выбирать  научится:  ­ узнавать   ­название нашей  планеты Узнавание  адекватные  речевые средства государственную  символику РФ и  государственной  символики РФ и  в диалоге с  учителем,  своего региона; ­ определять  своего региона.  Умение определять  одноклассникам и; родственные связи  в семье; родственные связи  в семье.  ­ находить  информацию в ходе Находить  информацию в ходе беседы с  родителями, со  старшими  родственниками. беседы с  родителями, со  старшими  родственниками Учитель  Обучающийся  Объяснять  1ч С 8­13 1 Р/К «Где мы  живем» Родная Страна. Семья народов  России 2 Р/К Город и    Обучающийс я получит  возможност ь для  формировани я: ­ интереса к  познанию  окружающего  мира; ­ чувства  сопричастнос ти и гордости  за свою  Родину и  народ. Обучающийс характерные  особенности  городских и  сельских  поселений. научится: ­иметь представление   о жизни   города   и села,   любить   свой край,   свой   город (село) я получит  возможност привлекает  детей к  открытию новых  знаний. Они  вместе  обсуждают, для  чего нужно то  или иное знание,  как оно  пригодится в  жизни село. Наш дом. Проект: «Родной город (село)» Что нас  окружает? (экскурсия) 3 Природа и  рукотворный  мир. Наше  отношение к  миру ь для  формировани я: ­ интереса к  познанию  окружающего  мира; ­ чувства  сопричастнос ти и гордости  за свою  Родину и  народ. У   ы: ­ внутренняя  позиция  Учить умению  Формировать Обучающийся  1ч обучающегос я будут  слушать и  вступать в  представление   о том,   что   такое научится: Оценивать  сформирован диалог природа;   уметь собственное  отношение к  различать объекты   природы и   предметы окружающему  миру. 1 часть  учебник С 14­ 17 1 часть  учебник рукотворного мира. школьника на  уровне  положительно го отношения  к занятиям по  курсу  «Окружающи й мир», к  школе; 4 Проверим себя  и оценим свои  достижения  по разделу: «Где мы  живем» Проверить   знания Обучающийся  1ч С. 18­22. и умения; научится  формировать оценивать свои  адекватно достижения. оценивать   свои достижения. Природа (20 часов) Определять  цель  деятельности на  уроке с помощью учителя и  самостоятельно.  Характеризовать  влияние человека  на природу.  Оценивать личную  роль в охране  природы. Обучающийся  1 ч научится: ­ правилам  поведения,  способствующим  сохранению  природы.  С 24­ 27 1 часть  учебник 5(1) Положительн ое и  отрицательное влияние  деятельности  человека на  природу.  Правила  поведения в  природе. Неживая и живая природа (экскурсия) ПДД(1)  «Движение  транспорта и  правила  безопасного  поведения  на  улицах и  дорогах.  Детский  доржно­ транспортный  травматизм» Явления 6(2) Использовани ­ строить  Уметь измерять  и  ­ характеризовать  1 ч С 28­31 Природы Пр.работа   №1 е человеком  объектов  «Знакомство   с термометрм. неживой  природы.  понятные для  партнера  высказывания; Учиться  Дисскусия о  планировать  записывать температуру влияние человека  на природу; Обучающийся  научится: ­ соблюдать неживой  природе. учебную  деятельность на  уроке.  правила  безопасности при  работе с  инструментами и  приборами; ­ работать с  рисунком учебника; ­ измерять  температуру тела  человека; ­ измерять  температуру  7(3) Р/К «Погода в  СК»Что такое погода? Странички для  любознатель ных Определять  цель  деятельности на  уроке с помощью учителя и  самостоятельно.  Характерезовать  воздуха с помощью  термометра Обучающийся  1ч что такое  окружающий мир.  научится: ­ понимать связь  Как  человек  познаёт природу,  общество, самого  себя. человека с неживой  природой, каково  значение  предсказания  погоды для  С 32­35 1 часть  учебник 2 ч человека. Обучающийся  научится: ­ понимать связь  человека с неживой  природой связывать события  на Земле с  Обучающийся  1 ч научится: расположением и  движением Солнца  ­ характеризовать  Землю как планету,  и Земли; Солнце как звезду,  Луну как спутник  Земли. С.36­39 1 часть  учебник С.40­43 1 часть  учебник 8­9 (4­5) Р/К «Осень в  СК» В гости  к  осени (экскурсия) 10(6) Звёздное небо  Странички для  любознатель Обучающийс я получит  возможност ь для  ных.  формировани я: Определять  успешность  выполнения  своего задания в  диалоге с  учителем. Планеты  Солнечной  системы.  Строение  Солнечной  системы.  ­ интереса к  познанию  Созвездия.  Полярная звезда. окружающего  мира; Солнце— источник света и тепла(общее  представление о  влиянии на  земную жизнь). 11(7) Р/к Заглянем в  Обучающийс Использование на  ­ оценивать личную  1 ч С.44­47 роль в охране  природы. 