МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУССКО-АКТАШСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Утверждено:
протоколом педагогического совета
от «____»________2020 г.№ ____
Директор школы-интерната
______________________О.М Атаманова
Введено приказом №_____________
от «_»______2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка дополнительного образования
«Адаптивные настольные игры»
ГБОУ «Русско-Акташская школа-интернат для детей с ОВЗ»
на 2021-2022 учебный год
1 час в неделю
Всего: 34 часа
Руководитель: Попова З.С.
Направление: спортивное
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 12-15 лет
Согласовано
Заместитель директора по ВР_______________Н.В Некрасова
Рассмотрено
на заседании ШМО, протокол №____от_____2020 г.
Руководитель ШМО_______________________Т.А Акимова
Русский Акташ
2021 г.
Актуальность. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в образовательном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
В онтогенезе человека каждому возрастному этапу его развития соответствует определенный тип ведущей деятельности, которая в этот временной интервал оказывает самое решающее влияние на становление и изменения в психических и физиологических процессах организма. В младшем школьном возрасте такой деятельностью является игра. В педагогике игровой метод относят к числу наиболее значимых и эффективных. Во многочисленных публикациях подчеркивается роль игры в повседневной жизни и образовании детей как формы деятельности, создающей условия активного воздействия не только на физическое развитие и физическую подготовленность ребенка, но в равной степени на его сознание, интеллект, чувства, поведение и психику в целом.
Программа «Адаптивные настольные спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики адаптивных настольных спортивных игр, развитию физических способностей. Адаптивные настольные спортивные игры большое влияние оказывают на нервно-психическое развитие детей с ОВЗ, вызывают положительные эмоции. Совместные действия в играх сближают игроков, доставляют радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы для успешной игры. В процессе игры формируются у детей с ОВЗ такие важные качества: координация, внимание, реакция, глазомер, мышление и др. Детям с ОВЗ регулярные тренировки и соревнования по адаптивным настольным спортивным играм дают возможность достичь социальной интеграции, максимально приблизиться к полноценному общественному бытию, оказывает на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации. Для ребенка инвалида важнейшей задачей является расширение сферы его самостоятельности, виде преодоления им обособленности за счет снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации, умения осваивать и применять новые знания и навыки, чему и способствуют настольные спортивные игры.
Актуальность программы- в повышении интереса учащихся к занятиям физической культуры и спорту и ведения здорового образа жизни.
Целесообразность программы - в овладении физической, технической и тактической подготовками адаптивных настольных спортивных игр занимающимися для успешного участия в школьных, районных, республиканских и всероссийских соревнованиях и использование этих игр во внеурочное время.
Овладение навыками настольных спортивных игр обеспечит развитие у детей способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью движения шара (дифференцирование пространственно-временных отношений); развитие специальных физических способностей, образом, силы и быстроты сокращения мышц. Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности, быстроту сложных реакций, зрительную ориентировку, наблюдательность, мышление. Кроме того, настольные спортивные игры обеспечат разностороннее развитие личности ребенка. У детей младшего школьного возраста будут формироваться выдержка, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, положительное отношения к сверстникам и адекватное социальное поведение.
Содержание учебного предмета
«Джакколо».
У игрока есть три попытки для того, чтобы забить 30 шайб в специальные лузы. Если с первой попытки забиты не все шайбы, то отскочившие шайбы перебрасываются (порядок может изменяться в различных вариантах игры). В конце каждой попытки шайбы в лузах складываются в стопку так, чтобы они не мешали залетать в лузу другим шайбам. Игра заканчивается после того, как каждый игрок совершит все свои попытки забить шайбы. По результатам игры подсчитываются очки по международным правилам игры Jakkolo.
Цель игры.
Забить 30 деревянных шайб в небольшие пронумерованные отверстия (лузы или дома) и набрать наибольшее количество очков.
Ход игры.
У игрока есть три попытки для того, чтобы забить 30 шайб в специальные лузы. Если с первой попытки забиты не все шайбы, то отскочившие шайбы перебрасываются (порядок может изменяться в различных вариантах игры). В конце каждой попытки шайбы в лузах складываются в стопку так, чтобы они не мешали залетать в лузу другим шайбам.
