МКОУ «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО протокол № 5 от «25 » мая 2020 |
Согласовано на педагогическом совете протокол № 12 от «15» июня 2020 |
Утверждено директором приказ № 200-од от «01» сентября 2020 |
Адаптированная образовательная программа
начального общего образования
по физической культуре
для детей с тяжелыми нарушениями речи
2 класс (дополнительный)
вариант 5.2
на 2020-2021 учебный год
Ответственный за реализацию программы Гончаров Андрей Александрович,
учитель
с. Малый Атлым 2020 год.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа начального общего образования по физической культуре предназначена для обучающегося 2 класса с тяжелыми нарушениями речи вариант 5.2 и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Представленная программа реализуется в рамках общего образования обучающихся, воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Данная программа учитывает возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные особенности здоровья каждого конкретного учащегося (распределение нагрузки на занятии, и т.д.).
Особенностями программы являются:
· направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание материала в соответствии с возрастными особенностями учащегося, материально-технической оснащенностью;
· направленность на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащегося.
· соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
· расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
· усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно–оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Программа реализуется в рамках дополнительного образования и направлена
ü на реализацию комплексной помощи обучающимся с нарушениями речи, относящимся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, на их социальную адаптацию;
ü воспитание потребности и желания регулярно заниматься физическими упражнениями, нетрадиционными методами укрепления здоровья (асаны, самомассаж, дыхательные упражнения).
ü коррекция недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов.
Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих задач:
· Совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной общеприкладной физкультурно-оздоровительной и коррекционной подготовки.
· Повышение активности органов и систем организма (укрепление общей иммунологической реактивности организма):
- улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы;
- улучшение работы желудочно кишечного тракта;
- улучшение легочной вентиляции, укрепление основных дыхательных мышц;
- предупреждение и уменьшение близорукости.
· Создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, для правильного расположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта в осанке:
- воспитание и закрепление навыков правильной осанки;
- при Сколиозе: создать прочный мышечный корсет, способствовать силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, улучшить функцию органов внешнего дыхания;
- при Кифозе: способствовать укреплению мышц спины, увеличению подвижности позвоночника в грудном отделе (вытягиванию позвоночника);
- при Лордозе: способствовать укреплению мышц брюшного пресса, мышц задней поверхности бедра и ягодиц, растяжке мышц передней поверхности бедра, предупредить неблагоприятные изменения в деятельности различных органов и систем брюшной полости и тазовых органов;
- при Плоской спине: гармоничное укрепление мышц туловища.
· Профилактика и лечение функциональной недостаточности стоп.
Важным условием для решения оздоровительных задач является:
· проведение занятий в специальном хорошо проветриваемом помещении;
· использование специальных средств (гимнастические палки, мячи, обручи, мячи для большого тенниса, набивные мячи);
· правильное выполнение упражнений (достигается правильным четким показом и объяснением учителя, методическими рекомендациями, подсказками). В некоторых случаях необходима непосредственная помощь учителя для уточнения положения отдельных частей тела ребенка для получения им правильных мышечно-двигательных ощущений.
· Обучение и применение дыхательной гимнастики.
Образовательные задачи решаются в виде кратких бесед, методического обоснования учителем тех или иных физических упражнений, правильное название исходного положения и упражнения выполняемого учащимися, выполнение элементов точечного массажа, дыхательных упражнений.
Сформулированные цели и задачи отражают основные направления педагогического процесса, нацеленного на формирование устойчивых мотивов и потребностей учащихся в бережном отношении к своему здоровью, расширению диапазона их двигательных умений и навыков, укреплению физического и психического здоровья, профилактики недостатков в состоянии опорно-двигательного аппарата. Решение данных задач, как правило, взаимосвязано и достигается в той или иной мере на каждом занятии.
В содержание программы входят разделы теоретического и практического материала традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания, направленных на оздоровление учащихся младшего школьного возраста, которые включают в себя: теоретические сведения, подвижные игры, асаны (позы), дыхательную гимнастику, ОРУ (общеразвивающие упражнения).
Теоретические сведения:
Название исходных положений физических упражнений, название упражнений, физиологическая значимость упражнений.
Название спортивного инвентаря (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, набивной мяч и т.п.).
Части скелета человека, названия суставов, основные мышечные группы (мышцы туловища, мышцы спины, мышцы передней и задней поверхности бедра и т.п.)