1 часть  учебник практике основных правил познания  окружающего  мира Обсуждение  правил здорового  образа жизни. кладовые  Земли.   Пр.работа №2 «Знакомство   с горными породами   и минералами». я получит  возможност ь для  формировани я: чувства  сопричастнос ти и гордости  за свою  Родину и  народ; ­ самооценки  на основе  заданных  критериев  успешности  учебной  деятельности 12(8) Про воздух…  Поиск и  выделение  Описание значения  воздуха для живой  необходимой  информации  про природы.  Рассуждения о  Обучающийся  1 ч научится:  ­ различать  твердые, жидкие и  С.48­51 1 часть  учебник воздух. различном воздухе  в городе и в лесу газообразные  вещества; ­ определять  основные свойства  воздуха, его  значение для  растений,  животных,  человека. Поиск и  выделение  Описание значения  воды для живой  1 ч необходимой  информации  про природы воду. Учиться  совместно с  проводить несложные учителем  обнаруживать и  наблюдения   ставить   и опыты, ­ сравнивать  объекты природы  формулировать  учебную  проблему  совместно с  используя простейшее на основе внешних  признаков или  лабораторное оборудование известных  характерных    и С.52­55 1 часть  учебник Обучающийся  1 ч С.56­59 научится: 13(9) …И про воду Пр.работа№3: «Свойства  воды» 14 (10) Р/К «Растения  в СК» Какие  бывают  растения? Пр. работа№4 «Распознавание деревьев,  кустарников и  Объяснять с  позиции  общечеловече ских  нравственных  ценностей,  почему  конкретные трав» простые  поступки  можно  оценить как  хорошие или  плохие. учителем измерительные приборы; свойств; ­ определять  условия,  необходимые для  жизни растений  (свет, тепло,  воздух, вода); ­ приводить  примеры  представителей  разных групп  растений; 15 (11) Р/К «Животные представлени Продолжать  Обучающийся  1 ч 60­63 СК» Какие  бывают  животные? учиться  планировать  учебную  деятельность на  уроке.  я о красоте  природы  России и  родного края  на основе  знакомства с  окружающим  научится: ­ определять  условия,  необходимые для  жизни животных  (воздух, вода,  тепло, пища); 16 (12) 17 (13) Невидимые  нити ПДД(2) «История  появления   автомобиля и  правил  дорожного  движения» миром. представлени я о красоте  природы  России и  родного края  на основе  знакомства с  окружающим  миром. Высказывать  свою версию,  пытаться  предлагать  способ её  проверки (на  основе  продуктивных  заданий в  учебнике). Р/К Дикорасту­ Обучающийс Обучающийся  щие  и  культурные  растения Пр. работа№5 я получит  получит  возможност возможность  ь для  формировани научиться: ­ адекватно  «Знакомство с  дикорастущими я: ­ интереса к  использовать  средства устной  и культурными  растениями» познанию  окружающего  речи для  решения  мира; различных  Объяснить  взаимосвязь между  Обучающийся  1 ч 64­67 научится: организмами,  входящими в состав ­ определять  условия,  природного  сообщества необходимые для  жизни животных  1 ч 68­71 (воздух, вода,  тепло, пища); ­ различать  съедобные и  ядовитые грибы; Обучающийся  научится:различа ть дикорастущие  и культурные  растения Обучающийся  научится: ­ устанавливать  связи между живой  и неживой коммуникативны х задач; 18 (14) Р/К Дикие и  Представлени Обучающийся  Животные:  домашние  животные е о  взаимосвязи и получит  возможность  разнообразие.  Взаимосвязи  взаимозависи мости  научиться: ­ навыкам  растений и  животных (общее  природой,  взаимосвязи в  живой природе (на  основе изученного  материала);  дикорастущие и  культурные  растения; Обучающийся  научится: ­ животных разных  групп (насекомые,  рыбы, птицы,  1 ч 72­75 растений и  животных. взаимоконтроля; представлений).  Классы животных:  звери); ­ приводить  моллюски,  насекомые,  паукообразные. 19 (15) Комнатные  Обучающийс история  растения Пр. работа№6 я получит  возможност появления  культурных  Выявление  растений,  прибывших в  примеры  представителей  разных групп  животных Обучающийся  научится: ­ правилам ухода  1 ч 76­79 «Приемы ухода за  комнатными ь для  формировани растений в  России.  Россию из других  стран, и история их  (полива, рыхления)  за комнатными  растениями» я: ­ интереса к  познанию  окружающего  мира; ­  представлени я о красоте  природы  России и  родного края  на основе  знакомства с  окружающим  миром. Обучающийс Животные  Роль растений в  природе и жизни  появления. Уход за  комнатными  растениями.  