Завершение игры
Игра заканчивается после того, как каждый игрок совершит все свои попытки забить шайбы.
Правила
Каждая луза (дом) обладает ценностью (слева направо): первая — 2 очка, вторая — 3 очка, третья — 4 очка, четвёртая — 1 очко. Если в ходе попытки игрок смог забить в каждую из луз по шайбе, то победные очки за каждый такой комплект удваиваются. Пример подсчета очков при условии, что в каждой лузе есть по 1 шайбе: (2+3+4+1) *2=20 очков. Соответственно, если игроку удалось забить в каждую лузу по 3 шайбы, ему начисляется 3*20=60 победных очков. Максимальное количество очков составляет 148. Такое количество можно набрать, если игрок забьет 7 шайб во 2-й «дом», 9 шайб в 3-й, 7 шайб в 4-й и 7 шайб в 1-й: 7×20 +2×4 = 148. Но и это не предел, если вы забьете все шайбы с первой или второй попытки, то получите дополнительный бонус:
1. Если все шайбы забиты с первой попытки, игрок получает для броска две дополнительные шайбы;
2. Если все шайбы забиты со второй попытки, игрок получает для броска одну дополнительную шайбу. Тогда возможное максимальное количество очков увеличивается до 152 или 156 (7×20 +4×4 = 156).
Шайбы, которые игрок не смог загнать в дом — не приносят ему
победных очков. Шайба должна полностью пересечь планку лузы, чтобы быть
засчитанной. Шайба, которая отскочила и не попала в дом, в ходе текущей попытки
НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, а оставляется для следующей попытки (второй, или третьей).
Такие шайбы остаются лежать на игровом поле до окончания текущей попытки, кроме
случаев, когда шайба вылетает за пределы игрового поля или отлетает обратно
непосредственно к кидающему.Такие шайбы
можно сразу отложить в сторону или на планку игровой доски для следующей
попытки.
«Кульбутто».
Игра направлена на развитие глазомера, концентрации внимания, соизмерения
приложение силы относительно расстояния.
В игре используются шарики Д 4.2 до 5.0 см Задача игрока за более короткое
время закатить шары в лунки, маневрируя доской.
Облегчённый вариант игры: поочерёдно закатывать шары в лунку каждой кистью.
Обучение.
1. Разъяснение правил и наглядный показ.
2.Выполнение задания игры с направляющей помощью.
3.Самостоятельное выполнение игрового задания, нацеливание на результат.
Облегчённый вариант:
-перенос шариков со старта в лунки вручную;
-закатывание шариков в лунки кистью;
-закатывание шариков в лунки, маневрируя доской с помощью.
«Корнхол».
Развивает меткость, координацию.
Играть в неё могут и два человека, и команды по двое-четверо участников.
Основной смысл игры , казалось бы, простой - попасть мешочком с сушёными бобами
(горох или кукуруза) в отверстие на специальной доске - однако же для этого
нужен определённый навык! Метание мешочков происходит с расстояния 27 футов
(чуть больше 5 метров), но доска скользкая, и снарядам трудно на ней
удержаться, равно, как и непросто попасть с такого расстояния непосредственно в
лунку.
Правила достаточно просты: за попадание в лузу начисляется 3 очка, за попадание
на стенд - 1 очко. Счёт фиксируется по итогам парного броска (каждая сторона
выполняет по попытке). Игра ведётся либо до 21 очка, либо победитель
определяется по прошествии заранее оговоренного количества сетов.
Облегчённый вариант: метание мешочков производить с расстояния индивидуально
подобранного для ребёнка. При положительной динамике расстояние увеличивают.
Обучение.
1.Разъяснение правил и наглядный показ.
2.Отработка разновидностей техники броска (снизу, сверху, одной и двумя
руками).
3.Игра на результат.
Облегчённый вариант:
-учить броску мешочков с помощью (рука в руку) в цель;
-отрабатывать броски в цель с оптимально подобранного расстояния;
-постепенно увеличивать расстояние броска до цели.
