АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
06.03.2017
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Устная речь» для учащегося 1б класса с умственной отсталостью составлена на основе программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой - раздел «Русский (родной) язык» авторы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, С. И. Шишкова. М. Просвещение, 2013.
Программа по речевой практике 1 класс.docx
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Речевая практика»
(индивидуальное обучение на дому)
Составитель: Наумова Марина Николаевна,
учитель начальных классов (обучение детей с ОВЗ)
первой квалификационной категории 2016 – 2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Устная речь» для учащегося
1б класса с умственной отсталостью составлена на основе программы «Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный
класс, 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой раздел «Русский (родной) язык»
авторы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, С. И. Шишкова. М. Просвещение, 2013.
Нормативноправовые документы:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов
для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
Подготовительный, 1—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 6е издание. М.:
Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.328615"Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
осуществляющих
организации обучения и воспитания в организациях,
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№1599 –
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Федеральный образовательный стандарт для умственно отсталых детей;
Примерная основная образовательная программа для умственно отсталых детей;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Гимназии г. Лабытнанги (14 классы) на 20162020 г. г.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» (04е классы) обусловлено
несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает
развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы
коммуникации.
Цели:
Повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с нарушением
интеллекта к школьному обучению;
Коррекция нарушений психофизического развития детей;
Социализация личности обучающихся;
Подготовка к усвоению первоначальных навыков общения.
Большое значение для учащихся в овладении речью имеет создание речевой среды, где
решающая роль принадлежит речевому поведению учителя. Речь педагога должна быть
естественной, доступной пониманию школьника с интеллектуальной недостаточностью и, что
чрезвычайно значимо, построена по принципу синтаксической синонимии (предложения
синонимы).
Задачи раздела «Устная речь»:
Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
Формировать выразительную сторону речи
2 Учить строить устные связные высказывания;
Воспитывать культуру речевого общения.
Раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов:
1. Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности
воспринимать и понимать обращенную к ним речь.
2. Дикция и выразительность речи. Ориентирует учителя на отработку у школьников
четкости произношения, эмоциональной выразительности речи.
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание
раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных
со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.
4. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной
работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения
благодарности, просьбы, приветствия.
I.
II.
III.
IV.
Программа представлена следующими структурными элементами:
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика».
Содержание учебного предмета «Речевая практика» в 1 классе.
Тематическое планирование по учебному предмету «Речевая практика».
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование следующих
учебников, учебных и методических пособий:
1. С.В. Комарова «Устная речь» 1 класс (учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида», Москва, «Просвещение», 2016 г.
2. С.В. Комарова «Устная речь» 1 класс (учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида», Москва, «Просвещение», 2016 г.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану обучения на дому учащегося 1б класса
Гимназии г. Лабытнанги в 20162017 учебном году на изучение предмета «Речевая практика»
отводится 33 часа (из расчета 1 ч в неделю, всего 33 недели).
II. Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
o овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
o владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
культуры человека;
o способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
o развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
3
взаимодействия;
o способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
o формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
o осознание языка как основного средства человеческого общения;
o понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
Обучающийся должен уметь:
o Выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
o Называть предметы и соотносить их с картинками;
o Употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
o Правильно здороваться при встречи и прощаться при расставании;
o Сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена ближайших
родственников.
Достаточный уровень:
Обучающийся должен уметь:
o Выполнять задания по словесной инструкции;
o Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
o Внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;
o Соблюдать правила речевого этикета при встречи и прощании;
o Сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена ближайших
родственников.
III. Содержание учебного предмета «Речевая практика»
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио
носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса,
тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в
общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика
половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
4 Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите,
пожалуйста…»).
Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте»,
«до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока».
Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий
школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи (те) еще»,
«Заходи (те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником
…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я
хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты
…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно
…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность.
Формулы «спасибо»,
«пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная
реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я
очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя
(Вас) поздравляю»).
«большое спасибо»,
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
5 Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не
хотел» и др.).
Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником.
поддержки, утешения.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение.
Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
Одобрение, комплимент.
Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в
творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в
экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) .
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных
и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках
лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках
могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во
дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета
игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по
теме ситуации.
IV. Тематическое планирование
№
Тема урока
I Школьная жизнь
«Где мы учимся».
1
Кто нас лечит и кормит
2
3
4
II
5
Правила для школьника
«Отгадай, что в моём
ранце».
«Ура! Перемена!»
Это школьный двор
Игры и игрушки
«Игрушки», «Магазин
Кол
во
часов
4
1
1
1
1
3
1
Дата
Основные виды деятельности
Выполнение простых устных
инструкций учителя, выбор картинки,
соответствующей слову, предложению
Выполнение простых устных
инструкций учителя
Ответы на вопросы,
словесный отчет о выполненных
действиях
Посещение школьных помещений
Практическое использование силы
6 игрушек»
«Уложим куклу спать»
«Мы уже не малыши».
«Моя любимая игра»
6
7
III Играем в сказку
8
9
10
11
«Ай да репка!» (по
сказке «Репка»).
Мы покажем сказку
«Репка»
Знакомство с Колобком
(по сказке)
Мы играем в
«Колобок»
«Кто в теремочке
живёт?» (по сказке
«Теремок»).
Мы играем в «Теремок»
Знакомство со
стихотворением С.
Михалков « Мой
щенок»
Я дома
IV
12 Моя семья. Расскажи о
себе
13
V
14
15
«Сказка о глупом
мышонке»
С. Маршака.
Разучивание
колыбельных песенок
Я и мои товарищи
Играем вместе. Не
будем ссориться
Если друг попал в беду.
Дежурим с другом
(подругой).
VI Мы встречаем Новый
Год
Готовимся к празднику.
Новогодние
поздравления
Разучивание
16
17
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого
дыхания
Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого
дыхания
Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого
дыхания
Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого
дыхания
Обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам
Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье.
Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье.
Приглашение домой. Правила
поведения в гостях, поздравление
«Поздравляю с …»
Практическое использование силы
7 стихотворений
VII Мойдодыр
18
Сказка «Мойдодыр».
Я умываюсь
19
Я правильно одеваюсь.
Режим дня школьника
VIII У нас праздник
20
Приглашаем гостей.
Накрываем
праздничный стол.
«Мы в гостях».
Чистоговорки
Стихотворения для
папы.
Поздравляем папу и
дедушку
21
22
24
25
26
IХ Мамины помощники
23
Я помогаю маме.
Стихотворение А.
Барто «Помощница».
Поздравления для мамы
Стихотворение «Научу
обуваться и братца» Е.
Благининой. Я
ухаживаю за обувью
Я помогаю маме
прибирать на кухне
Х Мир природы
27
К нам весна шагает.
Стихотворение
«Подснежник» Е.
Серовой
28
29
Слушание детской
песни «Ангина».
Чистоговорка «В шапке
да шубке хорошо
Мишутке»
По погоде одевайся.
Экскурсия на школьный
двор. Весенняя
прогулка.
ХI Наши любимые
2
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
3
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
практические упражнения игра «Я
умываюсь»
Практические упражнения игра «Я
одеваюсь», практические упражнения
игра «Режим дня»
Составление приглашения,
инсценирование игра «У нас гости»
Инсценирование игра «У нас гости»
Разучивание стихотворения.
Поздравление, пожелание
Игра «Мамин помощник»,
разучивание стихотворения
Разучивание: поздравление, пожелание
Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Употребление «вежливых» слов при
обращении к другим людям
Слушание рассказа, соотношение
картинки с содержанием.
Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Ответы на вопросы по содержанию,
опираясь на наглядные средства.
Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Наблюдение за сезонными изменениями
8 30
31
животные
«А у нас в квартире
кот. А у вас?»
Стихотворение А.
Прокофьева «Тузик».
32
Учу говорить попугая
ХII Итоговый урок
33
Итоговый урок.
«Здравствуй, лето!»
Летняя одежда
1
1
1
1
Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях
Наблюдение за сезонными изменениями
9
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.