использовать их для людей, бережное отношение  растениями в  классе. Умение  человека к  растениям. называть  комнатные  объяснения  необходимости  бережного  отношения к  растения в классе и  дома. природе; ­ различать Обучающийся  Представление о  Обучающийся  1 ч 80­83 живого уголка я получит  продолжает  возможност ь для  учиться: ­ выбирать  формировани адекватные  взаимосвязи и  взаимозависимости  научится: ­ определять  растений и  животных. условия,  необходимые для  20. 16) жизни животных  (воздух, вода,  тепло, пища);   я: ­ чувства  сопричастнос ти и гордости  за свою  родину речевые средства в диалоге с  учителем,  одноклассникам и; ­ строить  понятные для  партнера  высказывания; 21. (17) 22. (18) Про кошек и  Родину и  задавать  Описание внешнего  Обучающийся  1 ч С 84­87 собак народ; ­ ориентация в вопросы,  адекватные  строения  животных, их  поведении на  принятые  данной ситуации, позволяющие  сравнение.  Распределение  моральные  нормы; оценивать ее в  процессе  животных по  группам. общения. Р/К Красная  Обучающийс Комнатные  Красная книга  научится: ­ описывать на  основе  предложенного  плана изученные  объекты и явления  живой и неживой  природы. Обучающийся  книга. ПДД(3) я получит  возможност растения и уход  за ними.  России: знакомство  с отдельными  научится:  ­ правилам  1 ч С.88­91 «Что мешает  вовремя  увидеть  опасность на  улицах» ь для  формировани я: ­  представлени я о красоте  природы  России Растения в  Красной книге. растениями и  животными и  поведения,  способствующим  мерами их охраны. сохранению  природы.  ­ характеризовать  влияние человека  на природу; ­ оценивать личную  роль в охране  природы. 23. (19) Будь природе  другом! Отрицательно е влияние   Способность  регулировать    людей на растения   и собственную  деятельность,  Правила поведения  с домашними  животными. Работа  с текстом учебника. Обучающийся   1 ч С.92­97 получит  возможность  научиться: Проект  «Красная  книга, или  Возьмем под  защиту» животных (сбор букетов, направленную на познание  Обсуждение текста. Соотнесение  ­ использовать на  практике основные  обламывание ветвей, закономерностей мира и природы. животных с  подходящими  правила познания  окружающего мира; понятиями. ­ понимать  различия между  источниками  информации об  окружающем мире:  наблюдение, опыт,  книги, Интернет. вырубка лесов,   вылов красивых насекомых, неумеренная охота   и рыбная ловля, разорение птичьих   гнезд и муравейников и   т.   д.). Охрана растений   и 24 (20) Проверим себя  и оценим свои  достижения по  разделу:  «Природа» 25(1) Что такое  экономика? 1 ч С.98­102. Высказывать  свою версию,  пытаться  предлагать  способ её  проверки Проверка знаний и  умений;  Учащиеся  научатся  формирование  умения оценивать  свои достижения. оценивать свои  достижения. Жизнь города и села (10 часов) 2­я­линия  развития –  умение  определять  своё  отношение к  миру.  Высказывать  свою версию,  пытаться  предлагать  способ её  проверки (на  основе  продуктивных  заданий в  учебнике). Город   (село),   где 1.Знакомство   с 1 ч с103­107 живем: мы   основные особенности, доступные достопримечательн остями   родного села ­ понятия «город» и сведения истории.   из «село»;  ­ названия  Наш дом  (городской,  сельский).  Соблюдение  строительных  машин;  ­ примеры  различных видов  чистоты и порядка  на лестничной  транспорта; ­ составные части  площадке, в  подъезде, во дворе.  экономики;  ­ названия товаров; 26(2) Что из чего  сделано? Договаривать ся с людьми:  Учиться  совместно с  Домашний адрес. Приводить  примеры веществ,  Обучающийся  1 ч С.108­111 научится: выполняя  различные  учителем  обнаруживать и  описывать их. Характеризовать  ­ приводить  примеры веществ,  роли в группе, сотрудничать  в совместном  решении  проблемы  (задачи). формулировать  учебную  проблему  совместно с  учителем (для  этого в учебнике специально  предусмотрен  ряд уроков). свойства веществ.  Определение из  описывать их; ­ характеризовать  каких веществ  состоят предметы.  свойства веществ; ­ определять из  Наблюдение  простейших опытов каких веществ  состоят предметы. по изучению  свойств веществ 27(3) Как построить  дом? Договаривать ся с людьми:  Учиться  уважительно  Промышленные предприятия своего Профессии   людей, занятых на   1 ч с.112­ 1115 выполняя  различные  относиться к  позиции другого, села   (изучается   по усмотрению производстве.   Труд писателя,   ученого, роли в группе, сотрудничать  пытаться  договариваться. учителя). Строительство   в артиста,   учителя, других   деятелей в совместном  Средством  (селе). культуры   и решении  проблемы  (задачи). 