Цель:
Социальная реабилитация и интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, через участие в соревнованиях по адаптивным видам настольных спортивных игр.
Задачи:
1. Привлечение людей с ОВЗ к здоровому образу жизни, регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством настольных спортивных игр на территории всей России.
2. Повышение уровня мастерства игроков и оптимизация судейской практики для успешного участия на городских, региональных, всероссийских и международных соревнований по настольным спортивным играм
3. Обучение методистов и судей по настольным спортивным играм среди людей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения качественного проведения соревнований в регионах России
4. Пополнение инвентаря по настольным спортивным играм для проведения соревнований .
Овладение навыками настольных спортивных игр обеспечит развитие у детей способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью движения шара (дифференцирование пространственно-временных отношений); развитие специальных физических способностей, образом, силы и быстроты сокращения мышц. Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности, быстроту сложных реакций, зрительную ориентировку, наблюдательность, мышление. Кроме того, настольные спортивные игры обеспечат разностороннее развитие личности ребенка. У детей младшего школьного возраста будут формироваться выдержка, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, положительное отношения к сверстникам и адекватное социальное поведение.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
• созданы условия, помогающие детям с разным уровнем физического развития реализовать их врожденное стремление к движению посредством участия в подвижных и спортивных играх; привиты ценности здорового образа жизни в двигательном режиме, соблюдении порядка, гигиенических навыках; сформированы условия для умения строить межличностные взаимоотношения;
• у детей проявляются способность к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию как побед, так и неудачных выступлений, уважение к товарищам по команде и соперникам, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе на занятиях по адаптивным настольным играм и в повседневной жизни.
Метапредметные результаты
• проявляется интерес, инициатива, самостоятельность и творчество в двигательной активности на занятиях физической культурой, подвижными и спортивными играми на примере настольных игр;
• сформирована потребность в ежедневной двигательной деятельности в целях укрепления здоровья и организации досуга;
• наблюдаются улучшения в способности сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку, согласовывать последовательные действия, ориентироваться в пространстве, сохранять статическое и динамическое равновесие, в выполнении действий с предметами (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать);
• созданы условия для гармоничного физического развития, совершенствования умений и навыков в основных видах движений (ходьба, бег, бросание, катание) у детей с интеллектуальными нарушениями.
Образовательные (предметные) результаты
• сформирован навык в принятии основной фиксированной стойки у стартовой линии, захвате шара, переносе центра тяжести тела с толчковой ноги на опорную, подаче паллино и бочче путем катания;
• посредством адаптивных настольных игр закреплены умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом с, около, по середине), способность дифференцировать мышечные усилия (сильнее – слабее), удерживать предметы в течение определенного времени;
• детьми усвоены название и назначение
оборудования для игры Джакколо, Кульбутто, Корнхол.
,
правила этих видов спорта, основы судейства при проведении игр, правила техники
безопасности при выполнении действий, основы этикета в общении с товарищами по
команде и соперниками;
• созданы условия для отработки тактических действий.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел/тема |
Всего часов |
Дата проведения |
|
I |
Теория |
4 |
По плану |
По факту |
1 |
История адаптивных настольных спортивных игр.