Одним из условий, способствующим успешной реализации программы, являются систематические наблюдения учителем за изменениями показателей физического развития школьников.
Тесты проводятся два раза за учебный год (начало первой четверти, конец года).
Содержание тестов:
o Силовые – поднимание туловища из положения лежа за 30 сек.
o Гибкость (подвижность позвоночника) – наклон вперед в седе.
Применение в работе тестов вызывает у учащихся интерес к оценке своего физического состояния, позволяет следить за происходящими изменениями в организме и играет решающую роль в развитии самопознания и самовоспитания учащихся.
Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, демонстрационный, практический, исследовательский.
Ожидаемые результаты
Ø Приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятиях спортом.
Ø Развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.
Ø Выработка умения управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Ø Приобретение элементарных знаний анатомии (скелет человека, скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей). Знание суставов. Знание основных мышечных групп (мышцы шеи, мышцы спины, мышцы брюшного пресса, мышцы рук, мышцы ног (икроножные, мышцы стопы, передней и задней поверхности бедра)).
Ø Знание наиболее распространенных исходных положений и названий упражнений (знание терминологии).
Ø Умение технически правильно осуществить двигательные действия общеразвивающей и коррегирующей направленности; асаны, дыхательные упражнения.
Способность выполнить тесты для определения уровня физической подготовленности. (Показатели тестов должны увеличиться: брюшной пресс на 4-6 раз; наклон вперед на 5-10 см.)
Исправление недостатков опорно-двигательного аппарата, исправление осанки ( мед.осмотр).
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МКОУ «Малоатлымская СОШ» адаптированная образовательная программа по физической культуре рассчитана на 3 часа в неделю, 33 рабочие недели, 99 учебных часа в год.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по адаптивной физической культуре 2 класс.
№ п/п |
Виды программного материала |
Количество часов ( уроков ) |
|||
1 |
|
класс |
|||
1 |
Базовая часть |
2 |
|
|
|
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
91 |
|
|
|
1.2 |
Подвижные игры |
20 |
|
|
|
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
11 |
|
|
|
1.4 |
Легкая атлетика / кроссовая подготовка |
25/11 |
|
|
|
1.5 |
Лыжная подготовка |
24 |
|
|
|
2 |
Вариативная часть |
8 |
|
|
|
2.1 |
Подвижные игры с элементами баскетбола |
8 |
|
|
|
|
Итого |
99 |
|
|
|
Тематическое планирование учебного предмета
№ урока |
Дата проведения урока |
Название темы урока |
План |
|
|
1 |
2.09 |
Ходьба и бег |
2 |
4.09 |
Ходьба и бег |
3 |
6.09 |
Ходьба и бег |
4 |
9.09 |
Ходьба и бег |
5 |
11.09 |
Ходьба и бег |
6 |
13.09 |
Прыжки |
7 |
16.09 |
Прыжки |
8 |
18.09 |
Прыжки |
9 |
20.09 |
Метание малого мяча |
10 |
23.09 |
Метание малого мяча |
11 |
25.09 |
Метание малого мяча |
12 |
27.09 |
Бег по пересеченной местности |
13 |
30.09 |
Бег по пересеченной местности |
14 |
2.10 |
Бег по пересеченной местности |
15 |
4.10 |
Бег по пересеченной местности |
16 |
7.10 |
Бег по пересеченной местности |
17 |
9.10 |
Бег по пересеченной местности |
18 |
11.10 |
Бег по пересеченной местности |
19 |
14.10 |
Бег по пересеченной местности |
20 |
16.10 |
Бег по пересеченной местности |
21 |
19.10 |
Бег по пересеченной местности |
22 |
21.10 |
Бег по пересеченной местности |
23 |
23.10 |
Акробатика. Строевые упражнения |
24 |
25.10 |
Акробатика. Строевые упражнения |
25 |