28(4) Какой бывает  Правила формирования  этих действий  служит работа в  малых группах формулировать  образования   усмотрению (по учителя). Значение   труда   в Какой   бывает 1 ч С116­119 транспорт ПДД(4) пользования транспортом. собственное  мнение и  жизни   человека   и общества. транспорт: наземный,   водный, Средства позицию; связи: почта, Профессии   людей. Общественный воздушный, подземный; транспорт. Транспорт   города пассажирский, грузовой, или   села.   Правила пользования специальный. Пассажирский транспортом.  транспорт города. «Сигналы для  регулирования  движения» 29(5) Культура и  телеграф, телефон. Средства  массовой  информации: радио,  телевидение,  пресса,  Интернет Добывать  образование новые знания:  находить  необходимую  Важное значение  средств  массовой  информации в  ­ понятия «культура», Обучающийся  1 ч получит  возможность  научиться: с120­123 1 часть  учебник информацию  как в  нашей общей  жизни: радио,  «образование», «культурное учебнике, так  и в  телевидение,  пресса,  учреждение», «образовательное ­ использовать на  практике основные  правила познания  окружающего мира; ­ понимать  различия между  источниками  информации об  окружающем мире:  наблюдение, опыт,  книги, Интернет. ­ названия профессий. 1ч учреждение»; ­ названия профессий. Обучающийся  научится:  называть  профессии в сфере образования и  культуры. Названия  профессий.  Интернет. предложенны х учителем   словарях и  энциклопедия х 30(6) Все профессии  важны. Обучающийс я получит  Проект:  «Профессии» возможност ь научиться: ­  контролирова ть и оценивать свои действия при работе с  с124­129 1 часть  учебник Особенности труда  людей родного  края. Важность и  значимость каждой  Обучающийся  научится:  называть  профессии людей  профессии. родного края.  Приводить примеры профессий жителей наглядно­ образным  (рисунками,  картой),  словесно­ образным и  словесно­ логическим  материалом  при  сотрудничест ве с учителем, одноклассник ам Договаривать 31(7) Р/К: «Зима в   СК» В гости к  зиме. ся с людьми:  выполняя  (экскурсия) различные  роли в группе, сотрудничать  в совместном  решении  родного города  (села). Описывать Обучающийся  1 ч сезонные изменения в природе. научится: ­ признаки осени; Характериз­вать  признаки времен  года ­ названия осенних  месяцев; ­ основные свойства воздуха и воды;  устанавливать связи С 130­131 1 часть  учебник проблемы  задачи 32(8) В гости к зиме. Договаривать Описывать между сезонными  изменениями в  неживой и живой  природе Обучающийся  сезонные изменения в природе. научится: ­ признаки осени; Характериз­вать  признаки времен  года 1ч 1ч С .132­ 133 учебник С.134­139 учебник ­ названия осенних  месяцев; ­ основные свойства воздуха и воды;  устанавливать связи между сезонными  изменениями в  неживой и живой  природе Учащиеся  научатся  оценивать свои  достижения. ся с людьми:  выполняя  различные  роли в группе, сотрудничать  в совместном  решении  проблемы  задачи 33(9) Проверим себя  и оценим свои  Обучающийс я получит  достижения по  разделу: возможност ь научиться: «Жизнь города  и  ­  контролирова Высказывать  свою версию,  пытаться  предлагать  способ её  проверки Проверка знаний и  умений;  формирование  умения оценивать  свои достижения. села»(экскурси я) ть и оценивать свои действия при работе с  наглядно­ образным  (рисунками,  картой),  словесно­ образным и  словесно­ логическим  материалом  при  сотрудничест ве с учителем, одноклассник ами Отрицательно е влияние   Способность  регулировать    людей на растения   и собственную  деятельность,  34 (10) Презентация  проектов:  «Родной  город(село)»,  Формирование  умения  представлять  результаты  Обучающиеся  1ч расширят и углубят знания по  выбранной теме;  «Красная  животных направленную на проектной  научатся книга»,  «Профессии» (сбор букетов, обламывание познание  закономерностей деятельнрсти.  