Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Красная Дубрава
Утверждаю директор школы: Т.В. Пронякина
Приказ №23 от 30.08.2021 г.
Адаптивная рабочая программа
по биологии
9 класс
Рассмотрено на заседании МС
Протокол №1 от 29.08.2021 г.
Принято на педагогическом
совете школы
Протокол №1 от 30.08.2021г.
составитель
учитель биологии
Нестерова В. П., первая к.к.
с.Кириллово
2021 г
Рабочая программа предмета «Биология» для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования филиала МОУ СОШ с. Красная Дубрава в с.Кириллово
Предмет «Биология» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 238 часов (при 34 неделях учебного года), в 9 классе изучается «Биология. Общие закономерности» – 68 часов
1.Планируемые результаты предмета
В результате освоения курса биологии 9 класса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
1.1 Личностные результаты
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
4) воспитание ответственного отношения к учению, труду;
5) развитие целостного мировоззрения;
6) воспитание осознанности и уважительного отношения к другим людям;
7) развитие коммуникативной компетенции в общении с другими людьми;
8) знание основ экологической культуры
Регулятивные УУД:
1) Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД
2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
3) Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
4) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
5) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1) Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
2) Выявлять причины и следствия простых явлений;
3) Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
4) Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
5) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
6) Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
7) Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
8) Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
1) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
2) В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
3) Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
4) Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
5) Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
1) выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
2) приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
3) классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
4) объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
5) различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
6) сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
7) выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
8) овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
2) использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению
общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
3) ориентироваться в системе познавательных ценностей; оценивать информацию о
деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
4) анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Содержание учебного предмета «Биология 9 класс»
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
■ Демонстрация схем структуры царств живой природы.
РАЗДЕЛ 1 Структурная организация живых организмов (10 часов)
Химическая организация клетки (3 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Строение и функции клеток (5 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
■ Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
■ Лабораторная работа Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.
■ Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
■ Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики
РАЗДЕЛ 2 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
■ Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
■ Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
■ Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 3 Наследственность и изменчивость организмов (12 часов)
Закономерности наследования признаков (7 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
■ Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
■ Лабораторная работа Решение генетических задач и составление родословных.
Закономерности изменчивости (3 часа)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
■ Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
■ Лабораторная работа Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Селекция растений, животных и микроорганизмов (2 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
■ Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
■ Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 4 Эволюция живого мира на Земле (20 час)
Развитие биологии в додарвиновский период (2часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (3часа)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
■ Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
■ Лабораторные и практические работы Изучение приспособленности организмов к среде обитания*. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
■ Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
■ Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
■ Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
■ ■ Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
■ Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Развитие жизни на Земле (6 часов)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма
■ Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
■ Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений.
Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.
Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.
История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Физическая география. История континентов.
РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов)
Биосфера, ее структура и функции (8 часа)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■ Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
■ Лабораторные и практические работы Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.
Биосфера и человек (3 часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
■ Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
■ Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
■ Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
■ Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.
Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Повторение изученного материала – 7 часов
Тематическое планирование
Номер Урока |
Тема урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
ВВЕДЕНИЕ |
|
|
1 |
Предмет и задачи общей биологии |
|
|
2 |
Многообразие живого мира |
|
|
3 |
Становление систематики |
|
|
|
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ |
|
|
4 |
Неорганические вещества клетки |
|
|
5 |
Органические вещества клетки |
|
|
6 |
Органические вещества клетки |
|
|
7 |
Пластический обмен. Биосинтез белков |
|
|
8 |
Энергетический обмен |
|
|
9 |
Прокариотическая клетка |
|
|
10 |
Эукариотическая клетка. Цитоплазма |
|
|
11 |
Эукариотическая клетка. Ядро. Лаб. работа «Изучение строения клетки» |
|
|
12 |
Деление клеток. Лаб. работа «Деление клетки» |
|
|
13 |
Клеточная теория строения организма |
|
|
|
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ |
|
|
14 |
Бесполое размножение организмов. Лаб.работа «Способы бесполго размножения» |
|
|
15 |
Половое размножение |
|
|
16 |
Эмбриональный период развития |
|
|
17 |
Постэмбриональный период развития |
|
|
18 |
Общие закономерности развития. Биогенетический закон |
|
|
|
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ |
|
|
19 |
Основные понятия генетики |
|
|
20 |
Гибридологический метод изучения наследования признаков Менделя |
|
|
21 |
Законы Менделя. Дигибридное скрещивание |
|
|
22 |
Наследование признаков у человека |
|
|
23 |
Сцепленное наследование генов |
|
|
24 |
Генетика пола |
|
|
25 |
Генотип как система взаимодействующих генов |
|
|
26 |
Наследственная изменчивость |
|
|
27 |
Фенотипическая изменчивость. Лаб. работа «Построение вариационной кривой» |
|
|
28 |
Центры многообразия происхождения культурных растений Н.И.Вавилова |
|
|
29 |
Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов |
|
|
30 |
Контрольная работа по теме «Наследственность и изменчивость» |
|
|
|
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ |
|
|
31 |
Эволюционное учение Ж-Б Ламарка |
|
|
32 |
Научные и социально – экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина |
|
|
33 |
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Лаб. работа «Изучение результатов искусственного отбора». |
|
|
34 |
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. |
|
|
35 |
Формы естественного отбора |
|
|
36 |
Приспособительные особенности животных. |
|
|
37 |
Физиологические адаптации. Лаб. работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» |
|
|
38 |
Критерии и структура вида. Лаб. работа «Изучение критериев вида» |
|
|
39 |
Эволюционная роль мутаций |
|
|
40 |
Макроэволюция. Биологические последствия мутаций, адаптаций |
|
|
41 |
Главные направления эволюции |
|
|
42 |
Общие закономерности эволюции |
|
|
43 |
Современные представления о возникновении жизни |
|
|
44 |
Начальные этапы развития жизни |
|
|
45 |
Жизнь в архейскую и протерозойскую эры |
|
|
46 |
Жизнь в палеозойскую эру |
|
|
47 |
Жизнь в мезозойскую эру |
|
|
48 |
Жизнь в кайнозойскую эру |
|
|
49 |
Происхождение человека |
|
|
50 |
Контрольная работа по теме: « Эволюция живого мира на Земле» |
|
|
|
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ |
|
|
51 |
Структура биосферы. В.И.Вернадский. |
|
|
52 |
Круговорот веществ в природе. |
|
|
53 |
История формирования сообществ живых организмов |
|
|
54 |
Биогеоценозы и биоценозы. |
|
|
55 |
Абиотические факторы среды |
|
|
56 |
Интенсивность воздействия факторов среды |
|
|
57 |
Многообразие и структура биоценозов |
|
|
58 |
Биотические факторы |
|
|
59 |
Природные ресурсы и их использование. Агроценозы |
|
|
60 |
Последствия хозяйственной деятельности человека |
|
|
61 |
Охрана природы и основы рационального природопользования |
|
|
|
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА |
|
|
62 |
Становление современной теории эволюции |
|
|
63 |
Факторы и результаты эволюции. |
|
|
64 |
Клетка – структурная и функциональная единица живого |
|
|
65 |
Размножение и развитие организмов |
|
|
66 |
Закономерности наследственности и изменчивости |
|
|
67 |
Взаимодействие организма и среды обитания. |
|
|
68 |
Контрольная работа по курсу 9 класса |
|
|
.