4.11 |
Акробатика. Строевые упражнения |
26 |
6.11 |
Акробатика. Строевые упражнения |
27 |
8.11 |
Акробатика. Строевые упражнения |
28 |
11.11 |
Акробатика. Строевые упражнения |
29 |
13.11 |
Опорный прыжок, лазание |
30 |
15.11 |
Опорный прыжок, лазание |
31 |
18.11 |
Опорный прыжок, лазание |
32 |
20.11 |
Опорный прыжок, лазание |
33 |
22.11 |
Опорный прыжок, лазание |
34 |
25.11 |
Подвижные игры |
35 |
27.11 |
Подвижные игры |
36 |
29.11 |
Подвижные игры |
37 |
2.12 |
Подвижные игры |
38 |
4.12 |
Подвижные игры |
39 |
6.12 |
Подвижные игры |
40 |
9.12 |
Подвижные игры |
41 |
11.12 |
Подвижные игры |
42 |
13.12 |
Подвижные игры |
43 |
16.12 |
Подвижные игры |
44 |
18.12 |
Подвижные игры |
45 |
20.12 |
Подвижные игры |
46 |
23.12 |
Подвижные игры |
47 |
25.12 |
Подвижные игры |
48 |
27.12 |
Подвижные игры |
49 |
13.01 |
Подвижные игры |
50 |
15.01 |
Подвижные игры |
51 |
17.01 |
Подвижные игры |
52 |
20.01 |
Подвижные игры |
53 |
22.01 |
Подвижные игры |
54 |
24.01 |
Ходьба ступающим шагом |
55 |
27.01 |
Ходьба ступающим шагом |
56 |
29.01 |
Ходьба ступающим шагом |
57 |
31.01 |
Ходьба ступающим шагом |
58 |
10.02 |
Ходьба ступающим шагом |
59 |
12.02 |
Ходьба ступающим шагом |
60 |
14.02 |
Ходьба ступающим шагом |
61 |
17.02 |
Ходьба ступающим шагом |
62 |
19.02 |
Ходьба ступающим шагом |
63 |
21.02 |
Ходьба ступающим шагом |
64 |
24.02 |
Подъемы |
65 |
26.02 |
Подъемы |
66 |
28.02 |
Подъемы |
67 |
2.03 |
Подъемы |
68 |
4.03 |
Подъемы |
69 |
6.03 |
Спуски |
70 |
9.03 |
Спуски |
71 |
11.03 |
Спуски |
72 |
13.03 |
Спуски |
73 |
16.03 |
Спуски |
74 |
18.03 |
Спуски |
75 |
20.03 |
Спуски |
76 |
30.03 |
Спуски |
77 |
1.04 |
Спуски |
78 |
3.04 |
Подвижные игры на основе баскетбола |
79 |
6.04 |
Подвижные игры на основе баскетбола |
80 |
8.04 |
Подвижные игры на основе баскетбола |
81 |
10.04 |
Подвижные игры на основе баскетбола |
82 |
13.04 |
Подвижные игры на основе баскетбола |
83 |
15.04 |
Подвижные игры на основе баскетбола |
84 |
17.04 |
Подвижные игры на основе баскетбола |
85 |
20.04 |
Подвижные игры на основе баскетбола |
86 |
22.04 |
Бег по пересеченной местности |
87 |
24.04 |
Бег по пересеченной местности |
88 |
27.04 |
Бег по пересеченной местности |
89 |
29.04 |
Бег и ходьба |
90 |
1.05 |
Бег и ходьба |
91 |
4.05 |
Бег и ходьба |
92 |
6.05 |
Прыжки |
93 |
8.05 |
Прыжки |
94 |
11.05 |
Прыжки |
95 |
13.05 |
Метание мяча |
96 |
15.05 |
Метание мяча |
97 |
18.05 |
Метание мяча |
98 |
20.05 |
Метание мяча |
99 |
22.05 |
Метание мяча |
Материально-техническое обеспечение:
1. Спортивный зал;
2. Коврики (для упражнений сидя и лежа);
3. Гимнастические стенки;
4. Мячи: для тенниса, большие резиновые;
5. Обручи;
6. Скакалки;
Секундомер.
Заключение
Особенность учебно-педагогического процесса уроков по адаптивной физической культуре в том, что ни одна из поставленных задач не может быть полностью выполнена в одном отдельно взятом уроке. Только целенаправленные систематические занятия позволяют решать поставленные задачи.
Дифференцированный и в конечном итоге индивидуальный подход к физическому воспитанию данного контингента учащихся является не только непременным условием воспитания у них потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, но и главным средством формирования этой потребности.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования - Москва «Просвещение» 2014
Рабочая программа на основе примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания 1-4 классов» В.И.Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение 2014).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.