Адекватно  выступать с  подготовленным  мира и природы. оценивать свои  достижения. сообщением;  отвечать на  вопросы   адекватно  оценивать  свои   собственные  знания и навыки. ветвей, вырубка лесов,   вылов красивых насекомых, неумеренная   и охота рыбная ловля, разорение птичьих   гнезд и муравейников   д.). и   т. Охрана растений   и животных своего   края. Правила поведения   в 35(1) Строение тела  человека природе. Самостоятель но  определять и высказывать  самые  простые  общие для  всех людей  правила  поведения  (основы  общечеловече ских  нравственных  ценностей). Здоровье и безопасность (9 часов) Учиться   Обучающийся  формулировать  учебную  проблему  совместно с  научится: ­ основные  системы органов  человека, их роль в  учителем (для  этого в учебнике организме; ­ правила  Общее  представление о  1ч строении и  основных функциях организма человека. Здоровый образ  жизни. С 4­7 2 часть  учебник специально  предусмотрен  ряд уроков). сохранения и  укрепления  здоровья; ­ понятие  «здоровый образ  жизни». Уметь: ­ определять  органы человека; ­ рассказывать о  функции основных  систем органов 36(2) Если хочешь  быть здоров. строения  человека. Режим дня  Режим дня  Обучающийся  1ч С 8­11 школьника.  Правила личной  школьника.  Правила личной  гигиены, охрана  и укрепление  гигиены, охрана и  укрепление  здоровья,  безопасное  здоровья,  безопасное  научится: ­ правила  сохранения и  укрепления  здоровья; ­ понятие  поведение (на  дорогах, в лесу,  поведение (на  дорогах, в лесу, на  «здоровый образ  жизни»; на водоёме, при  пожаре).  водоёме, при  пожаре). Правила  Правила  организации  организации  домашней учебной  домашней  учебной работы. работы. 37(3) Берегись  автомобиля Участие   младших Моделировать ситуации Правила движения  на загородной  ­ режим дня,  режим питания,  профилактику  болезней. ­ выполнять  режим дня,  режим питания; ­ вести здоровый  образ жизни. Обучающийся  научится: 1ч С 12 ­13 ПДД(5) «Правила  школьников в  природоохран вызова экстренной безопасного  перехода улиц  итель ной   помощи телефону.  по дороге. Правила  поведения в  транспорте.  Дорожные знаки  и дорог» деятельности. Оценка своего Участвовать в  учебной игре о  ПДД. и чужого   поведения  в  правилах  пользования  природе. транспортом.  правила поведения на дороге, в  транспорте;  дорожные знаки  ПДД. . выполнять  правила  дорожного  движения 38(4) Школа  пешехода Пр. работа №7 «Отработка  правил  перехода  улицы» 39(5) Домашние  опасности Правила движения  на загородной  дороге. Правила  поведения в  транспорте.  Дорожные знаки  ПДД. Объяснять основные правила Меры безопасности в домашних  условиях. Обучающийся  1ч С.14­17 научится:  правила поведения на дороге, в  транспорте;  дорожные знаки  ПДД. . выполнять  правила  дорожного  движения Обучающийся  научится:  правила обращения 1ч С 18­21 обращения газом,   с электричеством, водой. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной с электро­  и  газооборудованием, колющими и   режущими  предметами,  лекарствами. выполнять правила  безопасного  поведения дома. 40(6) Пожар! Договаривать ся с людьми:  выполняя    по помощи телефону.  Противопожарна Противопо­жарная  Обучающийся  1ч С 22­25 я безопасность.  Правила  безопасность.  Правила поведения  научится: ­ правила  различные  роли в группе, поведения в  специальной  сотрудничать  в совместном  среде: подъезде,  лифте, квартире. в специальной  среде: подъезде,  лифте, квартире. решении  безопасности,  которые надо  соблюдать дома; ­ правила  противо­пожарной проблемы  (задачи). безопасности; 41(7) Р/К «Водоемы  Правила поведения  Обучающийся  1ч с 26­29 и леса СК»  На воде и в  лесу. у водоёмов. 42(8) Опасные  Участие   Приводить Ориентация в  незнакомцы. ПДД(6) младших школьников в  примеры культуры опасных ситуациях  при контакте с  научится: ­ правила экологи­ ческой  безопасности, ­ как вести себя на  природе; ­ правила  поведения у  водоёмов. Уметь выполнять  правила поведения у водоема. Обучающийся  научится:  правила поведения  в социальной среде, как вести себя с  1ч С .30­35    «Новое об  улицах ,  дорогах и  дорожных  приро­ доохранитель   во общения взаимоотношени людьми. Правила  поведения в  ной деятельности. ях людей.  Моделировать социальной среде,  как вести себя с  неизвестными  людьми. знаках» Оценка своего и чужого   ситуации общения незнакомыми  людьми.   с Уметь выполнять  правила  безопасного  поведения при  встрече с  незнакомыми  людьми Учащиеся  научатся  оценивать свои  достижения. 1ч С.36­40 поведения  в  природе. людьми   разного возраста, национальности.  Высказывать  свою версию,  пытаться  предлагать  способ её  проверки Проверка знаний и  умений;  формирование  умения оценивать  свои достижения. 43(9) Проверим себя  и оценим  свои  Обучающийс я получит  достижения  по разделу: возможност ь научиться: «Здорвье  и  безопасность» ­  контролирова ть и оценивать свои действия при работе с  наглядно­ образным  (рисунками,  картой),  словесно­ образным и словесно­ логическим  материалом  при  сотрудничест ве с учителем, одноклассник ам 44(1) Наша дружная  семья 45(2) Проект  «Родословная» Общение (7 часов) Ввести понятие  Обучающийся  1ч С 42­ 45 «культура  общения» (в семье). научится:  понятия «культура  Труд и отдых  в  семье.  