Критерии оценки
1. Оценивание устного ответа
Отметка «5»
1.Знание, понимание, глубины усвоения изученного материала, использование биологической терминологии.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, уметь применять факты, примеры, обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, применять полученные знания в жизненных ситуациях.
3. Отсутствие ошибок и недочетов, соблюдении культуры речи.
Отметка «4»
1.Знание изученного материала
2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров, делать обобщение, применять полученные знания в жизни.
3.Незначительные ошибки и неточности при воспроизведении изученного материала соблюдении культуры речи.
Отметка «3»
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении материала, необходимость помощи учителя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
3.Наличие грубой ошибки, несоблюдение основных правил культуры речи.
Отметка «2»
1. Знания и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы.
2. Отсутствие умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, несоблюдения правил культуры речи.
2.Оценка выполнения практической и лабораторной работы
Отметка «5»
1. Правильно определена цель опыта
2.Выполнена работа в полном объеме с соблюдением последовательности проведения опыта.
3.Самостоятельно и рационально выбрано и подготовлено необходимое оборудование, проведен опыт с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы. Заполнены таблицы, графики ,выполнены рисунки.
5. рациональное использование времени, соблюдение техники безопасности
Отметка «4»
1.Опыт проведен в условиях, не обеспечивающих достаточной точности описаний.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или эксперимент проведен не полностью .
4. или в описании наблюдений допущены неточности, вывод сделан неполный.
Отметка «3»
1.Неправильно определена цель опыта, работа выполнена правильно не менее чем на половину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по важным задачам работы.
2.Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью, либо были допущены одна, две ошибки в таблицах ,схемах
3.Допущены грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, оформлении работы, в соблюдении правил по технике безопасности, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»
1. Не определена самостоятельно цель опыта, работа выполнена не полностью, не подготовлено нужное оборудование, не сделано правильных выводов.
2. Или опыты, измерения проводились не правильно
3. Или в ходе работы и в отчете, обнаружились все недостатки, отмеченные в требованиях оценки «три»
4. Допускается две и более грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении в оформлении работы, нарушения соблюдения правил по технике безопасности.
3.Оценка умений решать задачи по молекулярной биологии и генетике.
Отметка «5»
В решении задач нет ошибок, правильное оформление задачи; верные логические рассуждения по применению правил, законов при решении задач.
Отметка «4»
В решении задач допущена одна ошибка, либо неверное оформление задачи; верные логические рассуждения по применению правил, законов.
Отметка «3»
В решении задач допущено две ошибки не существенные, с нарушением оформления задачи, применения правил, законов.
Отметка «2»
1. Имеются грубые ошибки в решении задач, неверное оформление задачи
2. отсутствие решения задач.
4. Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»
1. Все выполнены задания правильно, без ошибок и недочетов
2.Допущено не более одного недочета.
Отметка «4»
1.Выполнены все задания , допущено не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2.Или не более двух недочетов.
Отметка «3»
1.Правильно выполнено не менее 2/3 работы или допущено:
2. не более двух – трех грубых ошибок.
3. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2»
1.Допущено число ошибок и недочетов превосходящие норму, при которой может быть выставлена оценка «3»
2. Правильно выполнено менее половины работы.
5.Оценка тестовых работ.
При оценивании используется следующая шкала:
для теста из 5 вопросов:
нет ошибок - оценка «5»
одна ошибка - оценка «4»
две ошибки - оценка «3»
три ошибки -оценка «2»
Для теста из 30 вопросов.
25-30 правильных ответов – оценка «5»
19-24 правильных ответов – оценка «4»
13-18 правильных ответов – оценка «3»
12 правильных ответов и менее – оценка «2»
Для теста из другого количества вопросов:
81-100% правильных ответов — оценка «5»;
61-80% правильных ответов — оценка «4»;
51-60% правильных ответов — оценка «З»;
меньше 50% правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка доклада, сообщения.
соблюдение требований к его оформлению;
раскрытие темы доклада
умение понятно излагать мысли и идеи материала;
владение биологической терминологией.
умение ответить на задаваемые вопросы аудитории.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.