ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Авторской программы по информатике и ИКТ Босовой Л.Л
2. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г.
Учащиеся VII вида - дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.
К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по информатике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
Важными коррекционными задачами курса являются:
· развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
· нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
· формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
· развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
· развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по информатике вызывает большие затруднения у учащихся с ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
Для эффективного усвоения учащимися учебного материала по информатике программа нацелена на формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.
Программа ориентирована на использование УМК: Л.Л. Босова «Информатика, 8 класс» М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019 г. и рассчитана на 35 часов в 8 классе из расчѐта 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Цели обучения информатике в 8 классе
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;
дать представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол- во часо |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки |
Вид контроля |
Дата проведен |
|
план |
факт |
|||||||
1 |
Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики. Безопасный интернет. |
1 |
УИН З КУ |
Техника безопасности на уроках информатики. |
Знать понятие безопасного интернета |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
7.09 |
|
2 |
Общие сведения о системах счисления. |
1 |
УИН |
Система счисления; цифра; |
Уметь переводить |
Контрольный |
14.09 |
|
|
|
|
З КУ |
алфавит; позиционная система |
небольшие целые числа |
модуль |
|
|
|
|
|
|
счисления; основание; |
из десятичной системы |
«Понятие о |
|
|
|
|
|
|
развѐрнутая форма записи |
счисления в двоичную |
системах |
|
|
|
|
|
|
числа; свѐрнутая форма записи |
выполнять операции |
счисления», |
|
|
|
|
|
|
числа; двоичная система |
сложения и умножения |
тест |
|
|
|
|
|
|
счисления; двоичная |
над небольшими |
|
|
|
|
|
|
|
арифметика |
двоичными числами |
|
|
|
Тема урока |
Кол-в о часов |
Тип урок а |
Элементы содержания |
Требования к уровню |
Вид контроля |
Дата проведени |
|
план |
фак |
|||||||
3 |
Двоичная система счисления |
1 |
УИН З КУ |
Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления |
Уметь переводить небольшие целые числа из десятичной системы счисления в двоичную |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
21.09 |
|
4 |
Двоичная арифметика |
1 |
УИН З КУ |
Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; |
Уметь выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; |
Контрольный модуль «Представлени е числовой информации с помощью систем счисления» |
28.09
|
|
№ |
Тема урока |
Кол-в о часов |
Тип урок а |
Элементы содержания |
Требования к уровню |
Вид контрол я |
Дата проведени |
|
план |
фак |
|||||||
5 |
Компьютерные системы счисления |
1 |
УИН З КУ |
Ячейка памяти; разряд; |
Уметь записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; |
Проверочна я работа |
5.10
|
|
6 |
Представление целых чисел |
1 |
УИН З КУ |
Беззнаковое представление целых и вещественных чисел; представление целых чисел со знаком; формат с плавающей запятой; мантисса; порядок |
Уметь определить логическую операцию. Уметь определить сложные и простые высказывания |
Проверочна я работа |
12.10
|
|
№ |
Тема урока |
Кол- во часов |
Тип урок а |
Элементы содержания |
Требования к уровню |
Вид контроля |
Дата проведени |
|
план |
фак |
|||||||
7 |
Представление вещественных чисел |
1 |
УИН З КУ |
Алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание
Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности |
Уметь строить таблицы истинности для логических выражений; |
Экспресс-про верка, фронтальный опрос |
19.10
|
|
|
|
|
|
|
вычислять истинностное значение логического |
|
|
|
8 |
Высказывание. Логические операции |
1 |
УИН З КУ |
Система счисления; двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная система счисления; представление целых и вещественных чисел; высказывание; логическое выражение; таблица истинности; законы логики; |
Уметь строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. |
Тест |
9.11
|
|
9 |
Построение таблиц истинности для логических выражений. |
1 |
УИН |
Логическое высказывание; логическое |
Решать логические |
Индивидуальн |
16.11 |
|
|
|
|
З КУ |
выражение; логическое значение; |
задачи |
ый, |
|
|
|
|
|
|
логическая операция; таблица |
|
фронтальный |
|
|
|
|
|
|
истинности; законы алгебры логики. |
|
опрос |
|
1 0 |
Свойства логических операций |
1 |
УИН З КУ |
Логический элемент; конъюнктор; дизъюнктор; инвертор; электронная схема |
Решать задачи на построение логических высказываний. |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
23.11
|
|
1 1 |
Решение логических задач |
1 |
УИН З КУ |
Логический элемент; конъюнктор; дизъюнктор; инвертор; электронная схема |
Решать задачи на построение логических высказываний. |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
30.11
|
|
№ |
Тема урока |
Кол-в о часов |
Тип урок а |
Элементы содержания |
Требования к уровню |
Вид контроля |
Дата проведени |
||||
план |
фак |
||||||||||
1 2 |
Логические элементы |
1 |
УИН З КУ |
|
|
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
7.12
|
|
|||
1 3 |
Проверочная работа «Математические основы информатики» |
1 |
УК |
|
|
|
14.12 |
|
|||
1 4 |
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов |
1 |
УИН З КУ |
Алгоритм, свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость; Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы |
Решать алгоритмические задачи |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
21.12 |
|
|||
15 |
Объекты алгоритмов.Алгоритмическая конструкция «следование». |
1 |
УИН З КУ |
Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица |
Знать объекты алгоритмов. |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос, тест |
28.12 |
|
|||
16 |
Алгоритмическая конструкция «ветвление». |
1 |
УИН З КУ |
Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы |
Уметь исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
11.01 |
|
|||
1 7 |
Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизаци и». |
1 |
УОИ С З |
Алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, формальное исполнение алгоритма, словесное описание, блок-схема, величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы, |
|
Тест |
18.01 |
|
|||
1 8 |
Алгоритмическ ая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием (цикл-ПОКА, цикл с предусловием) |
1 |
УИН З КУ |
Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы |
Уметь исполнять готовые алгоритмы для разветвляющихся алгоритмов. |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
25.01 |
|
|||
1 9 |
Цикл с заданным числом повторений (цикл-ДЛЯ, цикл с параметром). |
1 |
УИН З КУ |
Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы |
Уметь исполнять готовые алгоритмы для разветвляющихся алгоритмов. |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
1.02 |
|
|||
2 0 |
Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль. |
1 |
УИН З КУ |
Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания |
Знать общие сведения о языке программирования Паскаль |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
8.02 |
|
|||
2 1 |
Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания. |
1 |
УИН З КУ |
Язык программирования, структура программы, оператор присваивания |
Знать операторы ввода и вывода, типы данных и их обозначения. |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
15.02 |
|
|||
2 2 |
Вывод данных |
1 |
УИН З КУ |
Оператор вывода writer, формат вывода |
Программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление |
Индивидуальн ый, фронтальный |
22.03 |
|
|||
2 3 |
Ввод данных с клавиатуры |
1 |
УИН З КУ |
оператор ввода read |
Программировать линейные алгоритмы, предполагающие |
Индивидуальн ый, фронтальный |
1.03 |
|
|||
1
№ |
Тема урока |
Кол-в о часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню |
Вид контроля |
Дата проведе |
|
план |
факт |
|||||||
2 4 |
Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмы и исполнители» |
1 |
УОИ С З |
Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование |
Программировать алгоритмы |
Тест |
15.03 |
|
2 5 |
Числовые типы данных. Целочисленны й тип данных. |
1 |
УИНЗ КУ |
Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование |
Программировать алгоритмы |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
29.03 |
|
2 6 |
Символьный, строковый и логический типы данных |
1 |
УИНЗ КУ |
Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование |
Программировать алгоритмы |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
5.04 |
|
2 7 |
Условный оператор. |
1 |
УИНЗ КУ |
Вещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных |
Программировать алгоритмы |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
12.04 |
|
2 8 |
Составной оператор. |
1 |
УИНЗ КУ |
Условный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления |
Программировать алгоритмы |
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
10.04 |
|
№ |
Тема урока |
Кол- во часов |
Тип урок а |
Элементы содержания |
Требования к уровню |
Вид контроля |
Дата проведени |
|
план |
фак |
|||||||
2 |
Многообразие |
1 |
УИН |
Условный оператор, |
Программировать |
Индивидуальн |
19.04 |
|
9 |
способов записи |
|
З КУ |
сокращенная форма |
алгоритмы |
ый, |
|
|
|
ветвлений. |
|
|
условного оператора, |
|
фронтальный |
|
|
|
|
|
|
составной оператор, |
|
опрос |
|
|
|
|
|
|
вложенные ветвления |
|
|
|
|
3 |
Программиров ание |
1 |
УИН |
While (цикл –ПОКА), repeat |
Программировать |
Индивидуальн |
26.04 |
|
0 |
циклов с заданным |
|
З КУ |
(цикл – ДО), for (цикл с |
алгоритмы |
ый, |
|
|
|
условием |
|
|
параметром) |
|
фронтальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
опрос |
|
|
3 |
Программиров ание |
1 |
УИН |
While (цикл –ПОКА), repeat |
Программировать |
Индивидуальн |
3.05 |
|
1 |
циклов с заданным |
|
З КУ |
(цикл – ДО), for (цикл с |
алгоритмы |
ый, |
|
|
|
условием |
|
|
параметром) |
|
фронтальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
опрос |
|
|
3 |
Программиров ание |
1 |
УИН |
While (цикл –ПОКА), repeat |
Программировать |
Индивидуальн |
10.05 |
|
2 |
циклов с заданным |
|
З КУ |
(цикл – ДО), for (цикл с |
алгоритмы |
ый, |
|
|
|
числом повторений. |
|
|
параметром) |
|
фронтальный |
|
|
|
Административная |
|
|
|
|
опрос, тест |
|
|
|
к.р. |
|
|
|
|
|
|
3 3 |
Различные варианты программирова ния циклического алгоритма. |
1 |
УИН З КУ |
While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) |
|
Индивидуальн ый, фронтальный опрос |
17.05 |
|
3 4 |
Контрольная работа №4 по теме «Начала программирова ния» |
1 |
УОИ С З |
Язык программирования, программа, структура программы, |
|
Тест |
24.05 |
|
3 5 |
Резервный урок |
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
- урок изучения новых знаний |
УИНЗ |
- урок закрепления знаний |
УЗЗ |
- комбинированный урок |
КУ |
- урок обобщения и систематизации знаний |
УОИСЗ |
- урок контроля |
УК |
Требования к уровню подготовки
В результате изучения информатики в 8 классе должны уметь переводить единицы измерения количества информации; оценивать
количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Должны иметь представление:
об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях;
о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
o программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации;
о направлениях развития компьютерной техники;
о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
o компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Список литературы:
Литература для учащихся:
1. Информатика: учебник для 8 класса / Босова Л.Л.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Литература для учителя:
1.Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php
Дополнительная литература:
1. Журнал «Информатика и образование».
Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО 2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики 4. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных
образовательных ресурсов (ОМC)
5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
o программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
o принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального
информационного пространства;
o компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационныхресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм.
Учащиеся будут уметь:
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.