Внимательные и  заботливые  отношения между  членами семьи. Ввести понятие  «родословная  семьи» общения», «семья». Уметь выполнять  элементарные  нормы общения в  семье, школе. Обучающийся  1ч С.46­47 научится: Составлять  родословное дерево и Оценивать реальные игровые ситуации общения. Правила поведения  и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья.  Совместные игры,  учёба, отдых.  семьи; собирать  информацию;  работать в группе. Обучающийся  1ч научится:  понятия «культура  общения», «семья». Уметь выполнять  элементарные  Инсценировка  школьных ситуаций нормы общения в  семье, школе. С 48­ 51 46(3) В школе 47(4) Правила  вежливости Участие   младших школьников в  школьной деятельности. Оценка своего и чужого   поведения  в  школе Участие   младших Взаимоотношени я мальчиков и  Приводить примеры  культуры Пр. работа №8: «Отработка  школьников в  школьной девочек.  Вежливые слова.  общения во взаимоотношениях   основных  правил  этикета» деятельности. Оценка своего Культура  телефонного  людей.  разговора. и чужого   поведения  в  школе Обучающийся  1ч С 52­ 55 научится: ­ понятие  «культура  общения»; ­ правила  вежливости. Уметь: ­ выполнять эле­ ментарные нормы 48(5) Ты и твои  друзья Пр.  работа №9: «Отработка  основных  правил  этикета» Правила поведения  в гостях и приём гостей. Как вести себя за  столом 1ч С 56­59 общения в семье, в  школе; ­ выполнять  основные правила  поведения и  элементарные  нормы общения в  общественных  местах. Обучающийся  научится:  понятие «культура  общения» Уметь: ­ выполнять  элементарные  нормы  общения в  семье, в школе выполнять  основные правила  поведения и  элементарные 49(6) Мы – зрители   и пассажиры. ПДД(7): Правила  Моделировать ситуации Самостоятельно  формулировать  Правила поведения  в гостях общения   людьми   с в цели урока после предварительног и приём гостей. Как вести себя за  перехода  перекрестка» транспорте, театре.  о обсуждения. столом 50(7) Проверим себя  Обучающийс Высказывать  свою версию,  Проверка знаний и  умений;  формирование  и оценим  свои  достижения  по я получит  возможност пытаться  нормы общения в  общественных  местах Обучающийся  научится:  понятие «культура  общения» Уметь: ­ выполнять  элемен­тарные  нормы  общения в  семье, в школе; ­ выполнять  основные правила  поведения и  элементарные  нормы общения в  общественных  местах. Учащиеся  научатся  оценивать свои  1ч С 60­ 63 1ч С.64­68 предлагать  способ её  проверки умения оценивать  свои достижения. достижения. разделу  «Общение» ь научиться: ­  контролирова ть и оценивать свои действия при работе с  наглядно­ образным  (рисунками,  картой),  словесно­ образным и  словесно­ логическим  материалом  при  сотрудничест ве с учителем, одноклассник ам 51(1) Посмотри  Оценивать  Обучающийся  1ч С 70­73 Здоровье и безопасность (16 часов) научится: : ­ понятие  «горизонт»; ­ условные  обозначения сторон горизонта. Уметь: ­ ориентироваться  на местности 1ч С 74­75 Продолжать  Ориентироваться на   местности   (в группе) с помощью жизненные  ситуации  (поступки  людей) с  точки зрения  общеприняты х норм и  ценностей: вокруг 52(2) Ориентирован ие на  местности Пр.  работа№10: «Определение сторон  горизонта по  компасу» учиться  планировать  учебную  деятельность на  уроке.  компаса и карты, по местным признакам с помощью  компаса;   во экскурсии. время Определение  сторон горизонта  по компасу ­ показывать на  карте, глобусе  материки, океаны,  горы, равнины,  моря, реки; ­ различать по карте и показывать  раз­ личные формы 53(3) Ориентирован 1ч С 76­77 земной  поверхности. 54(4) ие по  солнцу….. Формы  земной  поверхности Экскурсия:  Р/К «Формы  земной  поверхности  родного края» Работая по  Самостоятельно  Обучающийся  Работать  с 1ч С.78­81 формулировать  цели урока после предварительног о обсуждения. плану,  использовать  необходимые  средства  (учебник,  простейшие  приборы и  инструменты). научится: ­ формы земной  поверхности; ­ условные  обозначения сторон горизонта. Уметь: ­ ориентироваться  на местности с помощью  компаса; ­ показывать на  карте, глобусе  материки, океаны,  горы, равнины,  готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на  глобусе   и  карте материки и океаны; находить определять   и географические объекты   на физической   карте' России   с   помощью условных знаков.  