Адаптивная образовательная среда как одно из условий развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы)
Важнейшими компетенциями специалиста, работающего с детьми с ОВЗ, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность получения обучающимися с ОВЗ академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации данной категории детей в постшкольном пространстве.
Содержательными и организационными формами работы с обучающимися с ОВЗ являются:
Ø Учебный план и адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ;
Ø Социальная реабилитация ребенка с ОВЗ;
Ø Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
Ø Психолого-медико-педагогический консилиум;
Ø Индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
Ø Портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
Ø Повышение квалификации учителей в области инклюзивного образования;
Ø Рабочие программы освоения предметов;
Ø Адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса техническими средствами;
Ø Адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения;
Ø Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
Ø Ориентация воспитательной среды на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой членов школьного ПМПк.
В обучении детей с ОВЗ используются программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под ред.: В.В. Воронковой и под редакцией И.М. Бгажноковой.
На наш взгляд одной из организационных форм на начальном уровне образования, призванной гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, корригировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия является создание адаптивной образовательной среды.
Понятие "адаптивность" определяется как специфическая человеческая форма активного приспособления к окружающей действительности, содержание которой составляет её целесообразное изменение и преобразование. Адаптивность образовательной среды рассматривается, с одной стороны, как максимальная адаптация к индивидуальным особенностям обучаемого, с другой, гибкое реагирование на социокультурные изменение среды (макросреды), итогом которой является сохранение личности ребёнка в результате адаптации его к быстроменяющейся жизни.
Созданию адаптивной образовательной среды в нашей школе способствует реализация следующих принципов.
Принцип безопасности и здровьесбережения . Это пространственная организация среды, где обучающийся с интеллектуальными нарушениями в развитии получает возможность, используя доступные правила и средства защиты. На данном принципе основана организация просветительской работы с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий (арт-терапия, пескотерапия), проведение спортивных мероприятий и праздников, для обучающихся с ОВЗ организованы фиточай и кислородный коктейль.
Принцип насыщенности культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность- стенды по безопасности, классный уголок, календарь событий, выпуск газет к праздникам.
Принцип доступности для полисенсорного восприятия. Образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений (в школе оборудован логопедический кабинет в рамках программы на федеральном уровне «Доступная среда», кабинет психолога, игровая комната оборудована учебными модулями для конструирования и моделирования). Специфической формой организации учебных занятий для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями при реализации данного принципа являются логопедические занятия, занятия по ЛФК и по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Принцип погружения в систему социальных отношений. Работа в данном направлении включает не только обеспечение усвоения обучающимися с ОВЗ знаний, умений для возможности эффективного выполнения социальной деятельности, развитие навыков социального взаимодействия, но и развития личностных ресурсов, которые являются необходимыми компонентами успешной социализации личности. Механизмами формирования социальных компетенций являются:
1) репрезентация ситуации как значимого события;
2) критическое осмысление жизненного события;
3) личностная рефлексия;
4) переосмысление действительности;
5) изменение отношения к ситуации;
6) изменение мотивов деятельности;
7) освоение новых способов деятельности.
«Инструментом» учителя при формировании навыков, способствующих социализации детей с нарушением интеллекта, стало проведение специально разработанных занятий с использованием сюжетно-ролевых игр, направленных на создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия, на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладения с гневом и агрессией, на развитие позитивного самоотношения.
Психологическая коррекция в основном направлена на:
- смягчение эмоционального дискомфорта;
- предупреждение (профилактику) и коррекцию эмоционального неблагополучия в условиях семейного и общественного воспитания;
- создание психологических условий для развития социально-значимых компетенций у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их успешной адаптации и интеграции в обществе;
- устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными и личностными нарушениями, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, застенчивость, эмоциональная зависимость, низкий уровень дифференциации и идентификации эмоций и эмоциональных состояний. Данная работа ведётся в рамках программы курса «Тропинка к своему я» (занятия по данному курсу включены в учебный план) с включением элементов игровой терапии, арт-терапии, поведенческого тренинга, сказкотерапии, мульттерапии, проведением занятий в форме «Открытой студии».
Результатом социализации выступает: уровень развития личности ребенка (степень реализации его способностей); качество образа жизни (включая субъективно приемлемую широту рамок свободы и независимости, участие в социальных взаимодействиях, уровень культурной компетенции, удовлетворение культурно-досуговых потребностей).
Принципы смысловой упорядоченности и развивающего характера. Предполагают наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих. В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ на уроках и внеурочной деятельности педагоги используют педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Для этого используют дидактический материал, ИКТ игровую деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы педагоги используют словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность. Дают задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулируют учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся с ОВЗ в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.
В результате применения таких коррекционных приемов обучения, как демонстрация, кинопособия, кинофрагменты, дидактическая игра одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему обучающиеся с ОВЗ быстрее продвигаются в своем развитии. Осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся с ОВЗ умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы. Особое внимание педагоги уделяют повторению. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Организация адаптивной образовательной среды в работе с обучающимися с ОВЗ при единстве и сотрудничестве все участников образовательных отношений позволяет ребенку с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправным членом школьного сообщества.
Библиографический список
1. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений / Сост. Ф. Ф. Водоватов и др. – М., 2000.
2. . Кисова В.В. Практикум по специальной психологии. / Кисова В.В. Конева И.А. СПб.:- Речь - 2006.
3. Новая модель обучения в специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждениях VIII вида/ Под ред. А.М.Щербаковой. Кн.1,2. М.:- Изд-во -НЦ ЭНАС- 2001.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.