|
2 |
|
|
2 |
Правила этикета настольных спортивных игр. |
2 |
|
|
3 |
Ведение ЗОЖ. |
1 |
|
|
II |
Общая физическая подготовка |
2 |
|
|
4 |
Обще-развивающие упражнения, специально-метательные упражнения, упражнения на гибкость. |
1
|
|
|
5 |
Акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения висах и упорах. |
1 |
|
|
III |
Специальная физическая подготовка |
2 |
|
|
6 |
Подвижные игры на развитие выносливости. |
1 |
|
|
7 |
Подвижные игры на развитие координации, ловкости, гибкости. |
1 |
|
|
IV |
Игра «Корихол». |
7 |
|
|
8 |
Правила игры в Корихол. Терминология игры. ТБ на занятиях. Правила и организация соревнований |
2 |
|
|
9 |
Разъяснение правил и наглядный показ. Учебная игра |
1 |
|
|
10 |
Отработка разновидностей техники броска (снизу, сверху, одной и двумя руками). Учебная игра |
1 |
|
|
11 |
Броски мешочков с помощью рука в руку в цель. Учебная игра |
1 |
|
|
12 |
Метание мешочков производить с расстояния индивидуального для ребенка. Учебная игра |
1 |
|
|
13 |
Метание мешочков производить с увеличением расстояния для ребенка. Учебная игра |
1 |
|
|
V |
Игра «Джакколо» |
6 |
|
|
14 |
Правила игры в Джакколо. Терминология игры. ТБ на занятиях. Правила и организация соревнований |
2 |
|
|
15 |
Стойки возле игровой доски, хват шайбы перед броском. Учебная игра |
1 |
|
|
16 |
Техника бросков шайб (сильный, средний, слабый) Учебная игра. |
1 |
|
|
17 |
Бросок шайбы в лузы 1,2,3,4. Учебная игра |
1 |
|
|
18 |
Тактика бросков шайб. Учебная игра. |
1 |
|
|
19 |
Тактика бросков в зависимости от расположения шайб на доске. Учебная игра. |
1 |
|
|
VI |
Игра «Кульбутто». |
11 |
|
|
20 |
Правила игры в «Кульбутто». Терминология игры. ТБ на занятиях. Правила и организация соревнований |
2 |
|
|
21 |
Разъяснение правил и наглядный показ. Учебная игра. |
1 |
|
|
22 |
Выполнение задания игры с направляющей с помощью. Учебная игра. |
1 |
|
|
23 |
Закатывание шариков в лунки кистью. Учебная игра. |
1 |
|
|
24 |
Закатывание шариков в лунки, маневрируя доской с помощью. Учебная игра. |
1 |
|
|
25 |
Перенос шаров со старта в лунки вручную. Учебная игра. |
1 |
|
|
26 |
Самостоятельное выполнение игрового задания, нацеливание на результат. Учебная игра. |
1 |
|
|
27 |
Участие в соревновании (школьный, районный, региональный) |
1 |
|
|
28 |
Анкетирование на знание правил игр Джакколо, «Кульбутто», «Корнхол». Техники безопасности при занятии и соревнований. |
1 |
|
|
29 |
Прием контрольных нормативов на умение и знание техники и тактики игр: Джакколо, «Кульбутто», «Корнхол». |
1 |
|
|
|
Итого: 34 часа. |
|
|
|
Ожидаемые результаты:
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение контрольных нормативов.
Виды игр. |
Контрольные упражнения (тесты) |
Игра «Корихол».
|
Броски мешочков до 21 очка. (Количество попаданий) |
Игра «Джакколо». |
Забить 30 деревянных шайб в небольшие пронумерованные отверстия (лузы или дома) и набрать наибольшее количество очков. |
Игра «Кульбутто». |
За более короткое время закатить шары в лунки, маневрируя доской. |
В процессе обучения, воспитанники с удовольствием отрабатывают технику и играют в эти игры. Появилась потребность самостоятельно играть и добиваться хороших результатов.
Адаптивные настольные игры- это виды досуга, отдыха и реабилитации, где практически с первой минуты исчезают любые барьеры , а возможности становятся безграничными.
Настольные спортивные игры - это мир равных
возможностей, где человек с любой формой инвалидности может найти себе игру по
интересу и возможностям; выигрывать, играя наравне со здоровыми партнёрами!
По окончании изучения программы учащиеся должны демонстрировать следующие знания:
- Общие понятия и термины настольных игр «Джакколо», «Кульбутто», «Корнхол».
- Технику безопасности на занятиях.
Двигательные умения и навыки:
- Технически правильно выполнять основные движения.
Библиографический список:
1. Бралитис Гунтарас. Многоборье НСИ: Джакколо,, кульбуто, корнхол: Издательские решения, 2018.-42с.
2. Бралитис Гунтарс. Издательство: Литагент Ридеро, 2016
3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: издательство-спорт, 2020-616с.
4. Л.В.Токарская,
Н.А.Дубровина, Н.Н.Бабийчук «Особенности преподавания физической культуры детям
и подросткам с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» . Екатеринбург,
издательство Уральского университета, 2015г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.