Различать  разные формы   поверхности   земной (на 55(5) Р/К Водные  богатства моря, реки; примере   местности). своей ­ различать по карте и показывать Находить  на физической   карте различные формы  земной поверхности России   равнины   и горы   и   определять их названия.  Обучающийся  Сравнивать      и 1ч С 82­85 научится: понятие «водоем»; различать      разные формы водоемов. правила поведения  у водоемов.   Находить    на физической     карте   Уметь: ориентироваться  на местности с  помощью компаса; ­показывать на  карте, глобусе  материки, океаны,  горы, равнины,  моря, реки;   России водоемы определять названия. разные и     их Характеризовать  (в ходе   экскурсий   и наблюдений) формы   земной поверхности   и различать по карте  и показывать  водоемов местности.   своей различные водоемы 56(6) Р/К «Весна в  СК» В гости к весне (экскурсия) ПДД(8): «Мы  Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей) с  Учиться  Особенности  планировать  учебную  деятельность на  времен года (на  основе  наблюдений). уроке Извлекать (по  заданию учителя)  необходимую  информацию из  учебника и  дополнительных  источников знаний  (словарей,  энциклопедий,  справочников) о  природных зонах и  обсуждать  полученные  сведения. Обучающийся  научится: Замечать признаки  весны. Уметь  устанавливать связи 1ч С 86­87 пассажиры» точки зрения  57(7) В гости к  весне общепринят ых норм и  ценностей: Договаривать ся с людьми:  выполняя  различные  роли в группе, сотрудничать  в совместном  решении  проблемы  задачи .  Учиться планировать Учиться :  рассказывать о  учебную деятельность   на весенних явлениях  в неживой и живой  уроке природе» между  сезонными  изменениями в  неживой  и живой  природе. Обучающийся  научится: Замечать весенние  изменения в  природе и  рассказывать о них; находить в тексте  нужную  информацию. 1ч С.88­89 58(8) Россия на  Добывать  Изображение  Обучающийся  Работать  с 1ч С 90­ 95 карте новые знания:  находить  необходимую  информацию  как в  учебнике, так  нашей страны на  карте. научится: Различать название  готовыми моделями (глобусом, Работа с  готовыми  родной страны; условные  физической картой): показывать моделями  (глобус, карта).  обозначения сторон горизонта;  на  глобусе   и  карте материки и океаны; и в  предложенны Россия ­ наша  Родина. Уметь: показывать на  х учителем   словарях и  Города России  (2­3): названия,  карте, глобусе   материки, океаны,  энциклопедия х достопри­ мечательности,  горы, равнины,  моря, реки. расположение на карте 59(9) Проект»  Города  России»  ПДД(9): «Я пешеход и  пассажир»  (экскурсия) Добывать  новые знания:  Изображение  нашей страны на  Обучающийся  научится: находить  необходимую  информацию  как в  учебнике, так  и в  предложенны карте. Работа с  готовыми  моделями  Различать название  родной страны; условные  обозначения сторон (глобус, карта).  Россия ­ наша  Родина. горизонта;  Уметь: показывать на  находить определять   и географические объекты   на физической   карте' России   с   помощью условных знаков.  Находить   на    физической   карте  России разные  водоемы и  определять их  названия. Обучающийся 1ч С.96­97   узнает   информацию     новую о городах   России; испытает   чувство гордости   за   свою   собирать страну, информацию; работать в группе. 60 (10) х учителем   словарях и  Города России  (2­3): названия,  карте, глобусе   материки, океаны,  энциклопедия х достопри­ мечательности,  горы, равнины,  моря, реки. Путешествие   Добывать  расположение на карте Москва ­  Обучающийся  Работать  с 1ч С 98­ 101 по Москве новые знания:  находить  необходимую  информацию  как в  учебнике, так  и в  предложенны х учителем   словарях и  энциклопедия х столица России. Работа с  научится: Различать ­ иллюстрациями, видеокадрами готовыми  моделями  (глобус, карта) столицу России; ­ правила работы с достопримечательн остей Москвы. картой. Уметь: ­ показывать на  карте, глобусе  материки, океаны,  горы, равнины,  моря, реки; Готовить небольшие о сообщения достопримечательн   остях   одного   из городов   России   на основе дополнительной ­ различать по  карте и показывать  информации.  Работать с  различные формы  иллюстрациями, видеокадрами герба столицы,  достопримечательн остей городов  России. земной  поверхности; ­ показывать на  карте город  Москву ­ столицу  России, границы  России, 1­2 города, столицу России, родной Обучающийся  научится: Различать  достопримечательн ости Москвы. Уметь: — показывать на  карте город  Москву ­ столицу  России; ­ называть 2­3  достопримечательн 61 (11) Московский  Добывать  кремль новые знания:  Определять  успешность  находить  необходимую  выполнения  своего задания в  информацию  как в  диалоге с  учителем. учебнике, так  и в  предложенны х учителем   словарях и  энциклопедия 1ч С 102­  107 Определять  успешность  выполнения  своего задания в  диалоге с  из учителем. на 62 (12) х Город на Неве Готовить небольшие сообщения   о достопримеча тельностях одного   городов России   основе дополнительн ой информации.  С 108­113 ости. Обучающийся  научится: Работать  иллюстрациями, с 1ч Различать  достопримечательн видеокадрами достопримечательн ости города на  Неве. Уметь: ­ показать на карте    остей Петербурга.. Санкт­ Работа с готовыми  моделями (глобус,  город на Неве; ­ называть 2­3  карта). Города России (2­3):  достопримечатель­ ности. название,  достопримечательн 63 (13) Путешествие   по планете Добывать  новые знания:  находить  необходимую  информацию  Определять  успешность  выполнения  своего задания в  диалоге с  как в  учителем. Обучающийся  научится:   — ориентироваться на местности с помощью компаса; о­сти,  расположение на  карте Работать  иллюстрациями, с 1ч С 114­117 видеокадрами достопримечательн остей   стран   и 64 (14) Путешествие   по материкам Определять  успешность  выполнения  своего задания в  диалоге с  учителем. учебнике, так  и в  предложенны х учителем   словарях и  энциклопедия х Добывать  новые знания:  находить  необходимую  информацию  как в  учебнике, так  и в  предложенны х учителем   словарях и  энциклопедия х представление ­ показывать на  карте, глобусе  городов   государств. разных мате­ рики, океаны, горы, Готовить небольшие равнины, моря,  страны мира. сообщения о достопримечательн   остях   одного   из городов   Европы   на 1ч с 118­123 основе дополнительной информации.  Работать с  иллюстрациями,  видеокадрами герба столицы,  достопримечательн остей разных стран. Обучающийся   узнает   новую          1ч С 124­129 Страны мира.  Земля – планета. Обучающийся  65 (15) Проект  о своей  Условия жизни  научится: «Страны  мира» гражданской  идентичности  на Земле: свет,  тепло, воздух,   —  ориентироваться на информацию о  городах России;  в форме  осознания  «Я» как  гражданина  России. вода. Карта  звёздного неба. местности с помощью компаса; испытает чувство  гордости за свою  страну, собирать  информацию;  работать в группе. ­ показывать на  карте, глобусе  мате­ рики, океаны, горы, равнины, моря,  страны мира. Впереди  лето Обучающийс Обучающийся  Познакомить с  .  Красота  животных. ПДД(10): «Итоговое  я получит  получит  летними  возможност возможность  явлениями в  ь для  формировани научиться: ­ адекватно  природе ; учить  распознавать  тестирование » я: ­ интереса к  использовать  средства устной  растения и  насекомых. Обучающийся   узнает  о жизни  насекомых и  растений летом;  научится работать с атлосом – определителем.   66 (16) познанию  окружающего  речи для  решения  мира; ­ чувства  различных  коммуникативны 1ч С 130­133 сопричастнос ти и гордости  х задач; . Высказывать  свою версию,  пытаться  предлагать  способ её  проверки Проверка знаний и  умений;  формирование  умения оценивать  свои достижения. 1ч Обучающийся   научится оценивать свои достижения. С.134­139 67 (17) Проверим  себя  и  оценим  свои  достижения  по разделу:  «Путешест­ вия» за свою  Родину и  народ. Обучающийс я получит  возможност ь научиться: ­  контролирова ть и оценивать свои действия при работе с  наглядно­ образным  (рисунками,  картой),  словесно­ образным и  словесно­ логическим 68 (18) Презентация  проектов   «Родословная »; «Города  России»;  «Страны  мира» материалом  при  сотрудничест ве с учителем, одноклассник ам Добывать  новые знания:  Определять  успешность  находить  необходимую  выполнения  своего задания в  информацию  как в  диалоге с  учителем. учебнике, так  и в  предложенны х учителем   словарях и  энциклопедия х Формирование  Обучающиеся  1ч умения  представлять  результаты  проектной  деятельнрсти.  Адекватно  оценивать свои  достижения. расширят и углубят знания по  выбранной теме;  научатся  выступать с  подготовленным  сообщением;  отвечать на  вопросы   адекватно  оценивать  свои   собственные  знания и навыки. Итого  68 ч

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по окружающему мире 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018